Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

5

 

К 70-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОГО ОКТЯБРЯ

 

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ В КАЗАХСКОЙ ССР И РЕСПУБЛИКАХ СРЕДНЕЙ АЗИИ

 

КАЗАХСКАЯ ССР

 

В Казахской ССР почти все отрасли науки создавались в годы Советской власти, но с опорой на существенно важные прогрессивные традиции дореволюционной казахской психолого-педагогической культуры (аль-Фараби, Валиханов, Алтынсарин, Кунанбаев, Торайгыров и др.).

С первых же дней установления Советской власти Коммунистическая партия Казахстана, преодолевая сопротивление идейных врагов казахского народа буржуазных националистов, закладывала основы социалистической культуры, образования и просвещения. Одним из главных мероприятий тех лет было налаживание издательского дела. Несмотря на трудности того периода (1918—1919), партией осуществляется ряд практических мероприятий. Так, в 1919 г. издательство Букеевского подотдела Наркоманца кроме педагогического журнала «Мугалим» («Учитель») выпустило ряд брошюр на  психолого-педагогические темы: «Трудовая школа», «Как воспитывать детей» и др. В 1923 г. в Ташкенте на казахском языке выходит брошюра Н.П. Архангельского «Психологические исследования в школе». Тогда же в Оренбурге (тогдашней столице Казахской АССР) В.Я. Струминским издается ряд работ по педагогической психологии («Опыт словаря к жаргону оренбургского школьника I ступени», «Настольная книга для работников просвещения трудовой школы, вып. I, II и др.). Выпуск учебно-методической литературы все больше возрастает с учреждением академического центра Казнаркомпроса (Оренбург, 1921), учебно-методического совета Института школ (Алма-Ата, 1933).

В 20-е гг. учительство в республике пользовалось книгами, написанными еще казахскими буржуазными националистами на прочной идеалистической основе. Таковыми являлись «Педагогика» М. Жумабаева (1923), «Психология» Ж. Аймаутова (1926). Этими же авторами был издан ряд книг и по педагогической психологии («Педагогическое руководство», «Психология и выбор профессии», «Методы комплексной системы преподавания» и др.).

Лишь в 1935 г. коллектив кафедры педагогики Казахского госпединститута им. Абая публикует свой первый труд «Марксистско-ленинскую педагогическую хрестоматию» (под редакцией проф. Ш. Альжанова) в двух частях, где впервые на марксистской основе выдвигаются основные задачи психолого-педагогической науки республики.

История возрастной и педагогической психологии в СССР вплоть до постановления ЦК ВКП/б «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» (июль 1936 г.) теснейшим образом переплеталась с историей педологии. И без того малочисленная психологическая продукция Казахстана в то время была пронизана педологией. Так, в статьях и брошюрах С. Балаубаева, Ш. Альжанова и других наряду с

 

6

 

правильными психологическими положениями встречались отдельные выводы и обобщения педологического толка.

В конце 30-х гг. республика уже располагала отдельными марксистскими кадрами в области психологии и педагогики. Развертывается пропаганда научных знаний, закладываются основы научных исследований (А. Ситдыков, С. Кожахметов и др.), в отдельных областных центрах открывается ряд новых педагогических вузов, при которых создаются кафедры педагогики и психологии. В эти годы выходят из печати работы С. Балаубаева «Трудные дети», «Укомплектование школьных групп» (1933), С. Кожахметова «Вопросы педагогики» (1940), «Воспитание сознательной дисциплины у учащихся» (1940), Р.Г. Лемберг «Закрепление знаний и умений на уроках» (1941), «Работа над общим развитием школьников» (1941) и другие.

В 1939 г. в Ленинграде Т. Тажибаев (1910—1964) защитил кандидатскую диссертацию на тему «К. Д. Ушинский и педагогическая психология в России». Это была первая диссертация по психологии, защищенная представителем Казахской республики. Данная работа в то время получила высокую оценку ведущих ученых нашей страны. В частности, она была высоко оценена Б.Г. Ананьевым. Не будет преувеличением сказать, что работа Т. Тажибаева по вопросам педагогической психологии была отправным пунктом для психологических исследований в республике. Об этом может свидетельствовать и то, что почти 90 % всех выполненных кандидатских диссертаций в Казахстане вплоть до 70-х гг. так или иначе касались психологии обучения и воспитания.

В годы Великой Отечественной войны известные деятели психолого-педагогической науки, эвакуированные из центра страны в Казахстан, весьма способствовали оживлению научных исследований. Так, Г.С. Костюк, П.М. Рубинштейн, А.П. Нечаев, Б.Я. Резник и др. написали ряд работ по отдельным вопросам общей и педагогической психологии («Система психофизиологических синдромов», «Психология смелости», «Психологические основы обучения» и др.)

Разработка проблем возрастной и педагогической психологии в Казахской ССР получает наиболее интенсивное развитие в послевоенные годы. После известного постановления ЦК ВКП/б «О преподавании логики и психологии в средней школе» (декабрь 1946 г.) в Казахском университете было организовано отделение по подготовке логиков и психологов (1947). В организацию этого отделения большой вклад внесли проф. Т.Т. Тажибаев, впоследствии академик АН КазССР, и проф. И.Л. Стычинский (1896—1969).

Оживлению психологической мысли в республике способствовали и другие научно-организационные мероприятия, проведенные в конце 40-х гг. В сентябре 1946 г. была организована впервые в КазПИ кафедра психологии. К тому же в 1948 г. Казахскому педагогическому институту им. Абая ВАК при Минвузе СССР было дано право принимать к защите диссертации по педагогическим наукам. Немного позже на кафедрах психологии КазПИ и КазГУ открывается аспирантура по психологии. В 1952 г. на совете КазГУ Е. Суфиев защитил кандидатскую диссертацию по педагогической психологии. Это была следующая за работой Тажибаева психологическая работа, но первая, защищенная в самой республике.

