Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

83

 

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

 

ПСИХОЛОГИЯ ДИАЛОГА И ПЕДАГОГИКА ТВОРЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

 

(Круглый стол:

Психологические проблемы развития инициативы и творчества учителя)

 

18—20 мая 1987 г. в Институте общей и педагогической психологии АПН СССР состоялась творческая дискуссия педагогов и психологов, организованная журналом «Вопросы психологии» и «Учительской газетой» с участием клуба творческой педагогики «Эврика». В работе «круглого стола» приняли участие около 300 человек, среди них педагоги и молодые учителя из разных городов страны (Архангельск, Гомель, Орел, Полтава, Ленинград, Москва и др.), ученики педагогических классов, научные сотрудники институтов АПН СССР, факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, а также других учреждений системы народного образования. Психология инициативы и творчества учителя, проектирование школы ближайшего будущего, задачи современного образования в ходе перестройки центральные темы дискуссий за «круглым столом», которые проводились с использованием нестандартных приемов совместного размышления по наиболее актуальным проблемам педагогики и психологии сотрудничества. Направления, формы и принципы совместной творческой работы были заданы в выступлениях главных редакторов «Учительской газеты» и журнала «Вопросы психологии».

 

В.Ф. Матвеев (главный редактор «Учительской газеты»). Современная школа и педагогика сотрудничества.

 

Мы участники и свидетели демократизации нашего социалистического общества, решительного избавления его от инерции, застоя, от искажений в нашей социальной, экономической и духовной жизни. То звено, которое поможет в этой трудной, сложнейшей работе школа. Именно школа должна скорее всего и точнее всего улавливать эту свежую, здоровую и благородную идею обновления. Опережающая функция школы должна стать реальностью.

Конечно, научные поиски можно вести и в кабинетных условиях, но время требует большего обращения к реальной действительности, к той школьной практике, в которой не все благополучно. Наряду со свежим и здоровым существуют застойные явления, требующие научного педагогического и психологического анализа. Для этого нужно объединять усилия учителей и ученых-педагогов, психологов и методистов.

К сожалению, в современной школе оказалась нарушенной целостность единства обучения и воспитания. Научная педагогика, назначение которой вооружать учителя новейшими знаниями, не опиралась на психологические исследования. Более того, учитель оказался на другом полюсе по отношению к ученикам. Авторитарность, начальственный стиль из административной системы перешел в систему воспитания. Многое надо переделывать, а еще

 

84

 

больше открывать заново, этому мы и посвящаем наш «круглый стол».

Существовала, да и сейчас существует такая точка зрения, что качественно нового уровня развития можно достигать путем использования слов: «повысить», «усилить», «снять», «усовершенствовать», «добиться» и т.д.; фразами: «надо, чтобы учитель...», «надо, чтобы наука...», но за этими «заклинаниями» не содержалось реальных конструктивных решений. Качественно перестраивать что-то можно только выдвигая качественно новые идеи. Поиск таких идей — чрезвычайно важная, первейшая задача сегодня.

Педагогика сотрудничества, по мнению педагогов-новаторов и большого числа ее сторонников, состоит в решительном изменении характера взаимоотношений между учителем и учеником в реальном процессе обучения и воспитания. Необходимо существующий бюрократический, административный, авторитарный тип отношений учителя к ученику заменить отношениями творческого сотрудничества во имя обновления себя и своей страны. Эта педагогическая идея определяет новые методы обучения, способы организации воспитательных коллективов, отношения между взрослыми и детьми, самими детьми. Идеи педагогики сотрудничества зрели давно, они развивались в работах прогрессивных педагогов-мыслителей прошлого, развиваются и сегодня, это непрерывно развивающаяся концепция, с ее развитием многие педагоги связывают перспективы реальной перестройки школы, построения школы будущего.

