Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

164

 

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

 

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ

 

В. В. ЗНАКОВ

Москва

 

Тихомиров О.К., Бабанин Л.Н. ЭВМ и новые проблемы психологии. Учеб. пособие для слушателей ФПК. М.: Изд-во МГУ, 1986. 204 с.: 2 прил.

 

В эпоху расширяющегося использования ЭВМ происходят коренные изменения в человеческой деятельности, познании и общении, знать которые обязан каждый психолог. Особенно это относится к преподавателям, читающим курсы психологии в высших и средних учебных заведениях. В условиях внедрения компьютеров в обучение основным содержанием труда преподавателя становится не передача знаний, а такая организация познавательной деятельности студентов, которая побуждает их самостоятельно ставить вопросы и пытаться найти на них ответы с помощью ЭВМ. При компьютерном обучении у преподавателя любой специальности возникает множество вопросов, относящихся к компетенции психологов (например, как происходит у человека процесс формулирования вопросов, задач и какие из них целесообразно использовать при взаимодействии с машиной; как повысить активность знаний студента, а также его готовность осваивать и применять компьютерные средства и т.п.). Однако из-за того, что многим психологам, плохо знакомым с компьютерами, основные понятия предметной области ЭВМ кажутся несовместимыми с категориями и принципами психологии, преподаватель не всегда может получить квалифицированный ответ на свои вопросы.

Преодолеть указанный барьер, показать двусторонние связи между рабочими понятиями информатики и психологии — такую задачу поставили перед собой авторы пособия, предназначенного для профессиональных психологов, овладевающих основами компьютерной грамотности. В книге О.К. Тихомирова и Л.Н. Бабанина, по существу, впервые в отечественной научной литературе систематически излагаются проблемы психологического обеспечения вычислительной техники, определяются границы нового научного направления — психологии компьютеризации.

В первом разделе, написанном Л.Н. Бабаниным, представлена система основных понятий из области вычислительной техники и программирования. Читатель получит представление об устройстве ЭВМ разных поколений, алгоритмических языках, а также о типах автоматизированных систем, применяемых в различных отраслях народного хозяйства. В приложении I даны иллюстрации использования компьютеров в психологическом эксперименте. На примере исследования мыслительной деятельности в условиях диалога с разработанной Л.Н. Бабаниным информационной системой психологу становятся очевидны преимущества решения задач (классификации объектов, информационного поиска и др.) на ЭВМ по сравнению с безмашинным решением. Показано, что автоматизация при решении творческих задач приводит к развитию целеобразования, структурированию и индивидуализации деятельности испытуемого.

Второй раздел, написанный О.К. Тихомировым, посвящен новым проблемам психологии, связанным с использованием ЭВМ. Он состоит из двух глав, в первой из которых анализируются новые области и задачи прикладных психологических исследований, а во второй фундаментальные проблемы психологической науки, возникшие с появлением компьютеров. Психология компьютеризации определяется как «отрасль единой психологической науки, в которой изучаются порождение, функционирование и структура психического отражения реальности в процессах деятельности индивидов

 

165

 

и групп, связанной с созданием и использованием ЭВМ и их программного обеспечения» (с. 164). Знание психологических особенностей человека и его поведения может быть использовано для повышения эффективности существующих автоматизированных систем и усовершенствования проектируемых — с таких позиций ведется анализ прикладных аспектов психологии компьютеризации.

О.К. Тихомирову удалось объединить разнородные и к тому же разбросанные по разным публикациям прикладные проблемы, связанные с применением ЭВМ в рамках трех отдельных направлений психологии компьютеризации: психологическая экспертиза созданных систем искусственного интеллекта и проектов их совершенствования, усовершенствование моделей психики, организация диалога между человеком и ЭВМ. О.К. Тихомиров стремится подчеркнуть своеобразие психических процессов человека, невозможность их отождествления с информационными процессами, протекающими в машине. Основная мысль, проходящая через описание прикладных аспектов психологии компьютеризации, заключается в следующем: для того чтобы невоспроизводимые сейчас психологические особенности человека можно было реализовать в проектируемых автоматизированных системах, «особенно необходима реализация принципа опережающего развития производства психологических знаний по отношению к их потреблению при решении конкретных практических задач» (с. 107).

Содержательным ядром книги, дающим читателю наиболее полное представление о ее научной новизне, является вторая глава раздела, посвященная анализу развития психологической науки, ее структуры, методов и категориального аппарата в эпоху компьютеризации. Как показывает автор, компьютеризация повлекла за собой переосмысление буквально всех важнейших понятий традиционной психологии — психики, личности, сознания, деятельности и т.д. Более того, совершенствование программного и информационного обеспечения ЭВМ и создание систем искусственного интеллекта поставили перед психологами новую задачу развития принципов психологических исследований. О.К. Тихомиров пытается решить эту задачу применительно к основополагающим принципам психологии — принципам детерминизма, развития, системности. При чтении книги становится ясно, почему такое опосредствующее деятельность субъекта средство, как ЭВМ, влияет на всю систему психологических знаний: компьютеры, преобразовав объективное содержание и форму труда, познания и общения, способствовали появлению новых способов психического отражения реальности, изменению соотношения рутинных и творческих компонентов в интеллектуальной деятельности.

Стремясь облегчить читателю усвоение природы межпредметных связей между информатикой и психологией, О.К. Тихомиров вводит каждый из психологических принципов в широкий общенаучный контекст, сопоставляет его психологическое содержание с интерпретацией этого принципа в других науках. При изложении он использует методический прием перехода от общего к частному. Например, при описании принципа системности вначале излагаются общие положения системного подхода, попытки построения технического и биологического (П.К. Анохин) вариантов теории систем, затем обсуждается проблема специфики систем, изучаемых психологией, а также системность психики в контексте различных психологических теорий и направлений. Такой стиль написания книги позволяет читателю, во-первых, уяснить психологические корни и диалектическую взаимосвязь принципов психологии с принципами других наук, в том числе информатики; во-вторых, ему предоставляется возможность понять отличительные черты психологических принципов и перспективные пути их дальнейшего развития.

Оценивая книгу, следует отметить ее несомненную значимость и актуальность поставленных в ней научных проблем. Предпринятая авторами попытка анализа взаимосвязей психологии и информатики оказалась удачной, соответствующей цели пособия: внимательно изучив его, психолог не только овладеет основами компьютерной грамотности, но и получит представление о том, какую роль может сыграть ЭВМ в психологическом исследовании. К сожалению, многие важные вопросы психологии компьютеризации в книге лишь обозначены, а не проработаны на том научном уровне, который соответствует сегодняшним требованиям общественной практики. В частности, мало внимания уделено анализу личности, изменению ее психологической структуры в компьютеризованном обществе, появлению новых ролевых функций личности (пользователь, разработчик и т.д.); недостаточно раскрыты соотношения психологических и социологических аспектов компьютеризации и ее последствий. Остается надеяться, что эти и другие проблемы психологического обеспечения вычислительной техники полнее будут освещены в последующих публикациях авторов.