В период с 1950 по 1960 г. почти во всех педвузах республики издавались свои «Ученые записки». На их страницах было опубликовано немало статей и по психологии. Определенную часть этих исследований составляют статьи, раскрывающие те или иные психологические аспекты урока (Р.Г. Лемберг), формирования инициативы к труду у школьников (Б.М. Хамзин), возрастных различий в упражняемости зрительно-двигательного восприятия у учащихся (Г.А. Айманов), изучения читательских интересов (Б.З. Акназаров), профориентации учащихся (З.А. Ахмедин), обучения иностранному языку в условиях национальной школы (Р.Ю. Барсук),

 

7

 

вопросов формирования у студентов педагогических способностей (И.Л. Стычинский, Т. Камзабаев), привычек к учебному труду (К. Койбагаров), усвоения орфографии младшими школьниками (Л.А. Корнелок), развития воссоздающего воображения при чтении географических карт (Г. Рахимбеков), воспитания наблюдательности у школьников (Т. Сабиров) и др.

В 50—80-е гг. немало статей по вопросам возрастной и педагогической психологии было опубликовано и на страницах научно-педагогического журнала «Казахстан мектеби» («Школа Казахстана»), издаваемого с 1925 г.

В республике вплоть до 1962 г. национальные учебники и учебные пособия по психологии не издавались. Практика показала, однако, что в них нуждаются все студенты казахских отделений пединститутов, педучилищ и университета. Такие руководства особенно были нужны учителям, обучающимся заочно и работающим в казахских школах. Этими причинами была вызвана необходимость подготовки курса «Возрастная и педагогическая психология» (1981), изданного проф. М.М. Мукановым. Им было написано несколько учебно-методических книг по проблемам педагогической психологии: «Выявление и развитие способностей у детей» (1960), «Индивидуальный подход к учащимся в процессе учебно-воспитательной работы» (1961), «Воспитание внимания школьников» (1960) и др. Вопросы обучения и воспитания казахских детей в психологическом плане освещены в ряде работ проф. К.Б. Жарикбаева («Воспитание воли советской молодежи», «Сокровища памяти», «Отцовский завет полезный совет», «Развитие психологической мысли в Казахстане» и др.). В его новой монографии «Очерки педагогической психологии» (1987) прослеживаются итоги проведенных в республике исследований и намечаются перспективы их развития в свете требований школьной реформы.

В эти же годы наряду с оригинальной литературой на казахский язык переводятся отдельные произведения советских психологов (работы Б.Г. Ананьева, А.В. Веденова, Ф.Н. Гоноболина, В.С. Мухиной, М.Н. Волокитиной, А.А. Люблинской, Н.С. Лукина, А.В. Петровского и др.).

В подготовке национальных кадров в области педагогической и возрастной психологии Казахстану большую помощь в эти и последующие годы оказали ученые Российской Федерации. Только за последние 10—15 лет на кафедрах психологии и в НИИ Москвы, Киева и Ленинграда кандидатские диссертации защитили Е.В. Агинянц, А.И. Клименко, О.К. Орманбаева, В.К. Шабельников, X.Т. Шериязданова, Б.Е. Есенгазиева, М.М. Муканов, Н.А. Логинова, Б.Сарсенбаева, А. Жакупов и др.

За это время защищены три докторские диссертации: М.М. Муканов, К.Б. Жарикбаев, Ж.Н. Намазбаева.

70—80-е гг. характеризуются заметным ростом в республике исследований в области психологии, и особенно в области педагогической и возрастной психологии. Этот рост связан с притоком в ряды казахских психологов выпускников центральных вузов страны, принесших опыт московской и ленинградской психологических школ. В разных городах Казахстана сформировались плодотворно работающие группы исследователей, направляющие свои усилия на разработку актуальных психологических проблем. В настоящее время на первое место в республике выступила проблема психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, совершенствуемого в свете школьной реформы.

Значительный вклад в разработку психологических проблем педагогической психологии внесли в последнее десятилетие сотрудники кафедр психологии вузов Алма-Аты. Так, психолингвистические проблемы понимания текстов и смыслового программирования речи изучаются доцентами О.М. Копыленко (Каз. пединститут) и Л.П. Руденко (АПИИЯ), проблемы формирования общения в учебно-воспитательном процессе С.М. Илюсизовой (Каз. пединститут). Изучению особенностей

 

8

 

восприятия дошкольников посвящен цикл работ X.Т. Шерьяздановой, а развитие мышления на уроках истории прослежено в работах Т.В. Никулиной (Каз. Гос. Жен. пединститут). В монографии А.Ж. Алдамуратова (Каз. пединститут) «Психологические основы усвоения грамматических понятий учащимися казахских школ» (1983) раскрыты отдельные этнопсихологические аспекты формирования грамматических категорий учащихся сельских школ. В двух монографиях В.К. Шабельникова «Формирование быстрой мысли» (1982) и «Психика как функциональная система» (1986) анализируются механизмы свертывания и сокращения мыслительных процессов, механизмы формирования умственных образов, обеспечивающих одномоментное понимание сложных объектов и ситуаций, принципы функциональной и органической системности и организации психики учащихся.

