Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

51

 

РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ»

 

Л.И. ЗЕМЦОВА

 

Курс информатики, пожалуй, единственный учебный предмет, одной из основных задач которого является формирование алгоритмичности мышления учащихся (алгоритмической культуры мышления). Данное понятие подразумевает «умение планировать структуру действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств» [2; 9]. Исходя из этого, ведущей идеей курса стала идея овладения алгоритмами, а оптимальным вариантом для ее реализации машинный вариант обучения, где есть возможности интерпретировать алгоритмы в конкретном языке программирования и оценивать их правильность с помощью ЭВМ.

В отличие от традиционного машинного варианта курса информатики, в котором изучение вопросов программирования идет после материала об алгоритмах, в экспериментальную программу по данному предмету мы ввели параллельное изучение этих вопросов. Соответственно, появилась возможность на конкретных практических примерах объяснить учащимся необходимость использования алгоритмов для формализации процедуры решения задачи при работе на ЭВМ и сформировать непосредственную мотивацию к изучению курса информатики. Кроме того, такое построение курса позволяет с самого начала предоставить учащимся возможность работать на компьютере и тем самым развивать у них навыки обращения с ЭВМ.

Вместе с тем при построении экспериментального курса мы столкнулись с возможностью чрезмерного увлечения изучением языка программирования в ущерб рассмотрению вопросов построения алгоритмов, а следовательно, с недооценкой алгоритмической основы языка программирования и возможностей различных языков в интерпретации одних и тех же алгоритмов.

 

МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТА

 

Методическое обеспечение эксперимента было разработано лабораторией обучения программированию и ЭВМ НИИ школ Минпроса РСФСР совместно с Московским институтом электронной техники.

Наряду с программой курса были подготовлены также методические рекомендации для учителя и практикум для учащихся.

Для учителя вместе с изложением теоретического содержания уроков были описаны формы организации учебного процесса, а также основные методические приемы, позволяющие более целенаправленно формировать непосредственную мотивацию к изучению курса и алгоритмичность мышления. Так, в пособии были приведены примеры

 

52

 

уроков, ориентированные на формирование интеллектуальных умений учащихся. Они предполагают изложение учебного материала с использованием таких методов современного программирования, как, например, метод «нисходящего проектирования», овладение которым способствует развитию структурированности мышления, создает условия для грамотного использования программного обеспечения и квалифицированной разработки алгоритмов.

Для учащихся была подобрана специальная система заданий, предусматривающая самостоятельную работу по решению на ЭВМ постепенно усложняющихся задач. Подобная организация работы учащихся позволяла стимулировать и поддерживать их умственную активность, чего невозможно добиться, например, в случае отладки на практических занятиях программ, составленных ранее на теоретическом занятии.

В процессе формирующего эксперимента проводился анализ мотивационной сферы учащихся. При рассмотрении ее особенностей, связанных с изучением информатики, мы выделили содержательные и операциональные мотивы.

Содержательные мотивы определяются стремлением учащихся относиться к ЭВМ как к средству для решения задач и характеризуют их ориентацию на овладение способами деятельности. Однако в практике обучения часто встречается явление, аналогичное «сдвигу мотива на цель», когда ЭВМ рассматривается не как средство для решения какой-либо задачи, а как игрушка.

Операциональные мотивы показывают степень развития ориентации учащихся на техническую сторону работы на ЭВМ. Очевидно, что условием формирования алгоритмической культуры мышления должно стать преобладание содержательных мотивов над операциональными в общей структуре мотивации овладения курсом информатики.

Изучая мотивационную сферу учащихся при овладении названным предметом, следует учесть и то, что этот учебный предмет вводится в старших классах, когда перед учащимися особенно остро стоит вопрос «кем быть?». Поэтому одной из вспомогательных задач нашего исследования являлось определение роли профессионально-ориентационных мотивов.

В исследовании наряду с методиками анкетирования, ранжирования мы использовали дидактические методики исследования мотивации: методику составления задач, различные модификации методики «Выбор» [6]. Отличительной чертой этих методик является возможность диагностировать мотивационные особенности учащихся непосредственно в процессе выполнения учебных заданий.

В эксперименте проводимом в 1985/86 учебном году, приняли участие школьники Х классов (178 человек) школ № 609 и 719 Зеленоградского района Москвы.

