Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

88

 

РОЛЬ ФАКУЛЬТАТИВА ПО ПСИХОЛОГИИ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

 

В.С. ГЕРАСИМОВА

 

Педагогическая психология накопила немало знаний в области управления процессами обучения и воспитания, однако они далеко не полно реализуются в практике. Современная школа остро нуждается в практической помощи психологов, которую можно осуществить в рамках психологической службы [1], [3], [7]. Одним из важных направлений в работе психологической службы может быть факультатив по психологии для старших школьников. Такой факультатив в течение нескольких лет проводился в школе № 889 Перовского района Москвы.

Система учебных предметов и факультативов средней школы, направленных на формирование у школьников активной жизненной позиции, диалектико-материалистического мировоззрения, призвана обеспечить усвоение учащимися закономерностей общественного развития, роли и соотношения общественного и индивидуального сознания. Однако в силу особенностей содержания самих предметов формирование социальной позиции школьников происходит часто как бы минуя главноеличность самого школьника, игнорируя тем самым психологический закон преломления внешних воздействий через внутренние условия (С.Л. Рубинштейн). Такие знания хотя и приобретаются, но не всегда «присваиваются» личностью, а следовательно, не становятся руководством к действию.

Личность в психологическом плане характеризуется взаимодействием трех основных сфер: мотивационно-потребностной, интеллектуальной, эмоционально-волевой. Однако практика показывает, что сложившаяся система обучения и воспитания далеко не всегда обеспечивает их формирование. В сознании многих старшеклассников еще бытует представление о независимости существования отдельной личности от условий окружающей жизни, процессов обучения, воспитания производственной деятельности, от обще целом.

Психологические исследования свидетельствуют, что знания, получаемые школьниками при изучении учебных предметов и факультативов, требуют обобщения и осмысления таких теоретических понятий, как личность, общество, деятельность, общение, процесс познания, учебная деятельность, чувства, воля и др. Это обобщение и призвана обеспечить психология. Именно она должна помочь сделать предметом деятельности и анализа собственную личность, свою деятельность, осознать закономерности становления волевой сферы личности. В современных условиях ни один школьный предмет, кроме психологического факультатива, такими возможностями не обладает.

Экспериментальный психологический курс был назван нами «Познай себявоспитай себя». Задачи, которые мы ставили перед факультативом, соответствовали общим задачам «Программы факультативных курсов» [6] и состояли в следующем: развитие познавательных интересов к психологическим знаниям; формирование активной жизненной позиции- профориентация; совершенствование интеллектуальной сферы личности (обобщение способов и приемов учебной деятельности); формирование потребности в самовоспитании и самообучении. Для изучения были выделены пять тем: 1) Психология как наука и ее место среди наук о человеке (1 ч), 2) Человек как личность (22 ч), 3) Человеческое общение и его особенности (12 ч), 4) Человек и его деятельность (11 ч), 5) Психология познания и самообучения (24 ч).

Курс был рассчитан на 70 ч (35 ч — IX класс и 35 ч Х класс). Принципиально новым в программе было включение темы «Человек и его деятельность», в которой раскрывались общие представления о человеческой деятельности, ее видах и особенностях, закономерностях

 

89

 

формирования навыков, умений и привычек, рассматривалась взаимосвязь характера деятельности в различных профессиях и соответствующих способностей.

Общеизвестно огромное значение общения в развитии личности и общества в целом [5]. Вне общения формирование личности невозможно. В ряде исследований отмечается особая чувствительность старшеклассников к эмоционально-личностному общению [4]. Это послужило основанием для включения в программу курса темы «Человеческое общение», где школьники должны были получить знания о проблемах взаимоотношений между людьми, о законах восприятия другого человека, учащиеся знакомились с основными положениями теории коллектива и его роли в жизни человека. Практическое применение психологических знаний обеспечивалось при обсуждении таких вопросов, как «Общение с родителями, учителями, другими взрослыми», «Общение с младшими школьниками и младшими членами семьи» и др.

Как показал многолетний опыт работы в школе, в том числе и в процессе чтения факультатива, знания о закономерностях процесса познания вызывают непосредственный интерес у школьников прежде всего с точки зрения повышения эффективности собственной учебной деятельности. Поэтому тема «Психология познания и самообучения» была ориентирована на практическую помощь школьникам в овладении основами наук. Теоретическому и практическому изучению были подвергнуты вопросы: человек и его знания; учебная деятельность и ее особенности; знания и чувственное отражение; рациональное познание и фантазии; речевая деятельность и ее особенности; требования к устной и письменной речи; культура передачи информации; тренировка внимания и наблюдательности; приемы рационального запоминания; подготовка устного ответа; составление планов и конспектов; выработка навыка смыслового и беглого чтения и др.

