Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

84

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТАКТОВ МЛАДЕНЦЕВ В ДОМЕ РЕБЕНКА

 

Л.М. ЦАРЕГОРОДЦЕВА

 

Политбюро ЦК КПСС рассмотрело вопрос о коренном улучшении воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Определены меры по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, улучшению медицинского обслуживания, дальнейшему развитию и укреплению материально-технической базы домов ребенка, детских домов и школ-интернатов. Создан Советский детский фонд имени В.И. Ленина.

В данной статье речь пойдет о роли педагогов, педиатров, сестер-воспитателей и других сотрудников домов ребенка в выполнении такого важного аспекта намеченного, как обеспечение психического и социального благополучия малышей. В свою очередь, это скажется на состоянии общества, его духовном здоровье, уровне развития в целом.

В настоящее время в детской психологии и педагогике накоплено немало фактов, свидетельствующих о том, что все события, которые происходят в период первого года жизни ребенка, оказывают большое влияние на последующее формирование его личности [1], [2], [3], [4], [5]. Работами многих исследователей было показано, какое важное значение в жизни маленького ребенка имеет общение с окружающими его взрослыми людьми. Однако это общение не исчерпывает всего богатства социальных взаимодействий детей первого года жизни, воспитывающихся в домах ребенка [8], [9]. Не менее важной, но значительно менее изученной, на наш взгляд, является сфера общения маленького ребенка с другими детьми [6], [7].

В этой статье излагаются некоторые методические рекомендации по организации взаимодействия детей в группе сверстников. Они основываются на большом опыте наблюдения и экспериментального изучения психологической природы возникновения и развития контактов между младенцами, воспитывающимися в различных детских учреждениях. Наша задача — показать этапы, особенности и специфику содержания контактов младенцев, а также описать приемы и методику их организации.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ КОНТАКТОВ МЕЖДУ МЛАДЕНЦАМИ

 

Во время бодрствования между детьми первого года жизни, находящимися в одном манеже, стихийно возникают многочисленные и разнообразные контакты, среди которых можно выделить физические, познавательные, эмоциональные, предметно-практические и игровые. В зависимости от специфики все перечисленные контакты делятся на коммуникативные и некоммуникативные.

В некоммуникативных контактах ребенок взаимодействует со сверстником как с интересным объектом. Сверстник представляет для ребенка интерес прежде всего своей внешностью, поведением.

 

85

 

В этих случаях дети разглядывают друг друга, трогают руками лицо, одежду, части тела. Иногда даже пробуют на вкус.

Интерес к сверстнику зачастую окрашен положительными эмоциями: дети радостно улыбаются при виде другого ребенка, с улыбкой наблюдают за его действиями. Иногда эмоциональные проявления имеют отрицательный характер. Плачем ребенок выражает недовольство соседством сверстника, а негодующим и громким криком протестует против бесцеремонного его поведения. Это объясняется тем, что дети этого возраста не всегда ограничиваются лишь созерцанием ровесника, а, побуждаемые потребностью в активности, стремятся на деле изучать интересный для них объект: ощупывают сверстника, дергают его за волосы, одежду, т.е. ведут себя с ровесником так же, как с игрушкой. Как правило, малыши не обращают внимание на то, что эта «игрушка» сопротивляется такому обращению.

Вместе с тем в поведении этих детей по отношению к сверстникам выделяется группа коммуникативных контактов, показывающих, что другой младенец воспринимается ребенком не только как неодушевленный предмет, но и как человек, субъект, которому можно адресовать такие же действия, как и взрослому: они заглядывают в глаза в поисках ответного взгляда, эмоционального отклика, лепечут, предлагают игрушку.

Все коммуникативные контакты можно разделить на познавательные, эмоциональные и «деловые». Среди них больше всего непосредственных эмоциональных контактов. Они возникают между детьми без опосредствования предметом и без вмешательства взрослого. В них выражаются удовольствие от впечатления, доставляемого другим ребенком, склонность заражаться общим весельем в группе сверстников, опасение и досада от неосторожных действий партнера.

