151
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
НЕУСПЕВАЕМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКАМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Н. С. ЛЕЙТЕС
Москва
Отстающие в
учении школьники: (Проблемы психического развития) / Под ред. З.И. Калмыковой,
И.Ю. Кулагиной. М.: Педагогика, 1986. 209 с.
Дети, отстающие в развитии,— очень серьезная психологическая и педагогическая проблема. Имеются
в виду случаи, когда ученик не может усваивать программу общеобразовательной
школы в том же темпе, что и его нормально развивающиеся сверстники. Но это не
дебильность. Таким детям доступно учение по обычной программе, но в более
медленном темпе. Причинами их отставания в развитии могут быть как социальные,
так и биологические факторы. Неблагоприятные социально-биологические условия в
ясельном и раннем дошкольном возрасте могут оказаться существенным тормозом
формирования необходимых для учения умственных качеств.
Эта категория учеников
требует к себе особого внимания, без которого такие дети не смогут выровняться.
Имеется определенный опыт работы с ними в специальных классах для детей с
задержками психического развития, а в последние годы для них создается особая
сеть школ-интернатов. Вместе с тем немало таких детей остается и в условиях
обычной школы, что создает значительные трудности для педагога. Выяснение
психологических особенностей учеников с задержками в развитии и разработка для
них методов психологической коррекции — актуальная научная задача, подсказанная
самой жизнью.
В свое время под
руководством Н.А. Менчинской проводилось изучение психологических
проблем неуспеваемости школьников, в частности и на детях, отстающих в развитии
(см.: Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Под
ред. Н.А. Менчинской М., 1971). Эту линию работ и
продолжают исследования, представленные в рецензируемой книге. В каждой из ее
девяти глав рассказывается об экспериментальном изучении различных сторон
психического развития детей, у которых отставание в учении обусловлено именно
задержкой психического развития. Представленные данные отчетливо показывают,
что у таких детей слабо выражена познавательная активность, особенно в
проблемной ситуации, что их учебные занятия характеризуются импульсивностью,
неорганизованностью, отсутствием ориентировочного этапа, недостаточным умением
принять задачу, планировать и регулировать свои действия, оценивать результаты
и способы собственной работы. Для них характерна выраженность отрицательных
качеств ума, снижающих продуктивность умственной работы, таких, как
поверхностность, инертность, неустойчивость, подражательность. Нередко на
невысокое развитие интеллекта наслаиваются в качестве вторичного образования
личностные отклонения.
Исследование структуры
мыслительной деятельности обнаружило неравномерность развития отдельных ее
компонентов: мотивационного, регуляторного и операционального, и с этим связана
своеобразная типология учащихся. Книга содержит интереснейшие экспериментальные
данные не только о собственно умственном развитии отстающих учеников, но и об
особенностях их саморегуляции и таких личностных чертах, как самооценка,
уровень притязаний, отношение к учебной работе. При этом ни в одной из глав
дело не ограничивается только констатирующим экспериментом — широко
представлены эксперименты формирующие, корректирующие развитие Разработаны цели
и средства соответствующих групповых и индивидуальных занятий, показана их
эффективность.
152
Сквозной линией в книге
является сопоставление результатов обучения в разных условиях: одна ситуация,
когда дети, отстающие в развитии, обучаются в обычной школе, где они оказываются
постоянно неуспевающими — и тем ущемляется их достоинство, и другая ситуация,
когда такие дети собраны в специальные классы. Многократно, с разных сторон
показано преимущество условий обучения, при которых темп и способы подачи
материала приспособлены к уровню развития ребенка и когда при меньшем
количестве учеников в классе открываются дополнительные возможности для
индивидуальной работы. В условиях спецшколы осуществлению индивидуального
подхода способствуют детальное изучение психофизиологических особенностей
каждого учащегося, проведение медико-педагогических консилиумов. Если
своевременно начать отдельные занятия с данной категорией учеников (желательно
даже в старшей группе детского сада), удается добиться результативности
коррекционной работы и постепенно подготовить детей к переходу в обычную школу.