Тема «Человек как личность» была подчинена задаче формирования нравственных убеждений, активной жизненной позиции старшеклассников. Упор делался на следующие вопросы: коммунистическая направленность в структуре личности советского человека; идейность, принципиальность, целеустремленность как стержневые черты личности; роль деятельности в формировании личности и ее социальной оценке; самопознание и самовоспитание как средства развития личности.

В нравственном развитии личности большую роль играют ее переживания, эмоции, чувства. В юношеские годы, как утверждает П.М. Якобсон [8], закладываются основы эмоциальной жизни в зрелом возрасте. Это возраст специфической эмоциальной сензитивности. Однако формирование эмоциональной сферы старшего школьника не всегда проходит гладко. Нередко приходится встречаться с бедностью, поверхностностью чувств, а порой и с асоциальными эмоциями, которые затем могут стать побудителями противоправного поведения. Эти вопросы рассматривались при изучении эмоционального развития личности (общая характеристика эмоций, их роль в жизни и деятельности, связь чувств со свойствами личности, высшие чувства и их развитие, дружба, любовь, семья и брак, развитие эстетических чувств).

Учебный процесс на факультативе был организован в соответствии с концепцией обучения на основе содержательных обобщений [2]. В качестве основного отношения, позволяющего раскрыть сущность психики человека, было принято отношение:

 

 

Оно фиксировалось в схеме и в качестве исходного обобщения определяло развертывание содержания всего курса.

Вначале учащиеся вводились в ситуацию, требующую для ее анализа теоретических психологических понятий. Им предлагалось указать критерии, по которым можно было бы определить ценность каждой отдельной личности для общества в целом и для себя лично, а также условия развития личности и коллектива. Для каждого теоретического

 

90

 

понятия прослеживалось его происхождение, превращение свойств индивида в свойства личности. Для освоения учебного материала была организована деятельность по решению учебных задач. Критерием усвоения понятия школьниками мы считали овладение всеми компонентами учебной деятельности: умением понять учебную задачу, сформированностью действий подведения под понятие и выведения следствий, умением осуществлять контроль и оценку действий и др.

Как известно, степень активности личности (стремление узнать, изучить, выяснить, изменить и т.д.) зависит от уровня сформированности интереса. Одной из задач факультатива было формирование устойчивого интереса к проблемам личности и ее развития, самопознания и самообучения. В исследовании интересов (И.Г. Морозова) показано, что они характеризуются тремя обязательными моментами: 1) положительными эмоциями по отношению к деятельности, 2) радостью познания и познавания, 3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности.

Анализ результатов обучения показал, что наибольший интерес старшеклассники проявили к темам «Человек как личность» и «Человеческое общение». По этим темам было больше всего вопросов, чаще возникало желание ознакомиться с дополнительной литературой (некоторые учащиеся знакомили с изученным материалом свою семью). Особо ярко проявился интерес к изучению эмоциональной сферы человека. Формами работы были: анализ фотографий, картин; обсуждение особенностей переживаний литературных героев; оценка собственного настроения, навеваемого различными поэтическими и музыкальными произведениями, и др. Игровая форма работы, которая также применялась, вызывала бурные эмоциональные переживания, желание вновь повторить игру.

У многих школьников появилось теоретическое осмысление знаний, умений и навыков, усвоенных в ходе факультатива. Это проявилось, в частности, в переносе способов анализа психологических понятий, способов компактного представления знаний и т.д. в другие области знания (история, обществоведение, литература и др.). Своеобразным отчетом за год были конференции: в IX классе «Я и общество», в Х классе «Твои возможности, человек». Выступления на конференциях («Нравственные ценности личности», «Человек среди людей», «В чем ценность характера» и др.) показали теоретическую подготовленность школьников, умение убедительно доказывать свое мнение, продемонстрировали позитивную социальную позицию. Формированию такой позиции способствовали разные виды работы: семинарские занятия, диспуты, сочинения с последующим их обсуждением, решение проблемных задач и др.

Активная нравственная позиция не может быть сформирована без участия в совместной деятельности с другими, без готовности к бескорыстной помощи другим людям. Это предполагает понимание другого человека, умение встать на его точку зрения, проявить сочувствие, а если нужно, и оказать необходимую помощь. Средством формирования эмпатийного поведения у старшеклассников стала организация их взаимодействия с младшими школьниками и младшими членами семьи. На занятиях школьники учились наблюдать, анализировать и оценивать поступки младших, изменять свое поведение в зависимости от полученной информации. С этой целью давались специальные практические задания: определить темперамент младшего школьника; выявить основные черты характера школьника; выяснить самооценку; дать анализ действий школьника-организатора при проведении какого-либо мероприятия и др.

