Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

67

 

СОБЕННОСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ

 

А.И. БАРКАН

 

Известно, что чем младше ребенок, тем эмоциональнее относится он ко всему окружающему и тем больше на его состоянии здоровья отражается «эмоциональный дискомфорт» [10]. Последний усугубляется отрицательными эмоциями, которые могут стать пусковым механизмом нежелательных последствий адаптационного процесса. Как правило, дискомфорт исчезает под влиянием положительных эмоций. По оттенкам и нюансам эмоционального отношения детей к тем или иным явлениям нашей жизни можно косвенно судить о степени их нервно-эмоционального напряжения одного из самых важных прогностических критериев в диагностике начинающегося психоэмоционального стресса.

Наиболее наглядно такие оттенки могут быть выявлены при анализе изобразительной деятельности ребенка. Чаще всего дети рисуют не то, что видят, а то, что знают. В их рисунках таится отражение детской души [1]. Рисование особый вид речи, с помощью которого ребенок передает фрагмент известной ему жизни [4]. Эта речь адресована почти всегда другим людям, чаще взрослым [9], что было доказано методом киносъемки [11]. В детском рисунке синтезируются особенности зрительного восприятия, мышления ребенка, его отношения к окружающему миру [3]. В связи с этим анализ детского рисунка

 

68

 

может быть использован в целях клинической (для выявления нервно-психических заболеваний и отклонений у детей) и общей диагностики уровня психического развития.

В монографии «Неврозы у детей и их лечение» [4] приводятся современные классические примеры клинической диагностики возможных отклонений в развитии ребенка, основывающейся на его изобразительной деятельности. Даже при изменении настроения, имеющем «субдепрессивный оттенок», меняются привычный сюжет и цветовая гамма рисунка: начинает преобладать серый цвет, люди или отсутствуют, или уменьшены в размерах.

Немаловажную роль в анализе изобразительной деятельности детей играет сюжет, отражающий их социальный опыт, все самое значительное и главное для них. По особенностям сюжета часто можно определить половую принадлежность детей. Так, девочки, воспитанные в духе сензитивном к женским ролям, рисуют разные цветы, принцесс, их дочек, мам, а мальчики обычно самолеты, машины, корабли, военных. Как только дети поступают в школу, сюжет меняется. Почти на всех рисунках непроизвольно выступает тема учения и связанные с этим атрибуты [8]. В частности, начинают появляться цифры: 2, 3, 4, 5. Причем 5 — это самое красивое число, а 2 — самое плохое, ужасное. Для некоторых первоклассников оценки становятся как будто символами, несущими морально-этическое значение [8]. Успехи или неуспехи в учебной деятельности настолько значимы, что почти всегда они определяют самочувствие ученика.

Но выразителен в рисунках не один сюжет. Пожалуй, более информативен цвет. Он передает все эмоциональные оценки по отношению к изображаемому предмету, персонажу. Одни цвета нам представляются как теплые (чаще всего первая половина спектра), другие как холодные (вторая половина спектра). Наиболее эмоционально на цвет реагируют дети. Свое положительное отношение к предмету они выражают яркими, чистыми тонами и сочетанием их, а отрицательное эмоциональное отношение при помощи темных тонов (черный, темно-коричневый, темно-синий) [8].

Изучая детские рисунки, психологи пришли к выводу, что дети предпочитают яркие тона (см., например, [8]). Анализируя тысячи рисунков детей разных стран на тему «Как представляешь ты себе самое красивое и самое некрасивое?», В.С. Мухина установила, что дети всей планеты, невзирая на языковый барьер, общаются на лишь им понятном «рисуночном языке»: красивое изображается в теплых тонах, а некрасивое в холодных. Для большей эмоциональной убедительности используется «неподражательный цвет», несущий гамму чувств, переживаемых ребенком. Этот цвет превалирует в рисунках дошкольников и младших школьников, постепенно сменяясь эталонным.

Кроме сюжета и цвета о многом может рассказать и линия рисунка. Красивое дети обычно вырисовывают очень старательно, а некрасивое изображают нарочито небрежно. Красивое легко выделить. Это длинные сложные линии разной толщины. Некрасивое дети рисуют все время прерывающимися линиями одинаковой длины и толщины [8]. Как средство украшения рисунка они используют орнамент и симметричность композиции, что подчеркивает их положительное эмоциональное отношение к объекту изображения.

