Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

112

 

ЗАВИСИМОСТЬ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ОТ ИХ ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ

 

П.Д. РАБИНОВИЧ, М.П. НУЖДИНА

 

Поиск путей совершенствования обучения студентов является актуальной проблемой современности. Одним из таких путей является адаптация педагогических приемов и способов обучения к личностным особенностям учащихся. Было обнаружено, что успешно занимающиеся студенты отличаются большой работоспособностью [1], им присущи уверенность в себе и настойчивость в достижении цели, а также автономность [3].

Задача данного исследования состояла в определении влияния личностных особенностей студентов и их способности концентрировать внимание на успеваемости. С этой целью были изучены психологические характеристики студентов с различной успеваемостью, сравнивалась их способность к напряжению внимания и определялась зависимость умения концентрировать внимание от личностных особенностей.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ

 

В эксперименте участвовало 112 студентов IV курса медицинского института (52 мужчин и 60 женщин) в возрасте от 20 до 25 лет. Обучавшиеся были разделены на две группы. В первую группу вошли успевающие на «хорошо» и «отлично», во вторую — на «удовлетворительно». Успешность обучения оценивалась по текущей успеваемости и результатам экзаменационной сессии. Изучение психологических особенностей проводилось с использованием многопрофильного личностного опросника (MMPI). Ответы анализировались по 10 выборочным шкалам: эмоционального стресса, тревоги, депрессии, ипохондрии, истерии, невротизма, психастении, работоспособности, лидерства, эгоцентризма — и четырем оценочным. Последние использовались для определения достоверности полученных сведений. Кроме MMPI применили анамнестический опросник «НХТ» [5]. Этот тест позволяет получить помимо данных личностной характеристики психологического плана также сведения о силе нервных процессов, их подвижности и степени развития I и II сигнальных систем. Для оценки степени концентрации внимания использовали модифицированную корректурную таблицу с кольцами Ландольта [2]. Кольца, имеющие

 

113

 

восемь направлений разрывов, располагались в 24 строки по 24 кольца в каждой. Испытуемому давалось два листа с корректурной таблицей и предлагалось на первом листе зачеркнуть в таблице все кольца с одним разрывом и на втором — два кольца с двумя направлениями разрыва. По мнению В.Д. Мозгового [4], при поиске кольца с определенным разрывом обследуемые в памяти сохраняют один эталон, поэтому можно полагать, что это задание выявляет устойчивость внимания. При вычеркивании в таблице двух колец с разными разрывами можно судить о степени распределения внимания. На обработку каждой таблицы давалось 5 мин, поэтому при оценке результатов проб учитывали только абсолютное количество ошибок. При нормальном распределении членов сравнивавшихся рядов достоверность полученных различий оценивалась по критерию Стьюдента. В случае ненормального распределения использовался непараметрический способ Вилкоксона. Связь между изученными явлениями определялась с помощью коэффициента корреляции r Пирсона.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

 

Из табл. 1 видно, что мужчины и женщины, успевающие на «хорошо» и «отлично», характеризовались большой работоспособностью, стремлением к лидерству и выраженным эгоцентризмом. Из табл. 2 следует, что этим студентам также присущ высокий уровень притязаний. Тест «ЧХТ» позволил у мужчин, обучающихся на «хорошо» и «отлично», обнаружить значительную силу процессов возбуждения, а у женщин — достаточно высокое развитие второй сигнальной системы.

 

Таблица 1

 

Показатели теста MMPI (в баллах) у студентов в зависимости от успеваемости

Шкала

Мужчины

Женщины

успевающие на «хорошо» и «отлично»

n=27

успевающие на «удовлетворительно»

n = 25

успевающие на «хорошо» и «отлично»

n=35

успевающие на «удовлетворительно»

n = 25

Эмоциональный стресс

11±0,8

16+1,26; р<0,002

11,8±0,8

17,5±1,13; р <0,001

Тревога

16±0,78

18,1±1,46; р>0,05

18,7±0,77

21±1,07; р >0,05

Депрессия

16,4±0,6

19,7±1; р<0,01

18,9±0,74

20,6±0,8; р >0,05

Ипохондрия

7,1±0,73

11±1,1; р <0,01

7,3±0,72

13,7±1,36; р <0,001

Истерия

7±0,54

10±1; р <0,025

6,6±0,59

9,1±0,86; р <0,025

Невротизм

5,4±0,47

7,9±0,9; р <0,025

5±0,52

7±0,76; р <0,05

Психастения

10,7±0,8

16,2±1,5; р <0,01

11,9±0,36

15,8±1,2; р <0,01

Работоспособность

22,4±0,65

17,5±0,8; р <0,001

22±0,5

18,7±0,74; р <0,002

Лидерство

28,8±0,93

22±1; р <6,001

26±0,85

23±0,9; р <0,025

Эгоцентризм

39±1,00

31,4±1,3; р <0,001

34,1±0,92

29,3±1; р <0,01

 

Данные табл. 1 показывают, что у студентов и студенток, успевающих на «удовлетворительно», статистически существенно снижены работоспособность, стремление к лидерству и эгоцентризм. Наряду с этим у них ярко проявляются астеноневротические свойства личности: выраженный эмоциональный стресс, ипохондрия, истерия, невротизм и психастения. Кроме того, у мужчин была дополнительно выражена депрессия. Из табл. 2, характеризующей черты личности по тесту «ЧХТ», следует, что студенты обоего пола, обучающиеся на «удовлетворительно», имели низкий уровень притязаний. Кроме того, у мужчин зарегистрировано снижение силы процесса возбуждения, а у женщин — признаки меньшего (чем у хорошо успевающих студенток) развития второй сигнальной системы.