Различные проблемы возрастной и педагогической психологии разрабатываются и сотрудниками кафедр областных вузов. Так, на кафедре психологии Кокчетавского педагогического института им. Ч. Валиханова разрабатываются (М.Г. Субханкулов, В.П. Герасимов и др.) современные методы педагогического общения с учетом индивидуальных особенностей учащихся различных возрастов. В Карагандинском университете В.Е. Клочко и другие изучают проблемы саморегуляции мышления. Р.Э. Ран (Актюбинский пединститут) проводит исследования по профилактике вредных привычек у учащихся школ и профтехучилищ, А.И. Клименко (Кустанайский пединститут) разрабатывает проблемы активизации мышления в процессе решения учебных задач, В.П. Баженова (Талды-Курганский пединститут)психологические основы формирования организаторских качеств в общественно полезной деятельности школьников и студентов. Различные проблемы возрастной и педагогической психологии, в той или иной мере связанные с задачами школьной реформы, проводятся и на кафедрах педагогики и психологии институтов г. Усть-Каменогорска, Уральска, Кзыл-Орды, Целинограда, Чимкента, Петропавловска, Семипалатинска, Джамбула, Павлодара, Джезказгана, Аркалыка, Гурьева.

Если говорить о развитии психологии в Казахской ССР в целом за все годы, то придется признать, что ее ведущей областью всегда являлась возрастная и педагогическая психология.

Вместе с тем, на наш взгляд, в Казахской ССР все еще остаются не изученными психологические основы новых учебных программ, учебников и учебных пособий для казахских и других нерусских школ, созданные с учетом более полного отражения научно-технических достижений и общественного прогресса. Изучение таких проблем, как психология двуязычия (билингвизма), психология патриотического, интернационального воспитания, дисциплины и ответственности, анализ особенностей обучения и воспитания школ сельской молодежи, учащихся в национальных и многонациональных школах, овладение навыками некоторых профессий (в частности животноводческой) являются крайне актуальными. Почти не исследованы психологические проблемы, связанные с обучением и воспитанием учащихся малокомплектных школ, интернатов и пансионатов с профессиональным профилем отгонного животноводства. Ждут своих исследователей психолого-педагогические проблемы казахской народной педагогики, этнопсихологии и др.

 

К.Б. Жарикбаев, В.К. Шабельников

 

КИРГИЗСКАЯ ССР

 

Исторически Киргизию отличала тысячелетняя существовавшая в эпической форме донаучная традиция знания, богатого психологическими компонентами. Они изучены еще недостаточно. Научная психология стала фактом общественной жизни Киргизии лишь с середины XX в.

С 40-х гг. преподавание психологии осуществляется в ряде высших учебных заведений; в настоящее время изучение

 

9

 

психологических проблем ведется как на кафедрах вузов, так и в АН Киргизской ССР и Киргизском научно-исследовательском институте педагогики. Научная проблематика служит предметом постоянного обсуждения на заседаниях Киргизского отделения общества психологов СССР, которое существует с 1968 г.

Фундаментальные исследования по проблемам понимания, смысла, общения, имеющие ряд конкретных психолого-педагогических приложений, проводятся на протяжении многих лет. Они взаимосвязаны: выражение смысла рассматривается как базисная функция языка, а понимание и социальная реализация смысла как условие эффективности деятельности. На основе экспериментальных данных А.А. Брудным показано существование трех автономных полей понимания [9; 24], причем продуктивность обучения и воспитания ставится в зависимость от глубины понимания. От него зависит и реализация сущностных сил человека в процессе деятельности. Помимо трех традиционно изучаемых форм общения (труд, учение, игра) выделяется четвертая забота, имеющая специфически важное значение для формирования личности ребенка и развития экологического сознания.

А. Салиев исследовал мышление на основе системного подхода [13]. Определяя мысль как связь и движение значений, он изучал восприятие и понимание разнообразных феноменов искусства [14]. Ему принадлежит первая монография по психологии на киргизском языке [12].

К числу фундаментальных исследований следует отнести прежде всего анализ проблемы общения. Экспериментальные и теоретические исследования его проводились в республике на протяжении более 20 лет [3], [4], [6], [7], [10], [20], [21], [23], [26]. Было показано [4], что общение существует и изучается как деятельность, как процесс и как определенная форма связи между людьми. Обобщение психолингвистических данных позволило разделить коммуникацию на две психологически специфические формы: аксиальную и ретиальную. Первая ориентирована на личность, вторая на группу, и специфика педагогического общения заключается именно в сочетании этих форм [5], [24]. Проводилась работа  по изучению сущности и форм коммуникативного воздействия [1], [2], [19]. Изучались социально-психологические аспекты влияния современного кино на ценностные ориентации молодежи. Результаты исследований приводят к выводу о желательности социально-психологической экспертизы фильмов [25].

Особое внимание уделялось психолого-педагогическим аспектам общения [6], [8], [15]. Оригинальная теоретическая трактовка сущности общения была предложена В.М. Соковниным ([6], [18]), который видит в нем лежащую на поверхности (очевидную) сторону общественных отношений. Изучалось и внутрисемейное общение и его влияние на формирование личности ребенка (К. Тулегенов). Исследовались коммуникативные способности, имеющие специфически важное значение для педагога. Их формирование и развитие предмет специальных исследований в условиях двуязычия (С.И. Гершун, Ж. Жумалиева, Б. Садырова). Роль двуязычия психологически принципиально существенна для современных форм межнационального общения (А. Салиев, С.И. Гершун).

Связь воли с формированием профессионально необходимых свойств будущего воспитателя детей исследуется под углом зрения формирования личности учителя (Д.М. Лондон). Проводится диагностика профпригодности студентов. Насущной проблемой является работа со студенческой молодежью изучение ее адаптации, кругозора. На протяжении ряда лет детально обследуются студенты-медики; собранный материал является существенным компонентом организации психологической службы в вузе (Б.Н. Дектярев, А.Ф. Желонкина, А.А. Чазова).

