112
ЗАВИСИМОСТЬ УСПЕВАЕМОСТИ
СТУДЕНТОВ ОТ ИХ ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ
П.Д. РАБИНОВИЧ, М.П. НУЖДИНА
Поиск путей совершенствования обучения студентов
является актуальной проблемой современности. Одним из таких путей является
адаптация педагогических приемов и способов обучения к личностным особенностям
учащихся. Было обнаружено, что успешно занимающиеся студенты отличаются большой
работоспособностью [1], им присущи уверенность в себе и настойчивость в
достижении цели, а также автономность [3].
Задача данного исследования
состояла в определении влияния личностных особенностей студентов и их
способности концентрировать внимание на успеваемости. С этой целью были изучены
психологические характеристики студентов с различной успеваемостью,
сравнивалась их способность к напряжению внимания и определялась зависимость
умения концентрировать внимание от личностных особенностей.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА
ОБСЛЕДОВАНИЯ
В эксперименте участвовало
112 студентов IV курса медицинского института (52 мужчин и 60 женщин)
в возрасте от 20 до 25 лет. Обучавшиеся были разделены на две группы. В первую
группу вошли успевающие на «хорошо» и «отлично», во вторую — на
«удовлетворительно». Успешность обучения оценивалась по текущей успеваемости и
результатам экзаменационной сессии. Изучение психологических особенностей
проводилось с использованием многопрофильного личностного опросника (MMPI). Ответы анализировались по 10 выборочным шкалам: эмоционального
стресса, тревоги, депрессии, ипохондрии, истерии, невротизма,
психастении, работоспособности, лидерства, эгоцентризма — и четырем оценочным.
Последние использовались для определения достоверности полученных сведений.
Кроме MMPI применили анамнестический опросник «НХТ» [5]. Этот тест позволяет
получить помимо данных личностной характеристики психологического плана также
сведения о силе нервных процессов, их подвижности и степени развития I и II
сигнальных систем. Для оценки степени концентрации внимания использовали
модифицированную корректурную таблицу с кольцами Ландольта
[2]. Кольца, имеющие
113
восемь направлений разрывов, располагались в 24
строки по 24 кольца в каждой. Испытуемому давалось два листа с корректурной
таблицей и предлагалось на первом листе зачеркнуть в таблице все кольца с одним
разрывом и на втором — два кольца с двумя направлениями разрыва. По мнению В.Д.
Мозгового [4], при поиске кольца с определенным разрывом обследуемые в памяти
сохраняют один эталон, поэтому можно полагать, что это задание выявляет
устойчивость внимания. При вычеркивании в таблице двух колец с разными
разрывами можно судить о степени распределения внимания. На обработку каждой
таблицы давалось 5 мин, поэтому при оценке результатов проб учитывали только
абсолютное количество ошибок. При нормальном распределении членов
сравнивавшихся рядов достоверность полученных различий оценивалась по критерию
Стьюдента. В случае ненормального распределения использовался непараметрический
способ Вилкоксона. Связь между изученными явлениями
определялась с помощью коэффициента корреляции r Пирсона.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Из табл. 1 видно, что
мужчины и женщины, успевающие на «хорошо» и «отлично», характеризовались
большой работоспособностью, стремлением к лидерству и выраженным эгоцентризмом.
Из табл. 2 следует, что этим
студентам также присущ высокий уровень притязаний. Тест «ЧХТ» позволил у
мужчин, обучающихся на «хорошо» и «отлично», обнаружить значительную силу
процессов возбуждения, а у женщин — достаточно высокое развитие второй
сигнальной системы.
