Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

119

 

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

 

Б. Г. АНАНЬЕВ КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬ И ОРГАНИЗАТОР НАУКИ

(к 80-летию со дня рождения)

 

Е. И. СТЕПАНОВА

 

Имя выдающегося советского психолога Бориса Герасимовича Ананьева (1907—1972) широко известно в нашей стране и за рубежом. С 1944 г. он возглавляет кафедру психологии в Ленинградском университете, где организует исследовательскую работу на психологическом отделении философского факультета, в 1946 г. сектор психологии в Ленинградском научно-исследовательском институте педагогики АПН РСФСР, в 50-е гг. этот институт. С 1966 г. он декан факультета психологии, который был открыт на базе психологического отделения философского факультета ЛГУ. Б.Г. Ананьев инициатор создания первого в стране Института комплексных социальных исследований (ИКСИ) при ЛГУ, в котором руководил лабораторией дифференциальной психологии.

Отличительной особенностью Б.Г. Ананьева как исследователя и организатора науки, экспериментатора и теоретика был многогранный подход к изучению человека, проявляемый в течение всей жизни. В 30-е гг. Б.Г. Ананьев проходит научную школу в институте по изучению мозга и психической деятельности им. В.М. Бехтерева. Спустя год после Великой Октябрьской социалистической революции в июне 1918 г. в Ленинграде был учрежден институт по изучению мозга и психической деятельности, который существовал до 1948 г. До 1927, г. его возглавлял В.М. Бехтерев, а после него заслуженный деятель науки В.П. Осипов. Это был центр всестороннего изучения человека, идея создания которого долгие годы вынашивалась В.М. Бехтеревым. Перед институтом стояла задача объединить все области знаний о человеке (анатомию и физиологию, морфологию мозга, психологию, психогигиену и др.). Целостное изучение человека обеспечивалось отделами: 1) анатомии нервной системы; 2) физиологии нервной системы; 3) психологии; 4) развития (с клиникой для изучения развития ребенка от рождения до 1 года), 5) дефектологии; 6) труда.

О значении комплексного изучения нервной и психической деятельности ребенка со дня рождения позднее Б.Г. Ананьев напишет: «В отечественной психологии систематические генетико-психологические исследования начаты В.М. Бехтеревым и Н.М. Щеловановым в клинике-лаборатории раннего детства, где впервые был разработан метод длительного изучения одних и тех же детей, охватывающий весь период раннего детства. Этим фактически было положено начало методу, получившему в настоящее время название лонгитюдинального» [17; 128].

В этот период появляются статьи Б.Г. Ананьева «О социогенетическом методе изучения поведения человека», «О некоторых вопросах марксистско-ленинской реконструкции психологии» (1931) [1], «Психология педагогической оценки» (1935) [2]. В дальнейшем в отделе психологии выполнялись исследования под руководством Б.Г. Ананьева по различным видам чувствительности (зрительной, слуховой, кожной,

 

120

 

вкусовой, болевой и др.), результаты которых были опубликованы в «Трудах института мозга им. В.М. Бехтерева» (т. IX и XII. Л., 1940) [3]. Они стали экспериментальной базой в упрочении материалистических позиций и становлении советской психологической науки. Этому способствовало критическое отношение Б.Г. Ананьева к рефлексологии.

К 40-м гг. относится публикация ряда работ для широкого круга читателей по воспитанию у школьников памяти, наблюдательности, характера. Они так же, как и «Очерки психологии» (1945), были рекомендованы для самостоятельного изучения психологии.

Результатом исследований в области истории психологии явилась защита докторской диссертации и публикация книги «Очерки истории русской психологии XVIII и XIX веков» (1947) [6].

В годы Великой Отечественной войны Б.Г. Ананьев занимался диагностикой и восстановлением нарушенных мозговых функций при патологических состояниях больных в госпиталях, руководил работами по маскировке в условиях блокады Ленинграда (1943) [4].

В секторе психологии научно-исследовательского института АПН РСФСР Б.Г. Ананьев руководил исследованиями по детской и педагогической психологии, результаты которых были опубликованы в «Известиях АПН РСФСР» (вып. 17, 18, 26, 49 и 72) и сборнике «Вопросы детской и общей психологии» (1954).

