Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

154

 

ИСКУССТВО БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ

 

В. Г. ИВАНОВ, Г. С. СУХОБСКАЯ

Ленинград

 

Дранков В. Л. Искусство быть человеком. М.: Советская Россия, 1984. 134 с.

 

Психология в наши дни все шире выходит на арену решения практических задач. Книга В.Л. Дранкова — хороший пример сочетания конкретных профессиональных и теоретических проблем психологии. Она

 

155

 

адресована специалисту, работающему со взрослыми людьми в клубной аудитории.

Клубы по интересам — одна из самых распространенных в нашей стране форм культурно-массовых учреждений, дающих возможность юноше и взрослому человеку реализовать свои склонности, попробовать свои силы в новом деле, а иногда и заново «открыть себя». Можно ли позитивно влиять на исходные запросы и потребности человека? Как расширять его первоначальный интерес? Как обогащать его духовный мир и сферу нравственных отношений? Все эти вопросы стоят перед работником культуры, но далеко не на каждый из них он может дать ответ.

В центре книги — анализ нравственной природы человеческих отношений. Автор акцентирует внимание на том, что нельзя просто научиться быть полезным людям, как обучиться наукам, труду. В основе этого важнейшего нравственно-психологического качества лежит способность понимать себя и другого, быть бескорыстным и добрым, чутким и отзывчивым. Для характеристики этого качества как целостного проявления личности по отношению к другим людям автор вводит понятие «открытой» и «закрытой» системы отношений. Открытость личности предполагает прежде всего способность человека создавать в общении условия раскрепощенности, раскованности, свободу проявления для каждого партнера своего истинного «я». Однако богатство этого общения обеспечивается другой системой отношений, которая аккумулирует в себе глубинные аспекты внутреннего мира человека, его понимание других людей, способность осмысливать серьезные жизненные коллизии и поступки.

Выявленные автором нравственно-психологические качества личности позволили построить некоторую типологию межличностных отношений и охарактеризовать такие типы, как «силовой», «эмоциональный», «рациональный», «творческий». Объемность, многоплановость анализа проявлений личности, конкретность описания ее поведения дают возможность легко идентифицировать их с реальными людьми.

Немалым достоинством книги В.Л. Дранкова является ее стиль. Книга эта из числа тех, которые вполне доступны человеку, не являющемуся специалистом, и вместе с тем вызывающая интерес и у специалистов. Первоначально кажется, что все «просто и легко узнаваемо»: разве предложенные автором позиции «от себя» и «от других» в главе III «Нравственная природа отношений»— не знакомые нам, традиционные в литературе по этике позиции эгоиста и альтруиста? Мало ли было типологий личности, в том числе и тех, где говорилось об эмоциональном, рациональном и художественном типах (глава V «Типы отношений»)? Разве не банальна истина о том, что следует быть «нужным людям»? Но, рассмотренные под углом зрения системы отношений и деятельности, эти проблемы приобрели яркость новизны.

Речь в книге идет все время не о качествах отдельно характеризуемой личности, а об отношениях с другими людьми, отношениях по самой глубинной природе — нравственных, отношениях, посредством которых выстраивается и отношение к самому себе, происходит и постижение себя — через других. И здесь автор вступает в полемику — хотя и не упоминает своих оппонентов — с экзистенциалистской концепцией личности, поскольку его позиция прямо противоположна центральному пункту этой концепции, по которой «ад — это другие», истинная «самость» личности раскрывается в отрыве от других, в «глубине сущности», а связь с другими равнозначна потере самого себя.

Своей книгой В.Л. Дранков утверждает, что подлинное богатство личности — в богатстве ее человеческих отношений. Именно поэтому в типологии отношений (заметим опять-таки: не «типологии личностей», которая, как правило, тяготеет к закреплению за определенным типом личности тех или иных качеств почти фатально, подобно «каиновой печати») обозначена восходящая линия развития отношений, в принципе доступных каждому человеку, и высшим типом отношений оказывается художественный вовсе не потому, что он, так сказать, профессионально присущ художнику или писателю. Быть может, здесь подошло бы точнее слово «эстетический тип отношений», но опять-таки в том смысле, какой вкладывали в него М. Горький и А. Луначарский, когда говорили: «Эстетика — это этика будущего».

Книга В.Л. Дранкова, выпущенная в библиотечке «В помощь клубному работнику», окажется полезна каждому, кто работает с людьми — от педагога до инженера и мастера. Более того, она удачно пополняет до сих пор еще не слишком богатую литературу по самовоспитанию и нравственному совершенствованию, т. е. оказывается нужной каждому человеку.