Детская психология получила развитие в республике благодаря работам по исследованию формирования воображения

 

10

 

(А.А. Палагина), ранних форм проявления критичности мышления в дошкольном возрасте (Ж.М. Жумалиева), а также разработке методик формирования интеллектуальных навыков и трудовых умений у дошкольников [11].

В последние годы особое внимание уделяется теоретическим и прикладным аспектам психологии понимания смысла. Была разработана методика транспозиционного анализа текста ([15], [16]), получившая в дальнейшем широкое распространение. Было показано, что понимание текста происходит на различных уровнях [16], причем высшим из них является индивидуальное осознание общего смысла, или концепта, текста (Д. Садыкбекова [22]). Освещена роль интеллектуальной культуры применительно к пониманию текста в конкретной аудитории (В.П. Иванова [16]). Разработаны и применены в школе смысловые методики преподавания иностранных языков (С. Бабина) и совершенствования смыслового восприятия музыкального текста (А. Сахарова). Специальное внимание уделялось взаимосвязи между пониманием и убеждениями, формированию моральных убеждений, в частности преодолению разрыва между теоретическим знанием и конкретными способами ориентировки (К. Кененбаева).

Велась работа по усовершенствованию методик преподавания в средней школе. Так, например, в республиканском институте усовершенствования учителей была предложена методика проверки учебных умений школьников (Н.Н. Палагина).

При учете весьма тесной взаимосвязи проблем социальной и педагогической психологии велось изучение интересов преподавателей и учащихся, социального статуса учителя. Результаты его имеют немалое практическое значение [17].

Перспективы развития психологической науки в Киргизии непосредственным образом связаны с образованием в Академии наук Киргизской ССР специального подразделения, а в вузахпроблемных лабораторий. Организация учебно-научного центра позволит активизировать исследования в области социальной, возрастной и педагогической психологии.

 

1. Брудный А. А. К проблеме моделирования в социальной психологии // Методология и методы социальной психологии / Отвед. Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1977. С. 86—96.

2. Брудный А. А. К теории коммуникативного воздействия // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой. М.: Изд-во МГУ, 1977. С. 32—49.

3. Брудный А. А., Шукуров Э. Мир общения. Фрунзе, 1977. 70 с.

4. Брудный А. А. О проблеме коммуникации // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. С. 165—182.

5. Брудный А. А. Семантика языка и психология человека. Фрунзе, 1972. 234 с.

6. Вопросы педагогики и психологии общения / Под ред. В. М. Соковнина. Фрунзе, 1975. 101 с.

7. Диалектика познания, понимания, общения / Под ред. В. К. Нишанова. Фрунзе, 1985. 113 с.

8. Дуйшеева У. Д. Педагогическое руководство массовым общением пионеров: Автореф. канд. дис. Алма-Ата, 1981. 24 с.

9. Знание, понимание, действительность / Под ред. В. К. Нишанова. Фрунзе, 1986. 75 с.

10. Знак и общение / Под ред. А.А. Брудного. Фрунзе, 1974. 116 с.

11. Попова Л. П. Трудовое воспитание в дошкольных учреждениях. Фрунзе, 1976. 129 с.

12. Салиев А. Акыл-эс дуйногу жана корком энес. (Умственная жизнь и мышление в образах). Фрунзе, 1981. 256 с.

13. Салиев А. Мышление как система. Фрунзе, 1974. 246 с.

14. Салиев А. Человеческая психология и искусство. Фрунзе, 1980. 308 с.

15. Проблемы психологии интеллекта / Под ред. А. А. Брудного. Фрунзе, 1984. 130 с.

16. Принципы анализа художественного произведения в киргизской аудитории / Под ред. В.М. Озмителя. Фрунзе, 1984. 103 с.

17. Сааданбеков Ж. О социальной психологии сельской интеллигенции. Фрунзе, 1975. 88 с.

18. Соковнин В. М. О природе человеческого общения. Фрунзе, 1974. 147 с.

19. Семантика и социальная психология / Под ред. А. А. Брудного. Фрунзе, 1976. 154 с.

20. Сознание и общение / Под ред А. А. Брудного. Фрунзе, 1968.

21. Сознание и понимание / Под ред. А. А. Брудного. Фрунзе, 1982. 124 с.

22. Сыдыкбекова Д. Смысловое восприятие текста: концепт // Известия Академии наук Киргизской ССР. 1977. № 6.

23. Философские проблемы психологии общения / Под ред. А. А. Брудного. Фрунзе, 1976. 179 с.

24. Философско-психологические проблемы коммуникации / Под ред. А. А. Брудного. Фрунзе, 1971. 136 с.

 

11

 

25. Шакеева Ч. А. Социально-психологические аспекты влияния современного кино на ценностные ориентации молодежи: Автореф. канд. дис. Ленинград, 1983. 18 с.

26. Шукуров Э. Дж. Социальная обусловленность аппарата понимания // Знание, понимание, действительность. Фрунзе, 1986. С. 16—23.

27. Экспериментальный анализ смысла / Под ред. А. А. Брудного. Фрунзе, 1987. 112 с.

 

А. А. Брудный, В. П. Иванова

 

ТАДЖИКСКАЯ ССР

 

В Таджикистане силы психологов (около ста научных сотрудников и преподавателей) сосредоточены в основном в университете и четырех педвузах, на пяти кафедрах психологии, в проблемной лаборатории программированного обучения, Республиканского ИУУ и в Таджикском НИИ педагогических наук.

Постановка и решение современных психологических проблем обеспечиваются не только организационными возможностями, но и исторически обусловленной необходимостью освоения этой проблематики. Исследованиям способствуют многовековые традиции таджикской науки с глубокой древности проблема человека волновала умы мыслителей. Разумеется, психологические вопросы еще не были вычленены и оформлены, психологические идеи развивались в недрах философских, естественнонаучных концепций, зачастую выражались в литературных произведениях.

