Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

176

 

НАВСТРЕЧУ ВСЕСОЮЗНОМУ СЪЕЗДУ ПСИХОЛОГОВ

 

НОРМАТИВНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ К РАЗРАБОТЧИКАМ И ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК1

 

В настоящем документе будут освещены некоторые принципы нормативного регулирования исследовательского и практического использования психодиагностических методик.

Развертывание практической работы психологов в различных сферах производства, медицины, образования, требующей применения психодиагностических методик, остро ставит вопрос о нормативной регуляции подобной практики, речь идет о системе конкретных требований к разработчикам и пользователям методик. До недавнего времени практическое и исследовательское применение методик плохо разграничивалось, это замедлило выработку свода нормативных предписаний (стандартов) к практическому использованию тестов и нестандартизованных процедур. Требуется изменить коренным образом такое положение, когда нормативное регулирование отстает от реальной практики: нормативное регулирование должно сопровождаться выработкой такой системы правил, которая бы опережала практику, задавала ей ориентиры, перспективы на будущее.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И МЕТОДИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛАМ

 

Разработчик и пользователь методик взаимодействуют между собой прежде всего посредством методической литературы. Стандартные требования к оформлению руководств, методических указаний, писем и другой методической литературы приняты в качестве директивных документов обществами психологов целого ряда стран.

Целесообразно различать круг требований к документам разного типа: 1) к исследовательской литературе, публикуемой в научных журналах, сборниках и монографиях, 2) к обзорно-аналитическим руководствам и справочным изданиям, освещающим процедурные и количественные, а также содержательно-теоретические аспекты какой-либо методики или какого-либо класса методик, 3) к «подручным» методическим материалам, непосредственно инструктирующем пользователя о применении методики и содержащим стимульный материал, инструкции, тексты, задания, ключи, нормы, правила и интерпретации, 4) к популярным изданиям, освещающим психодиагностические методики и понятия.

1. Научные сообщения. Должны освещать: теоретические основания методики (концепт и методический прием), способ разработки и эмпирического обоснования, исследовательские данные о репрезентативности, надежности, валидности шкалы, тестовых показателей (коэффициенты корреляций, регрессионный и факторный вес). Для читателей в научном сообщении могут быть даны образцы, отдельные примеры тестовых заданий, позволяющие проиллюстрировать принципы, на которых построена методика. В научных сообщениях не должны освещаться: для методик с профессиональными ограничениями (П-методик) — полный текст заданий, ключи, тестовые нормы, детальные инструкции по проведению и интерпретации. Обо всей этой информации автор научного сообщения должен говорить лишь косвенно, используя ссылки на распространяемую с грифом «ДСП» инструктивную литературу. В научном сообщении могут быть приведены исчерпывающие описания методик, знание которых непрофессионалами

 

177

 

(и их возможное применение непрофессионалами) не может принести ущерба конкретным людям или психодиагностическому потенциалу самой методики. Этот класс методик предлагается условно обозначать термином «открытые методики» (О-методики).

Автор научного сообщения имеет право определить статус разработанной им методики как «открытой», но любые модификации или адаптации методики, уже определенной как «профессиональная» П-методика, должны освещаться в научных сообщениях в соответствии с указанными требованиями.

Во избежание опасности невольного разглашения профессиональных тайн автор О-методики должен получить санкцию на опубликование своей методики у соответствующего экспертного совета.

2. Справочно-методические издания. В этих изданиях могут быть приведены инструктивные материалы, включая текст заданий (вопросов), ключи, нормы, но при одном принципиальном условии — изданию придается статус «для научных библиотек», обеспечивающий ему распространение среди читателей, имеющих необходимую психологическую подготовку. Авторский коллектив такого издания лично отвечает перед Обществом психологов СССР за распространение тиража этого издания по назначению.

3. Инструктивные документы. Содержат описание методики, обеспечивающее ее адекватное использование в точном соответствии со стандартами: предмет диагностики, сфера применения, контингент испытуемых, процедура применения Описание обязательно должно снабжаться подробными сведениями о процедуре разработки методики, полученных при этом сведениях о надежности и валидности. Приведенные тестовые нормы должны сопровождаться однозначным описанием выборки стандартизации и характера диагностической ситуации в обследовании: добровольное участие испытуемых, бескорыстно сотрудничающих с психологом в целях помощи исследованию («научное сотрудничество»), участие платных испытуемых («платное участие»), использование методики в ходе запроса испытуемого на получение консультативной помощи («ситуация клиента»), использование методики в ходе принудительного (сплошного) административного обследования («ситуации экспертизы»).