Некоторые результаты этого эксперимента, показывающие развитие содержательных и профессионально-ориентационных мотивов, опубликованы в материалах «Круглого стола» журнала «Вопросы психологии» [3]. Остановимся на других аспектах темы данной статьи.

При проведении дальнейшего исследования мотивационной сферы учащихся в машинном варианте курса с использованием методики ранжирования был осуществлен корреляционный анализ составляющих мотивационной сферы и факторов, ее определяющих. При этом были выделены следующие показатели и мотивирующие факторы: 11общее отношение к учению; приведенные далее показатели характеризуют мотивацию изучения информатики: 2 — положительная мотивация, 3 — отрицательная мотивация, 4 — содержательные мотивы, 5 — операциональные мотивы, 6 — профессионально-ориентационные мотивы, а также факторы, оказывающие влияние на формирование мотивации, 7— фактор, описывающий влияние учителя на формирование отношения учащихся к курсу информатики, 8 и 9 — соответственно субъективные оценки трудности и степени

 

53

 

интереса к курсу информатики.

 

Таблица

Результаты корреляционного анализа показателей мотивационной сферы и мотивирующих факторов изучения курса информатики

 

Показатель

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

1

290*

050

320*

340*

060

600**

270*

220

2

 

1

100

680**

510**

850**

630**

—250

570**

3

 

 

1

020

—050

010

—010

310*

—300*

4

 

 

 

1

350**

520**

560**

—330*

470**

5

 

 

 

 

1

430**

560**

120

280*

6

 

 

 

 

 

1

370**

—320*

440**

7

 

 

 

 

 

 

1

020

460**

8

 

 

 

 

 

 

 

1

—330*

* — p≤0,05 (r≤260)

** — p≤0,01 (r≤350)

 

Для определения роли каждого показателя методика ранжирования предусматривает оценку ответов на сформулированные вопросы по 5-балльной шкале. На каждый вопрос приводилось от 4 до 8 возможных ответов типа: «при изучении информатики меня привлекает получение новых знаний», «успех в учении главная причина моего пребывания в школе». Учитывая оценки ответов испытуемого, мы находили средние суммарные величины показателя мотивационной сферы, которые подвергались статистической обработке2. Результаты корреляционного анализа представлены в таблице.

 

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

 

Данные таблицы показывают, что среди выделенных показателей имеются такие, которые в наибольшей степени характеризуют особенности мотивационной сферы учащихся при изучении информатики. Так, первое место по степени выраженности связей занимает показатель 4. В большой степени характеризует мотивационную сферу восприятие учеником учителя по данному предмету (показатель 7). Одинаковое количество корреляционных связей у показателей 2 и 6. Обращает на себя внимание тот факт, что для показателей 3 и 8 характерны отрицательные коэффициенты корреляции. В остальных случаях все значимые коэффициенты корреляции имеют положительный знак.

Проведем анализ рассмотренных показателей мотивации и мотивирующих факторов на основе известных положений общей теории мотивации ([1], [4]) и теории мотивации учения [5]. Так, из анализа показателя 1 следует, что мотивация изучения конкретного учебного предмета представляет собой проекцию мотивационной структуры учения в целом, а также подтверждает, что сформированные мотивационные новообразования в рамках одного предмета имеют тенденцию к переносу на все учение и ведущая роль в этом процессе принадлежит учителю. Связь этого показателя с показателем операциональной мотивации свидетельствует о том, что для учащихся со сложившимся положительным отношением к учению характерно проявление интереса к любому новому объекту, и в частности к ЭВМ.

Рассмотрение показателя 2 доказывает, что большую роль в создании положительной мотивации при изучении информатики, проявляющейся в субъективном интересе учащегося к данному предмету (показатели 2 и 9), выполняют как профессионально-ориентационные мотивы, так и познавательныесодержательные и операциональные.

 

54

 

Анализ показателя 3 свидетельствует о том, что одной из причин негативного отношения учащихся к учебному предмету, выражающегося в спаде интереса к нему (показатели 3 и 9), являются трудности при изучении этого учебного предмета (показатели 3 и 8).

Рассматривая связь показателей 4 и 5 содержательных и операциональных мотивов, отметим следующее. Согласно концепции А. Н. Леонтьева [4], основным механизмом в развитии мотивации деятельности является расширение круга деятельностей за счет механизма «сдвига мотива на цель». Мотивация к изучению курса информатики, становление и укрепление ее осуществляются через практическую деятельность учащихся по изучению курса, а также в процессе непосредственного общения с ЭВМ. Наблюдения учителей, сравнение наших результатов, полученных при проведении I и II срезовых исследований [3], показали, что первоначально познавательная активность учащегося на уроках информатики реализуется через операциональные мотивы при работе на ЭВМ, которые в дальнейшем, развиваясь и совершенствуясь, оказываются включенными в более широкий контекст деятельности.

