Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

172

 

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

 

ДЕТИ В ВЕК ИНФОРМАЦИИ

 

В.В. РУБЦОВ, С.Г. СМИРНОВ

Москва

 

С 19 по 22 мая 1987 г. в столице Болгарии проходила II Международная конференция «Дети в век информации». Участниками конференции стали специалисты в области применения компьютеров в образовании (около 400 человек из 44 стран). Основная цель конференции, как отметил председатель программного комитета Б. Сендов (НРБ), — обсуждение проблем, с которыми столкнулись специалисты в связи с введением в сферу образования информатики и новых информационных технологий. Основной задачей конференции стал поэтому обмен опытом в области творчества, инноваций и новых деятельностей, связанных с использованием компьютеров. Не ограничивают ли компьютеры развитие детей и их активность? — вот главный вопрос, который определяет на сегодняшний день тенденции и основные направления введения компьютеров в образование.

На пленарных заседаниях прозвучали доклады ведущих специалистов в области информатики и новых информационных технологий. Первый доклад, посвященный конструктивизму как основе проектирования компьютерных сред, был сделан С. Пейпертом (США), заключительный, в котором раскрывались основные направления развития информатики в СССР, — А.П. Ершовым (СССР). Кроме того, на пленарном заседании выступили С. Шиба (Япония), Н. Рашби (Великобритания), Р. Нага (Индия), С. Шарп (США), Т. Вирт (Нидерланды), Й. Йенсен (Дания), В. Дюмон (Франция), Ю. Хаммон (Австралия) и другие.

Секционные заседания соответствовали трем основным направлениям исследований, проводимых в различных странах в области компьютеризации образования: 1) национальная политика различных стран, определяющая введение информатики, применение компьютеров в образовании; национальные программы образования детей в век информации и подготовки учителей; социокультурные аспекты проблемы компьютеризации образования; 2) технические вопросы, возникающие при использовании новой техники и новых информационных технологий, оценка программного обеспечения и возможностей применять компьютеры в процессе преподавания учебных предметов; 3) теоретические вопросы использования компьютеров в обучении; психологические и психолого-педагогические проблемы разработки новых методов и моделей обучения; проектирование целостных систем организации учебной деятельности, основанных на применении компьютеров.

Главным объектом психолого-педагогического анализа стало само понятие обучения, которое, как отмечали участники конференции, изменяется при использовании новых информационных технологий. Каким становится обучение, включающее применение компьютеров? Влияют ли компьютеры на содержание образования? Чем определяется и как может быть оценен эффект от использования компьютеров? — вот тот круг основных вопросов, который обсуждали участники конференции. Наиболее полно вопрос об обучении, включающем применение ЭВМ, рассмотрел в своем докладе С. Пейперт. Он является создателем нового направления в разработке предметных сред, основанных на системе LOGO Развивая положение о том, что проблема будущего образования, основанного на применении новых информационных технологий, не сводится к развитию техники, С. Пейперт поставил проблему создания новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие детей, их творческой активности и введения инноваций в процесс учебной деятельности. Техноцентризму как наиболее развитому подходу в использовании компьютеров в обучении ученый противопоставил конструктивизм — новый теоретический

 

173

 

принцип создания предметных сред, состоящий в том, что в основу будущих педагогических технологий должна быть положена активность самого ребенка, направленная на самодеятельное конструирование.

Участники конференции познакомились с новым вариантом компьютерной среды (разработчики — группа Б. Сендова из НРБ), применение которой позволяет учащемуся производить на экране ЭВМ любые построения циркулем и линейкой, а также измерять расстояния между точками и углы между векторами. Важной особенностью этого «геометрического конструктора» является возможность синтеза сложных геометрических форм из простых, элементарных построений. Такой конструктор может быть использован в режиме «советчика» при решении учащимися всего комплекса задач школьного курса планиметрии.

Успешная реализация болгарского проекта вызвала оживленную дискуссию на конференции. Выяснилось, что большинство ее участников являются активными сторонниками реализации компьютерных учебных сред в различных предметных областях. Представитель Франции Б. Дюмон сообщил о двух проектах такого рода: система «Камелия» является компьютерным конструктором в области дифференцирования элементарных функций, а система «Замки Луары» позволяет учащимся самостоятельно формировать базу данных, охватывающую архитектурные памятники Франции.