Справочные издания и инструктивные материалы должны периодически (с определенным интервалом, зависящим от типа методики) пересматриваться, так как условия применения методик со временем неизбежно меняются, а следовательно, меняются и психометрические свойства.

В справочных и инструктивных материалах должны быть однозначно сформулированы требования к профессиональному статусу пользователя методики.

Инструктивные материалы должны пройти объективные испытания на однозначность указанных в них предписаний: пробная выборка пользователей методики (теста) должна прислать автору руководства копии протоколов по результатам обследования, на основании которых автор должен обеспечить идентичность стандартов авторского варианта методики и тех характеристик методики, которые выявляются при ее использовании пользователями. Последнее требование имеет принципиальное значение для методик, предполагающих значительное участие экспертной оценки (инструкции к контент-анализу, к интерпретации результатов проективной техники, полустандартизованного интервью и т.п.)

Процедуры подсчета тестовых баллов и интерпретации должны быть также описаны с однозначной ясностью, позволяющей получать идентичные результаты при обработке одинаковых протоколов разными пользователями руководства.

Предпочтительно включение и использование пользователями тестов локальных тестовых норм (по сравнению с неспециализированными по популяции).

4. В популярных изданиях авторы-психологи не имеют права разглашать профессиональную тайну: описывать смысл диагностических приемов, знание которых испытуемыми существенно вредит валидности методики.

Одной из важнейших обязанностей всех органов Общества психологов СССР (президиума, координационных комиссий, экспертных советов, секций и т.п.) является контроль за деятельностью средств массовой информации в целях соблюдения профессиональных тайн психодиагностических методик.

 

ТРЕБОВАНИЯ К МЕТОДИКАМ

 

Целесообразно придерживаться разных требований к психодиагностическим методикам разного типа.

1. Измерительные методики (тесты). Должны удовлетворять следующим требованиям:

А. Должны быть однозначно сформулированы цели, предмет и область применения методики. Предмет, диагностический конструкт (концепт) должен быть сформулирован в теоретических понятиях и соотнесен

 

178

 

на теоретическом уровне с системой релевантных концептов. Должна быть четко выделена область применения, под которой подразумевается особая социальная среда или сфера общественной практики (производство, медицина, семейная жизнь и т.п.), контингент испытуемых (пол, возраст, образование, профессиональный опыт, должностное положение). Должны быть конкретизированы цели использования результатов: для прогноза успешности профессиональной деятельности, для психологического вмешательства, для принятия правовых, судебно-административных решений, для прогноза стабильности коллектива и т.п.

Б. Процедура проведения должна быть задана в виде однозначного алгоритма, пригодного для передачи лаборанту, не имеющему специальных психологических знаний, или ЭВМ, используемой для предъявления заданий и анализа ответов.

В. Процедура обработки должна включать статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации тестового балла (по статистическим или критериальным тестовым нормам). Выводы (диагностические суждения) на основе тестового балла должны сопровождаться указанием на вероятностный уровень статистической достоверности этих выводов.

Г. Тестовые шкалы должны быть проверены на репрезентативность, надежность и валидность в заданной области применения. Другие разработчики и квалифицированные пользователи должны иметь возможность воспроизвести предпринятое стандартизационное исследование в своей области и выработать свои локальные стандарты.

Д. Процедуры, основанные на самоотчете, должны быть снабжены средствами контроля за достоверностью, позволяющими автоматически отсеивать недостоверные протоколы.

Е. Головная методическая организация в данном ведомстве (области применения) должна вести банк данных, собранных с использованием теста и производить периодическую коррекцию всех стандартов методики.

 

2. ЭКСПЕРТНЫЕ МЕТОДЫ

 

А. Данный пункт повторяет содержание пункта «А» для тестов. Дополнение: указание на квалификацию экспертов, их необходимое количество для получения надежных данных.

Б. Инструкции по проведению должны пройти специальные испытания на однозначность их выполнения экспертами по отношению к некоторому стандартному (эталонному) набору данных (текстов, рисунков, звуко- или видеозаписей и т. д.).

В. Процедура обработки результатов должна включать в себя такое документирование промежуточных результатов, которое позволило бы проверить конечный результат другому эксперту.

