178
К 60-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
А.М. МАТЮШКИНА
В декабре 1987 г. исполняется 60 лет со дня рождения
и 35 лет научно-педагогической деятельности видного советского психолога, члена
КПСС, директора НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, члена-корреспондента
АПН СССР, доктора психологических наук, профессора Алексея Михайловича
Матюшкина.
А.М. Матюшкин получил
психологическое образование на отделении психологии философского факультета МГУ
после службы в советской армии. Закончив в 1957 г. аспирантуру А.М. Матюшкин
несколько лет работал в качестве редактора психологического отдела издательства
АПН РСФСР, а затем — научного сотрудника одного из московских
научно-производственных объединений.
Свои научные исследования
А.М. Матюшкин начал в области общей психологии в школе С.Л. Рубинштейна с
изучения мыслительных процессов анализа, абстракции и обобщения. Им были
получены новые психологические факты, характеризующие условия анализа и
обобщения, роль отношений в решении системы мыслительных задач, средства процесса
анализа, этапы поиска и решения новых проблем; они нашли отражение в его
кандидатской диссертации (1960).
С 1963 по 1974 г. А.М.
Матюшкин работал в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР сначала
младшим, а затем старшим научным сотрудником. Здесь и
в лаборатории психологии обучения он продолжил изучение психологической
структуры мышления и разработку методов его экспериментального исследования,
теоретически и экспериментально разработал психологическое обоснование
проблемности в обучении как фактора психического (особенно интеллектуального)
развития человека, обеспечивающего порождение познавательной мотивации,
творческой исследовательской активности, развитие способностей
179
личности; им были сформулированы также принципы
психологической классификации и оптимальной последовательности проблемных
ситуаций в процессе обучения, соотношения проблемных форм обучения. Результатом
этой работы явилась концепция психологической структуры и типологии проблемных
ситуаций, составившая основу его докторской диссертации (1974).
В период с 1974 по 1980 г.
А.М. Матюшкин возглавлял сектор психологии НИИ проблем высшей школы Минпроса
СССР, в котором были сформулированы положения о диалоге и межличностных
отношениях как общепсихологическом и социально-психологическом факторах
творческого развития личности. На основании экспериментальных исследований были
разработаны психолого-педагогические принципы проблемно-диалогических форм
обучения и психолого-педагогические требования к учебному диалогу. Методический
арсенал экспериментального исследования мышления был обогащен «диалогическими»
лабораторными методиками. На основе сформулированного А.М. Матюшкиным подхода к
изучению условий психического развития человека в совместной деятельности и
общении решается ряд проблем развития профессионального мышления студентов,
совершенствуются формы и методы обучения в высшей школе.
С 1980 г. и по настоящее
время научная и организационная деятельность А.М. Матюшкина вновь тесно связана
с НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, а котором он заведует
лабораторией психологии развития познавательных процессов в обучении. В этот
период он и его сотрудники разработали оригинальную концепцию исследовательской
активности в мышлении и обучении.
А.М. Матюшкин уделяет
большое внимание подготовке научных кадров. Под его руководством подготовлено
более десяти кандидатов и докторов наук. Большую работу по аттестации
психологических кадров А.М. Матюшкин проводит и как член Экспертной комиссии
ВАК СССР.
С 1981 г. А.М. Матюшкин
работает главным редактором журнала «Вопросы психологии». Журнал ставит
наиболее актуальные проблемы психологической науки, использования
психологических знаний в решении практических задач обучения и воспитания.
С 1983 г. А.М. Матюшкин
является директором НИИ общей и педагогической психологии. Как руководитель
научного учреждения А.М. Матюшкин стремится ввести в жизнь института принципы
демократии, гласности и коллегиальности. Под коллективным руководством
возглавляемого А.М. Матюшкиным Ученого совета проведена существенная
перестройка содержания и стиля работы института, направленная на развитие
фундаментальных исследований закономерностей и возрастной специфики
психологического развития современного школьника в целях разработки
психологического обеспечения реформы общеобразовательной и профессиональной
школы.
А.М. Матюшкин ведет большую
общественную работу. Он избирался депутатом Краснопресненского районного совета
народных депутатов г. Москвы, с 1983 по 1987 г. возглавлял Общество психологов
- СССР.
Научные труды А.М. Матюшкина
широко известны в СССР и за рубежом. Он автор свыше 130 научных работ, ряд из
них переведен на иностранные языки. Они охватывают широкий спектр
фундаментальных и прикладных проблем в различных областях общей,
педагогической, возрастной и социальной психологии. Основные публикации А.М.
Матюшкина: «Проблемные ситуации в мышлении и обучении» (1972), «Актуальные
проблемы психологии в высшей школе» (1977), «Психологическая структура,
динамика и развитие познавательной активности» (1984), «Ускорение
социально-экономического развития социалистического общества и тенденции
развития психологии» (1986). Под редакцией А.М. Матюшкина выпущено несколько
широко известных научных изданий по психологии.
Редколлегия и редакция
журнала «Вопросы психологии», все представители научного психологического
сообщества сердечно поздравляют Алексея Михайловича Матюшкина с юбилеем и
желают ему крепкого здоровья, творческого долголетия и новых успехов в его
научной и организаторской деятельности, направленной на всемерное развитие и
укрепление отечественной психологической науки.