Эмоциональные контакты могут возникнуть у детей уже в возрасте трех месяцев и проявляться прежде всего во взгляде детей в глаза друг другу. Позже эти взгляды замещаются длительным всматриванием в лицо сверстника, сопровождающимся появлением улыбки, двигательного оживления. В дальнейшем, по мере овладения новыми навыками и умениями, усложняется и набор экспрессивно-мимических средств, выражающих эти контакты. Складываются более сложные личные контакты: в одних случаях малыши смотрят друг другу в глаза, обмениваются улыбками, кивками и быстро отворачиваются в разные стороны, в других — они с улыбкой смотрят друг на друга, издают громкие радостные возгласы. Все это свидетельствует о том, что в младенческом возрасте желание привлечь к себе внимание партнера (взрослого или сверстника) порождает у ребенка стремление воздействовать на него взглядом, удерживать его возле себя улыбками, движениями, вокализациями.

Заметное место занимают контакты познавательного характера, состоящие в интересе детей друг к другу и взаимном изучении. Так же как и эмоциональные контакты, они впервые встречаются у детей в возрасте трех месяцев. Наличие игрушки у сверстника расширяет познавательные контакты. Благодаря игрушке и манипуляциям с ней сверстник становится интереснее для младенца. К познавательным контактам могут быть отнесены и всевозможные подражания, возникающие во второй половине года и направленные на удовлетворение стремления к новым впечатлениям.

Во второй половине года начинают складываться и первые деловые контакты детей. Они проявляются в совместных действиях младенцев, опосредствованных предметами, и носят предметно-практический и игровой характер. В этих контактах дети, например, по очереди действуют одним предметом или игрушкой, не отнимая ее и не отталкивая друг друга, вместе держат эту игрушку или размахивают одинаковыми игрушками, глядя в глаза друг другу.

Можно ли назвать описанные коммуникативные контакты детей первого года жизни общением?

 

86

 

Психологический анализ этих явлений показал, что на первом году у младенцев имеются лишь предпосылки к возникновению общения. Тем не менее уже в этом возрасте сверстник вызывает большой интерес и разнообразные переживания, которые несомненно оказывают влияние на некоторые стороны психического развития малышей.

 

ВЛИЯНИЕ КОНТАКТОВ СО СВЕРСТНИКАМИ НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДЕНЦЕВ

 

Если младенцы воспитываются в общественном учреждении и проводят основное время бодрствования в группе сверстников, то возникающие между ними контакты служат одним из важных источников развития у них познавательной деятельности. Присутствие рядом других детей побуждает младенца к поиску и исследованию, способствует возникновению подражаний и организации совместной деятельности. Кроме того, контакты с ровесниками дают детям этого возраста дополнительные впечатления, служат источником сильных положительных и отрицательных переживаний, имеющих большое значение для психического развития маленького человека. Контакты с равным себе партнером помогают выработке инициативного поведения, стимулируют проявление собственных способностей, а также ведут к налаживанию практических совместных действий с другими детьми. В ходе этих действий младенцы чаще замечают субъектность партнеров. Поэтому взрослый, работающий с детьми этого возраста, должен организовывать их взаимодействие так, чтобы они могли познакомиться с особенностями друг друга. На основе этого появляются избирательные привязанности, которые в будущем могут перерасти в более теплые отношения.

Известно, что в закрытых учреждениях дети испытывают определенный дефицит в общении со взрослыми. В этом случае взаимодействие со сверстниками может выполнять своеобразную компенсаторную функцию в их общем психическом развитии. В целом взаимодействие младенцев со сверстниками способствует развитию познавательной активности, предметно-манипулятивной деятельности, эмоциональности и инициативности детей.