Степень концентрации внимания, как и следовало ожидать, в мужских и женских группах, обучающихся на «хорошо» и «отлично», оказалась значительно выше, чем у студентов, занимающихся на «удовлетворительно» (в 2,7 раза, р<0,001).

При анализе связи психологических особенностей и концентрации внимания (устойчивость и распределение) у мужчин, обучающихся на «хорошо» и «отлично», выявлена положительная корреляция со стремлением к лидерству (r=+0,43, р<0,05) и повышенным притязанием к обществу (r=+0,37, р<0,05), а у женщин с аналогичным результатом обучения —

 

114

 

Таблица 2

 

Показатели теста «ЧХТ» (в баллах) у студентов в зависимости от успеваемости

 

Шкала

Мужчины

Женщины

успевающие на «хорошо» и «отлично»

n = 27

успевающие на «удовлетворительно»

n = 25

успевающие на «хорошо» и «отлично»

n=35

успевающие на «удовлетворительно»

n=25

Сила нервных процессов со стороны возбуждения

3,4±0,37

2,2±0,44 р<0,05

3,6±0,35

2,8±0,42 р>0,05

Чувствительность

4,5±0,56

3,2±0,59 р>0,05

5,6±0,47

5,9±0,63 р>0,05

Сила нервных процессов со стороны торможения

3,7±0,48

3,4±0,48 р>0,05

3,3±0,47

3±0,27 р>0,05

Подвижность нервных процессов

4,2±0,7

3,7±0,61 р>0,05

5,75±0,47

4,6±0,62 р>0,05

Эмоциональная лабильность

3,1±0,48

3±0,53 р>0,05

3,4±0,42

3,6±0,59 р>0,05

Развитие первой сигнальной системы

5±0,38

4±0,4 р>0,05

5,8±0,37

6,0±0,42 р>0,05

Уровень притязаний

5±0,39

2,9±0,28 р<0,001

4,6±0,46

2,9±0,48 р<0,025

Развитие второй сигнальной системы

4,6±0,48

3,5±0,4 р>0,05

4,4±0,39

2,6±0,46 р<0,025

 

со степенью развития второй сигнальной системы (r=+0,38, р<0,05). При рассмотрении связи характерологических свойств и способности к напряжению внимания у мужчин, успевающих на «удовлетворительно», наблюдалась положительная зависимость от эгоцентризма (r=—0,57, р<0,05). У женщин с такой же успеваемостью существенной зависимости способности к напряжению внимания от эгоцентризма обнаружить не удалось; наблюдается лишь отрицательная корреляция этой способности с депрессией (r=—0,42, р<0,05).

Из приведенных данных следует, что обучению на «хорошо» и «отлично» способствуют высокая мотивация личности, стремление быть лидером в коллективе, а также значительная требовательность к себе и окружающим людям. Кроме того, у успевающих на «хорошо» мужчин повышена сила процесса возбуждения, а у женщин хорошо развита вторая сигнальная система. Напротив, успешности обучения препятствуют недостаточная требовательность к себе и окружающим людям, низкий уровень притязаний, а также повышенный эмоциональный стресс, ипохондрия, истерия, невротизм, депрессия, психастения и недостаточное развитие второй сигнальной системы. Складывается впечатление, что слабая мотивация, отсутствие желания отличиться хорошей и отличной учебой приводит к неуверенности в своих способностях и ограничению самостоятельности, что, в свою очередь, ведет к низкой успеваемости. Сниженная способность заниматься, быстрая утомляемость отстающих студентов, по-видимому, ведет к их астенизации, т.е. в конечном счете к развитию невротических расстройств. Выраженные астеноневротические проявления у таких учащихся могут быть одной из причин снижения способности к концентрации внимания.

Полученные данные практически могут быть использованы в начале учебного года для выделения студентов, требующих индивидуального подхода в обучении. По-видимому, для этих студентов необходимо разработать психологически обоснованную систему стимуляции мотивации учебной деятельности, обеспечивающую стремление студентов хорошо учиться и глубоко освоить основы избранной профессии.

 

115

 

1. Гавриличев А. Л., Лукьянова Н. Ф. Критерии оценки свойства личности при определении профессиональной пригодности кандидатов в летные училища // Военно-медицинский журн. 1984. № 3. С. 53—54.

2. Генкин А. А., Медведев В. И., Шек М. П. Некоторые принципы построения корректурных таблиц для определения скорости переработки информации // Вопр. психол. 1963. № 1. С. 104— 110.

3. Конопкин О. А., Прыгин Г. С. Связь учебной успеваемости студентов с индивидуально-типологическими особенностями их саморегуляции // Вопр. психол. 1984. № 3. С. 42—53.

4. Мозговой В. Д. Исследование наследственной детерминации произвольного внимания // Проблемы генетической психофизиологии человека / Отв. ред. Б.Ф. Ломов, И.В. Равич-Щербо. М.: Наука, 1978. С. 244—252.

5. Савищев В И., Марищук В. Л., Хилова Г. Н. Исследование некоторых характерологических особенностей методом анкетного опросника «ЧХТ» // Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения и развития форм контактов между людьми. Ленинград, 1970. С. 146.

 

Поступила в редакцию 27.V 1985 г.