Среди крупнейших ученых, в трудах которых формировались важные для развития психологии идеи, прежде всего следует назвать Абу Али Ибн Сину (Авиценну). В «Каноне врачебной науки», в «Книге исцеления», в «Книге знаний» он не просто комментировал античных философов и медиков, а творчески развивал отдельные стороны их учений, внося много нового и оригинального. Например, действие душевных сил Авиценна связывал с мозгом, что было сравнительно новым в его время (начало XI в.); особенности поведения людей с разными типами темперамента он не только связывал с соками тела, но и обнаруживал связь темперамента с деятельностью нервной системы. Абу Али Ибн Сина был одним из первых экспериментаторов в области изучения аффективной сферы человека. Интересны и взгляды Авиценны по возрастной психологии и психофизиологии: ему принадлежит одна из первых в науке попыток периодизации психического развития, выделяющая периоды роста, зрелости, расцвета, старости.

Целый ряд важных вопросов формирования личности отразился в форме так называемой назидательной, или дидактической, поэзии, находящей свое выражение в фольклоре и в произведениях поэтов и мыслителей народов Востока Рудаки, Беруни, Носира, Хисрава, Фирдоуси, Кай-Кавуса, Хафиза, Саади, Джами, Дониша и других. Для них характерны высказывания, связанные с гармоническим развитием личности, умственными способностями и нравственными достоинствами человека. Сюда относятся характеристика доброты, отзывчивости, скромности, храбрости, трудолюбия, преданности у Рудаки, борьбы добра и зла у Фирдоуси, признаков добродетельного человека у Кай-Кавуса и множество подобных представлений утилитарного характера.

Важным этапом явилось творчество Ахмада Дониша (1827—1897). Будучи просветителем, пропагандистом русской науки, Дониш не только выступал как идейный вдохновитель движения за реформу системы образования в Бухарском эмирате, но и оказал серьезное влияние на формирование прогрессивных взглядов многих деятелей науки и культуры.

Существенное значение в становлении психологических знаний имела деятельность Садриддина Айни, выдающегося последователя Дониша. В частности, его взгляды на познавательные возможности детей, признание самостоятельности и активности учащихся, зависимость умственного развития от методов и содержания обучения в противоположность господствовавшей в то время схоластической и догматической системе обучения, основанной на заучивании и неверии в познавательные

 

12

 

возможности детей, остаются значимыми и в наше время.

Характерной особенностью становления и развития психологических идей в Таджикистане, как и в других республиках Средней Азии, была их неотделимость, нерасчлененность в общей системе философских и естественнонаучных знаний.

Показательно постоянное внимание таджикских мыслителей к творческим силам человека, его духовному совершенству, их вера в возможность формирования всесторонне развитой личности. Решая сложные проблемы психологии обучения и воспитания, психологи Советского Таджикистана постоянно обращаются к историческому наследию прошлого.

Становление психологической науки в Таджикистане относится к 30-м гг. Большую роль в это время сыграли проф. Э.Л. Беркович, доц. А.М. Богоутдинов (первый психолог нашей республики), проф. Торговиц. С 1929 по 1946 г. ими были изданы около 40 научных статей и сборников по различным вопросам. А.М. Богоутдинов в 1936 г. организовал психологическую лабораторию. В его исследованиях основными вопросами были значение трудов В.И. Ленина для психологии, изучение педагого-психологических идей Н.К. Крупской, А.С. Макаренко. Кроме того, большое место в его исследованиях занимали вопросы воспитания сознательной дисциплины учащихся, значение психологии в работе учителя и др. Им впервые были написаны статьи по психологии на таджикском языке. В 1948 г. был издан в переводе и под редакцией А.М. Богоутдинова учебник «Психология» Б.М. Теплова.

В конце 40-х и в 50-е гг. Н.А. Бикчентай, Л.А. Венгер и М.Г. Ярошевский успешно разрабатывают проблемы общей и педагогической психологии, истории психологической науки. В работах Н.А. Бикчентая основное место занимали вопросы психологии усвоения второго и родного языка, формирования понятий в процессе изучения биологии и других школьных дисциплин.

Основными направлениями современного развития психологической науки в республике являются исследования в области общей, детской, возрастной и педагогической психологии и психологии личности. Ведя углубленное изучение актуальных вопросов оптимизации обучения и психологических основ воспитания, психологи Таджикистана исследуют их в неразрывном единстве.

Ценность и перспективность проводимых исследований определяются их единой проблематикой, координационным планированием, широкой апробацией полученных результатов, большой и разносторонней помощью НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. Наиболее значимые исследования психологи Таджикистана на протяжении последнего десятилетия вели и ведут под руководством ученых этого института, а также психологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова: А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, П.А. Рудика, М.Г. Ярошевского, С.Ф. Жуйкова и многих других видных психологов страны.

Эта координация началась еще в 1964 г., в дни первого симпозиума по проблеме оптимизации обучения (в Душанбе). Широкое обсуждение проводимых в республике работ на заседаниях этого симпозиума послужило хорошей школой для наших ученых и способствовало уточнению важнейших направлений исследований, которые развернулись в республике в последующий период.

Прежде всего это исследования проблем психологии обучения и воспитания (от дошкольников до студентов).

Психологи республики разрабатывают актуальные проблемы, вытекающие из решений XXVI, XXVII съездов КПСС, Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы, в областях детской и педагогической психологии, психологии физического воспитания и спорта; частично разрабатываются вопросы истории психологии, социальной и медицинской психологии.

