Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

5

 

К 70-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОГО ОКТЯБРЯ

 

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ В БЕЛОРУССКОЙ ССР

 

Б.А. БЕНЕДИКТОВ, Я. Л. КОЛОМИНСКИЙ

 

Последние десятилетия явились весьма плодотворными для развития психологии в республике. Все большее внимание (наряду с традиционными) стало уделяться исследованиям по новым проблемам: трудового воспитания школьников всех возрастов, обучения и воспитания в высшей школе, продуктивной мыслительной активности, психологической службы и организации ее руководителями школ. Особенностью исследований является их тесная связь с жизнью, направленность на решение проблем, поставленных XXVII съездом КПСС, реформой и перестройкой средней и высшей школы. В республике с участием психологов из других регионов страны проведено много теоретических и научно-практических конференций. Среди них: «Психология управления воспитанием и обучением» (1976), «Педагогические аспекты социальной психологии» (1978), «Пути внедрения результатов социально-психологических исследований в практику коммунистического воспитания» (1979), «Проблемы формирования личности в коллективной деятельности и общении в свете постановления ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» (1980), «Семья и личность» (1981), «Психолого-педагогические проблемы развития совместных форм учебной и трудовой деятельности» (1984), «Психолого-педагогические проблемы семейного воспитания в условиях осуществления реформы общеобразовательной и профессиональной школы» (1985), «Научное наследие Л.С. Выготского и актуальные проблемы обучения и воспитания (к 90-летию со дня рождения)» (1986) и др.

Существенной особенностью в деятельности психологов республики являются также тесная связь и сотрудничество с Педагогическим обществом БССР, обществом «Знание» и организация занятий по психологии со слушателями вечернего университета марксизма-ленинизма Минского обкома КПСС. Укрепились связи с другими региональными отделениями Общества психологов СССР. Так, в 1985 г. в Киеве состоялась совместная конференция с украинским отделением, а в Минске в 1986 г. проведен совместный семинар молодых психологов по проблемам нравственного воспитания молодежи. Углубились творческие связи с институтами психологии АН и АПН СССР. В результате такого содружества опубликована оригинальная совместная коллективная монография «Генетические проблемы социальной психологии» (под ред. Я.Л. Коломинского и М.И. Лисиной); ряд статей белорусских психологов включен в научные издания столичных институтов.

Важную роль в развитии психологической науки в республике сыграло постановление бюро ЦК Компартии Белоруссии «О мерах по улучшению психолого-педагогической подготовки кадров, повышению роли социальной психологии и педагогики в коммунистическом

 

6

 

воспитании трудящихся республики» (1980).

Большая часть психологов республики сконцентрирована в педагогических институтах и университетах, что в известной степени предопределяет приоритетную роль психолого-педагогических исследований. Однако психология представлена и в ряде других учреждений. В АН БССР изучаются личностные особенности специалистов в проектной деятельности в условиях системы автоматизированного принятия решений, включая использование в работе средств и методов автоматизации этой активности. В настоящее время в Институте философии и права исследуются социально-психологические механизмы включенности личности в идеологический процесс, производство и общественную деятельность. Это учреждение координирует соответствующую работу по республике (В.И. Секун). В Институте языкознания продолжается разработка прикладных вопросов психологии и психолингвистики, переработки сенсорной информации (Г.В. Лосик).

В Белорусском государственном университете изучаются проблемы высшей школы. Завершена работа «Психологические основы эффективности учебной деятельности студентов». Изучены общение в академической группе как фактор, влияющий на успешность этой деятельности; обеспечение информационной насыщенности процесса усвоения; способы формирования убежденности; специфика профессиональной направленности преподавания; оптимизация навыков и умений чтения и др. (Р.И. Водейко, Л.А. Гуринович, Л.Н. Дичковская, И.А. Кулак, А.М. Кухарчук, С.П. Цуранова). Опубликована монография «Диалог в мышлении», в которой определена сущность внутреннего диалога в мышлении, показано соотношение внешнего и внутреннего диалогов у партнеров общения (Г.М. Кучинский).

Проблемам обучения и воспитания в высшей школе посвящены также монографии М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбовича (1978 и 1982), Б.А. Бенедиктова и С.Б. Бенедиктова (1983). Эти работы, выполненные специалистами разных вузов, в настоящее время продолжаются в плане подготовки руководителей школы в стенах вуза и при непрерывном повышении ими своей квалификации. В 1982 г. в Минске проведена научно-теоретическая конференция «Психология обучения и воспитания в высшей школе». В ней приняли участие представители ЦК Компартии Белоруссии, Минвуза, республиканского отделения Советской социологической ассоциации и других учреждений.