Возглавляя в 1951—1960 гг. Ленинградский научно-исследовательский институт педагогики АПН РСФСР, Б.Г. Ананьев организовал комплексное изучение проблем обучения, воспитания и развития, осуществляемое педагогами, психологами и методистами. Целью этих исследований явилось изучение взаимосвязей различных сторон развития школьников в процессе обучения и разработка научных основ организации учебного процесса. Результаты этих исследований были обобщены в коллективной монографии «Первоначальное обучение и воспитание» (1958) [10] и ряде сборников. Особое внимание в этих работах уделялось проблеме взаимосвязи сенсорного и речевого развития ребенка, что составило основу разработки особенностей обучения детей элементам грамоты. Сенсорные процессы продолжают оставаться доминирующими в исследованиях Б.Г. Ананьева и в эти годы. Изучались пространственное различение и связанная с ним парность работы больших полушарий головного мозга. Результаты экспериментальных и теоретических исследований этой проблемы обобщены в публикациях «Пространственное различение» (1955) [7], «Осязание в процессах познания и труда» (1959) [11], «Психология чувственного познания» (1960) [12], «Теория ощущений» (1961) [13] и др.

Б.Г. Ананьев приходит к выводу о необходимости создания общей картины психического развития человека, что представляет собой как бы итог всего творческого пути ученого. Проблема целостности человека как индивида, субъекта деятельности и личности требовала принципиально нового подхода в ее решении организации комплексного изучения человека. Впервые замысел такого исследования был изложен в статьях Б.Г. Ананьева «Человек как общая проблема современной науки» [8], «О системе возрастной психологии» (1957) [9]. Экспериментальные исследования по этой проблеме были организованы Б.Г. Ананьевым лишь в 1965 г. Спустя 30 лет Б.Г. Ананьев возрождает идею, высказанную в 1928 г. Н.А. Рыбниковым, о необходимости разработки психологии взрослого человека как отрасли психологической науки.

От первой монографии «Психология педагогической оценки» до публикаций, обобщающих результаты исследований последнего десятилетия жизни Б.Г. Ананьева «Человек как предмет познания» (1969) [17], «Развитие психофизиологических функций взрослых людей» (1972) [18], «О проблемах современного человекознания» (1977) [21], простирается путь многоаспектных и многочисленных исследований, которые вошли в золотой фонд отечественной науки.

 

121

 

Руководствуясь принципом историзма, обобщая новейшие достижения современной науки Б.Г. Ананьев подошел к изучению целостности человека путем интеграции научных знаний о нем как организме и личности, явлении природы и общества, субъекте труда и объекте воспитания, определив место психологии в системе наук, изучающих человека.

В новой редакции Программы КПСС решение социально-экономических задач связывается с повышением роли человеческого фактора. Человек не только потребитель того, чем располагает общество и что создано предыдущим поколением. Он созидатель, активный творец материального и духовного богатства своей страны. Для того чтобы привести в действие человеческий фактор, а это значит активизировать человека, следует прежде всего выявить его потенциальные возможности. «Для общественного развития,пишет Б.Г. Ананьев, необходима система научных знаний о резервах и ресурсах самого человеческого развития, об истинных потенциалах этого развития, еще крайне недостаточно используемых обществом. Технический прогресс не только не ограничил значение этих потенциалов, но, напротив, бесконечно умножил функции за счет технических устройств как усилителей, ускорителей и преобразователей этих потенциалов» [21; 314]. И далее: «Именно поэтому в современных условиях возрастает значение человеческого фактора в производстве, системах управления и массового обслуживания, обучения на всех уровнях коммуникации и т.д.» [21; 315].

Ускорение социально-экономического развития нашего общества возможно и на основе достижений научно-технического прогресса, который находится в прямой зависимости от человеческого фактора, от физических, интеллектуальных и личностных сил человека, от его творческого потенциала. Однако творческий потенциал не есть величина постоянная. Он меняется в течение жизни человека и по-разному проявляется в зависимости от условий жизни, среды, воспитания. Выявление потенциальных возможностей человека и использование их в целях научно-технического прогресса главная задача психологии, которой следует направить усилия на комплексное изучение человека в разные периоды его жизни.