Г. Пользователи и разработчики должны иметь возможность воспроизвести нормативное исследование по измерению экспертной согласованности в использовании методики к заданному эталонному набору данных.

Д. Головная организация должна вести банк данных, обеспечить подготовку и переподготовку пользователей (переподготовку в соответствии с пересмотренными стандартами методики).

Любая методика, не удовлетворяющая перечисленным требованиям, не может считаться профессиональной психодиагностической методикой. Методики должны проходить аттестацию в рамках головных методических организаций, ведущих особый банк «аттестованных психодиагностических методик». Вся методическая литература по методикам, не прошедшим аттестацию, не может считаться инструктивной в практическом смысле. Это не исключает возможности применения таких методик в исследовательских целях.

Внутриведомственные головные методические организации объединяются на уровне Общества психологов СССР в межведомственную аттестационную экспертную комиссию (см. «Положение...»), основная цель которой — обеспечить единый уровень психодиагностических разработок во всех отраслях практической психологии.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ

 

Разные требования предъявляются к пользователям, являющимся профессиональными психологами, и пользователям-непсихологам.

1. Пользователь-психолог

А. Должен знать и применять на практике общие теоретико-методологические принципы психодиагностики, владеть основами дифференциальной психометрии, должен следить за текущей методической литературой по психодиагностике, самостоятельно вести картотеку и личную библиотечку методик, применяемых в заданной области.

Б. Отвечает за решения, принимаемые на основе тестирования, обеспечивая их соответствие

 

179

 

репрезентативности и прогностической валидности методики. Предупреждает возможные ошибки; допускаемые непрофессионалами, не знакомыми с ограничениями в использовании того или иного теста.

В. Обеспечивает необходимый уровень надежности диагноза, применяя параллельные стандартизованные и нестандартизованные методики, а также метод независимых экспертных оценок.

Г. В подборе методик в батарею (программу обследования) не руководствуется субъективными предпочтениями и предубеждениями в оценке методик, а исходит из требования максимальной эффективности диагностики — максимум надежности при минимуме затрат.

Д. Параллельно с использованием методик ведет научно-методическую работу, анализируя по собранным данным эффективность применения методики в заданной области. Ведение такой научно-методической работы входит в круг обязанностей психолога, работающего в исследовательских и практических учреждениях. В этой работе он поддерживает оперативные контакты с головной методической организацией, передавая ей копии протоколов (для накопления банков данных) и получая инструктивные методические материалы.

Е. Обеспечивает тщательное соблюдение всех требований для проведения стандартных методик обследования. Подсчет баллов, интерпретация, прогноз делаются в строгом соответствии с методическими указаниями. Не имеет права уклоняться от стандарта в проведении методики, принятого на определенный период. Все рекламации и предложения по использованию методики направляет в методический центр и требует их учета при очередном пересмотре методики.

Ж. Обеспечивает конфиденциальность психодиагностической информации, полученной от испытуемого на основе «личного доверия». Психолог обязательно предупреждает испытуемого о том, кто и для чего может использовать его результаты. Не имеет права скрывать от испытуемого то, какие решения могут быть вынесены на основе психодиагностики.

З. Хранит профессиональную тайну: не передает лицам, не уполномоченным вести психодиагностическую практику, инструктивных материалов, не раскрывает перед потенциальными испытуемыми секрет той или иной психодиагностической методики, на котором основана ее валидность, предупреждая о том, кем и для чего будет использована информация по результатам обследования. Не сообщает при использовании косвенных методик о подлинном предмете диагностики (при тестировании памяти могут быть на самом деле выявлены установки или личностные черты и т.п.).

И. Обязательно рассматривает наряду с наиболее вероятной и альтернативную диагностическую гипотезу (интерпретацию данных), применяя в психодиагностике принцип, аналогичный принципу презумпции невиновности в судопроизводстве.

К. Сообщает в региональные или центральные органы общества психологов о всех замеченных им где-либо нарушениях нормативных (процедурных или этических) принципов психодиагностики. Уполномочен лично препятствовать некорректному и неэтичному применению психодиагностики и должен выполнять эту обязанность независимо от должностной субординации. В соблюдении профессионального устава психолог подотчетен только Обществу психологов СССР и его действительным членам.

