Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

182

 

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

Т.Н. ЕГУДИНА, О.А. ЛАПИНА, О.Р. ЦЕРНЕС

 

Цель данной статьи — выделить проблемы развития психологической службы на предприятии и описать наиболее эффективные направления деятельности психологов.

Наш опыт работы пока невелик, всего 3,5 года, но уже за это время есть практические результаты в профориентационной работе со школьниками, в проведении психогигиенических мероприятий, в действенной помощи при рассмотрении предложений и жалоб трудящихся в рамках системы «Ваше настроение». В течение года психологи проводят около 240 профконсультаций с учащимися выпускных классов, 70— 80 % консультируемых выбирают профессию рекомендованного типа, почти 200 работников предприятия обучаются навыкам психической саморегуляции в комнате психологической разгрузки, рассматривается порядка 60 обращений в службу «Ваше настроение».

Методическое обеспечение практического психолога. Следует отметить недостаточную обеспеченность диагностическими методиками, отсутствие централизованного фонда тестов, а также обоснованных методических приемов работы.

Наибольшие методические трудности связаны с диагностикой социально-психологических аспектов деятельности коллективов. Традиционные методики исследования (определение удовлетворенности трудом с применением анкеты, социометрия, экспертная оценка, интервью (опросник А.Л. Журавлева) не позволяли нам решать те задачи, которые ставят руководители заводских подразделений, например выяснить причины увольнения рабочих, отношение рабочих к различным формам организации труда (как правило, бригадным); помочь в выборе бригадира, в разрешении конфликтных отношений с подчиненными. Решение этих задач возможно только с учетом комплекса экономических и организационных проблем, имеющих свою специфику развития на конкретном предприятии. Для этого необходимы специальные исследования с учетом технологической, планово-экономической и других сторон производственной деятельности, особенно сейчас, в связи с переходом на экономические методы хозяйствования, четко сформулированные в недавно принятом Законе СССР «О государственном предприятии (объединении)». Выполнение этой работы относится к компетенции научно-исследовательских психологических центров.

Необходимо подчеркнуть, что создание новых диагностических методик является прямым продолжением крупномасштабных исследований, а следовательно, задачей научных учреждений, специфика же работы промышленного психолога состоит в умелом подборе имеющихся и вновь создаваемых диагностических средств, а также в организации оптимальной процедуры обследования. В этом мы убедились на опыте своей профориентационной работы, цель которой — помочь старшеклассникам ближайших школ в осознанном выборе профессии и привлечь тех из них, кто имеет технические склонности и способности, в базовые учебные заведения предприятия: СПТУ, техникум, вуз, а также непосредственно на завод.

Поскольку лучше всего диагностические методики разработаны именно в профориентации, мы имели возможность создать свой банк методик для обследования старшеклассников. В него вошли дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова, карта интересов, таблица для ориентировочного определения типа будущей специальности, опросник Г. Айзенка, компьютеризованные на ПЭВМ «Агат» методика исследования кратковременной памяти,

 

183

 

модификация черно-красных таблиц для исследования переключения внимания, методика КОС (диагностика коммуникативных и организаторских способностей), а также методика определения координации тонких движений руки, тремора и суставно-мышечной чувствительности. Последняя предназначена для профотбора на заводские специальности.

Первоначально профконсультации проводились для тех старшеклассников, которые выразили желание посетить лабораторию профотбора после беседы психолога об основных правилах выбора профессии, организованной для всего класса. Преимущественно это были те, кто учится на «4» и «5», чаще девочки, которые, как правило, уже имеют вполне обоснованный профессиональный интерес. Роль консультанта в работе с ними чаще всего сводилась к подтверждению выбранной профессии и помощи в создании ее резервного варианта.

В 1986/87 учебном году для повышения эффективности профконсультации мы изменили организацию обследования с учетом профинтересов школьников, основываясь на классификации известных типов профессии Е.А. Климова (Климов Е.А. Как выбрать профессию? М., 1984). После обследования всего класса по таблице для ориентировочного определения типа будущей специальности учащихся VIIVIII классов мы приглашали на консультацию по группам, комплектуемым по результатам обследования. Каждая группа насчитывала от 5 до 10 человек. В начале консультации психологи выявляли сформированность у учащихся важных качеств, общих для данного типа профессий, а затем работали индивидуально с каждым подростком в зависимости от его профессионального интереса. Особое внимание уделялось школьникам, предпочитающим тип профессий «человек — техника». Для них организовывались встречи с представителями основных профессий завода, проводились экскурсии.

Описанная процедура консультирования школьников, входящих в группы, составленные по профессиональным интересам, позволяла привлечь на консультацию ребят с несформированными профессиональными намерениями, т.е. тех, кто в первую очередь нуждается в помощи психолога. Если в 1985/86 учебном году 60 % пришедших на консультацию собирались продолжить обучение в IX классе (причем подавляющее большинство — 79 % — составляли девочки), то в 1986/87 учебном году, когда была введена новая организация обследования, большинство консультируемых (63 %) после окончания VIII класса намеревались продолжить учебу в 2 техникуме или среднем профтехучилище, 2/3 из них составили мальчики.

