Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

165

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ

 

Е. Т. СОКОЛОВА,

А. Н. ДОРОЖЕВЕЦ

Москва

Витебск

 

Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. 392 с.

 

Усиление роли человеческого фактора практически во всех сферах нашей жизни постоянно требует широкого распространения психологических знаний, особенно необходимых всем тем, кто тесно взаимодействует с другими людьми на производстве, в школе, в вузе. В определенной степени эту функцию (учебника для «психологического ликбеза») выполняет рецензируемая книга.

Она полностью оправдывает свое название. Изложение каждой главы, описание каждой психической функции включает в себя ряд конкретных рекомендаций, позволяющих эффективно применять на практике усвоенные теоретические положения. Рецензируемую книгу отличает широта охвата современной психологической проблематики, в ней представлены почти все основные разделы психологической науки. В замысел автора входила еще одна немаловажная задача: вооружить преподавателей вузов, педагогов и воспитателей основами психологических знаний для оптимального построения ими процесса обучения.

Одна из центральных тем первой части книги память. Этой психической функции уделено особое внимание в связи с ее ведущей ролью в процессе обучения. Продуктивность любой целенаправленной деятельности обусловливается, в частности, соразмерным и своевременным использованием произвольного и непроизвольного запоминания, учетом общих закономерностей и индивидуальных особенностей объема кратковременной памяти, взаимодействием образной и вербальной памяти. Теоретико-экспериментальный анализ проблемы памяти удачно дополняется практическими рекомендациями по оптимальной организации мнестической деятельности, описанием различных

 

166

 

конкретных приемов и способов управления процессом запоминания.

При изложении темы «Восприятие» автор подчеркивает особую роль активности как фактора, формирующего основные свойства восприятия, без учета которых невозможно хорошо организовать предъявление учебного материала и обеспечить высокий уровень его усвоения. Сильной стороной изложения тем «Восприятие» и «Память» является привлечение собственных научных концепций автора, дающих читателю некоторые алгоритмы построения легкоусваиваемого иллюстрированного материала к занятиям. Преподаватель должен уметь организовать внимание аудитории, и Р.М. Грановская сжато и всесторонне освещает важнейшие характеристики внимания: устойчивость, объем, переключаемость, произвольность. Изложение теоретических аспектов этой проблемы соотнесено с практическими рекомендациями по организации внимания слушателей на лекции: описаны способы привлечения внимания к теме в ее начале, приемы удержания внимания, методы его переключения для кратковременного отдыха слушателей и его концентрации на особо важных моментах лекции.

Весьма своевременно включен материал, посвященный проблеме информационного взаимодействия полушарий мозга. Используя новейшие научные данные, автор показывает, как можно применять сведения о различных функциях левого и правого полушарий для повышения продуктивности процесса обучения.

Знания по возрастной психологии и психологии молодой семьи, необходимые преподавателям как воспитателям младшего поколения, излагаются во второй части книги. Особенно интересны материалы, посвященные особенностям психологии юношеского возраста. Автор рассматривает такие черты «акселерата», как уровень притязаний, самооценка, самоуважение, оценка своей позиции в коллективе и другие черты, учет которых необходим в процессе общения со студентами на занятиях и во внеаудиторной обстановке.

Несомненно, большой интерес педагогов вызовет изложение таких малоразработанных вопросов, как адаптация первокурсника к институтской жизни и роль общественной работы студентов в психологическом становлении их как активных членов нашего общества. Р.М. Грановская вскрывает существенные различия в психологической ориентации кураторской работы преподавателя на младших и старших курсах. В первом случае такая работа направлена на смягчение уже прошедшего резкого перелома в окружающей учебной и бытовой обстановке при переходе учащегося из средней школы в вуз, во втором случае на психологическую и профессиональную подготовку сегодняшнего студента к тому, чтобы в будущем он мог хорошо справляться с ролью руководителя производства или преподавателя.

Обращаясь к проблемам сознания и самосознания личности, автор удачно синтезирует современные общепсихологические представления о структуре и генезе этой высшей формы психической активности человека с иллюстративным анализом конкретных клинических случаев в психотерапевтической практике. Очень актуальным нам представляется включение в раздел «Общение и личность» вопросов связи особенностей личности и общения с типом выбранной профессии. В отличие от большинства работ по этой теме, в которых обычно прослеживается лишь одно направление их связи, а именно как личностные особенности влияют на выбор профессии, автор уделяет большое внимание формирующему влиянию профессии на характер общения и саму личность общающегося.

Основные индивидуальные образцы и навыки общения закладываются уже в детстве в семье. Наша собственная консультативная работа с неблагополучными семьями наглядно свидетельствует, что многие «болезни» современной семьи коренятся в ошибках родительского воспитания. Раздел монографии Р.М. Грановской «Проблемы общения в семье» еще одна удача автора. Популярно, но с опорой на выверенный житейский опыт и строгие экспериментальные материалы освещаются здесь такие вопросы, как стабильность семьи и динамика взаимных чувств и установок супругов, психологическая совместимость партнеров в браке и пути ее создания, укрепления, роль ложных стереотипов и идеалов супружества в возникновении семейных конфликтов и дестабилизации семьи. Без излишней назидательности и морализации читателю преподаются уроки воспитания чувств и навыков общения, которые окажутся полезными для всякого, способствуя развитию самоанализа и повышению компетентности в общении.

Удачен также раздел, посвященный активным методам обучения. Литература по этой теме так скудна, а потребность в новых эффективных методах обучения так велика, что данный раздел, без всякого сомнения, вызовет самый глубокий интерес читателей. Описание содержания этих методов

 

167

 

(тренинг чувствительности, деловые игры, мозговая атака) и сравнительный анализ их задач и достоинств будут способствовать расширению их использования в процессе направленного формирования не только профессиональных качеств будущего специалиста, но и его личностных черт, необходимых для успешной работы.

Необходимо особо отметить прекрасный стиль изложения, сочетающий в себе высокую научность с доступностью и легкостью понимания, что делает чтение весьма полезным и увлекательным. Автор обнаружил глубокую профессиональную подготовленность, эрудированность в области не только психологии, но и педагогики, философии и художественной литературы.

Разумеется, при анализе данной, как, впрочем, и всякой другой работы популярного жанра, по ряду отдельных вопросов можно высказать точки зрения, oтличные от позиции автора. Например: следует ли считать характер, темперамент и способности субъекта элементами его Я?; обязательно ли сознание предполагает вербализацию? и т.п.

Из дидактических и практических соображений неплохо было бы более пропорционально представить все разделы монографии. Так, чрезмерно перегружен раздел «Память», без ущерба для его содержания могли бы быть сокращены параграфы «Промежуточная память», «Механизмы сна». По-видимому, изложение материала могло бы быть подчинено и иному принципу, нежели его разделение по психическим функциям.

Однако несомненные и многочисленные достоинства книги столь очевидны, что частные замечания выглядят явно несущественными. Широта охвата проблематики, многочисленные практические рекомендации делают книгу полезной для самого широкого круга читателей с разным уровнем специальной подготовки.