В 20-х гг. XX столетия впервые стали разрабатываться проблемы обучения взрослых, приобретающие социальное значение. Требовалось научное решение этих проблем применительно к разным уровням образования взрослых от ликвидации неграмотности и малограмотности взрослого трудоспособного населения до переквалификации и повышения уровня образования. Для решения этих вопросов недостаточными оказывались знания, которыми располагала общая психология. Необходимыми были знания о возрастной изменчивости в психическом развитии взрослых людей в разные периоды их жизни, особенно знание о том, каков их потенциал обучаемости в молодом, среднем и пожилом возрастах, каковы их возможности к активному участию в учебной и трудовой деятельности.

В пользу утверждения возможности психического и, в частности, интеллектуального развития взрослого человека могут служить, по мнению Б.Г. Ананьева, следующие аргументы. Во-первых, опыт культурной революции, осуществляемой на заре Советской власти в нашей стране, и, во-вторых, экспериментальные данные, полученные в психологических исследованиях по моторному и вербальному научению. Как показали различные формы вечернего и заочного обучения взрослых, человек обучаем не только в детские и юношеские годы. Происходит ли при этом лишь расширение объема знаний или совершается развитие психических процессов, преобразования в их внутренних механизмах под влиянием усвоения знаний? Для ответа на этот вопрос требовались экспериментальные исследования, которые были организованы в 1965 г. двумя циклами работ, выполнявшихся до 1972 г. под общим руководством Б.Г. Ананьева. Один из этих циклов работ выполнялся коллективом сотрудников

 

122

 

сектора психологии НИИ общего образования взрослых (зав. сектором Е.И. Степанова), другой сотрудниками лаборатории дифференциальной психологии и антропологии ЛГУ (зав. лабораторией Б.Г. Ананьев). Перед первым циклом работ стояла задача разработать возрастную периодизацию зрелости или взрослости и определить меру обучаемости взрослых, перед вторым исследовать структуру личности и динамику ее развития у студентов на протяжении пяти лет их обучения в вузе.

В основу исследования была положена идея Б.Г. Ананьева о том, что только психологические функции являются собственно онтогенетическими феноменами». «Любой психический процесс формируется как определенная констелляция психофизиологических функций (сенсорных, мнемических, вербальных, тонических и т.д.), действий с разнообразными операциями (перцептивных, мнемических, логических и т.д.) и мотиваций (потребностей, установок, интересов и ценностных ориентации)» [17; 136—137].

В изучении функциональных структур (доминант) и межфункциональных связей у взрослых Б.Г. Ананьевым было предложено осуществлять микровозрастной подход, заключающийся в прослеживании психического развития год за годом с помощью метода возрастных срезов, в результате чего можно обнаружить переходные состояния в стадиях развития. Им было высказано предположение, что зрелый возраст представляет собой серию периодов, в которых психическое развитие происходит за счет перестройки структурных компонентов как внутри психических функций, так и в межфункциональных связях. Развитие проявляется не только в ярко выраженных формах: в интенсивности развития в молодости или заметной инволюции в старости.

Предполагалось, что микровозрастной подход позволит не только обнаружить переходные состояния в стадиях развития, но и выделить те факторы, которые ускоряют психическое развитие человека в разные периоды жизни. Обнаружение сензитивных периодов жизни взрослых людей, в которые проявляется наиболее высокая степень восприимчивости человека к средствам воздействия в условиях его обучения, необходимо для определения меры этого воздействия с целью развития взрослого человека.

В качестве исходного положения в исследовании было взято определение возраста, данное Б.Г. Ананьевым. Возраст как одна из интегральных характеристик индивидуального развития не сводится только к количеству прожитых человеком лет. Существенным здесь является топологическое свойство времени, его однонаправленность и необратимость, что представлено во временной необратимой последовательности состояний. По отношению к взрослому человеку Б.Г. Ананьев считал необходимым учитывать взаимосвязь метрических и топологических свойств времени. К характеристике общественного развития человека присоединяется временная характеристика, связанная с влиянием на человека той эпохи, в которую он живет, того поколения, к которому он принадлежит. Онтогенетические свойства индивида в этих условиях будут проявляться по-разному, что сказывается на особенностях интеллектуального развития и социального становления личности.