Кроме того, контакты детей друг с другом отражают уровень психического развития, а наличие тех или иных контактов в поведении свидетельствует о возрастных особенностях детей первого года жизни. Если малыш не интересуется другим ребенком, не отвечает на его инициативные акты эмоциональными проявлениями или остается безучастным к действиям сверстника с игрушками, то это свидетельствует либо о задержке психического развития, либо о проявлении первых признаков аутизма, т.е. о патологическом развитии его личности. Поэтому педагогам и врачам домов ребенка очень важно вести постоянный контроль за развитием социальных контактов детей и отмечать любые их отклонения.

 

ОРГАНИЗУЮЩИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛОГО НА КОНТАКТЫ МЛАДЕНЦЕВ

 

На протяжении всего первого года взрослый остается центральной фигурой в жизни ребенка, опосредствующей все его связи с остальным миром и влияющей на контакты с другими детьми. Преднамеренная организация контактов повышает внимание и интерес детей друг к другу, увеличивает число инициативных действий и способствует выявлению чувствительности к отношению сверстников.

Взрослый активно вмешивается в контакты младенцев, используя весь набор средств, имеющихся в его распоряжении: под его руководством осуществляются совместные действия, устраняются возникающие конфликты, поддерживаются проявления внимания, что способствует правильному воспитанию маленьких детей.

Общение ребенка со взрослым — это и образец взаимодействия детей друг с другом. В общении ребенка со взрослыми приобретается первый опыт общения детей со сверстниками. Однако, каким бы полноценным ни было взаимодействие детей между собой,

 

87

 

оно ни в коей мере не сможет удовлетворить потребность ребенка в общении со взрослым человеком. Это всегда должны помнить сотрудники дома ребенка, работающие с детьми первого года жизни.

 

КОНТАКТЫ ДЕТЕЙ СО СВЕРСТНИКАМИ НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ

 

С учетом изложенного выше были разработаны конкретные мероприятия в помощь сотрудникам домов ребенка по организации гармоничных отношений между младенцами соответствующего возраста.

В возникновении и развитии контактов детей младенческого возраста можно выделить четыре этапа.

Подготовительный, или этап привлечения внимания (1—3 мес). Ухаживающие взрослые стремятся к тому, чтобы маленькие дети больше времени находились в общем манеже, где они получают необходимые впечатления. Кроме того, это облегчает сестре-воспитательнице общение с детьми.

В манеже младенцы намного успешнее учатся проявлять внимание, выражать положительные эмоции, быть инициативными по отношению к взрослому. Наблюдая за общением или взаимодействием взрослого с одним ребенком, другие дети в это время накапливают опыт выражения своих чувств, а прослеживая взгляд взрослого, начинают замечать лежащего рядом ровесника.

Чтобы привлечь внимание маленьких детей друг к другу, их одевают во что-нибудь яркое. Но этого может оказаться недостаточно, если дети будут удалены друг от друга на расстояние более чем 30—40 см. Иначе сверстник перестает интересовать, привлекать к себе внимание.

Соблюдение указанных рекомендаций будет способствовать тому, что уже к концу третьего месяца дети научатся фиксировать взгляды, поворачивать голову в сторону ребенка, лежащего рядом, а некоторые из них будут даже тянуться к нему. С этого момента персоналу группы можно начинать организацию целенаправленных мероприятии по налаживанию контактов между младенцами.

Этап проявления интереса и эмоционального отношения (3—6 мес). В этот период прежде всего необходимо создавать благоприятные условия для наблюдения, рассматривания, а в некоторых случаях сосредоточенного длительного всматривания ребенка в глаза сверстника. Для этого взрослому лучше поместить двух-трех младенцев лицом друг к другу и на некоторое время оставить их наедине, предварительно убрав все игрушки. В таких условиях даже трехмесячные дети бросают выразительные взгляды на своих сверстников, наблюдают за их действиями. У некоторых младенцев появляется улыбка.

