Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

151

 

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКАМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

Н. С. ЛЕЙТЕС

Москва

 

Отстающие в учении школьники: (Проблемы психического развития) / Под ред. З.И. Калмыковой, И.Ю. Кулагиной. М.: Педагогика, 1986. 209 с.

 

Дети, отстающие в развитии,— очень серьезная психологическая и педагогическая проблема. Имеются в виду случаи, когда ученик не может усваивать программу общеобразовательной школы в том же темпе, что и его нормально развивающиеся сверстники. Но это не дебильность. Таким детям доступно учение по обычной программе, но в более медленном темпе. Причинами их отставания в развитии могут быть как социальные, так и биологические факторы. Неблагоприятные социально-биологические условия в ясельном и раннем дошкольном возрасте могут оказаться существенным тормозом формирования необходимых для учения умственных качеств.

Эта категория учеников требует к себе особого внимания, без которого такие дети не смогут выровняться. Имеется определенный опыт работы с ними в специальных классах для детей с задержками психического развития, а в последние годы для них создается особая сеть школ-интернатов. Вместе с тем немало таких детей остается и в условиях обычной школы, что создает значительные трудности для педагога. Выяснение психологических особенностей учеников с задержками в развитии и разработка для них методов психологической коррекции — актуальная научная задача, подсказанная самой жизнью.

В свое время под руководством Н.А. Менчинской проводилось изучение психологических проблем неуспеваемости школьников, в частности и на детях, отстающих в развитии (см.: Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Под ред. Н.А. Менчинской М., 1971). Эту линию работ и продолжают исследования, представленные в рецензируемой книге. В каждой из ее девяти глав рассказывается об экспериментальном изучении различных сторон психического развития детей, у которых отставание в учении обусловлено именно задержкой психического развития. Представленные данные отчетливо показывают, что у таких детей слабо выражена познавательная активность, особенно в проблемной ситуации, что их учебные занятия характеризуются импульсивностью, неорганизованностью, отсутствием ориентировочного этапа, недостаточным умением принять задачу, планировать и регулировать свои действия, оценивать результаты и способы собственной работы. Для них характерна выраженность отрицательных качеств ума, снижающих продуктивность умственной работы, таких, как поверхностность, инертность, неустойчивость, подражательность. Нередко на невысокое развитие интеллекта наслаиваются в качестве вторичного образования личностные отклонения.

Исследование структуры мыслительной деятельности обнаружило неравномерность развития отдельных ее компонентов: мотивационного, регуляторного и операционального, и с этим связана своеобразная типология учащихся. Книга содержит интереснейшие экспериментальные данные не только о собственно умственном развитии отстающих учеников, но и об особенностях их саморегуляции и таких личностных чертах, как самооценка, уровень притязаний, отношение к учебной работе. При этом ни в одной из глав дело не ограничивается только констатирующим экспериментом — широко представлены эксперименты формирующие, корректирующие развитие Разработаны цели и средства соответствующих групповых и индивидуальных занятий, показана их эффективность.

 

152

 

Сквозной линией в книге является сопоставление результатов обучения в разных условиях: одна ситуация, когда дети, отстающие в развитии, обучаются в обычной школе, где они оказываются постоянно неуспевающими — и тем ущемляется их достоинство, и другая ситуация, когда такие дети собраны в специальные классы. Многократно, с разных сторон показано преимущество условий обучения, при которых темп и способы подачи материала приспособлены к уровню развития ребенка и когда при меньшем количестве учеников в классе открываются дополнительные возможности для индивидуальной работы. В условиях спецшколы осуществлению индивидуального подхода способствуют детальное изучение психофизиологических особенностей каждого учащегося, проведение медико-педагогических консилиумов. Если своевременно начать отдельные занятия с данной категорией учеников (желательно даже в старшей группе детского сада), удается добиться результативности коррекционной работы и постепенно подготовить детей к переходу в обычную школу.