Хотелось бы выразить удовлетворение, что инициатива совместной встречи принадлежит журналу «Вопросы психологии». Клуб творческой педагогики «Эврика» с готовностью на нее отозвался. Организаторы творческой встречи предложили устроить «круглый стол», с использованием неакадемических форм. Мы считаем это новацией, которая поможет, возможно, обнаружить нечто новое, значительное и перспективное, с чем мы связываем строительство новой школы.

 

А. М. Матюшкин (главный редактор журнала «Вопросы психологии»). Актуальные критерии построения практической психологии в школе.

 

Необычное, научно-практическое, экспериментальное построение программы «круглого стола» говорит о том, что мы решительно поставили перед собой задачу преодолеть монологические формы в обучении, воспитании, а также в наших научных дискуссиях. Реформа школы буксует, и в этом виновата не только наука, не только неспособность практики принять новые задачи, но и те стереотипы, которые в нас самих, включая стереотипы построения теорий, эксперимента, личностные, социальные, преодолеть которые очень трудно. Эти стереотипы бытуют не только в школе, они — на производстве, в научной и повседневной жизни. Необходим диалог в широком смысле, который может обеспечить ситуацию взаимопонимания, и уже как следствие этого,— конструктивную дискуссию.

Сегодня мы пробуем начать такой равноправный, конструктивный диалог между наукой и практикой. При этом мы не должны забывать о присутствующих здесь учащихся, которые приглашаются в диалог ученых, журналистов, учителей, и в этом диалоге они должны быть абсолютно равноправны. Хотелось бы, чтобы ребята выступили сегодня не в роли учеников, отвечающих урок, а учеников вопрошающих, как это и бывает в подлинном диалоге. С вопросов и проблем, в том числе и с «неправильных» вопросов, и начинается мышление, с этого начинается творчество.

Организовать такой диалог нам сегодня помогает «Учительская газета», и это очень положительное и многообещающее начинание. «Учительская газета» пишет об учителях и для учителей, и психологи совместно с нашей педагогической журналистикой могут сделать очень многое для принципиального решения задач реформы школы, для преодоления стандартных, шаблонных путей в науке, в эксперименте и практике, для преодоления замкнутости лабораторных исследований,

 

85

 

которые оказались как бы в стороне от актуальных и острых запросов школы.

Классическая психология в течение длительного времени развивалась как наука «объясняющая» и «доказывающая» те или иные положения и гипотезы о природе и роли психического, законах развития психики. Эти объяснения и доказательства предназначались другому психологу, решали задачу собственно теоретическую. Они подтверждали или опровергали те или иные логические построения внутри выстраивающих себя понятийных систем. Развивая научный аппарат психологии, ее методологию, язык науки, экспериментальные процедуры, психологи тем не менее почти никогда не работали с реальным объектом своих исследований. Образовался существенный пробел между знаниями о том, как человек действует в личностной жизненной ситуации, и тем, как он решает реальные, поставленные жизнью задачи в своей повседневной практике. Локальные варианты знания, накапливаемые в классической психологии, не позволяли психологу решать всю гамму проблем эмоциональных, когнитивных, поведенческих, стоящих за каждым конкретным случаем, когда требуется оказать действенную практическую помощь конкретному ребенку или взрослому в совершенно конкретном случае.

Оказалось, что перейти от психологии описывающей, объясняющей к психологии помогающей, к психологии о живом и целостном человеке не разложенном на процессы, состояния, функции, качества, чрезвычайно трудно, и таких решений пока не найдено. Вместе с тем в наши дни начался процесс стремительного преобразования самой психологии в науку конкретную. Психология начинает приближаться к решению практических жизненных задач. Это преобразование совершается на иных, нетрадиционных путях и протекает в виде особой интеграции знаний, с помощью нового ракурса исследований, принципиально иной постановки экспериментов.