«Фактор возраста» Б. Г. Ананьев рассматривал как единство влияния роста, общесоматического и нервнопсихического созревания в условиях воспитания и жизнедеятельности человека. «Структура жизненного пути и его временные характеристики определяются общественно-классовым статусом личности, его функциями и ролями в определенном обществе, в конкретной общественно-исторической формации. Поэтому как структура жизненного пути, так и основные его моменты (старт, оптимумы, финиш) изменяются в ходе исторического развития от поколения к поколению» [16; 45].

Выявление потенциальных возможностей человека, использование резервов его развития в учении и труде требуют разработки нормативных показателей психического развития человека на разных этапах онтогенеза с учетом влияния

 

123

 

различных факторов, среди которых выделяются образование, учение и труд. Б.Г. Ананьев придавал большое значение системе методов организации исследования, сбора научных данных и их обработки с последующей интерпретацией. В комплексном изучении человека, по мнению Б.Г. Ананьева, приобретает особо важное значение системно-структурный подход, позволяющий рассматривать целостную систему как состоящую из подструктур или составляющих ее целостность компонентов. Каждая из образующих сложную систему подструктур отличается определенными свойствами, выявление которых необходимо для понимания целого. При этом важно выявить не только особенное, специфическое для свойств данной подструктуры, но и общее, те инвариантные показатели развития, которые в наименьшей степени подвергаются изменениям под влиянием воздействия тех или иных факторов. Соотношение изменяющихся и инвариантных (стабильных) свойств дает возможность определить тенденции развития изучаемой системы.

Изучение составных частей с целью выявления особенностей сложного целого (человек личность интеллект, психический процесс) представляет собой необходимое условие установления взаимосвязей между системой и составляющими ее целостность компонентами. Системно-структурный подход в комплексном изучении человека позволяет подойти к пониманию, например, интеллекта как сложной по структуре системы, представляющей единство и взаимосвязь психических функций, каждая из которых требует изучения с помощью диагностических методик. Интеллект как сложная система, представляющая собой эффект межфункциональных связей (Б.Г. Ананьев), создается на основе структурных изменений составляющих ее целостность компонентов (мнемических, мыслительных, аттенционных функций). В свою очередь, интегральные показатели развития интеллекта оказывают влияние на каждый из компонентов в отдельности. Становление целостной системы интеллекта, по результатам экспериментального исследования, происходит как сложный, противоречивый процесс, отличающийся неравномерностью развития. При изучении развития интеллекта во взрослом состоянии был осуществлен анализ связей генетических (между срезами развития) и структурных, характеризующих организацию системы интеллекта на данном возрастном этапе развития.

Любая сложная система, отличающаяся иерархической организацией, проявляет свои свойства в определенных условиях (под воздействием ряда факторов). Структура человека как субъекта деятельности образуется, как отмечал Б.Г. Ананьев, из определенных свойств индивида и личности. Социальное формирование человека не ограничивается формированием личности; происходит становление человека как субъекта познания и деятельности в жизненных условиях. Сложнейшие образования личность и индивидуальность формируются на основе природных свойств человека как индивида, в котором структура органических потребностей и темперамент составляют природные свойства высокого уровня, а возрастно-половые особенности индивидуального развития как специфический класс первичных природных свойств.

Б.Г. Ананьев придавал исключительно важное значение интеллектуально-метаболическим констелляциям, лежащим в основе интеллектуального напряжения. Интеллектуальное напряжение в состоянии эмоциональной нагрузки может сопровождаться усилением теплообразования, сдвигами в показателях температуры кожи. Сотрудниками лаборатории дифференциальной психологии и антропологии ЛГУ были обнаружены связи между показателями развития интеллекта, нейродинамических свойств, вегетативных и психомоторных функций. Среди этих связей особое место принадлежит основному обмену, объединяющему биохимические и вегетативные характеристики реактивности человека. Энергетические траты организма представляют собой, как утверждает Б.Г. Ананьев, цену интеллектуального напряжения.