Заметив, что ребенок смотрит в глаза ровеснику, взрослый должен постараться удержать этот взгляд. Для этого можно подойти и заговорить ласковым голосом с тем младенцем, на которого смотрит ребенок. Вначале внимание малыша будет обращено на взрослого, но постепенно взгляд перейдет на сверстника, с которым общается взрослый. В данной ситуации взрослый должен быстро отойти в сторону и больше не привлекать к себе внимание.

Если дети начинают скучать или проявлять недовольство, не нужно насильно удерживать их рядом друг с другом. Это может привести к возникновению негативных отношений. Целесообразно переключить внимание детей на игрушки, а через несколько минут вновь организовать их взаимодействие.

Обычно игрушка отвлекает внимание детей друг от друга, но при ориентации ребенка на сверстника она помогает привлечь внимание. Когда малыши начинают с интересом наблюдать за действиями взрослого с игрушкой, он вручает эту игрушку кому-либо из детей и быстро отходит в сторону. Следя за игрушкой, дети переводят взгляды на ее обладателя и начинают внимательно всматриваться в его лицо. Такого рода мероприятия способствуют возникновению познавательных и эмоциональных контактов

 

88

 

между воспитанниками дома ребенка даже в первом полугодии.

Внимание детей друг к другу можно вызвать, если взрослый, взяв какого-то малыша на руки, поднесет его к остальным детям и ласково поговорит с ним. Чтобы младенцы больше смотрели на ровесника, воспитатель старается держаться в стороне от взоров других детей. Затем он вновь помещает ребенка в манеж к остальным детям. После нескольких демонстраций дети начинают с интересом относиться к этому малышу: они разглядывают его лицо, стараются привлечь внимание громкими вокализациями, резкими движениями. В конце первого полугодия они пытаются дотянуться до руки ребенка, приблизить его к себе.

Этап организации эмоциональных и практических контактов (6—9 мес). Во втором полугодии взрослый содействует возникновению положительных эмоциональных контактов и сотрудничеству детей. Для этого организуются ситуации «чистого общения», когда дети остаются в манеже наедине друг с другом без игрушек. Очень скоро они начинают обмениваться взглядами, улыбками, вокализациями, прикасаться друг к другу и смеяться.

Однако персоналу группы необходимо иметь в виду, что в ситуации свободного взаимодействия могут возникать и отрицательные контакты, когда малыши тянут сверстников за волосы, толкают их. Эти контакты должны вовремя пресекаться, чтобы не допускать закрепления их и перехода в негативное поведение по отношению к сверстникам.

Тот факт, что игрушки часто служат помехой взаимодействиям детей, вовсе не означает, что они должны быть исключены из специально организованных контактов. Во втором полугодии дети подолгу самостоятельно занимаются игрушками и проявляют необычайный интерес к действиям с ними других детей. Вместе с тем игрушка очень часто становится причиной конфликтов между детьми. Поэтому взрослые после демонстрации действий с игрушкой обязательно должны вручить каждому ребенку, находящемуся в манеже, такую же игрушку. Это будет способствовать развитию навыков детей сравнивать и соотносить свои действия с действиями других детей, вызывать желание подражать. На основе подражания может развернуться игровое взаимодействие, во время которого дети обычно предлагают друг другу свои игрушки, смеются, лепечут, манипулируют предметами.

Для возникновения более устойчивого эмоционального отношения детей этого возраста к своим ровесникам воспитатель может не только представлять детей друг другу, как в первом полугодии, но и ласково прикасаться, поглаживать их рукой сверстника. Затем ребенок, оказавшийся в центре внимания, вновь возвращается в манеж, где начинают разворачиваться новые разнообразные контакты.

Этап организации игрового взаимодействия (9—12 мес). На этом этапе персоналу необходимо приступить к обучению детей видеть в сверстнике партнера. С этой целью взрослый сажает напротив друг друга двух детей и просит показать одного из них, «где глазки, носик, ушки» у другого ребенка. При этом правильные действия одобряются, ребенка хвалят. Затем то же самое можно повторить при участии другого малыша.

