Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

161

 

ОСНОВЫ МЕТОДОЛОГИИ И ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИК В ПСИХОЛОГИИ

 

Sprung L., Sprung H. Grundlagen der Methodologie und Methodik der Psychologie. Eine Einfuhrung in die Forschungs und Diagnosemethodik fur empirisch arbeitende Humanwissenschaftler. Berlin: VEB Deut-scher Verlag der Wissenscnaften, 1984. 452 S.

 

Книга психологов из ГДР Лотара Шпрунга и Хельги Шпрунг «Основы методологии и применения методик в психологии. Введение в исследовательские и диагностические методы для научных работников в области гуманитарных эмпирических исследований» построена как учебное и одновременно справочное пособие. Его адресованность широким кругам преподавателей, студентов и научных работников задана в первой главе, отражающей связь цели и структуры книги. Через все восемь глав проходит основная мысль: эмпирические знания, получаемые посредством использования разных психологических методов (наблюдение, экспериментирование и диагностика), служат развитию научных понятий, формулированию законов и в конечном итоге теории. Свободных от методологических основ методик не бывает. Поэтому обучение основным методам психологии и их применение для конкретных целей должны включать осознание, рефлексию тех принципов, на которых они построены, и соответствующие следствия для выводов из получаемой эмпирии.

Анализу возможных научно-теоретических, или методологических, основ системы психологических методов посвящена вторая глава. В ней рассмотрены принципы, которые отражают методологические основы представлений о развитии научного познания: принципы релевантности, редукции, аналогии, верификации, индукции и др. Представлены основные пути образования научных понятий, варианты подходов к построению определений («номинализм», «реализм» и «операционализм»), правила и ошибки, допускаемые при построении определений. Описана специфика законов как суждений, отражающих теоретическое осмысление опытных данных. Рассмотрены разные виды законов, действующих в психологии: законы развития и структуры, каузальные и некаузальные, детерминистские и вероятностные.

В третьей главе представлена попытка авторов с точки зрения марксистской диалектики подойти к описанию требований к системе методов, призванной направлять процессы планирования и реализации исследований. В качестве общеметодологических психологических основ выделены: единство теоретического и коммуникативного аспектов в развитии теории, диалектика субъекта и объекта, внешнего и внутреннего, информации и презентации.

В этих трех главах, занимающих меньше трети всего объема книги, представлены логические и гносеологические основания, которые определяют строение системы методик. Хочется отметить прежде всего специальную дидактическую установку на осознание связи используемой методики со способами интерпретации опытных данных. В последние годы появились как переизданные, так и новые работы по методологии научного познания. Они либо претендуют на атеоретический подход к обучению психологическим методикам, например книга Г. Фазнахта (Faßnacht G. Systematische Verhaltensbeobachtung: Eine Einfuhrung in die Methodologie und Praxis. München; Basel, 1979. 219 S.), нацеленная на теоретически непредвзятую систему методов психологического наблюдения, или книга Р. Готтсданкера «Основы психологического эксперимента» (М., 1982), построенная как обсуждение психологического экспериментирования безотносительно к вопросам психологической теории или хотя бы оценки гипотез; либо задают определенную логическую и философскую позицию автора, касающуюся использования опытных данных, безотносительно к теоретическим основам той науки, которая отражает законы соответствующей области эмпирии. Здесь лучшим примером является книга К. Поппера «Логика и рост научного знания» (М., 1983).

Марксистский подход предполагает единство гносеологического обоснования методов как средств познания и их общетеоретического обоснования с точки зрения системы понятий конкретной науки. Спорным представляется выделение среди основополагающих теоретических принципов противопоставления подходов с точки зрения отображения информации и поведения в свете разрабатываемого в советской

 

162

 

психологии принципа единства сознания и деятельности. Однако эта и другие спорные точки зрения не мешают признанию обоснованности принципов и систем рассматриваемых авторами методов и методик.

Остальные пять глав построены как академическое введение в три основных метода наблюдение, эксперимент и психодиагностику, реализуемые системами психологических методик. Направляющая роль первой части отражается здесь в стремлении выделить, указать отличия планирования исследования и применения конкретной методики; развести типы «опосредствованной» и «непосредственной» валидизации с точки зрения критериев контроля, «тот ли» эффект выявлен; указать связь критериев качества и количества, стандартизованных и нестандартизованных способов интерпретации.

Не всегда оправданной представляется классификация «частичных» и «генерализованных» методик. Эти названия в тексте можно менять местами, поскольку один и тот же прием может выступать в одном исследовании как частная методика, а в другом как способ отношения к предмету, т.е. как исследовательский подход, например «метод наблюдения». Излишне усложненная систематизация методик заслоняет выявление конкретных содержательных проблем применения каждого отдельного метода для проверки тех или иных психологических гипотез. Структура конкретных знаний об отличиях эксперимента наблюдения, эксперимента и квазиэксперимента, содержательного и формального планирования, получения опытных данных при реализации наблюдения, самоотчета, тестовых методик и т.д. соответствует программе для психологических факультетов университетов, принятой Министерством высшего и среднего специального образования СССР (Экспериментальная психология и практикум по психологии / Сост. М.Б. Михалевская и др. М.: МГУ, 1984. 15 с.). Эта наиболее информативная для учебных курсов часть книги представляет самостоятельный интерес для советского читателя в связи с тем, что подобное целостное пособие, вводящее в систему методов, в отечественной психологии пока отсутствует.

Существенно и то, что книга авторов из ГДР вооружает детальными знаниями по широкому кругу методических вопросов: о статистических методах анализа в связи с планированием выборки; о теории и методике конструирования опросников; о способах планирования эксперимента, о критериях оценки внешней, внутренней и конструктной валидности, репрезентативности и надежности данных, полученных разными методами. Знакомство с ней будет способствовать повышению профессиональной культуры, в какой бы области теоретических или прикладных задач ни работал психолог.

 

А. П. Корнилов

Москва