Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

159

 

КОРОТКО О КНИГАХ

 

РЕЧЬ РЕБЕНКА

 

Bruner J. Child's talk. Learning to use language. N.Y., L.: W. W. Norton & Co, 1983. 144 p.

 

Рецензируемая книга американского психолога Дж. Брунера, как и предыдущие его работы (многие из которых переведены на русский язык), привлекла к себе внимание специалистов самых различных областей психологии, что объясняется несомненной актуальностью проблематики речевого онтогенеза, а также широкой известностью самого автора книги.

Нет необходимости представлять исходные методологические позиции исследований Дж. Брунера, известные своей прогрессивной ориентацией на анализ (прежде всего генетический) тех сложных процессов деятельности, которые делают возможным познание человеком окружающего мира. Специфика исходных позиций определила подход автора и к центральной проблеме познавательного развития проблеме усвоения ребенком языка как основного средства «выхода за пределы непосредственной информации» и способа построения новой формы представлений о мире. Но если в более ранних работах Дж. Брунер обращался к частному вопросу об овладении ребенком грамматическими правилами построения высказывания, то в рецензируемой книге он выдвигает и последовательно доказывает тезис о неразрывной взаимозависимости усвоения синтаксических, семантических и прагматических аспектов речи. При этом в качестве главного критерия прогресса ребенка в речевой сфере рассматривается не грамматическая правильность высказываний, а их «прагматическая эффективность», т.е. то, в какой мере усвоенные ребенком языковые конструкции служат ему инструментом по овладению окружающим миром и собственным поведением. Такая трактовка речевого развития составляет ядро функционального (прагматического) подхода к его изучению.

Основная идея книги заключается в том, что процесс усвоения языка начинается еще до произнесения ребенком первых грамматически оформленных фраз, а именно с того момента, когда между ребенком и матерью устанавливаются взаимодействия, обладающие

 

160

 

определенной структурой (так называемые форматы), в рамках которых возможна интерпретация происходящих событий, предсказание их возможных последствий, а также координация коммуникативных намерений обоих партнеров взаимодействия. Функционирование таких форматов обеспечивается, с одной стороны, наличием набора врожденных способностей ребенка, а с другой специально организованными воздействиями взрослого, который структурирует и упорядочивает поступающую к ребенку информацию. Данные воздействия, по мнению Дж. Брунера, составляют особую «систему поддержки усвоения языка» (Language Acquisition Support System), благодаря которой ребенок приходит к пониманию принятых в той или иной культуре правил выражения своих намерений в коммуникативном плане.

Основное исследование, представленное в рецензируемой книге, направлено на раскрытие природы, функций и особенностей развития форматов, на выявление их роли в онтогенезе познавательных функций. Эмпирическим материалом служили данные, полученные в ходе наблюдений за развитием двух детей на протяжении первых двух лет жизни. Качественный анализ результатов позволил автору сформулировать содержательные и обоснованные выводы относительно закономерностей развития речи в онтогенезе.

Книга состоит из шести глав, включая введение и заключение. В первой главе Дж. Брунер дает общую характеристику речевого онтогенеза, выделяет основные, с его точки зрения, особенности языка и функции речи, обосновывает собственный подход к проблеме развития речи, выдвигает гипотезы, положенные в основу дальнейшего исследования.

Во второй главе рассматриваются характеристики врожденных когнитивных способностей ребенка, составляющих предпосылку его вхождения в мир культуры. Основной тезис автора заключается в том, что сама способность к интеллектуальным действиям имеет глубокие биологические корни и эволюционную историю, а реализация этой способности зависит от усвоения человеком типов поведения и мышления, существующих не в его генах, а в культуре.

В третьей главе проводится исследование игровой природы ранних взаимодействий ребенка со взрослым. При этом выделяются черты, общие для игровых и речевых действий: наличие поверхностной и глубинной структур, транзакциональный характер (имеется в виду переход от одного партнера взаимодействия к другому), абстрактность. Последнее, как умение абстрагироваться от конкретных условий выполнения того или иного действия, свидетельствует, по мнению Дж. Брунера, об отсутствия эгоцентричности у ребенка уже раннего возраста (по крайней мере, в некоторых аспектах его поведения).

Главы 4 и 5 являются иллюстрацией к основной гипотезе автора о правилах и последовательности появления коммуникативных средств взаимодействия между ребенком и взрослым на примере становления двух важнейших функций речифункции референции (т.е. отнесения к определенным аспектам реальности) и требования (request).

В заключительной главе автор приводит доказательства преемственности долингвистической и лингвистической коммуникации, обсуждает роль контекста в становлении конвенциальных форм взаимодействия, обобщает результаты изучения форматов.

Проведенное исследование позволило Дж. Брунеру заключить, что формат есть средство осуществления важнейших прагматических функций в ходе усвоения ребенком языка: данное образование включает коммуникативные интенции ребенка в контекст принятых в обществе способов взаимодействия; оно является основным средством передачи ребенку знания, выработанного в данной культуре; форматы служат источником формирования у ребенка понятия времени и развития логических форм мышления, а также образуют контекст, необходимый для интерпретации событий, происходящих «здесь и теперь».

Новаторская точка зрения Дж. Брунера на усвоение речи как на процесс, зависящий и соответствующий процессу усвоения культуры, в формировании которой очевидна стимулирующая роль работ советских психологов, отражает прогрессивные тенденции современной западной психологии, стремление к выявлению социальной природы человеческого познания. Однако не всегда автор рецензируемой книги остается до конца последовательным в проведении тезиса о культурной детерминации речевого онтогенеза. Так, подчеркивание Дж. Брунером роли врожденных способностей ребенка в усвоении им языка сближает его концепцию с нативистическими взглядами Н. Хомского и оставляет возможность для трактовки речи в духе двухфакторных теорий развития.

В целом же новая книга Дж. Брунера открывает перспективы дальнейшего изучения познавательного развития, в том числе в плане применения полученных результатов

 

161

 

в практике обучения языку, и в связи с этим представляет несомненный интерес не только для психологов, но и для педагогов и методистов.

 

А.П. Стеценко

Москва