Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

185

 

ИЗ РЕДАКЦИОННОЙ ПОЧТЫ

 

О ПОЗИЦИИ УЧЕНИКА В ПРОЦЕССЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ РЕФОРМЫ

 

Из публикаций в газетах, передач радио и телевидения известно, что пока не произошло главного, что было предусмотрено реформой общеобразовательной и профессиональной школы,— существенных сдвигов в организации и содержании учебно-воспитательной деятельности школ и профтехучилищ, в уровне знаний учащихся.

С точки зрения психологии причин тому достаточно. К числу важнейших относится прежде всего односторонний характер нововведений в школе. В ходе осуществления реформы принимаются меры, которые поднимают активность, заинтересованность, эффективность работы лишь одного их главных действующих лиц — учителя. Что же касается ученика, то подобных мер в положении о реформе почти не указано, если не считать предоставления некоторых прав ученическому коллективу.

В процессе обучения и воспитания непосредственно взаимодействуют два лица, учитель, воспитатель — с одной стороны, и учащийся, воспитуемый — с другой. Психологическая наука предполагает непременную обоюдную заинтересованность сторон в едином для них процессе. Возникает вопрос: какая может быть заинтересованность у 7- или даже 14-летнего ребенка?

Дети очень отзывчивы и на похвалу, и на осуждение их поступков. Эмоциональная сфера личности как бы специально создана природой, в частности, для того, чтобы ускорить адаптацию, обучение человека в общественной среде. Однако в официальной педагогике она практически не используется. Школьные оценки не носят сравнительного характера, а отражают меру успеваемости и дисциплинированности каждого как бы отделенного от остальных ученика с точки зрения учителя. Таким образом, не принимается во внимание соревновательный характер восприятия ребенка.

У старшеклассников, которые вплотную приближаются к вступлению в общество взрослых, должны быть и другие причины заинтересованности в хорошей учебе — общественно значимые. Общество потребует от них определенных практически ценных человеческих качеств, прежде всего самостоятельности, ответственности, инициативы и творческого подхода к делу, наконец, умения компетентно решать все вопросы, производственные и бытовые, с позиций общественных интересов. На деле, однако, необходимость приобретать все эти качества не становится важнейшим стимулом активности учащихся. Повинны в этом и родители, и школа, и производство.

Результаты опроса знакомых мне родительских пар показали, что подавляющее их большинство никаких воспитательных целей перед собой не ставит, детей к переломному моменту в их жизни не готовит, требования, которые предъявит детям взрослая жизнь, не сформулировало ни для себя, ни для детей Философия таких родителей выражена фразами типа «Жизнь сама научит».

Вспомним речи педагогов на выпускных балах в школе. «Перед вами открыты все пути! Общество сделает все, чтобы осуществились ваши крылатые мечты!» — эти фразы отражают суть убеждений, с которыми покидают школу ее питомцы. Школу с первого по десятый класс пронизывает идея безоблачного детства, а не идея подготовки молодежи к сложностям ответственного служения обществу.

Что касается производства, то оно готово принять с распростертыми объятиями всех подряд, независимо от количества и качества труда, затраченного молодым человеком в период учебы в школе. Хотя понятно, что малограмотные и неквалифицированные работники для современного производства не столько помощь, сколько

 

186

 

обуза, тем более сейчас, в период перестройки. Вчерашних выпускников школы возьмут на работу, даже не требуя аттестата зрелости, не обращая внимания на оценки в документе о приобретенной в училище специальности. Мало значит аттестат и при поступлении в вуз, где в итоге все решат экзаменационные баллы, да и этот порог можно понизить, если выбрать вуз с небольшим конкурсом.

Вот и получается, что ни семья, ни школа, ни производство не создают у старшеклассников и выпускников школы подлинной заинтересованности в активном усвоении знаний. А односторонний характер мероприятий, предусмотренных положением о реформе общеобразовательной и профессиональной школы, предполагает и в дальнейшем сохранение пассивного восприятия у учащихся.

Взрослая жизнь вчерашнего выпускника школы начинается со строжайшего экзамена. Только что, проявив поразительную снисходительность к результатам многолетнего обучения, общество незамедлительно требует от каждого молодого человека самостоятельности, ответственности, активности, творчества, компетентности в решении любых вопросов без скидок на молодость. Этот спрос оказывается настолько неожиданным и грозным, что многие молодые люди, забыв о долге и своих мечтах, бросают работу и специальность, не отработав установленного срока. Отказавшись от общежитий, они бегут домой, инстинктивно прячутся за спины своих родителей, возвращаясь с молодой семьей, а то и просто с ребенком. Конечно, большинство адаптируется в новых условиях, но потерпевших слишком много, чтобы этого не замечать.

Во всем этом сказывается, во-первых, несоответствие между воспитательными целями школы и повседневными требованиями к человеку со стороны общества, а во-вторых, привычка наших детей только брать, ничего не отдавая обществу взамен, за многие годы учебы в школе ставшая нормой их поведения.

Первые шаги молодого человека в самостоятельной жизни разрушают иллюзии об окружающем мире как бесконечно щедром, односторонне добром, в котором всем обеспечена беззаботная жизнь. Молодой человек начинает убеждаться в том, что общество взрослых живет по принципу «каждому по труду». Рано или поздно начинается постижение жизни заново. Работа — какая подвернется. Специальность на скорую руку приобретается на производстве. Снова и очень трудно решаются вопросы семьи, быта, жилья.

Родители пожинают плоды своего прежнего бездумного отношения к воспитанию и обучению детей. Производство страдает от текучести кадров. Молодые люди, которые ошиблись в выборе профессии, испытывают разочарование, утрачивают уверенность в себе.

А школа? У нее все в порядке. Ведь все это происходит не с учениками, а со взрослыми!

Из всей необходимой программы подготовки молодежи к самостоятельной трудовой деятельности и сложной жизни в обществе взрослых (кстати, такая программа и не создана) она взяла на себя небольшую часть — общее и профессиональное обучение, но и с этой упрощенной задачей далеко не всегда справляется.

Так, может быть, в организации школьного образования и профессионального обучения молодежи неверны какие-то исходные предпосылки, которые школьная реформа не затронула?

Если вся система просвещения и профтехобразования создана для учащегося, то он должен стать главным действующим лицом, а значит, его заинтересованность в результатах учебы и ответственность должны быть чрезвычайно высокими. Обучение же в системе школьного образования построено таким образом, что учащийся может оставаться безвольным и пассивным. С точки зрения психологии это недопустимо, так как противоречит концепции об активности личности.

Я считаю, что система просвещения и профессиональной подготовки в стране должна обеспечивать только возможность, создавать условия для выполнения каждым своей первой в жизни общественной обязанности — получить среднее образование, специальность и быть готовым к активной трудовой деятельности. Ответственность же за конечный результат обучения следует целиком переложить на самих учащихся и их родителей. В рамках школьной реформы следует незамедлительно предпринять ряд мер, направленных на повышение активности, заинтересованности в учебе и ответственности самих учащихся. Каждый старшеклассник должен твердо знать: его будущее находится в строгой зависимости от настоящего.

 

А.М. ЦВЕТКОВ,

инженер

Краснодар