В конце года следует начинать учить детей играть вместе одним предметом. Такие игры, как катание мяча или машинки друг другу, поочередное надевание колец на стержень пирамидки, складывание кубиков в одну коробку, весьма способствуют этому. Можно также чаще организовывать игры-забавы нескольких малышей: «ладушки», «козу-дерезу», «прятки».

Для детей 9—12 мес характерно бурное развитие эмоциональной сферы. Наши опыты показали, что первой формой общения детей с ровесниками является эмоционально окрашенная игра. В связи с этим необходимо поддерживать эмоциональные контакты детей и создавать ситуации, способствующие их возникновению. Дети этого возраста охотно играют друг с другом в разнообразные подвижные игры. Участвуя в них сначала по

 

89

 

инициативе взрослого, а затем самостоятельно, дети вносят в них новые элементы.

Организация взрослым совместных игр детей способствует усилению интереса их друг к другу, формирует доброжелательные отношения, что поддерживает хорошее настроение в группе. В конце года дети начинают учитывать индивидуальные особенности партнеров, на основе которых возникают в дальнейшем избирательные отношения субъектного характера.

На этом этапе следует начинать учить ребенка сочувствовать и сопереживать другому. Помня об этом, персонал группы должен чаще хвалить детей, обязательно успокаивать и утешать плачущего ребенка в присутствии других детей, а по возможности и их привлекать к этому.

В заключение мы хотим еще раз подчеркнуть, что правильно организованное на каждом возрастном этапе взаимодействие детей позволит персоналу дома ребенка полноценнее организовать бодрствование младенцев, а также приблизить возникновение истинного общения детей со сверстниками.

 

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ КОНТАКТОВ

 

Для того чтобы все дети обучались приемам взаимодействия, а также для лучшей организации контроля за их развитием необходимо младенцев примерно одного возраста объединить в одну подгруппу (не более четырех человек).

При наличии большого числа детей одного возраста целесообразно через каждые 2—3 недели менять состав подгрупп, обогащая тем самым опыт взаимодействия ребенка с разными партнерами.

Важно создавать условия для развития контактов младенцев, оставлять детей наедине друг с другом в течение нескольких минут или специально организовывать коммуникативное взаимодействие.

Надо стремиться к тому, чтобы в каждый период бодрствования дети принимали участие в том или ином виде контактов.

Если во время специально организованного контакта кто-либо из детей проявляет недовольство, плачет или устраняется от прикосновения сверстника, желательно как можно быстрее прекратить занятие.

При организации контактов необходимо учитывать индивидуальные особенности младенцев: активного, жизнерадостного ребенка следует помещать рядом с пассивным, малоподвижным.

 

1. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. М., 1977. 303 с.

2. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М., 1979. 320 с.

3. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1984. С. 243—340.

4. Запорожец А. В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности // Принцип развития в психологии / Отв. ред. Л.И. Анцыферова. М.: Наука, 1978. С. 243—268.

5. Лисина М. И. Влияние общения со взрослыми на психическое здоровье ребенка // Дошкольное воспитание. 1982. С. 43—47.

6. Лисина М. И., Царегородцева Л. М. Психологическое содержание контактов между младенцами // Генетические проблемы социальной психологии: Сб. статей / Под ред. Я.Л. Коломинского, М.И. Лисиной. Минск: Университетское, 1985. С. 41—56.

7. Лисина М. И., Галигузова Л. Н., Царегородцева Л. М. Развитие общения со сверстниками // Дошкольное воспитание. 1985. № 3. С. 47—51.

8. Фрухт Э. Л. Развитие начальных форм общения между детьми на первом году жизни // Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе / Под ред. Д.Б. Эльконина. М., 1976. С. 128.

9. Фрухт Э. Л. Некоторая специфика развития детей в условиях дома ребенка // Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания: Тезисы докл.(11 – 12 апр. 1979 г., госква). М., 1979. С. 115—117.

 

Поступила в редакцию 25.III 1987 г.