 

2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИК СПЕЦИАЛИСТАМИ-СМЕЖНИКАМИ

 

Отдельные, хорошо теоретически и практически обоснованные методики, не требующие специальных знаний при интерпретации, могут использовать специалисты смежных с психологией областей: учителя, врачи, социологи, инженеры, экономисты и пр. При этом специалист-пользователь методики должен:

A. Предварительно проконсультироваться с психологами, работающими в данной практической отрасли, о том, какие именно методики могут быть применены для решения поставленных задач. При наличии аттестованных методик пользователь должен воспользоваться именно аттестованными методиками.

Б. Если психологи предупреждают пользователя о том, что правильное использование методики требует общих знаний о психодиагностике или специальной подготовки (по овладению методикой), то пользователь обязан либо выбрать другую методику, либо пройти соответствующую подготовку, либо привлечь к проведению психодиагностики психолога, либо отказаться от проведения психодиагностики вообще.

B. Пользователь, получающий доступ к П-методикам, автоматически берет на себя обязательство по соблюдению всех требований профессиональной тайны.

Г. Пользователь следует всем этическим нормативам в проведении обследования по отношению к испытуемому и любым третьим

 

180

 

лицам: он, так же как и психолог, не имеет права злоупотреблять доверием и обязан предупреждать испытуемого о том, как будет использована информация.

Д. Методики, не обеспеченные однозначной стандартной инструкцией, необходимыми показателями надежности и валидности, требующие параллельного использования высокопрофессиональных экспертных методов, не могут быть использованы специалистами-непсихологами.

Е. Любой пользователь методик (тестов) содействует психологам в соблюдении процедурных и этических нормативов, предпринимает меры для предотвращения некорректного использования методик.

Ж. Пользователи, не являющиеся профессиональными психологами, могут осуществлять рационализаторскую и изобретательскую деятельность в области психодиагностики только с санкции аттестационной экспертной комиссии Общества психологов СССР, удостоверяющей необходимый профессиональный уровень как самих разработок, так и их автора.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОЛОГУ-ПСИХОМЕТРИСТУ (РАЗРАБОТЧИКУ)

 

Статус психолога-психометриста (разработчика методик) присваивает аттестационная экспертная комиссия при Обществе психологов, которая выдает разработчику специальный аттестат-разрешение на ведение разработок (сроком на 4 года). Разработчики проходят периодическую переаттестацию (раз в 4 года). О порядке аттестации специалистов и методик см. «Положение об аттестационной экспертной комиссии».

А. Разработчик методик должен быть специалистом-исследователем в области дифференциальной психометрии. Он должен обеспечить вновь созданной (адаптированной) методике необходимые психометрические характеристики репрезентативности, надежности, валидности, установленные в специальных психометрических экспериментах.

Б. Разработчик экспертных методик должен знать и применять принципы количественной проверки согласованности экспертных оценок, необходимой для обоснования экспертной методики и стандартизации как самой процедуры ее проведения, так и процедуры подготовки пользователя (новый пользователь «стандартизируется» по отношению к эталонным оценкам, вынесенным по эталонным наборам данных уже обученными согласованными экспертами).

В. Разработчик методики подготавливает инструктивные материалы и руководство по применению методики, направляет эти материалы в методический центр для получения аттестации. Разработчик отвечает за правильное определение круга специалистов, которым могут быть предоставлены материалы по использованию аттестованной методики.

Г. С помощью головной методической организации (в рамках данной отрасли) разработчик собирает сведения о круге специалистов, активно использующих методики в практической работе, принимает от них рекламации и предложения. Разработчик определяет структуру и способы пополнения банка данных по методике.

Д. С накоплением новых предложений по усовершенствованию методики и с накоплением новых данных разработчик через обоснованный интервал времени (от двух до пяти лет) разрабатывает пересмотренную версию методики.

Е. При разработке методики разработчик обеспечивает ее корректное использование с процедурной и этической точки зрения, сопровождая инструктивные материалы специальными рубриками, освещающими эти вопросы. Психолог-разработчик выполняет все требования профессионально-этического кодекса психологов, принятого Обществом психологов СССР.

Ж. Психолог-разработчик выполняет все требования по охране авторских прав других разработчиков, а также международные обязательства, принятые СССР по охране авторского права. Психолог-разработчик — активный проводник всех законодательных решений, принятых в СССР по изобретательству (утвержденных Госкомитетом по делам изобретений открытий).