Психологи НИИ педагогики Министерства просвещения БССР осуществили исследования, связанные с формированием психологической готовности детей к школе, провели экспериментальную проверку программ обучения шестилеток, изучили закономерности овладения русским языком в условиях близкородственного билингвизма, разработали аппаратурные методики исследования и формирования научных понятий у школьников на материале различных предметов, исследовали психологию технического творчества и формирования интереса к учению (А.Я. Миленький, Е.С. Рапацевич, Т.М. Савельева, А.М. Счастная и др.). Плодотворно трудится над решением проблем высшей школы А.Т. Ростунов. В его книге «Формирование профессиональной пригодности» (1984) с позиций системного подхода рассматриваются четыре основных ее компонента: профессиональная ориентация, отбор, профессиональная подготовка и профадаптация.

Психологи Минского института культуры разрабатывают проблемы психолого-педагогических основ повышения качества подготовки специалистов (М.З. Яновский, С.В. Авдей, А.Б. Каганов, В.Я. Янчук). Вопросы психологии музыкального совершенствования изучаются в Белорусской консерватории (С.Б. Бенедиктов). В трех технических вузах Минска (политехническом, радиотехническом, механизации сельского хозяйства) психологи работают над обоснованием методики преподавания курса инженерной

 

7

 

психологии. В Институте технической кибернетики изучаются особенности психофизиологических особенностей труда оператора САПР (Г.Г. Маньшин); решением перцептивно-логических задач занимаются в МРТИ (И.Г. Шупейко).

Ряд важных проблем инженерной педагогики и психологии труда решается сотрудниками Белорусского филиала ВНИИ технической эстетики в контексте эргономического обеспечения художественного конструирования объектов энергетики, медицинской, сельскохозяйственной и электронной техники (руководитель И.М. Розет). Большой интерес представляют также монографии и статьи этого психолога, в которых органично сочетаются научность содержания и мастерство изложения.

Психологи Гродненского университета исследуют связи гностических, эффективных и поведенческих компонентов общения при формировании личности. Особое внимание уделяется проблеме социально-перцептивной регуляции проведения в учебно-воспитательном процессе (руководитель С.В. Кондратьева). Выявлена обусловленность педагогической социальной перцепции способом организации совместной деятельности и показано, что обобщение способов общения, опосредствованных отражением других людей, является основой развития коммуникативных способностей. Эти идеи конкретизированы в исследованиях других сотрудников (К.В. Вербовой, Л.С. Базилевской, С.Б. Белохвостовой, К.Р. Галузо, В.А. Кривошеева, Г.Ф. Михальченко, М.К. Потребы) и развиваются в изучении процессов педагогического общения, различных видов рефлексии. Результаты исследований опубликованы в ряде изданий (1982, 1983, 1984).

На кафедре педагогики и психологии Гомельского университета осуществлено исследование «Психологическая характеристика типических особенностей учебной деятельности школьников» (Н.И. Мурачковский). Представлена классификация психических проявлений личности подростков, охарастеризованы индивидуально-типические особенности интересов старших школьников и подростков, разработаны психологические аспекты организации дифференцированной работы по воспитанию учащихся.

Проблемы возрастной и педагогической психологии активно разрабатываются во всех педагогических институтах. В Брестском пединституте изучаются проблемы мотивации учебной деятельности учащихся, особенности эффективности контроля при обучении младших школьников (Г.С. Абрамова, В.Г. Романко), влияние игры на нравственное развитие дошкольников (Л.Г. Лысюк), формирование образа «я» у младших школьников (Т.И. Гладун) и др. В Могилевском пединституте выполнены исследования по психологическим основам формирования профессионального мышления учителя (Е.К. Осипова), психологии доказательства (В.А. Филь), индивидуальному стилю общения (Л.А. Вяткина), динамике психофизиологических показателей и состояния детей и педагогов в разных подсистемах (Д.И. Чемоданова). В Витебском пединституте представлены различные направления исследований по психологии общения. Так, изучается проблематика педагогического взаимодействия учителей и учащихся как прямые субъект-субъектные отношения между ними и субъект-объект-субъектные, опосредуемые содержанием деятельности (Е.Л. Малиновский); как развитие коммуникативных умений и навыков в устно-речевом общении у будущих учителей начальных классов (Н.П. Готгельф). Психологические основы эффективности усвоения знаний в школе изучают психологи Мозырьского пединститута (И.Я. Каплунович, Т.А. Пушкина).