Таким образом, рисуя, дети выражают себя, свое отношение, свои мысли при помощи линий, сюжета и цвета. Причем самую большую эмоциональную нагрузку несет, по всей вероятности, цвет. Учитывая, что, анализируя изобразительную деятельность ребенка, можно определить его эмоциональное отношение к окружающей внешней среде, мы решили использовать это средство для экспресс-диагностики нежелательных отклонений со стороны эмоциональной сферы детей, адаптирующихся к новым микросоциальным условиям, к новому коллективу, в частности к классному.

 

МЕТОДИКА

 

Для проверки этих предположений

 

69

 

мы разработали пиктографический тест. Он заключается в следующем: первокласснику в период адаптации дается стандартный лист бумаги, на одной стороне которого его просят нарисовать школу, а на другой тот коллектив, откуда он пришел (детский сад, дом). Каждому ребенку предлагается один и тот же набор цветных карандашей (шесть стандартных цветов). Время работы не ограничивается. Тест повторяют несколько раз на протяжении всего адаптационного периода. После каждого эксперимента у детей спрашивают, куда бы им хотелось пойти: в школу или в детский сад. После первого рисунка с каждым ребенком проводится беседа, из которой экспериментатор узнает самые любимые и нелюбимые его цвета. Эмоциональное отношение первоклассника к школе определяется по цветовой гамме, сюжету рисунка и общей длине линий всех изображенных предметов.

Цветовая гамма рисунка оценивается по преобладанию теплых или холодных тонов. Для более детального уточнения площади каждого цвета в отдельных случаях может быть использован планиметр. Общая длина линий всех предметов определяется курвиметром.

Оценка сюжета рисунка включает следующие компоненты: 1) предпочитаемый сюжет (школа или детский сад); 2) характер сюжета в динамике (застывший или варьирующий); 3) наличие декоративных элементов, орнамента, симметричных изображений; 4) время года на рисунке; 5) как изображено солнце (сияет или в тучах); 6) наличие дополнительных элементов, оживляющих сюжет.

При помощи пиктографического теста мы обследовали 137 первоклассников. Рисунки собирали в течение всей I и в начале II четверти один раз в 2—3 недели начиная с 1 сентября, а затем до конца учебного годаодин раз в месяц. У каждого ученика было от 7 до 14 рисунков. Всего мы проанализировали свыше 1,5 тыс. рисунков.

Параллельно с пиктографическим тестом мы регистрировали у первоклассников показатели цветной осадочной реакции мочи по Кимбаровскому (ЦОРК) [6], выявляющие степень нервно-эмоционального напряжения, уровень тревожности и данные «шкалы предпочтения» [2], характеризующие тип адаптации ребенка.

Зафиксированное по этим данным психоэмоциональное напряжение, свидетельствующее о неудовлетворительной адаптации к школе, в 80—87 % случаях сопровождалось и выявленными отклонениями со стороны пиктографического теста, свойственными трудно адаптирующимся детям. Если однократные изменения пиктографического теста выявляли лишь ситуативное эмоциональное состояние в момент обследования ребенка, то постоянные можно было связывать с неудовлетворительной адаптацией первоклассников.

 

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

 

Проведенный нами анализ детских рисунков показал, что при затрудненной адаптации рисунок первоклассника, рассказывающий о школе, содержит гораздо больше черных, темно-синих тонов, чем рисунок этого же ребенка, посвященный детскому саду, на котором преобладают красные, желтые, зеленые тона. По мере завершения адаптационного периода различия в цветовой гамме двух сравниваемых рисунков исчезают. У быстро адаптирующихся учеников школа обычно окрашена в праздничные яркие и теплые тона. При среднеблагоприятной адаптации ребенка к школе на его рисунках детского сада и школы цветовая гамма практически одинаковая.