Психологический анализ факторов мотивации в обучении родному, русскому

 

13

 

и иностранному языкам в национальной (таджикской) школе является одной из главных задач исследований ряда психологов республики (В.X. Салибаев, С.Н. Алиев, В.И. Макарова, В.В. Ветрова, Т. Мияссарова, Н. Юнусова и др.). Исследуются условия развития познавательной деятельности дошкольника в таджикской многодетной семье и в детском саду (Р.И. Древянко, Т.М. Землянухина, Л.М. Таджибаева). В исследованиях В.А. Недоспасовой, М.А. Юсуповой, Э.Ф. Николаевой и др. показано, что в ходе специально организованного обучения у детей-дошкольников могут быть сформированы важнейшие элементы логического мышления. Р.Н. Кузьмина выявляет условия формирования полноценных представлений о труде взрослых и детей старшего дошкольного возраста. Развитие у детей познавательного интереса к труду в условиях многодетной таджикской семьи изучает Б. Маджидова; показано, в частности, что в такой семье дети занимают более активную позицию, чем в малодетной.

По проблеме психолого-педагогических основ содержания и методов обучения в начальных классах большая работа проводится на кафедре методики начального обучения Душанбинского государственного педагогического института им. Т.Г. Шевченко (Ф. Икрамова, М. Лутфуллоев) и в Таджикском научно-исследовательском институте педагогических наук (Р. Давудов, Р. Мирзоев и учителя экспериментальных классов г. Нурека). Разработкой методики формирования учебной деятельности младшего школьника при обучении орфографии в национальной школе занимается доц. Н.И. Гаршина (Педагогический институт русского языка и литературы).

На кафедре педагогики и психологии Педагогического института русского языка и литературы разрабатывается методика выявления гностических качеств студентов будущих учителей русского языка (А.С. Шепилова), изучаются мотивы учебной деятельности студентов-билингвов (X.X. Мирзоева), формы и методы индивидуальной работы кураторов со студентами по формированию их профессиональной направленности (С.А. Селезнева). Большое значение придается также изучению эффективных форм организации учебной работы студентов в целях развития у них интереса к учительской деятельности в национальных школах.

Ряд психологов и педагогов республики (Н.Н. Лазарева, Е.Е. Чернишкина, Л.В. Островская, Н.П. Архангельская) исследуют вопросы формирования педагогического мастерства учителя физкультуры.

На кафедре психологии Таджикского государственного университета им. В.И. Ленина исследуются психологические особенности развития математического мышления (Р.А. Отаханов, В. Мирбабаев, Н.М. Яковлева, М. Давлятов, Ф.X. Негматов). В лаборатории программированного обучения ТГУ им. В. И. Ленина изучаются формы и методы организации и управления самостоятельной деятельностью студентов, в дальнейшем планируется исследование сущности самостоятельной работы, ее психолого-дидактической классификации и места в учебном процессе вуза (Ф.X. Хакимов, Б.X. Боев, Н.И. Мирзоматов, Б. Худоерова).

Психологи Ленинабадского государственного педагогического института им. С.М. Кирова ведут комплексное исследование по теме «Роль оценки и самооценки в преодолении отставания в школьном обучении» (Ш.Д. Дадабаева, М.Э. Зуфарова, У. Нуманов, С.Б. Зильберман, Н.П. Федюк, И.М. Хакимова). Л.С. Лучанский изучает формирование самооценки у студентов в процессе обучения в вузе.

Вопросы психологии личности занимают немалое место в тематике исследований психологов республики. Изучаются психолого-педагогические основы интернационального воспитания учащихся старших классов (А.Т. Тошматов), психологические аспекты отношений личности и окружающей среды (В.И. Раенко), формирование положительного отношения к учению у младших школьников (С.И. Зильберман), роль оценки и самооценки

 

14

 

в формировании нравственных качеств школьника (М. Хакимова), формирование научного мировоззрения у старшеклассников в процессе преподавания предметов биологического цикла (Ф. Э. Рузиев).

Психологами республики разрабатываются также вопросы психологии физического воспитания и спорта (Н. Тур-сунов, В.В. Кабец, Т.К. Маторнеза).

На кафедре педагогики и психологии Кулябского педагогического института им. А.А. Рудаки ведутся исследования по проблемам нравственной подготовки старшекласснков к семейной жизни (И.А. Арабов, М. Нарзуллаева и др.).

В.П. Мещеряков исследует физиологические механизмы психических процессов (хранения и извлечения информации, сознания и подсознания, эмоций и мотивации, обучения письменной речи и др.), а также очень важные, актуальные вопросы умственной работоспособности младших школьников, начинающих учение с 6-летнего возраста.

Исследуется психологическое наследие таджикского народа, психологические мысли некоторых мыслителей прошлого (Авиценна, Ибн Боджа, Ибн Рушд (Аверрос), Аль-Фараби), а также развитие психологической науки в Таджикистане (Н. Турсунов); изучается психологическое наследие таджикских мыслителей конца XIX — начала XX в. (Б. Худойназаров).

Психологические исследования в республике постоянно находятся в поле зрения республиканского Общества психологов СССР, которое осуществляет координацию исследований, руководит проведением конференций, симпозиумов и т.п. Так, проведены республиканские и межвузовские конференции и симпозиумы «Психология формирования личности» (1970), «Формирование личности трудных детей и подростков» (1973), «Психологические основы повышения эффективности обучения родному и второму языкам» (1973), «Психологическая мысль в Таджикистане» (1974), «Претворение в жизнь реформы школы» (1984).

В республике проводится определенная работа по развертыванию психологической службы среди населения (в форме лекций, бесед, диспутов, консультаций). Были организованы циклы лекций для учителей, преподающих курс «Этика и психология семейных отношений» (В.В. Ветрова, И. Арабов, Т. Мустафакулов, X. Рахимов и др.). Члены общества психологов организовали диспуты в клубе «После 30 лет», а также психологические консультации (А.М. Исомиддинов, Е.Б. Шихматова, Э.А. Мазитова, В.В. Ветрова, Е.Ф. Николаева) .