Книга подводит к выводу, что
подлинно развивающего эффекта можно добиться лишь при комплексной организации
учебно-воспитательного процесса, когда формирование структуры мыслительной
деятельности, учебной мотивации, адекватной самооценки происходит параллельно,
в единой системе. При этом выделяются три принципа обучения, особенно важных и
специфичных для детей с задержкой в развитии. Прежде всего — индивидуализация
обучения. В процессе обучения необходимо учитывать не только возрастные и
типические особенности учащихся, отстающих в учении, но и их индивидуальные
особенности. Второй принцип — коррекционная направленность обучения. Он
характерен для спецшкол, где обязательны для всех учеников соответствующие
вспомогательные занятия. И третий принцип — единство обучения и воспитания.
Применительно к изучавшейся категории детей особенно велика воспитывающая роль
учителя, его стиля общения с детьми.
Во всех разделах книги
выводы основываются полностью на экспериментах. Книга очень насыщенная, в ней
много фактов, и она вводит в научный обиход ряд новых диагностических и
коррекционных методик. Высокий методический уровень исследований опирается на
общие для всех авторов методологические принципы, касающиеся соотношения между
обучением и развитием. Вместе с тем следует отметить, что единство книги
ослабляется определенными расхождениями в понятийном аппарате: в одних главах
для характеристики умственных различий используется по преимуществу понятие
«умственные способности» (гл. I, IX), в других — понятие
«структура мыслительной деятельности» (гл. II, III).
Книгу пронизывает идея
индивидуальных различий, мысль о том, что дети отличаются не только по уровню
своего психического развития, но и по своеобразию его. Учет именно своеобразия
трудностей в развитии того или другого ученика и позволял найти наиболее
эффективные способы работы с такими детьми.
Следует отметить и
возрастной аспект книги: авторы вели исследования в разных возрастных группах,
начиная с детского сада и до подросткового возраста (VIII класс). Представлен конкретный
материал для прослеживания некоторых возрастных тенденций развития таких детей
в разных условиях обучения. Но здесь хотелось бы привлечь внимание к
следующему. При изучении младших школьников находило подтверждение известное
положение Л.С. Выготского о том, что в случае
аномального развития в первую очередь страдают более сложные, поздно
формирующиеся психические функции и что они же являются и более чувствительными
к коррекционным воздействиям (гл. III). Вместе с тем изучение
подростков с задержкой развития показало (гл. IV), что у них
словесно-логическое мышление не только отстает от
интуитивно-практического, но и труднее поддается выравниванию. Такого рода
данные требуют дальнейшего теоретического осмысления.
Проведенные исследования
учат бережному, внимательному отношению к ребенку, умению видеть сильные,
сохранные стороны в его развитии и правильно понимать слабости, которые
являются временными и с помощью специальных методов обучения могут быть
преодолены. Таким образом, перед нами книга гуманная и оптимистическая. Она
убедительно показывает, что современная психология уже вооружена научными
подходами, позволяющими квалифицированно оказывать помощь данной категории
детей и во многом содействовать их выравниванию, переводу в русло нормального,
здорового развития.
Хотелось бы, чтобы авторы в
дальнейшем проследили судьбы таких детей: как идет их учение после перевода в
обычную школу? Бывают ли рецидивы отставания? Обнаруживаются ли у таких детей
проявления каких-нибудь специальных способностей и дарований?
У детей с задержкой
психического развития наиболее резко выражены особенности,
153
в той или иной мере присущие и другим детям,
испытывающим трудности в учении. Опыт изучения данной категории детей может
быть полезным при решении вопросов оптимизации обучения и других категорий
школьников. Но для этого очень желательно, чтобы
разработанные и апробированные авторами книги диагностические и коррекционные
методики (каждая из которых имеет свою цель и свои ограничения) были бы
объединены в определенную систему (и при этом некоторые из методик и приемы
обращения с ними более подробно описаны) с тем, чтобы в результате получилось
методическое пособие. Такое пособие было бы ценным подспорьем для
психологической службы в школе.
Дети, отстающие в умственном
развитии,— особая грань проблемы индивидуальных различий. Рассмотренная книга
свидетельствует о больших научно-практических успехах на этом фланге
дифференциальной психологии.