З. О работе по модификации уже аттестованной методики психолог должен поставить в известность тот общественный или административный (отраслевой) центр (в рамках Общества психологов), который аттестовал методику. Психолог не имеет права вносить модификации в уже аттестованную методику и распространять скорректированные инструктивные материалы.

И. Разработчик может задавать «открытый статус» оригинальной, разработанной им методике и описать процедуру применения в массовом издании. Но перед опубликованием психолог должен получить справку из методического центра о том, что методика действительно является оригинальной и не имеет аналогов их числа зарегистрированных в картотеке центра

 

181

 

аттестованных П-методик, либо о том, что зарегистрированные аттестованные аналоги методики уже имеют «открытый статус».

К. Психолог-разработчик должен содействовать патентоведческой (информационно-поисковой) работе методического центра в той области психологии, в которой он имеет аттестованные методики.

Л. Разработчик активно содействует работе практиков, направленной на практическое внедрение. По результатам внедрения аттестованной методики разработчик получает от заказчика справку о внедрении, которая заносится в учетную карточку по этой методике, хранящуюся в картотеке методического центра. Разработчик должен помнить, что престиж аттестованных методик выше, чем неаттестованных, а внедренных — выше, чем невнедренных.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОЛОГАМ-ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

 

А. Преподаватель психодиагностики в своей работе руководствуется всеми нормативными стандартами данного предписания, учитывая состав аудитории (профессионалы-психологи или непсихологи).

Б. Психолог-преподаватель психодиагностики отвечает за:

1) дачу ложных и непроверенных сведений по конкретным методикам;

2) разглашение профессиональной психодиагностической тайны (иллюстрируя учебный материал, не должен нарушать принципа конфиденциальности психодиагностики);

3) раскрытие сути профессиональных методик (П-методик) непрофессионалам;

4) бесконтрольное распространение имеющихся у него П-методик.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЭВМ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ

 

А. Головные методические центры отрасли должны поощрять применение ЭВМ психологами-разработчиками методик на этапе как психометрического анализа теста, так и автоматизации процедуры проведения, обработки и интерпретации результатов обследования. В инструктивных материалах по методике обязательно фиксируется уровень автоматизации методики, указываются авторы оригинальных программ (на правах соавторов методики или авторов модифицированных автоматизированных версий).

Б. Пользователями, обладающими правом получения программного обеспечения к автоматизированной методике, являются профессиональные психологи. Специалист в смежной области не имеет права использовать программу-методику без разрешения отраслевой методической организации психологов.

В. Все варианты использования автоматизированной методики без уполномоченного пользователя следует считать некорректными и с профессиональной, и с этической точки зрения. Пользователь лично отвечает за принятие адекватного решения на основе результатов автоматизированной методики: он обязан содержательно контролировать достоверность этих результатов. При использовании автоматизированной обратной связи (когда клиент-испытуемый получает информацию о своих промежуточных или финальных результатах работы по методике) пользователь лично отвечает за правильное понимание испытуемым смысла обратной информации, за психотерапевтический эффект этой информации.

Применение систем автоматизированной интерпретации считается корректным только в том случае, если клиент-испытуемый получает информацию на языке не научного диагноза, а собственного запроса.

Г. Бесконтрольное распространение аттестованных программ-методик среди пользователей ЭВМ, попытки использования аттестованной П-методики в качестве игры с ЭВМ следует считать некорректными. Психологи должны предотвращать возможность неправильного использования автоматизированных методик и их бесконтрольное распространение среди программистов.

Все приведенные требования находятся в соответствии с международными профессионально-этическими стандартами, принятыми в работе психологов. Основные идеи этого стандарта могут быть кратко сформулированы в виде следующих принципов:

1. Принцип ответственности.

2. Принцип компетентности.

3. Принцип этической и юридической правомочности.

4. Принцип квалифицированной пропаганды психологии.

5. Принцип конфиденциальности.

6. Принцип благополучия клиента.

7. Принцип профессиональной кооперации.

8. Принцип информирования клиента о целях обследования.

9. Принцип морально-позитивного эффекта исследования.

10. Принцип гражданственности и патриотизма.



1 Печатается в порядке обсуждения. Настоящий проект разработан инициативной группой в составе А.А. Бодалева, В.В Столина, А.Г. Шмелева (МГУ), В.И. Похилько (I ММИ), А.А. Кроника (ИПАН).