Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

178

 

К 60-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А.М. МАТЮШКИНА

 

В декабре 1987 г. исполняется 60 лет со дня рождения и 35 лет научно-педагогической деятельности видного советского психолога, члена КПСС, директора НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, члена-корреспондента АПН СССР, доктора психологических наук, профессора Алексея Михайловича Матюшкина.

А.М. Матюшкин получил психологическое образование на отделении психологии философского факультета МГУ после службы в советской армии. Закончив в 1957 г. аспирантуру А.М. Матюшкин несколько лет работал в качестве редактора психологического отдела издательства АПН РСФСР, а затем — научного сотрудника одного из московских научно-производственных объединений.

Свои научные исследования А.М. Матюшкин начал в области общей психологии в школе С.Л. Рубинштейна с изучения мыслительных процессов анализа, абстракции и обобщения. Им были получены новые психологические факты, характеризующие условия анализа и обобщения, роль отношений в решении системы мыслительных задач, средства процесса анализа, этапы поиска и решения новых проблем; они нашли отражение в его кандидатской диссертации (1960).

С 1963 по 1974 г. А.М. Матюшкин работал в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР сначала младшим, а затем старшим научным сотрудником. Здесь и в лаборатории психологии обучения он продолжил изучение психологической структуры мышления и разработку методов его экспериментального исследования, теоретически и экспериментально разработал психологическое обоснование проблемности в обучении как фактора психического (особенно интеллектуального) развития человека, обеспечивающего порождение познавательной мотивации, творческой исследовательской активности, развитие способностей

 

179

 

личности; им были сформулированы также принципы психологической классификации и оптимальной последовательности проблемных ситуаций в процессе обучения, соотношения проблемных форм обучения. Результатом этой работы явилась концепция психологической структуры и типологии проблемных ситуаций, составившая основу его докторской диссертации (1974).

В период с 1974 по 1980 г. А.М. Матюшкин возглавлял сектор психологии НИИ проблем высшей школы Минпроса СССР, в котором были сформулированы положения о диалоге и межличностных отношениях как общепсихологическом и социально-психологическом факторах творческого развития личности. На основании экспериментальных исследований были разработаны психолого-педагогические принципы проблемно-диалогических форм обучения и психолого-педагогические требования к учебному диалогу. Методический арсенал экспериментального исследования мышления был обогащен «диалогическими» лабораторными методиками. На основе сформулированного А.М. Матюшкиным подхода к изучению условий психического развития человека в совместной деятельности и общении решается ряд проблем развития профессионального мышления студентов, совершенствуются формы и методы обучения в высшей школе.

С 1980 г. и по настоящее время научная и организационная деятельность А.М. Матюшкина вновь тесно связана с НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, а котором он заведует лабораторией психологии развития познавательных процессов в обучении. В этот период он и его сотрудники разработали оригинальную концепцию исследовательской активности в мышлении и обучении.

А.М. Матюшкин уделяет большое внимание подготовке научных кадров. Под его руководством подготовлено более десяти кандидатов и докторов наук. Большую работу по аттестации психологических кадров А.М. Матюшкин проводит и как член Экспертной комиссии ВАК СССР.

С 1981 г. А.М. Матюшкин работает главным редактором журнала «Вопросы психологии». Журнал ставит наиболее актуальные проблемы психологической науки, использования психологических знаний в решении практических задач обучения и воспитания.

С 1983 г. А.М. Матюшкин является директором НИИ общей и педагогической психологии. Как руководитель научного учреждения А.М. Матюшкин стремится ввести в жизнь института принципы демократии, гласности и коллегиальности. Под коллективным руководством возглавляемого А.М. Матюшкиным Ученого совета проведена существенная перестройка содержания и стиля работы института, направленная на развитие фундаментальных исследований закономерностей и возрастной специфики психологического развития современного школьника в целях разработки психологического обеспечения реформы общеобразовательной и профессиональной школы.

А.М. Матюшкин ведет большую общественную работу. Он избирался депутатом Краснопресненского районного совета народных депутатов г. Москвы, с 1983 по 1987 г. возглавлял Общество психологов - СССР.

Научные труды А.М. Матюшкина широко известны в СССР и за рубежом. Он автор свыше 130 научных работ, ряд из них переведен на иностранные языки. Они охватывают широкий спектр фундаментальных и прикладных проблем в различных областях общей, педагогической, возрастной и социальной психологии. Основные публикации А.М. Матюшкина: «Проблемные ситуации в мышлении и обучении» (1972), «Актуальные проблемы психологии в высшей школе» (1977), «Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности» (1984), «Ускорение социально-экономического развития социалистического общества и тенденции развития психологии» (1986). Под редакцией А.М. Матюшкина выпущено несколько широко известных научных изданий по психологии.

Редколлегия и редакция журнала «Вопросы психологии», все представители научного психологического сообщества сердечно поздравляют Алексея Михайловича Матюшкина с юбилеем и желают ему крепкого здоровья, творческого долголетия и новых успехов в его научной и организаторской деятельности, направленной на всемерное развитие и укрепление отечественной психологической науки.