Мотивация представляет собой единство динамических и содержательных характеристик, и на высоких стадиях развития операциональная мотивация принимает отдельные характеристики содержательной, выражая стремление учащегося к овладению всеми возможными способами работы с ЭВМ (например, приемами операторской деятельности, редактирования и отладки программ), и открывает, таким образом, пути для развития собственно содержательной мотивации как направленности на овладение способами решения задач.

Полученные в исследовании соотношения между содержательной и операциональной мотивацией можно рассматривать как иллюстрацию одного из путей формирования мотивации, так называемого пути снизу вверх. Суть его состоит в систематической активизации отдельных ситуативных побуждений, которые постепенно упрочиваются и переходят в более устойчивые мотивационные образования [1; 187], в формировании «реально действующих» мотивов.

При анализе показателя 6 совершенно очевидно, что профессионально-ориентационные мотивы, определяемые интересом к данной области знания (показатели 6 и 9), формируются при большом влиянии учителя (показатели 6 и 7). Как свидетельствуют результаты анкетирования, профессионально-ориентационные мотивы могут иметь различную направленность: в одних случаях они развиваются в непосредственной связи с операциональной мотивацией, и тогда учащиеся выражают желание к овладению профессиями типа «оператор ЭВМ», в других случаях они развиваются в большей степени под влиянием содержательных мотивов, и тогда учащиеся стремятся к овладению профессиями творческого характера, например программиста, различными видами инженерных профессий.

При анализе показателя 8 — субъективной оценки трудности изучаемого предмета обращает на себя внимание отрицательный коэффициент корреляции его с показателями содержательной мотивации (показатели 4 и 8): отсутствие общих способов работы создает трудность для изучения информатики, излишняя же трудность становится преградой для развития содержательных мотивов. Наши наблюдения на уроках информатики, а также наблюдения учителей подтверждают, что основными трудностями при изучении данного курса наряду с недостаточно высокой математической подготовкой учащихся являются отсутствие хорошо отработанных навыков самостоятельной работы в процессе обучения, изначальная предубежденность некоторых учащихся к активному изучению информатики. Взаимосвязь показателей трудности и степени интереса к данному предмету (показатели 8 и 9) подтверждает, что одной из причин отсутствия интереса к информатике является ее излишняя трудность. Очевидно и другое отсутствие интереса влечет за собой трудность в освоении предмета и является, как доказано в исследованиях

 

55

 

Н. А. Менчинской, одной из причин неуспеваемости. Именно поэтому при создании методических пособий и учебников необходимо избегать чрезмерной сложности в изложении материала программы. Кроме того, следует решать задачу формирования положительной мотивации для преодоления субъективного представления о трудности изучаемого.

В целом наше исследование показало, что учитель как ведущая фигура организации учебного процесса имеет большие возможности в плане формирования мотивации к изучению курса информатики (шесть значимых корреляционных связей). Именно поэтому необычайно остро стоит вопрос о подготовке учителей информатики. От их мастерства зависит не только усвоение знаний учащимися, но и развитие их личностных особенностей.

 

1. Асеев В. Г. Структурные характеристики мотивационной системы личности // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. С. 172—192.

2. Ершов А. П., Звенигородский Г. А., Первин Ю. А. Школьная информатика (концепция, состояние, перспективы). Новосибирск, 1979. 52с.

3. Земцова Л. И. Проблемы преподавания курса информатики с использованием ЭВМ / Компьютер в обучении: психолого-педагогические проблемы (Круглый стол) // Вопр. психол. 1987. № 1. С. 70—72.

4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 303 с.

5. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983. 96 с.

6. Фридман Л. М., Буй Ван Хуэ. Об одной методике диагностики учебной деятельности // Вопр. психол. 1978. № 2. С. 129—132.

 

Поступила в редакцию 23.ХII 1986 г.

 



1 При дальнейшем изложении будут употребляться лишь номера показателей.

2 Автор выражает признательность с.н.с. НИИ школ М.Е. Степанову за помощь в статистической обработке экспериментальных данных.