Вырос объем и расширилась тематика изданий по психологии. В числе наиболее значимых монографий «Проблемы детерминизма в психофизиологии XIX века» (М.Г. Ярошевский); «Психологические проблемы формирования нравственных качеств личности в подростковом возрасте», «Трудный подросток», «Формирование личности ребенка в подростковом возрасте» (Д.И. Фельдштейн); «Очерки по психологии развития русской речи учащихся таджикской школы», «Психологические особенности пересказа текстов на втором языке», «Психологический анализ факторов мотивации в овладении русским языком как вторым родным» (В.X. Салибаев); «Психологическая характеристика таджикских подвижных игр» (Н. Турсунов); сборники: «Зрительные образы» (ч. I, II, III), «Оптимизация обучения в средней и высшей школе», «Психолого-педагогические вопросы обучения и воспитания учащихся и студентов», «Вопросы методики и психологии обучения русскому языку в таджикской высшей и средней школе» (вып. I, II, III) и многие другие. На страницах Таджикской советской энциклопедии опубликовано более 100 статей по различным отраслям психологической науки  (Н. Сафаров, Н. Турсунов, В.X. Салибаев, Р. Атаханов и др.).

Психологи республики большое внимание уделяют созданию учебных пособий, рекомендаций по психологии, переводам учебников на таджикский язык. Так, изданы «Курс лекций по общей психологии» под ред. проф. М.Г. Ярошевского (1964, 1967, на тадж. яз.), «Практикум по психологии физического воспитания» для институтов физкультуры

 

15

 

(Н. Турсунов, В.М. Мельников, Л. Н. Данилина, 1983); «Краткий курс лекций по общей психологии» (В.X. Салибаев, Т.М. Мияссарова, 1983, на тадж. яз.), «Лабораторные занятия по общей психологии»  (Н. Турсунов, 1986), «Русско-таджикский словарь психологической терминологии» (Н. Турсунов, 1976), «Изучение психологии учащихся» (С.Н. Алиев, 1985). Переведено на таджикский язык учебное пособие по общей психологии для школьных педагогических училищ (под ред. В.А. Крутецкого; пер. Р. Атаханова)

Н.Н. Турсунов

 

ТУРКМЕНСКАЯ ССР

 

Развитие психологической мысли проходило в тесной и органической связи со становлением и развитием народного образования, становлением и развитием в республике советской национальной школы, подготовкой национальных учительских кадров, созданием учебных программ, учебников, учебно-методических пособий.

Как известно, первые годы после победы Великого Октября для развития народного образования в Туркмении были крайне тяжелыми: его становление проходило в условиях сильно развитых патриархально-родовых отношений, отсталости народных масс; не было учителей, отсутствовала пресса на туркменском языке; кроме того, иностранная интервенция, гражданская война, басмачество.

Успешное решение множества сложных теоретических и практических задач развития народного образования стало возможным лишь при содружестве и взаимопомощи братских республик, прежде всего РСФСР (Туркменская ССР образована в октябре 1924 г.). Под влиянием марксистско-ленинских идей, русской классической психологии, изучения и использования передового опыта психологической науки братских республик проходило строительство советской школы в Туркмении, готовились учительские кадры, делала первые шаги психологическая наука. В журнале «Туркменоведение» в 1929 г. (№ 2—3) сообщалось, что ведется работа по переводу на туркменский язык учебников педагогики и психологии; в ней участвовали лучшие переводческие силы. Первым переводным учебником по психологии был учебник для педагогических училищ К.Н. Корнилова, потом учебник по психологии для средней школы Б.М. Теплова и др.

На развитие психологической мысли в Туркмении оказывали влияние труды и педагогическая деятельность русских советских ученых-лингвистов, тюркологов, приехавших для работы в республику, а затем их воспитанников лингвистов, востоковедов местной национальности. В частности, в 20-е гг. начал свою научно-педагогическую деятельность, продолжавшуюся до конца его жизни (1948), видный ученый-тюрколог А.П. Поцелуевский, в трудах которого есть немало интересного материала для научных исследований в различных областях знаний, в том числе и в психологии. Он принимал деятельное участие в создании программ, учебников и учебных пособий во всех мероприятиях по решению задач развития народного образования; работал учителем школы, проводил открытые уроки, руководил семинарами по повышению педагогической квалификации учителей при Доме работников просвещения. Ученый всегда обращал внимание на психологическую сторону деятельности учителя, на развитие и формирование психологических качеств учителя, психологических особенностей его мышления, учил молодых педагогов постигать искусство обучения и воспитания учащихся с учетом их возрастных особенностей. В «Очерках по истории развития педагогической мысли в Туркменистане» (1972— 1973) А.А. Курбанов и О.Д. Кузьмин отмечают, что особое внимание А.П. Поцелуевский обращал на исследование семейного уклада туркменского населения, взаимоотношений взрослых и детей, на то, как родители относятся к детям, какие применяют меры воздействия, как приучают детей к труду.

В январе 1931 г. был создан Туркменский государственный институт научной педагогики (ТГИНП). На институт

 

16

 

возлагались важнейшие задачи: во-первых, организация исследований в различных областях народного образования, разработка вопросов марксистско-ленинской педагогики и психологии, борьба с антимарксистскими течениями; во-вторых, подготовка национальных научных работников по педагогике и психологии. На институт возлагалась также пропаганда и популяризация научных знаний в области марксистско-ленинской педагогики и психологии.