 

124

 

В интеллектуально-метаболических констелляциях было выявлено участие теплообмена и терморегуляции, являющихся базальными компонентами метаболизма. Связаны между собой показатели артериального давления, пульса, основного обмена, каждый из которых имеет корреляции с показателями умственной работоспособности. «Можно считать бесспорным, что не только физическая, мышечная работа, но и интеллектуальная деятельность человеческого мозга участвует в теплообразовании и входит в общий контур терморегуляции. Вместе с тем наши представления об интеллектуально-метаболических констелляциях (как характеристик интеллектуального напряжения) дополняются этими знаниями о роли терморегуляции в интеллектуальной деятельности человека» [18; 83—84].

Эти результаты исследования позволяют понять, почему в одних и тех же условиях люди по-разному проявляют успешность в учении и труде. При достижении одних и тех же результатов деятельности, при проявлении одного и того же уровня успешности люди затрачивают неодинаковые умственные и физические усилия.

Для понимания человеческого фактора плодотворной является идея Б.Г. Ананьева о двухфазности развития одних и тех же психофизиологических функций, которая заключается в соотношении моментов нарастания показателей развития в ходе созревания на ранних этапах зрелости и специализации их под влиянием условий жизни и деятельности. «Двухфазное развитие психофизиологической эволюции человека одно из проявлений единства человека как индивида и личности, субъекта деятельности. Длительность второй фазы определяется степенью активности человека как субъекта и личности, продуктивностью его труда и общественной значимостью, его вклада в общий фонд материальных и духовных ценностей общества» [17; 154]. Это проявление общей закономерности развития человека гетерохронности.

Идея о двухфазности развития психофизиологических функций нашла подтверждение в экспериментальных комплексных исследованиях по возрастной периодизации зрелости. В них показано, что в различные периоды зрелости двухфазность развития функций проявляется неодинаково. Для возрастных периодов 18—21 год и 22—25 лет характерно усиленное развитие мнемических, мыслительных, аттенционных функций, иначе говоря, наблюдается фронтальный прогресс развития. Совпадение или «наложение» двух фаз развития функций начинает проявляться после 26 лет, что находит выражение в усилении связей между отдельными сторонами каждой из функций и в усилении межфункциональных связей. Начиная с 30 лет вторая фаза (специализации) становится определяющей в развитии человека, что связано с влиянием приобретаемого жизненного опыта и профессионального мастерства. От жизненной активности человека как субъекта деятельности зависит проявление высокой степени психофизиологического развития. От общественно-исторических условий жизни и участия в ней человека зависит и взаимосвязь между эволюционными и инволюционными моментами развития. По этому поводу Б.Г. Ананьев пишет: «Возрастные особенности взрослого человека (от юности до старости) тем и характерны, что сложное взаимопереплетение эволюционных и инволюционных процессов определяется доминированием то одних, то других из них в зависимости от конкретных социально-исторических условий жизни человека и состояния его собственной деятельности (трудовой, коммуникативной, гностической). Это положение, как можно думать, относится не только к сенсорно-перцептивным процессам. В равной мере оно относится и к так называемым психическим функциям человеческого интеллекта» [17; 149].

Идея Б.Г. Ананьева о двух контурах регуляции (вертикальном и горизонтальном) также служит подтверждением неравномерности психофизиологического развития. По данным экспериментального исследования, с годами у взрослых наблюдается снижение влияния динамичности возбуждения на

 

125

 

психомоторные и интеллектуальные функции и возрастает динамичность торможения, что объясняется усилением влияния горизонтального контура регулирования [19]. По этому поводу Б.Г. Ананьев пишет: «Кортико-ретикулярные связи в структуре свойств нервной системы представляют собой одно из проявлений иерархической вертикальной системы нейропсихического регулирования. Однако не меньшее значение имеют горизонтальные связи, которые мы называем горизонтальным контуром регулирования, или билатеральным регулированием, поскольку они осуществляют управление всеми каналами связи организма с окружающей средой и регулируют самые сложные свойства индивида» [17; 223].