Квалификация практического психолога. Значительно снижает эффективность деятельности психологов на предприятии отсутствие у них специальной подготовки по активным методам обучения, основам консультативной работы.

К сожалению, не удовлетворяют запросов психологов обучение активным методам воздействия и существующие отраслевые курсы повышения квалификации. Так, например, знакомство с опытом использования тренинга общения показало, что даже межотраслевой институт повышения квалификации в Риге не решает на необходимом уровне задачу обучения навыкам практической работы. Поэтому наиболее эффективный выход из создавшейся ситуации связан с сотрудничеством специалистов в данной области, обучающих промышленных психологов на договорных началах.

Квалификационному росту психологов нашей лаборатории способствует работа по договору с факультетом психологии МГУ. Участие в семинарах по теоретическим вопросам психотерапии, месячные стажировки на базе психологических консультаций — все это направлено на их индивидуальное обучение.

Организация совместных работ с психологами-консультантами МГУ позволяет создать единый релаксационно-консультативный комплекс на базе комнаты психологической разгрузки и открывшейся за время действия договора психологической консультации по широкому кругу личных проблем.

Комната психологической разгрузки (КПР) была открыта на заводе в мае 1985 г. Снятие нервно-мышечного и эмоционального напряжения, повышение работоспособности, профилактика неблагоприятных состояний, связанных с нарушением артериального давления,— основные направления ее работы.

Для успешного их осуществления учитывается состав желающих заниматься в КПР по профессиональной принадлежности, реальные временные возможности для проведения занятий (не более 30 мин в течение рабочего времени), а также низкая информированность трудящихся об активных способах психической саморегуляции (ПСР). Именно поэтому работа в КПР строится в двух формах: ситуативной нервно-мышечной и эмоциональной разгрузки, дающей положительный кратковременный

 

184

 

эффект в регуляции состояния человека, и обучения приемам активной саморегуляции как предупреждения возникновения и развития неблагоприятных состояний.

Обучение приемам психической саморегуляции проводится в соответствии со следующими принципами:

1. Добровольность. Группа формируется из состава работников различных подразделений. Они оформляют заявки (как правило, коллективные) с указанием удобного для них времени занятий. По согласованию с руководителями подразделений сеансы проводятся в обеденный перерыв или в рабочее время.

2. Индивидуально-личностная направленность при групповой форме работы. С каждым человеком, желающим овладеть приемами ПСР, мы проводим подготовительную работу. В ходе обязательного индивидуального собеседования уточняются цели обучения с учетом потребностей, индивидуальных особенностей этого человека и характера его профессиональной деятельности. Осуществляется также сбор сведений о состоянии здоровья и результатах психодиагностического обследования (тесты Тейлора, Люшера, Розенцвейга, разработанная ВКНЦ методика «Качество жизни»). Все эти данные заносятся в специальную картотеку и используются при подборе групп.

3. Активность в овладении приемами ПСР. Роль психолога при проведении занятий состоит прежде всего в создании той атмосферы, которая позволяет обучающимся актуализировать свои возможности, осознать и систематизировать те навыки саморегуляции, которыми они уже владеют. Это, в свою очередь, помогает понять цель психопрофилактической работы: мобилизовать внутренние резервы организма, выработать активную позицию в предупреждении развития неблагоприятных состояний.

Постоянный контакт каждого члена группы с психологом в процессе занятий дает возможность выходить на более глубокие личностные проблемы. Поэтому в последнее время мы расширили методы психотерапевтического воздействия, включив в них индивидуальное консультирование. Последнее проводят психологи с факультета психологии МГУ, параллельно обучая этому заводских психологов. За один год в психологическую консультацию обратилось более 90 человек.

Психотерапевтическая работа по личным проблемам укрепляет авторитет психологов, способствует популярности психологической службы.

Разрушить у руководящих работников негативный стереотип восприятия психолога, с анкетой в руках лишь дающего рекомендации общего вида, помогли занятия видеотренинга общения. Эти занятия проводит сотрудник кафедры социальной психологии К.Е. Данилин. Группы формируются из начальников цехов, отделов, их заместителей, молодых специалистов. На занятиях руководители проигрывают типичные ситуации делового общения в управленческой деятельности: проведение совещания, прием посетителей, разбор конфликтных ситуаций, публичное выступление и т. д.

Приводим некоторые высказывания участников делового общения: «Видеотренинг общения несравненно более эффективен, чем теоретическая подготовка», «Мы наметили ориентиры для работы над собой», «Хорошая школа подготовки кадров руководителей».

В рамках договора с факультетом психологии разрабатываются и внедряются другие методы психологического воздействия, направленные на активизацию человеческого фактора: оптимизация профессионального обучения, процесса адаптации молодых рабочих, а также определяются диагностические социально-психологические характеристики трудовых коллективов.

Таким образом, опыт нашей работы свидетельствует о том, что при отсутствии комплексных социально-психологических и социально-экономических диагностических исследований производственных коллективов на всех уровнях, включая предприятие как целостный объект, эффективным направлением работы промышленных психологов остается пока консультирование и обучение лишь некоторых групп заводского контингента, причем по тематике, не затрагивающей центральных проблем управления.

 

Поступила в редакцию 21.IV 1987 г.