154
ИСКУССТВО БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ
В. Г. ИВАНОВ, Г. С. СУХОБСКАЯ
Ленинград
Дранков В. Л. Искусство быть человеком. М.: Советская
Россия, 1984. 134 с.
Психология в наши дни все шире выходит на арену
решения практических задач. Книга В.Л. Дранкова — хороший пример сочетания
конкретных профессиональных и теоретических проблем психологии. Она
155
адресована специалисту, работающему со взрослыми людьми в клубной аудитории.
Клубы по интересам — одна из
самых распространенных в нашей стране форм культурно-массовых учреждений,
дающих возможность юноше и взрослому человеку реализовать свои склонности,
попробовать свои силы в новом деле, а иногда и заново «открыть себя». Можно ли
позитивно влиять на исходные запросы и потребности человека? Как расширять его
первоначальный интерес? Как обогащать его духовный мир и сферу нравственных
отношений? Все эти вопросы стоят перед работником культуры, но далеко не на
каждый из них он может дать ответ.
В центре книги — анализ
нравственной природы человеческих отношений. Автор акцентирует внимание на том,
что нельзя просто научиться быть полезным людям, как обучиться наукам, труду. В
основе этого важнейшего нравственно-психологического качества лежит способность
понимать себя и другого, быть бескорыстным и добрым, чутким и отзывчивым. Для
характеристики этого качества как целостного проявления личности по отношению к
другим людям автор вводит понятие «открытой» и «закрытой» системы отношений.
Открытость личности предполагает прежде всего
способность человека создавать в общении условия раскрепощенности,
раскованности, свободу проявления для каждого партнера своего истинного «я».
Однако богатство этого общения обеспечивается другой системой отношений,
которая аккумулирует в себе глубинные аспекты внутреннего мира человека, его
понимание других людей, способность осмысливать серьезные жизненные коллизии и
поступки.
Выявленные автором
нравственно-психологические качества личности позволили построить некоторую
типологию межличностных отношений и охарактеризовать такие типы, как «силовой»,
«эмоциональный», «рациональный», «творческий». Объемность, многоплановость
анализа проявлений личности, конкретность описания ее поведения дают
возможность легко идентифицировать их с реальными людьми.
Немалым достоинством книги
В.Л. Дранкова является ее стиль. Книга эта из числа тех, которые вполне
доступны человеку, не являющемуся специалистом, и вместе с тем вызывающая
интерес и у специалистов. Первоначально кажется, что все «просто и легко
узнаваемо»: разве предложенные автором позиции «от себя» и «от других» в главе III
«Нравственная природа отношений»— не знакомые нам, традиционные в литературе по
этике позиции эгоиста и альтруиста? Мало ли было типологий
личности, в том числе и тех, где говорилось об эмоциональном, рациональном и
художественном типах (глава V
«Типы отношений»)? Разве не банальна истина о том, что следует быть
«нужным людям»? Но, рассмотренные под углом зрения системы отношений и
деятельности, эти проблемы приобрели яркость новизны.
Речь в книге идет все время
не о качествах отдельно характеризуемой личности, а об отношениях с другими
людьми, отношениях по самой глубинной природе — нравственных, отношениях,
посредством которых выстраивается и отношение к самому себе, происходит и
постижение себя — через других. И здесь автор вступает
в полемику — хотя и не упоминает своих оппонентов — с экзистенциалистской
концепцией личности, поскольку его позиция прямо противоположна центральному
пункту этой концепции, по которой «ад — это другие», истинная «самость»
личности раскрывается в отрыве от других, в «глубине сущности», а связь с
другими равнозначна потере самого себя.
Своей книгой В.Л. Дранков
утверждает, что подлинное богатство личности — в богатстве ее человеческих
отношений. Именно поэтому в типологии отношений (заметим
опять-таки: не «типологии личностей», которая, как правило, тяготеет к
закреплению за определенным типом личности тех или иных качеств почти фатально,
подобно «каиновой печати») обозначена восходящая линия развития отношений, в
принципе доступных каждому человеку, и высшим типом отношений оказывается
художественный вовсе не потому, что он, так сказать, профессионально присущ
художнику или писателю. Быть может, здесь подошло бы точнее слово
«эстетический тип отношений», но опять-таки в том смысле, какой вкладывали в
него М. Горький и А. Луначарский, когда говорили: «Эстетика — это этика
будущего».
Книга В.Л. Дранкова,
выпущенная в библиотечке «В помощь клубному работнику», окажется
полезна каждому, кто работает с людьми — от педагога до инженера и мастера.
Более того, она удачно пополняет до сих пор еще не слишком богатую литературу
по самовоспитанию и нравственному совершенствованию, т. е. оказывается нужной
каждому человеку.