Впоследствии специально обсуждались такие вопросы, как ответственность старшего в семье, родители и старшие дети, психическое развитие ребенка, игра и детская игрушка, роль родителей в воспитании детей. Это позволило сформировать у слушателей факультатива стойкий интерес к проблемам воспитания детей, стремление оказывать помощь в воспитании младших

 

91

 

в школе и семье. Опрос родителей показал, что практически во всех семьях, где есть дети, изменились взаимоотношения младших и старших. Старшие стали более внимательными к младшим, нередко брали на себя воспитательные функции, обсуждали с родителями проблемы воспитания детей. При изучении проблемы семьи и брака (курс «Этика и психология семейной жизни» тогда еще не был введен) был сделан упор на двух направлениях: нравственная подготовка к семейной жизни и формирование положительного отношения к рождению и воспитанию детей; на занятиях раскрывалась зависимость благополучия брака от личностных качеств супругов, возможность и необходимость самосовершенствования как необходимого компонента подготовки к семейной жизни. Учащиеся проявили большой интерес к проблемам психологии семейных отношений. В ходе обучения сформировались содержательные нравственные представления о семье, ее функциях, об особенностях подготовки к семейной жизни. Об этом свидетельствуют результаты анкетирования, содержание сочинений («Как я понимаю подготовку к семейной жизни», «Что я считаю главным в семейной жизни» и др.). Практически у всех учащихся появилась огромная потребность в пополнении знаний по этой теме.

Обобщения способов и приемов учебной деятельности на занятиях факультатива реализовать не удалось. Несмотря на полученные знания о рациональной организации умственного труда, далеко не все школьники применяли их при изучении школьных предметов. Так, конспектирование, составление планов, тезисов использовались лишь на уроках истории и литературы, т. е. практически там, где характер учебного предмета и методика его преподавания предусматривали обращение к этим видам деятельности.

Выработка навыков и умений рациональной организации умственного труда, как известно, требует большого числа упражнений, постоянного применения этих приемов в учебной деятельности. Факультативный курс безусловно не располагает возможностями для этого. Такая задача может быть решена только усилиями всех учителей-предметников. В ходе эксперимента мы пытались использовать возможности школьных уроков. С этой целью было намечено обучение учителей-предметников приемам рациональной организации умственного труда, но это оказалось весьма затруднительным в связи с их слабой теоретической и практической подготовкой. В рамках психологической службы такое обучение с успехом мог бы осуществлять школьный психолог.

Эксперимент продолжался в течение четырех лет. За это время удалось дважды пройти программу. Результаты показали, что организация факультатива в соответствии с вышеизложенной программой является достаточно эффективным средством воспитания и развития старших школьников. Занятия (как содержание, так и методика) вызывают стойкий интерес учащихся к психологической науке. Овладение теоретическими знаниями способствовало развитию самосознания школьников, побуждало к самовоспитанию и самообучению.

В результате нашего факультатива удалось получить значительные изменения в общественной позиции школьников. Участники факультатива были более активными в выполнении общественных поручений, чаще выступали на классных собраниях по собственной инициативе, критичнее относились к собственной деятельности и деятельности одноклассников.

Важным приобретением явилось значительное развитие у школьников интереса к педагогической деятельности. Педагогические проблемы стали предметом обсуждения не только в среде сверстников, но и среди взрослых членов семей, где школьники практически выступали на равных со взрослыми. У отдельных учащихся проявилось стремление к педагогической деятельности, что выразилось в активной помощи младшим школьникам, в стремлении участвовать в воспитании младших членов семьи. Психологические

 

92

 

знания, развивающаяся общественная активность, приобретенные педагогические навыки повлекли за собой повышение статуса некоторых школьников в классных коллективах, среди сверстников, улучшение взаимоотношений в семье.

Таким образом, психологический факультатив для старших школьников может служить эффективным средством их воспитания и развития. Он содержит также большие возможности ориентации старшеклассников на профессию учителя.

В заключение заметим, что при организации факультатива мы встретились с большими трудностями, связанными с недостатком психологической литературы для школьников. Почти вся имеющаяся литература, которой приходилось пользоваться, оказалась для школьников сложной, в ряде случаев ее просто было трудно достать. Особенно ощутим ее дефицит при организации бесед, докладов, при выполнении практических заданий старшеклассниками для младших школьников. Нам представляется целесообразным выпуск специальной серии брошюр, где в доступной для школьников форме излагались бы основы необходимых психологических знаний.

 

1. Гамезо М. В., Герасимова В. С. Психолого-педагогический факультатив для старших школьников как одна из форм функционирования психологической службы в школе // Психологическая служба в школе: Тезисы симпозиума. Ч. II. Таллин, 1983.

2. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

3. Забродин Ю. М. Развитие советской психологии и задачи психологической службы // Психол. журн. 1984. Т. 5. № 6.

4. Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1980.

5. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.

6. Программы факультативных курсов средней школы. М., 1974.

7. Психологическая служба в школе (круглый стол) // Вопр. психол. 1982. № 3. С. 62 – 93; № 4. С. 75 – 103.

8. Якобсон П. М. Чувства, их развитие и воспитание. М., 1976.

 

Поступила в редакцию 8.II 1985 г.