Сегодня психолог обращается к жизненной ситуации не только для того, чтобы найти подтверждение или опровержение для тех или иных посылок внутри логико-понятийных систем, он обращается к жизненной ситуации с тем, чтобы, решая в ней некоторую практическую, важную для жизни конкретного ребенка задачу, обнаруживая направления позитивного разрешения трудности, образованной всем контекстом уникально сложившихся для данного случая условий жизни и деятельности ребенка, увидеть стоящую за действительной жизненной ситуацией фундаментальную психологическую проблему, требующую практического решения, а затем и своего лабораторно-исследовательского варианта рассмотрения. Психолог при этом выступает как исследователь и как непосредственный участник ситуации. Его состояние, система оценок, отношений, личностные качества образуют интегральную часть того процесса, который он исследует и одновременно решает, необходимо пристальное внимание к психологическому мастерству учителя, воспитателя, терапевта. В ситуациях такого рода найденные решения выступают как творческие, нестандартные. Именно эти ситуации ранее выпадали из поля зрения классической психологии.

Происходящая в психологии перестройка успешно преодолевает «зазор» между наукой и практикой, который к середине 70-х гг. стал выступать тормозом в продуктивном развитии психологии и подготовке профессиональных психологов-практиков или, как сейчас все чаще говорят, практических психологов-экспериментаторов. Уже сейчас можно определить по ряду критериев новый тип психологических исследований, относящихся к той области психологического поиска, которая развивается как практическая экспериментальная психология. Такие особенности современных практических исследований, как диалогичность позиции психолога, подлинность и конкретность психологических задач, конструктивность психологических задач, конструктивность психологических решений, придают практической психологии новый современный статус, когда психолог наиболее полно выступает в своей гуманной

 

86

 

функции, с уважением к целостной природе человека, его творческим возможностям.

1. Диалогичность исследования и реальной практики выступает прежде всего как принятие психологом личностно равноправной позиции по отношению к любому другому участнику ситуации, будь то ребенок или взрослый, и поэтому все исследование в равной степени обращено к личности каждого человека, включенного в ситуацию. Такое исследование личностно-диалогично, интеллектуально-диалогично, вербально-диалогично, т.е. охватывает все уровни личностного взаимодействия. Оно позволяет психологу работать на самых глубинных и приоритетных слоях, относящихся к внутреннему миру личности. Личностное включение психолога в диалогические формы взаимодействий с другими участниками исследуемой ситуации определяет особый характер используемых им методов работы, которые релевантны структурным и содержательным характеристикам ситуаций, в контексте, который всякий раз возрождается как бы вновь и заново, требуя своих, всякий раз не похожих на прежние приемов и средств, нестандартных решений.

2. Подлинность, жизненность, реалистичность, практическая ценность решаемых психологом задач означают прежде всего то, что исследовательская проблема не определяется необходимостью «заполнить» то или иное недостающее звено внутри некоторой теории или концепции; она определяется непосредственно в контексте естественно образованных ситуаций (школа, семья, производство), где она первоначально выступает как некоторая практическая задача, порождаемая особенностями онтогенетического развития человека, его личным опытом и социальной практикой. В отличие от классических исследований, отправной точкой которых служат построение некоторой гипотетической «модели» явления и ее проверка в специально организованных лабораторных условиях, здесь принимается как бы обратный путь от вычленения жизнью поставленных, действительных экспериментальных задач к научно-практическому и затем к исследовательскому решению. Это путь от конкретной практической задачи к фундаментальной теоретической проблеме, которая ставится перед наукой и следует за конструктивными решениями. Профессиональный психолог выступает одновременно и в роли исследователя, и в роли ее компетентного участника. Именно так понятая актуальность исследовательских задач психолога помогает преодолевать застойные явления в продуктивном развитии психологии.

3. Конструктивность психологических решений выступает первоначально как задача оказания психологической помощи человеку в решении некоторой личностной проблемы. Для практического психолога это прежде всего поиск некоторых действенных мер, направленных на личностный рост, развитие, на раскрытие индивидуальных возможностей человека. Реализуемые психологом конструктивные решения выступают как часть особого исследовательского метода, который не просто обращен к жизни, но органически включен в нее. В отличие от классических вариантов экспериментальных работ, направленных на воспроизведение в формах реальной жизненной практики логически найденных конструктов, которые всегда страдали от радикальных поправок, нерелевантности и несовпадений используемых стратегий с логикой естественного развития жизненных ситуаций, практическая экспериментальная психология позволяет решать ситуации, следуя объективным закономерностям психического и возрастного развития ребенка, не разбивая их целостности.