В докладе Т. Вирта (Нидерланды) эта позиция получила дальнейшее развитие. С его точки зрения, учащиеся, освоившись с компьютерными учебными средствами, удачно построенными хотя бы для некоторых предметных областей, приобретают способность и склонность строить аналогичные моделирующие среды во всех областях научного знания и производственной деятельности. В итоговом докладе Н. Рашби (Великобритания) было отмечено, что, по всей вероятности, только пользование компьютерными учебными средами может преодолеть скептическое отношение учителей к компьютеру как учебному средству. При наличии такой среды, соответствующей его традиционному предмету, учитель перестает чувствовать себя некомпетентным гостем в компьютерном классе, где он вновь может вести учебный процесс в привычном стиле, с той разницей, что теперь это будет не диалог учителя с классом, а «триалог» учителя, класса и компьютерной сети, оснащенной соответствующим программным обеспечением и значительно расширяющей возможности как учителя, так и учащегося в новой практике освоения традиционных учебных предметов с помощью последовательности усложняющихся компьютерных экспериментов.

Следует сказать, что идеи С. Пейперта о конструктивизме во многом созвучны ряду положений советской психологической теории деятельности, согласно которой деятельность и действия самого ребенка являются основой его психического развития (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов и др.). Более того, переход от предметного действия к действию с моделями осваиваемых объектов и ситуаций составляет неотъемлемое условие формирования полноценных умственных способностей ребенка. Поэтому представленные С. Пейпертом и его последователями данные о двух этапах применения компьютерных предметных сред можно считать одним из исходных принципов проектирования новых педагогических технологий.

В то же время, по мнению специалистов, опыт введения предметных сред хотя и свидетельствует о важном значении соответствующего направления исследований, но не учитывает закономерности формирования умственных действий, о которых говорилось на конференции. Многие докладчики отмечали в этой связи актуальность проблемы организации учебной деятельности (Д. Смит, Великобритания; В. Штихт, ГДР; В.В. Рубцов, СССР; Д. Берлин, США; К. Куути, Финляндия; Е. де Кортр, Бельгия; Л. Великова, В. Цонева, Болгария, и др.). Основной вывод по указанной проблеме сводится к тому, что проектирование и разработка предметных сред являются необходимым, но далеко не достаточным условием в создании новых педагогических технологий. Особое направление исследований должно быть связано с обоснованием целостных систем учебной деятельности, сохраняющих основные этапы формирования умственных действий с использованием конструктивного анализа и моделирования предметных сред.

Как и на предыдущей конференции (см.: Вопр.психол. 1985. №6. С. 177—178), участники специально обсуждали те навыки (их строение), которыми овладевает учащийся в процессе усвоения основ информатики. К ним относятся умение выражать некоторый смысл, понимание общих процедур, умение планировать ход решения задачи, разлагать целое на части, находить и исправлять ошибку в процессе решения, осуществлять поиск способов решения и др. В ряде докладов ставились вопросы о системе умений, определяющих компьютерную грамотность и структуру мышления, специфическую для информационной культуры. Доказана возможность обучать детей информатике с

 

174

 

12 лет, т.е. с того возраста, когда у ребенка формируются структуры формальных операций, а также использовать компьютеры при обучении детей 6—12 лет, если это обучение не ограничивает творческих возможностей и активности самого ребенка. В связи с этим отмечалось, что использование компьютера в обучении, особенно в обучении дошкольников и младших школьников, является новым и малоизученным направлением. Но при особых формах деятельности взрослого и детей, а также самих детей возможны эффективные пути построения учебной деятельности. Специалисты, опираясь на работы Л.С. Выготского, особо указывали на эффективность групповых и совместных (в частности, коллективно-распределенных) способов организации учебной деятельности, рассматривая эти способы и социокогнитивный конфликт в качестве источника психического развития ребенка.

Подводя итоги работы II Международной конференции «Дети в век информации», Б. Сендов подчеркнул, что обучение с использованием компьютеров является центральной проблемой компьютеризации образования, разработка которой приведет к появлению новых учебных предметов, новых средств для оценки эффективности обучения, новых подходов к организации обучения. Школа нуждается в трансформации педагогических технологий на базе внедрения новой информационной культуры.