Структурный подход к изучению свойств интеллекта взрослого человека позволил сделать вывод о том, что межфункциональные связи есть способ внутренней организации интеллекта, как это и предполагал Б.Г. Ананьев. По результатам экспериментального исследования, в возрастном периоде 18—25 лет психические функции (мнемические, мыслительные, аттенционные) отличаются некоторой автономностью, о чем свидетельствует малочисленность корреляций между показателями их развития. В последующих возрастных периодах (26—29 лет, 30—33 года, 34—37 лет и т.д.) наблюдается значительное возрастание числа корреляций. Связи становятся не только многочисленными, но и устойчивыми. Это дает основание утверждать, что с возрастом происходит становление целостной системы интеллекта. Учитывая эту закономерность как тенденцию развития взрослого человека, в использовании человеческого фактора в учении и труде следует осуществлять дифференцированный подход к разным возрастным группам взрослых в целях обучения и переучивания, дообучения и переквалификации. С этим связано и определение сензитивных периодов развития взрослых, в которых восприимчивость человека к средствам педагогического воздействия является наиболее высокой.

Выделившиеся по интеллектуальному развитию возрастные периоды 18 — 21 год и 22—25 лет можно считать сензитивными на том основании, что в зоне этих возрастов обнаружены наиболее высокие показатели развития мнемических, мыслительных, аттенционных функций и интеллекта в целом. Высокая степень восприимчивости лиц, относящихся к этим возрастным периодам, к средствам воздействия в учении и труде представляет собой потенциальную возможность интеллектуального и личностного развития, которая активизируется в условиях соответствующей организации учебного процесса и трудовой деятельности. В эти годы легче происходит овладение системой знаний, умениями и навыками. Будут ли система знаний прочной, а умения и навыки положительнымизависит от приемов и средств педагогического воздействия на обучающегося, что обеспечивается организаторами учебного процесса или наставниками на производстве, помогающими в овладении профессиональными умениями и навыками. Потенциальные возможности развития человека в эти периоды жизни содержатся в обнаруженной относительной автономности психических функций, недостаточной взаимосвязанности между функциями. Целенаправленная система воспитательных воздействий на всестороннее развитие личности приобретает особо важное значение, так как должна способствовать ускорению возникновения разносторонних и устойчивых связей как внутри психических функций, так и между отдельными функциями.

Последующие возрастные периоды (26—29 лет, 30—33 года, 34—40 лет, 41—46 лет) также являются сензитивными к средствам педагогического воздействия, однако снижение по ряду показателей психофизиологического развития, продолжающаяся изменчивость без стабилизации и инволюции в развитии, тенденция к становлению целостной системы интеллекта требуют в целях использования человеческого фактора в экономических условиях жизни иных средств и приемов воздействия как в обучении, так и в труде. При создании системы знаний и в процессе

 

126

 

формирования умений и навыков приходится переучивать, дообучать, что связано с перестройкой в структуре интеллекта как целостной системы и составляющих ее целостность компонентов. Скорость в проявлении интеллектуальных приемов может быть замедлена, однако степень обучаемости не снижается, что поддерживается сознательным отношением к выполняемому заданию, его значимостью и мобилизацией волевых усилий.

Б.Г. Ананьев придавал большое значение в интеллектуальной системе взаимосвязи мнемических и мыслительных функций. Он считал, что в накоплении знаний и последующем их преобразовании в мышление важное место принадлежит памяти. По результатам экспериментального исследования, память по моментам наступления подъемов и спадов в общем ходе онтогенетического развития опережает мышление на один год. Происходит это, вероятно, потому, что накопительная система (память) должна обеспечивать функционирование мышления. Б.Г. Ананьев считал, что память и мышление относятся к одному классу интеллектуальных функций, к функции переработки и преобразования получаемой человеком информации. Первый этап преобразования начинается с запоминания с последующим сохранением информации. Второй этап преобразования происходит уже с помощью логических операций. Третий проявление творческого мышления с выдвижением гипотез, аргументов, реализации выдвигаемых положений на практике с помощью материализованных средств деятельности. Без накопительной системы как первого уровня преобразования информации невозможна творческая деятельность человека, проявление активности и самостоятельности.