Проблемам формирования психологической готовности к труду посвящены исследования кафедры психологии МГПИ им. А.М. Горького (руководитель Ф.И. Иващенко). Коллектив изучает проблему «Формирование личности старшего школьника как субъекта труда и выбора профессии».

 

8

 

Рассматриваются психологические особенности трудовой деятельности старшего школьника, самооценка как мотив его учебно-трудовой активности в целом, мотивы выбора им профиля обучения в УПК (Г.В. Сумсков), установки родителей на трудовое воспитание и профессиональное самоопределение детей (А.Н. Сизанов). В трудовой деятельности школьников специфичны ее цели и структура: образовательные и воспитательные цели явно преобладают над производственными; овладение этой деятельностью связано с иными потребностями и противоречиями, чем это имеет место в труде взрослых. В связи с этим предложено новое понятие «учебно-трудовая деятельность школьников», которое более точно отражает содержание их деятельности в учебно-производственных комбинатах, коллективах (ученической бригаде или лагере труда и отдыха).

Установлено, что наряду с общей у школьников существуют и частные самооценки, в том числе и по трудовому обучению. В них отражаются позиции по отношению к себе, своим возможностям в той или иной деятельности, степень осознания себя как причины достижений и неудач. На основе таких самооценок формируется также уровень притязаний школьников в соответствующей сфере деятельности. Оказалось, что школьники по-разному оценивают свои достижения и возможности в школьном обучении и в учебно-трудовой деятельности. Особенно значительное различие наблюдается у средне- и слабоуспевающих в школе. Как следствие различного отношения к себе в разных сферах деятельности у них появляются компенсаторные действия: в учебно-трудовой деятельности учащиеся проявляют дополнительные усилия (примерно каждый второй ученик этой категории успевает в УПК лучше, чем по общеобразовательным предметам в школе). Выявленное различие может быть использовано для корректировки личности слабоуспевающего учащегося. Однако лишь отдельные учителя опираются на указанную дифференциацию в самооценках и связанные с нею компенсаторные действия.

Исследование выбора старшеклассниками профиля в УПК показало, что первое место среди мотивов занимает личный интерес (приобретенное по данной специальности всегда пригодится в жизни). На втором месте оказывается его эмоциональная привлекательность без четкого осознания того, чем именно привлекателен избираемый профиль. Только на третьем месте находится желание продолжить учение по осваиваемому профилю. Однако этот мотив наблюдается лишь у тех, кто осваивает, например, профиль швеи-мотористки или слесаря-сборщика радиоаппаратуры. Таким образом, структура потребностей и интересов учащихся явно не совпадает со структурой потребностей народного хозяйства, положенной в основу профилей в УПК.

На выбор профиля в УПК решающее влияние оказывает совет родителей и других родственников (68 %), затем — совет или пример друзей (28 %); совет классного руководителя повлиял только на каждого девятого из учащихся. Не одинаковым оказалось и отношение самих родителей к обучению в УПК: очень полезным его считают 32 %, нужным — 59 % (хотя дети не собираются работать по данной специальности); 9 % родителей полагают, что обучать детей в УПК нет необходимости. Большинство родителей признают формирование в УПК у детей важных личностных качеств, необходимых для будущей трудовой деятельности.

Явно недостаточным является участие самих родителей в трудовом воспитании детей: к помощи по дому привлекается лишь их пятая часть, только половина имеет постоянные (хотя и элементарные) обязанности. Часть родителей при воспитании (32 %) использует опору на методы убеждения, внушения, личный пример, игры. Другая часть (24 %) прибегает к угрозам, наказаниям, лишению удовольствия и др. Остальные родители стимулируют детей от случая к случаю, предпочитая все делать самим.

 

9

 

Результатом исследования явилась также разработка новой методики по изучению самооценки учащихся в учебно-трудовой деятельности — «сравнение себя с другими» (Ф.И. Иващенко). Составлены психолого-педагогические рекомендации для учителей, мастеров производственного обучения, директоров школ, органов народного образования, родителей, представленные студентам в учебном пособии «Психология трудового воспитания», рекомендациях «О совершенствовании трудового воспитания старших школьников», «Наставник сельской молодежи» (Ф.И. Иващенко), программе факультатива «Человек и профессия» (А.Н. Сизанов).

На этой же кафедре проведены исследования «Психологические особенности оценки литературного героя учащимися» (Л.Н. Рожина), «Развитие у студентов анализа литературного произведения» (М.С. Клевченя), развития волевой регуляции поведения (Н.А. Цыркун).