Для более убедительного выражения своего положительного эмоционального настроя к изображаемой действительности первоклассники прибегают к «неподражательному цвету». Причем, чем замысловатее соотношение цветов, тем эмоциональнее относится ребенок к изображаемому предмету. Когда на некоторых рисунках (при затрудненной адаптации), на первый взгляд, сочетание разных цветов, изображающих и школу, и детский сад, кажется одинаковым, мы используем планиметр. Уточнение площади каждого цвета в отдельности позволяет более достоверно определить тип адаптации ребенка. По

 

70

 

нашим данным, обычно площадь холодных тонов при негативном эмоциональном отношении, как правило, хоть незначительно, но превышает общую площадь тех же тонов при изображении коллектива, к которому ребенок настроен более благоприятно.

У трудно адаптирующихся первоклассников на рисунках во всем облике школы царит траур: черные стены, окна, двери, занавески; даже детские фигурки изображены с черными волосами, черными глазами, в черных бантах и формах. Наиболее печальный вид рисунки имеют в те дни, когда дети получают двойки.

Помимо выявленных закономерностей изобразительной деятельности первоклассников по отношению к цвету достаточно наглядным оказался и сюжетный анализ рисунков.

У трудно адаптирующихся первоклассников сюжет, рассказывающий о жизни школы, как правило, носит застывший, сглаженный характер; особенно это заметно, если сравнить рисунки, сделанные через определенное время. Многие трудно адаптирующиеся первоклассники вообще отказываются от рисунков на тему школы. У тех же из них, кто все же рисует школу, отсутствуют декоративные элементы в оформлении сюжета, здание школы обычно некрасивое, около него нет цветов и людей. Как правило, на рисунках преобладают зима и осень; небо чаще всего в тучах; если осень, то обязательно дождь.

У благоприятно адаптирующихся первоклассников сюжет варьирует. В него включается много дополнительных элементов, оживляющих рисунок. Если нарисована школа, то чаще всего в окружении признаков весны или лета. На небе сияет солнце.

Когда первокласснику нравится в школе, он отражает на рисунках учебную деятельность: довольно часто это класс, доска, на доске пятерки. Если изображается здание школы, то перед ним всегда дети, спешащие на урок. На дверях школы надпись «Добро пожаловать!». При неблагоприятной адаптации изображение класса почти не встречается; дети перед школой направляются не на занятия, а с них. Различия в содержании сюжетов на свободную тему, связанные с полом ребенка, при анализе пиктографического теста не выделялись.

Пиктографический анализ длины линий всех предметов, входящих в сюжет, показал, что она также отражает затруднения в адаптации и отрицательные эмоциональные отношение первоклассника к школе.

Как показали наши исследования, при неблагоприятной адаптации преобладание холодных тонов над теплыми в цветовой гамме рисунка было зарегистрировано в 86 % случаях, частота типичных сюжетов, свойственных затрудненному течению адаптационного периода, в 80,7 %, а изменение общей длины линий в 74 %. Нетипичные рисунки при различных типах адаптации детей [2] встречались в 10—15 % случаев.

Таким образом, предложенный нами пиктографический тест, определяющий особенности эмоционального отношения детей к условиям новых детских коллективов, может быть использован как способ прогнозирования адаптационных возможностей ребенка. Этот тест довольно информативен.

 

1. Бюлер К. Духовное развитие ребенка. М., 1924. С. 290—305.

2. Баркан А. И. Типы адаптации первоклассников // Педиатрия. 1983. № 5. С. 40—44.

3. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций: Из неопубл. трудов. М., 1960. С. 15—198.

4. Гарбузов В. И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение Л., 1977. С. 213—216.

5. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. М., 1959. С. 15—43.

6. Кимбаровский Я. А. О цветной осадочной реакции // Врач. дело. 1950. № 8. С. 715-716.

7. Лисицын Ю. П., Жиляева Е. П. Союз медицины и искусства. М., 1985. С. 69—89.

8. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М, 1981. С. 173-217.

9. Селли Д. Ж. Очерки по психологии детства. М., 1904. С. 371—441.

10. Тонкова-Ямпольская Р.В., Шмиот-Кольмер Е., Атанасова-Вукова А. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях. М., 1980. С. 18—72.

11. Debienne М. D. Le dessin chez s'enfant. Paris, 1968. P. 43.

 

Поступила в редакцию 16.I 1986 г.