Обнаруженные моменты снижения показателей развития памяти после 35 лет могут служить основанием для предположения, что на всем протяжении возрастов зрелости ухудшение памяти наступает раньше по сравнению с мышлением, что не может не сказаться на накопительной системе и на преобразовании информации. Именно этим можно объяснить возникающие затруднения при всевозможных перестройках в связях различных сторон интеллекта, утрату подвижности во взаимосвязях между психическими функциями в старости, что сказывается в темпе умственной работоспособности в преклонном и старческом возрастах. Следует отметить, однако, что профессиональная память является более устойчивой по отношению к проявлению инволюционных моментов развития. При снижении уровня общей памяти профессиональная память сохраняется на достаточно высоком уровне длительный период жизни взрослого человека. То же самое наблюдается и в профессиональном мышлении. Можно предположить, что достаточно высоким уровнем развития профессиональной памяти и мышления обеспечивается высокий уровень интеллектуального развития человека в пожилом и старческом возрастах. Следовательно, в развитии профессионального мышления и профессиональной памяти таятся резервы интеллектуальной сохранности человека. Это еще одна сторона в использовании человеческого фактора в экономическом и социальном развитии нашего общества. Усваивая общественный опыт в процессе обучения в разных системах образования и на производстве, в трудовом коллективе, человек приобретает, как говорил Б.Г. Ананьев, новые свойства развития воспитуемость и обучаемость, что весьма важно для образования сензитивных состояний. Эти свойства развития представляют собой субъективные факторы развития человека, которые находятся в прямой зависимости от таких объективных факторов, как средства педагогического воздействия, роль которых не утрачивается во взрослом состоянии человека. «Можно считать, что общее и специальное образование для взрослых выполняет не только культурную и техническую функцию, но и является одним из важнейших факторов, обеспечивающих высокую жизнеспособность и жизнестойкость человека. Развитие интеллекта и личности, способность к обучению, постоянному самообразованию взрослого человека являются огромной

 

127

 

силой, противостоящей инволюционным процессам» [20; 32]. Б.Г. Ананьев особо выделял значение таких факторов развития человека, как образование и обучение, в котором умственная деятельность обучающегося способствует переходу интеллекта на более высокий уровень развития.

 

1. Ананьев Б. Г. О некоторых вопросах марксистско-ленинской реконструкции психологии // Психология. Т. IV. Вып. 3—4. Л., 1931. С. 325— 344.

2. Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки // Труды института по изучению мозга им. В. М. Бехтерева. Л., 1935. 115 с.

3. Ананьев Б. Г. К постановке проблемы чувствительности // Труды института по изучению мозга им. В. М. Бехтерева. Т. XII. Л., 1940. С. 4—10.

4. Ананьев Б. Г. Психофизиологические вопросы военной маскировки // Психология. Т. II. Тбилиси, 1943.

5. Ананьев Б. Г. Очерки психологии. Л., 1945. 157 с.

6. Ананьев Б. Г. Очерки истории психологии XVIII и XIX веков. М., 1947. 167 с.

7. Ананьев Б. Г. Пространственное различение. Л., 1955. 186 с.

8. Ананьев Б. Г. Человек как общая проблема современной науки // Вестн. ЛГУ. 1957. № 11. С. 90—101.

9. Ананьев Б. Г. О системе возрастной психологии // Вопр. психол. 1957. № 5. С. 156— 169.

10. Ананьев Б. Г. Первоначальное обучение и воспитание. М., 1958. 672 с.

11. Ананьев Б. Г. Осязание в процессах познания и труда. М., 1959. С. 7—40.

12. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. М., 1960.

13. Ананьев Б. Г. Теория ощущений. Л., 1961. 454 с.

14. Ананьев Б. Г. Билатеральное регулирование как механизм поведения // Вопр. психол. 1963. № 5. С. 83—98.

15. Ананьев Б. Г. Человек как предмет воспитания // Сов. педагог. 1965. № 1. С. 24— 36.

16. Ананьев Б. Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М., 1968. 333 с.

17. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1969. 338 с.

18. Ананьев Б. Г. Интеллектуальная деятельность и терморегуляция // Возрастная психология взрослых: Материалы конф. Вып. 3. Л., 1971. С. 75—84.

19. Ананьев Б. Г., Степанова Е. И. (ред.). Развитие психофизиологических функций взрослых людей. М., 1972. 245 с.; 1977. 197 с.

20. Ананьев Б. Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. М., 1972. 32 с.

21. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. 379 с.

 

Поступила в редакцию 23.I 1987 г.