Основным направлением в работе коллектива кафедры общей и детской психологии МГПИ им. А.М. Горького является проблема возрастной и педагогической социальной психологии (руководитель Я.Л. Коломинский). Разработаны методические подходы и концептуальный аппарат исследования психологии педагогического взаимодействия. Эта проблема изучается как явление, в котором своеобразно сочетаются внутренние (эффективные, образные и когнитивные) «отношенческие» компоненты («педагогическое отношение») и операциональные, поведенческие проявления (собственно «педагогическое общение»). Показано, что педагогическое взаимодействие учителей и учащихся, воспитателей и детей развертывается одновременно и как прямые межличностные отношения, и как субъект-объект-субъектные взаимодействия, в которых общение взрослых и детей опосредствуется содержанием учебной деятельности. На этой основе сформулирована концепция формирования у будущих учителей и воспитателей социально-психологической готовности к педагогической деятельности: необходимо, во-первых, специально формировать внутренние компоненты (педагогическое отношение) и компоненты внешние (поведенческие) готовности и, во-вторых, осуществлять эту подготовку на конкретном предметном материале методики соответствующей педагогической специализации.

Обнаружены существенные общие и возрастные закономерности взаимодействия личности и ее микросреды, а также функционирования контактных групп и коллективов (групп детского сада, школьных классов, студенческих групп, производственных бригад) как целостных социально-психологических общностей, внутренняя структура которых зависит от возраста, содержания и способа организации совместной деятельности. В настоящее время ведется углубленное изучение особого уровня развития личности, который трактуется как ее социально-психологическая готовность к новым видам и условиям общения и деятельности. В комплексном исследовании кафедры проверялась основная гипотеза, согласно которой формирование этой готовности у детей может наиболее эффективно осуществляться не только (а на ранних этапах онтогенеза и не столько) в процессе самой трудовой деятельности, сколько внутри ведущей на том или ином возрастном этапе деятельности. В исследованиях, охватывающих дошкольный и школьные возраста, установлены особенности совместной деятельности детей в зависимости от характера их межличностных отношений, форм ее организации и педагогического руководства (А.А. Амельков, А.Н. Белоус, Б.П. Жизневский, Р.А. Макаревич, Т.В. Сенько, Л.А. Холева). Последний аспект, рассмотренный в плане психологического взаимодействия, получил развитие в исследованиях, представленных в монографии «Психология деятельности воспитателя детского сада» (Е.А. Панько, 1985) и кандидатских диссертаций аспирантов кафедры (И.Б. Бенедиктова, Н.Г. Оловникова, Е.Л. Малиновский).

Одним из существенных результатов

 

10

 

проведенных исследований является установление того факта, что приобретенный детьми в ходе ведущей деятельности опыт межличностных взаимодействий автоматически не переносится в другие виды деятельности. Осуществление такого переноса требует поисков специальных педагогических условий, обеспечивающих формирование СПГ как устойчивой характеристики личности. Исследования этого цикла нашли отражение в научных сборниках «Формирование социально-психологической готовности к труду» (1982, 1987), «Проблемы психологической готовности к труду детей» (1983), статьях в журналах и других изданиях.

Традиционными для психологов Белоруссии стали исследования по психологии речевого общения на родном и втором языках. Изучается становление, роль и место речи в познавательных процессах, психических состояниях, взаимосвязи речи и свойств личности (Б.А. Бенедиктов, М.И. Захаркевич, Г.Л. Кириленко, З.Ф. Корнева и др.). Исследовались психические закономерности одновременного осуществления процессов слушания речи и говорения, что позволило моделировать и изучать также процессы синхронного перевода (С.Б. Бенедиктов). На кафедре психологии Института иностранных языков продолжалось изучение процесса совершенствования подготовки учителей иностранного языка (Н.Т. Ерчак, Н.И. Курьянко, А.Б. Широкова, М.И. Чеховских). Группой авторов получено свидетельство об изобретении способа синтеза речи для вывода ее из ЭВМ.

Большое внимание в республике уделяется популяризации и пропаганде психологических знаний. Значительными тиражами вышли книги Я.Л. Коломинского, А.М. Кухарчук, И.М. Розета, А.Б. Широковой. В журнале «Народная асвета» организована постоянная рубрика «Психология обучения и воспитания». Для различных категорий населения читаются циклы лекций «Психология и жизнь», «Психология, производство, человек», «Психологическая наука — педагогической практике».

 

Поступила в редакцию 8.V 1987 г.