Таблица 1
Показатели теста MMPI (в
баллах) у студентов в зависимости от успеваемости
Шкала |
Мужчины |
Женщины |
|||
успевающие на «хорошо» и «отлично» n=27 |
успевающие на «удовлетворительно» n = 25 |
успевающие на «хорошо» и «отлично» n=35 |
успевающие на «удовлетворительно» n = 25 |
||
Эмоциональный
стресс |
11±0,8 |
16+1,26;
р<0,002 |
11,8±0,8 |
17,5±1,13;
р
<0,001 |
|
Тревога |
16±0,78 |
18,1±1,46;
р>0,05 |
18,7±0,77 |
21±1,07;
р
>0,05 |
|
Депрессия |
16,4±0,6 |
19,7±1;
р<0,01 |
18,9±0,74 |
20,6±0,8;
р
>0,05 |
|
Ипохондрия |
7,1±0,73 |
11±1,1;
р
<0,01 |
7,3±0,72 |
13,7±1,36;
р
<0,001 |
|
Истерия |
7±0,54 |
10±1;
р
<0,025 |
6,6±0,59 |
9,1±0,86;
р
<0,025 |
|
Невротизм |
5,4±0,47 |
7,9±0,9;
р
<0,025 |
5±0,52 |
7±0,76;
р
<0,05 |
|
Психастения |
10,7±0,8 |
16,2±1,5;
р
<0,01 |
11,9±0,36 |
15,8±1,2;
р
<0,01 |
|
Работоспособность |
22,4±0,65 |
17,5±0,8;
р
<0,001 |
22±0,5 |
18,7±0,74;
р
<0,002 |
|
Лидерство |
28,8±0,93 |
22±1;
р
<6,001 |
26±0,85 |
23±0,9;
р
<0,025 |
|
Эгоцентризм |
39±1,00 |
31,4±1,3;
р
<0,001 |
34,1±0,92 |
29,3±1;
р
<0,01 |
Данные табл. 1 показывают,
что у студентов и студенток, успевающих на «удовлетворительно», статистически
существенно снижены работоспособность, стремление к лидерству и эгоцентризм.
Наряду с этим у них ярко проявляются астеноневротические
свойства личности: выраженный эмоциональный стресс, ипохондрия, истерия, невротизм и психастения. Кроме того, у мужчин была
дополнительно выражена депрессия. Из табл. 2, характеризующей черты личности по
тесту «ЧХТ», следует, что студенты обоего пола, обучающиеся на
«удовлетворительно», имели низкий уровень притязаний. Кроме того, у мужчин
зарегистрировано снижение силы процесса возбуждения, а у женщин — признаки
меньшего (чем у хорошо успевающих студенток) развития второй сигнальной
системы.
Степень концентрации
внимания, как и следовало ожидать, в мужских и женских группах, обучающихся на
«хорошо» и «отлично», оказалась значительно выше, чем у студентов, занимающихся
на «удовлетворительно» (в 2,7 раза, р<0,001).
При анализе связи
психологических особенностей и концентрации внимания (устойчивость и
распределение) у мужчин, обучающихся на «хорошо» и «отлично», выявлена
положительная корреляция со стремлением к лидерству (r=+0,43, р<0,05)
и повышенным притязанием к обществу (r=+0,37,
р<0,05),
а у женщин с аналогичным результатом обучения —
114
Таблица 2
Показатели теста «ЧХТ» (в баллах) у студентов в
зависимости от успеваемости
Шкала |
Мужчины |
Женщины |
||
успевающие на «хорошо» и «отлично» n = 27 |
успевающие на «удовлетворительно» n = 25 |
успевающие на «хорошо» и «отлично» n=35 |
успевающие на «удовлетворительно» n=25 |
|
Сила
нервных процессов со стороны возбуждения |
3,4±0,37 |
2,2±0,44 р<0,05 |
3,6±0,35 |
2,8±0,42 р>0,05 |
Чувствительность |
4,5±0,56 |
3,2±0,59 р>0,05 |
5,6±0,47 |
5,9±0,63 р>0,05 |
Сила
нервных процессов со стороны торможения |
3,7±0,48 |
3,4±0,48 р>0,05 |
3,3±0,47 |
3±0,27 р>0,05 |
Подвижность
нервных процессов |
4,2±0,7 |
3,7±0,61 р>0,05 |
5,75±0,47 |
4,6±0,62 р>0,05 |
Эмоциональная
лабильность |
3,1±0,48 |
3±0,53 р>0,05 |
3,4±0,42 |
3,6±0,59 р>0,05 |
Развитие
первой сигнальной системы |
5±0,38 |
4±0,4 р>0,05 |
5,8±0,37 |
6,0±0,42 р>0,05 |
Уровень
притязаний |
5±0,39 |
2,9±0,28 р<0,001 |
4,6±0,46 |
2,9±0,48 р<0,025 |
Развитие
второй сигнальной системы |
4,6±0,48 |
3,5±0,4 р>0,05 |
4,4±0,39 |
2,6±0,46 р<0,025 |
со степенью развития второй сигнальной системы (r=+0,38, р<0,05).
