153
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ОБЩЕНИЮ
СО СЛЕПОГЛУХИМИ
Г. П. БЕРТЫНЬ
Москва
С. А. Сироткин, Э. К. Шакенова. Как общаться со слепоглухими. М.:
изд-во ВОС, 1986. 80 с.
Первый автор пособия — С.А. Сироткин — один из
четырех воспитанников Загорского детского дома для слепоглухих детей,
закончивших факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова; в настоящее время он
заведует сектором социальной реабилитации слепоглухих СКВ ВОС. В этом же
секторе работает и Э.К. Шакенова.
В рецензируемом пособии
рассмотрены особенности общения со слепоглухими. В нем содержится наиболее
полная информация о современных технических средствах общения со слепоглухими. Даны рекомендации по преодолению трудностей при общении для
работающих со слепоглухими на предприятиях, в первичных организациях ВОС и ВОГ,
для родных и близких.
Кратко, но информативно дана
история вопроса об обучении слепоглухих. Если до недавнего времени считалось,
что обучение людей с врожденными или ранними глубокими
нарушениями зрения и слуха является уникальным явлением, то практика
сурдопедагогики в нашей стране (И.А. Соколянский, 1889—1960, А.И. Мещеряков,
1923— 1974 и другие) доказала, что своевременное выявление, адекватное
воспитание и обучение слепоглухих закономерно приводит к возможно более полной
адаптации их к жизни. На различных предприятиях УПП ВОС в нашей стране работают
отдельные слепоглухие, однако наиболее прогрессивной формой организации жизни и
труда, личностного развития слепоглухих является создание производственных
участков на УПП ВОС и в производственных объединениях ВОС, где группы
слепоглухих (30— 40 человек) работают вместе со слепыми, глухими и рабочими без
нарушений сенсорики. Авторы пособия правильно ставят вопрос
об отношении к работающим слепоглухим не с позиции жалости, а призывают,
доказывают, даже требуют равного в сравнении с другими отношения к рабочим с
бисенсорным дефектом.
Пособие С.А. Сироткина и
Э.К. Шакеновой — это первая попытка дать в руки окружающих просто и доходчиво
написанное, наглядно иллюстрированное пособие с целью научить их, как и какими средствами возможно организовать общение со слепоглухими.
Безусловно, организацию общения со слепоглухими рабочими легче осуществить на
предприятиях, где работают не отдельные слепоглухие, а специально
организованная группа из 30—40 человек; при групповой организации труда
слепоглухие меньше испытывают чувство своей неполноценности и отчужденности, а
под влиянием правильно организованной воспитательной работы и естественного
общения у разных групп рабочих (с сенсорными нарушениями и без) формируются
общие интересы, увлечения, активизируются словесно-речевые контакты.
Рецензируемое пособие
написано четко, популярно, но при этом авторы сумели сохранить стройность и
высокий уровень научного изложения материала Пособие состоит
154
из четырех глав, каждая из которых подразделяется на
три части.
В главе I
излагаются теоретические основы работы, исходя из теории Л.С. Выготского.
Кратко дана история тифлосурдопедагогики. Большое внимание уделено успехам
воспитания и обучения слепоглухих в нашей стране. В настоящее
время на предприятиях ВОС заняты 88 % работающих слепоглухих, состоящих на
учете в секторе социальной реабилитации слепоглухих СКБ ВОС.
В зависимости от тяжести и
выраженности сенсорных дефектов авторы выделяют четыре категории работающих слепоглухих:
тотально или практически слепоглухие, слепые слабослышащие, слабовидящие
глухие, слабовидящие слабослышащие. По основному же типу языка, в зависимости
от используемых средств общения, авторами выделено три группы слепоглухих: 1)
словесно-речевая, или так называемые словесники, 2) жесто-речевая («жестовики»)
и 3) группа «немых», у которых отсутствует общение с окружающими. Таким
образом, контингент слепоглухих очень разнороден по характеру, тяжести, времени
наступления бисенсорных дефектов, по типу полученного образования и способам
общения с окружающими.
Авторами разработаны
оригинальные схемы общения слепоглухих с окружающими, не имеющими сенсорных
дефектов, со слепыми или глухими, а также между собой. Схемы эти просты,
доступны для понимания, в каждом конкретном случае представлены четкие критерии
трудностей, с которыми встречается каждая из общающихся сторон, показано,
какими средствами общения следует пользоваться. В главах II—IV дано
описание адекватных для каждой группы средств общения.
В дефектологии при обучении
глухих и слепоглухих детей до сих пор нет единого мнения о жестовой речи.
Экспериментальные
данные Т.В. Розановой свидетельствуют о том, что по мере овладения словесной
речью у глухих детей связи между жестовым и словесным обозначением слова
становятся более прочными (см.: Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления
глухих детей. М., 1978).
Анализ понимания текстов
глухими учащимися VIII—XII классов специальных
вечерних школ показал, что лучше понимаются тексты, предъявленные жестами, причем
при использовании разговорного и жестового языков результаты оказались более
высокими, чем при применении калькирующей жестовой речи.
С.Н. Сироткин и Э.К.
Шакенова подробно описывают современные технические средства общения со
слепоглухими. Некоторые из них уже нашли применение, другие только начинают
разрабатываться.
Данные, содержащиеся в
рецензируемом пособии, свидетельствуют о положительных результатах обучения
даже такой сложной категории детей, как слепоглухие, об их достаточной
дальнейшей социальной и трудовой адаптации.
Окружающие, родные,
благодаря сведениям, изложенным в пособии, получили возможность организовать
общение с различными группами слепоглухих, в том числе и с людьми, у которых
второй сенсорный или бисенсорный дефекты обнаружились позже периода школьного
обучения в силу различных генетических или других причин. Возможность общения с
такими слепоглухими предотвращает их изолированность,
появление у них различных стрессовых состояний.
Кроме того, необходимо
отметить, что доступность изложения самого материала и методов овладения
шрифтом Брайля, дактилологией, жестовой речью делает возможным применение
пособия (хотя сами авторы адресовали его только людям, общающимся со
слепоглухими) родителями, имеющими слепых, слабовидящих, глухих или слабослышащих
детей, а также персоналом, обслуживающим различные группы аномальных людей.