Дальнейшие исследования должны показать, каким образом диалогичность, конструктивность и реалистичность соотносятся с такими традиционными требованиями к статусу научных работ, как воспроизводимость, надежность, стандартизация процедур. Однако уже сейчас можно обнаружить, что эквивалентами ряда таких условий выступают лонгитюдность как показатель длительности и стабильности психических новообразований; качественные изменения в целостном развитии

 

87

 

ребенка, охватывающие одновременно и когнитивные, и эмоционально-личностные точки развития; релевантность исследовательских установок психолога объективным законам развития продуктивных, творческих процессов.

 

Работа «круглого стола» была организована необычно. Вначале она проходила в форме саморазвивающегося спектакля-диспута «Школа как она есть», затем в форме деловой игры «Разные стратегии демократизации школы», и наконец, состоялось заседание совета клуба творческой педагогики «Эврика». Все завершила общая дискуссия о педагогике и психологии сотрудничества.

Подобные формы организации не были случайными. В ходе подготовки творческой встречи педагогов и психологов стало очевидным, что простое выявление существующих мнений, представлений, точек зрения на проблемы современной школы не приводит к сколько-нибудь конструктивным результатам, а сама дискуссия носит подчас характер фиксации различных позиций. Профессионализм психологов и педагогов должен обнаружиться при столкновении с реальными конфликтными ситуациями школьной жизни, которые требуют не только их понимания, но и разрешения, преобразования в ситуацию, развивающую ученика и обогащающую школьную действительность. Именно в этих условиях у педагогов и психологов возникает необходимость в конструктивной совместной работе. С этой целью был проведен своеобразный психолого-педагогический эксперимент саморазвивающийся спектакль, в ходе которого все присутствовавшие на «круглом столе» смогли участвовать в родительском и комсомольском собраниях, в заседании педагогического совета, выступить в роли учителя, школьного администратора, родителя, комсомольца. Спектакль-диспут наглядно продемонстрировал многие недостатки современной школы (формализм знаний, авторитарность отношений, оторванность от жизни и т.п.), позволил более объемно увидеть и содержательно проанализировать психолого-педагогические причины этих и других (таких, как отчужденность, карьеризм, бездуховность, лицемерие) негативных явлений, от которых необходимо избавить школу. Результаты обсуждения послужили исходным материалом определения стратегий демократизации школы. Работа включала создание модели «школызавтра» и разработку программы преобразования «школысегодня» в «школузавтра».

При коллективном обсуждении проектов школы будущего с участием педагогов, психологов, старшеклассников были реализованы профессиональные возможности участников «круглого стола» к творческому сотрудничеству. В каждом проекте были определены самые важные, требуемые временем черты школы, которые вобрали в себя не только все ценное, что сложилось в истории нашей школы, но и то, что пока еще только зарождается. Было предложено пять моделей школы будущего: 1) школа-диалог, 2) школа как саморазвивающаяся система, 3) школа принципиально нового содержания обучения, 4) школа, которую строят сами дети, 5) школа демократизма, равенства и интереса. На основе предложенных моделей была синтезирована шестая модель диалогическая, саморазвивающаяся школа детей.

В редакцию журнала «Вопросы психологии» поступило большое число материалов по психологическим проблемам развития инициативы и творчества учителя, в том числе по проблеме творчества в педагогической деятельности, проблеме диалогизации учебно-воспитательного процесса и личностного подхода к нему и т.д. Эти материалы, а также выступления участников в ходе реальной работы в течение трех дней будут опубликованы в следующих номерах журнала с учетом состоявшегося обсуждения.