180
КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ТРУДОВОМУ
ОБУЧЕНИЮ И ПРОФОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
М.Г. ДАВЛЕТШИН, Г.Б. ШАУМАРОВ
Ташкент
Актуальным проблемам развития
психолого-педагогических исследований профориентации, трудового обучения и воспитания учащихся в свете «Основных направлений реформы
общеобразовательной и профессиональной школы» была посвящена республиканская
научно-практическая конференция, состоявшаяся в Ташкенте 20—21 марта с. г. На
пленарном заседании были заслушаны доклады М.Г. Давлетшина
«Психологические аспекты профориентационной
работы среди молодежи в свете школьной реформы», А.И. Воробьева (Ташкент)
«Педагогические основы производительного труда школьников», М.С. Захариной (Ташкент) «Профориентация учащихся —
действенное средство повышения роли человеческого фактора».
На четырех секциях
конференции были заслушаны доклады психологов, педагогов, методистов трудового
обучения педвузов и университетов Узбекистана, а также гостей из других городов
нашей страны.
На I секции
«Психолого-педагогические проблемы профориентационной
работы» с интересными докладами выступили В.К. Коверга
(Армавир) «Образ управления как механизм регуляции деятельности», Л.П.
Хохлова (Бухара) «Роль семьи в подготовке школьников к выбору профессии»,
181
Н. Шодиев (Самарканд)
«Совершенствование совместной деятельности школы и ПТУ по подготовке учащихся к
выбору профессии», Э. Газиев (Ташкент)
«Формирование интереса к учению как важный фактор выбора профессии
старшеклассниками». А.М. Сергеев (Ташкент) проанализировал деятельность
средств массовой коммуникации по профориентации молодежи, В.А. Токарева рассказала
о личностном подходе в профориентационной работе, Н.
Баймурадов (г. Карши) — об опыте ориентации на
механизаторские профессии. Опытом своей работы поделились психологи и педагоги М.А.
Яхъяров, А.К. Саитова, Р.М. Алмакаева,
Е.Г. Шаин (Ташкент), Л.А. Ермак (Бухара) и
другие.
На II
секции «Психолого-педагогические проблемы трудового обучения и воспитания в
общеобразовательной школе» оживленное обсуждение вызвали доклады А.С. Абдуахадова (Самарканд) об объективной диагностике
личности в целях оптимизации ее труда, В.А. Бойко (Ташкент) о подготовке
школьников к общественно полезной деятельности на уроках труда, З.А.
Валиевой (Москва) о модели экономического воспитания старшеклассника в
процессе профессиональной подготовки. Л.В. Гришина (пос. Чиназ,
Ташкентская обл.) поделилась опытом работы школы с базовым предприятием. А. Жаббаров (г. Карши) раскрыл психолого-педагогические
основы профессионального воспитания учащихся сельских школ в ученических хлопководческих
бригадах. С докладами выступили также М. Расулева и
Д. Закирова, Г.Г. Запрягаев,
3.А. Нолиу (Ташкент), М.Б. Хакимова (Ленинабад).
Работа III
секции была направлена в основном на рассмотрение проблем формирования
профессиональных интересов у учащихся ПТУ (В.И. Громыхалин,
Ф.С. Исмагилова, З.Р. Урманова, Л.Г. Антипова, А.Г. Худайберганов, Э. Саттаров, Ташкент).
О проблемах становления мастера производственного обучения СПТУ рассказал Р.З.
Гайнутдинов (Ташкент). Совместную деятельность
школы и профтехучилищ в формировании нравственного сознания учащейся молодежи
осветил Г.С. Нога (Фергана).
На IV секции обсуждались проблемы
подготовки учителей трудового обучения в педвузах. В докладах С.М. Мусинова, Б. Артыкова (Самарканд),
М. Зуфаровой, Н. Якубова (Коканд), Р.Г. Исянова, М.Ю. Юабова (Ташкент)
рассмотрены вопросы подготовки студентов педвузов к трудовому воспитанию
школьников. О проблемах профориентации на профессию учителя трудового обучения
говорили М. Абдуллажанова (Андижан), Н.Е. Михина, Г.С. Котлобулатова (Ташкент),
Н.М. Мажидов (Джизак).
На конференции были приняты
рекомендации по дальнейшему развертыванию исследований психолого-педагогических
проблем профориентации, трудового обучения. Подчеркнута необходимость изучения
интеллектуальных, личностных и эмоционально-волевых особенностей учащихся, их
интересов и склонностей с целью профориентации, усиления внимания к проблемам профконсультации учащихся, педагогических основ
производительного труда, совершенствования методов трудового обучения и воспитания.
Особо обращено внимание на актуальность организации психологической службы в
школах, подготовки кадров школьных психологов, улучшения психологической
подготовки будущих учителей в педвузах и университетах.