При рассмотрении связи характерологических свойств и способности к напряжению
внимания у мужчин, успевающих на «удовлетворительно», наблюдалась положительная
зависимость от эгоцентризма (r=—0,57,
р<0,05).
У женщин с такой же успеваемостью существенной зависимости способности к
напряжению внимания от эгоцентризма обнаружить не удалось; наблюдается лишь
отрицательная корреляция этой способности с депрессией (r=—0,42, р<0,05).
Из приведенных данных
следует, что обучению на «хорошо» и «отлично» способствуют высокая мотивация
личности, стремление быть лидером в коллективе, а также значительная
требовательность к себе и окружающим людям. Кроме того, у успевающих на
«хорошо» мужчин повышена сила процесса возбуждения, а у женщин хорошо развита
вторая сигнальная система. Напротив, успешности обучения препятствуют недостаточная
требовательность к себе и окружающим людям, низкий уровень притязаний, а также
повышенный эмоциональный стресс, ипохондрия, истерия, невротизм,
депрессия, психастения и недостаточное развитие второй сигнальной системы.
Складывается впечатление, что слабая мотивация, отсутствие желания отличиться
хорошей и отличной учебой приводит к неуверенности в своих способностях и
ограничению самостоятельности, что, в свою очередь, ведет к низкой
успеваемости. Сниженная способность заниматься, быстрая утомляемость отстающих
студентов, по-видимому, ведет к их астенизации, т.е.
в конечном счете к развитию невротических расстройств.
Выраженные астеноневротические проявления у таких
учащихся могут быть одной из причин снижения способности к концентрации
внимания.
Полученные данные
практически могут быть использованы в начале учебного года для выделения
студентов, требующих индивидуального подхода в обучении. По-видимому, для этих
студентов необходимо разработать психологически обоснованную систему стимуляции
мотивации учебной деятельности, обеспечивающую стремление студентов хорошо
учиться и глубоко освоить основы избранной профессии.
115
1. Гавриличев
А. Л., Лукьянова Н. Ф. Критерии оценки свойства личности при определении
профессиональной пригодности кандидатов в летные училища // Военно-медицинский
журн. 1984. № 3. С. 53—54.
2. Генкин
А. А., Медведев В. И., Шек М. П. Некоторые
принципы построения корректурных таблиц для определения скорости переработки
информации // Вопр. психол. 1963. № 1. С. 104— 110.
3. Конопкин О. А., Прыгин
Г. С. Связь учебной успеваемости студентов с индивидуально-типологическими
особенностями их саморегуляции // Вопр. психол. 1984.
№ 3. С. 42—53.
4. Мозговой
В. Д. Исследование наследственной детерминации
произвольного внимания // Проблемы генетической психофизиологии человека / Отв. ред. Б.Ф. Ломов, И.В. Равич-Щербо. М.: Наука, 1978. С. 244—252.
5. Савищев В И., Марищук В. Л., Хилова Г. Н. Исследование
некоторых характерологических особенностей методом анкетного опросника «ЧХТ» //
Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения и
развития форм контактов между людьми. Ленинград, 1970. С. 146.
Поступила в редакцию 27.V
1985 г.