Книга подводит к выводу, что подлинно развивающего эффекта можно добиться лишь при комплексной организации учебно-воспитательного процесса, когда формирование структуры мыслительной деятельности, учебной мотивации, адекватной самооценки происходит параллельно, в единой системе. При этом выделяются три принципа обучения, особенно важных и специфичных для детей с задержкой в развитии. Прежде всего — индивидуализация обучения. В процессе обучения необходимо учитывать не только возрастные и типические особенности учащихся, отстающих в учении, но и их индивидуальные особенности. Второй принцип — коррекционная направленность обучения. Он характерен для спецшкол, где обязательны для всех учеников соответствующие вспомогательные занятия. И третий принцип — единство обучения и воспитания. Применительно к изучавшейся категории детей особенно велика воспитывающая роль учителя, его стиля общения с детьми.

Во всех разделах книги выводы основываются полностью на экспериментах. Книга очень насыщенная, в ней много фактов, и она вводит в научный обиход ряд новых диагностических и коррекционных методик. Высокий методический уровень исследований опирается на общие для всех авторов методологические принципы, касающиеся соотношения между обучением и развитием. Вместе с тем следует отметить, что единство книги ослабляется определенными расхождениями в понятийном аппарате: в одних главах для характеристики умственных различий используется по преимуществу понятие «умственные способности» (гл. I, IX), в других — понятие «структура мыслительной деятельности» (гл. II, III).

Книгу пронизывает идея индивидуальных различий, мысль о том, что дети отличаются не только по уровню своего психического развития, но и по своеобразию его. Учет именно своеобразия трудностей в развитии того или другого ученика и позволял найти наиболее эффективные способы работы с такими детьми.

Следует отметить и возрастной аспект книги: авторы вели исследования в разных возрастных группах, начиная с детского сада и до подросткового возраста (VIII класс). Представлен конкретный материал для прослеживания некоторых возрастных тенденций развития таких детей в разных условиях обучения. Но здесь хотелось бы привлечь внимание к следующему. При изучении младших школьников находило подтверждение известное положение Л.С. Выготского о том, что в случае аномального развития в первую очередь страдают более сложные, поздно формирующиеся психические функции и что они же являются и более чувствительными к коррекционным воздействиям (гл. III). Вместе с тем изучение подростков с задержкой развития показало (гл. IV), что у них словесно-логическое мышление не только отстает от интуитивно-практического, но и труднее поддается выравниванию. Такого рода данные требуют дальнейшего теоретического осмысления.

Проведенные исследования учат бережному, внимательному отношению к ребенку, умению видеть сильные, сохранные стороны в его развитии и правильно понимать слабости, которые являются временными и с помощью специальных методов обучения могут быть преодолены. Таким образом, перед нами книга гуманная и оптимистическая. Она убедительно показывает, что современная психология уже вооружена научными подходами, позволяющими квалифицированно оказывать помощь данной категории детей и во многом содействовать их выравниванию, переводу в русло нормального, здорового развития.

Хотелось бы, чтобы авторы в дальнейшем проследили судьбы таких детей: как идет их учение после перевода в обычную школу? Бывают ли рецидивы отставания? Обнаруживаются ли у таких детей проявления каких-нибудь специальных способностей и дарований?

У детей с задержкой психического развития наиболее резко выражены особенности,

 

153

 

в той или иной мере присущие и другим детям, испытывающим трудности в учении. Опыт изучения данной категории детей может быть полезным при решении вопросов оптимизации обучения и других категорий школьников. Но для этого очень желательно, чтобы разработанные и апробированные авторами книги диагностические и коррекционные методики (каждая из которых имеет свою цель и свои ограничения) были бы объединены в определенную систему (и при этом некоторые из методик и приемы обращения с ними более подробно описаны) с тем, чтобы в результате получилось методическое пособие. Такое пособие было бы ценным подспорьем для психологической службы в школе.

Дети, отстающие в умственном развитии,— особая грань проблемы индивидуальных различий. Рассмотренная книга свидетельствует о больших научно-практических успехах на этом фланге дифференциальной психологии.