ТГИНП явился центром объединения всех тех, кто уже имел какой-то опыт научно-педагогической деятельности и обнаружил способности к исследовательской работе. Институт планировал издание учебно-методической литературы для учителей, выполнял переводческую работу, выпускал сборники, в которых освещались вопросы методики преподавания школьных дисциплин, вопросы педагогики и психологии, направленные на совершенствование учебно-воспитательного процесса. Активное участие в работе ТГИНП принимают как приехавшие из Российской Федерации педагоги и психологи (М.Б. Рутгайзер и др.), так и местные (А.Н. Ахундов, X.М. Байлиев и др.).

В распространении психологических знаний большую роль сыграл известный педагог и психолог республики, заведующий кафедрой педагогики и психологии Ашхабадского государственного педагогического института (организован в 1931г.) А.Н. Ахундов.

Его статьи читались с большим интересом, использовались в практической работе учителями, работниками народного образования. В марте 1941 г. в Ашхабаде состоялась Первая научно-педагогическая конференция. В докладе А.Н. Ахундова «Научная постановка педагогического процесса в школах» заострялось внимание на вопросах психологии обучения и воспитания.

После безвременной кончины А.Н. Ахундова кафедру педагогики и психологии АГПИ возглавил М.Б. Рутгайзер, приехавший в Туркмению после окончания Саратовского университета. К моменту назначения зав. кафедрой М.Б. Рутгайзер имел большой опыт научно-педагогической деятельности в школах, Туркменском государственном институте научной педагогики, и это помогало принимать активное участие в развитии школьного и вузовского образования, в пропаганде психолого-педагогических знаний. До конца своей жизни (1954) М.Б. Рутгайзер отдавал все свои силы и знания подготовке квалифицированных учительских кадров.

Большой вклад в развитие психологической мысли в республике внес заслуженный деятель науки ТССР X. Байлиев. Он явился пионером в разработке методики преподавания туркменского языка, впервые начал читать этот курс в Ашхабадском пединституте, педагогическом техникуме Ашхабада. X. Байлиев широко и творчески использовал наследие русской педагогической и психологической мысли, исследования и передовой опыт преподавания родного языка в братских республиках. Он уделял большое внимание воспитательному значению обучения родному языку. Одним из главных требований к учителю было обязательное знание детской психологии. Особенно высокие требования предъявлялись в этом отношении к учителю начальной школы. В 1931 г. вышла в свет брошюра X. Байлиева «Как организовать интернациональное воспитание в школе». Это было исключительно важно для того времени. Как отмечали А.А. Курбанов и О.Д. Кузьмин в упомянутой выше работе, в органах народного образования республики орудовали буржуазно-националистические элементы, которые стремились разжечь вражду между народами, племенную рознь, всячески препятствовали проникновению русской культуры, русского языка в жизнь туркменского народа, стремились вовлечь молодежь в свою преступную деятельность. X. Байлиев является автором и ряда других учебно-методических работ, в которых прямо или косвенно отражены вопросы возрастной и педагогической психологии.

В пропаганде психологических знаний большую роль играли специальные педагогические журналы «Коммунистлер магарыфы» («Коммунистическое просвещение» с 1931 г.) и «Мугаллыма кэмек»

 

17

 

(«В помощь учителю»с 1936 г.), которые способствовали объединению педагогов-исследователей, развитию психологической мысли в республике.

С 1931 г. кузницей учительских кадров, научных работников, интеллигенции Советского Туркменистана стал Ашхабадский педагогический институт им. А.М. Горького. В связи с созданием новых учебников для школ республики активизируется научная деятельность кафедры педагогики и психологии института. Психологи кафедры начинают разрабатывать научно-методические и психологические требования к учебникам на туркменском языке (В.Н. Мустафаев), вопросы психологии педагогической деятельности (С.А. Вызов). Перерабатывается курс лекций по общей психологии, читаемый студентам АГПИ Б. Ниязовым. Б. Ниязов первый психолог из туркмен, окончил Академию коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской в Москве и по окончании академии вплоть до конца своей жизни (погиб в ашхабадское землетрясение в 1948 г.) читал курс психологии в АГПИ. Приехавшая из Российской Федерации К.В. Коростелева стала исследовать индивидуальные особенности самоорганизации внимания школьников.

Научная деятельность психологов значительно активизировалась в период Великой Отечественной войны, когда в Ашхабад были эвакуированы Московский и Одесский университеты. Профессорско-преподавательский состав этих вузов принимал самое активное участие в учебной и научной деятельности АГПИ. Под руководством университетских ученых некоторые из преподавателей института исследовали актуальные психолого-педагогические вопросы и защитили затем кандидатские диссертации.

В 1950 г. на базе АГПИ был образован Туркменский государственный университет, в 1954 г. на базе Института научной педагогики Научно-исследовательский институт школ. Кадры психологов университета и НИИ школ пополнились за счет выпускников центральных вузов и Туркменского университета. Усиливается научно-исследовательская работа по психологии. Разрабатываются вопросы коммунистического воспитания молодежи, развития индивидуально-психологических особенностей учащихся в процессе обучения и др.

Научно-исследовательская работа по психологии особенно усиливается в 70—80-е гг., когда вузы республики и НИИ школ пополнились дипломированными психологами, в подготовке которых оказали большую помощь Институт психологии АН СССР, Институт общей и педагогической психологии АПН СССР, МГПИ им. В.И. Ленина, Киевский педагогический институт и др. Теперь работа в области психологии сосредоточена на кафедре педагогики и психологии ТГУ, кафедре психологии Туркменского пединститута им. В.И. Ленина, в АН ТССР. Одним из первых кандидатов психологических наук местной национальности стал Б. Басаров, ныне заведующий кафедрой педагогики и психологии ТГУ. Он является автором многих работ по общей и социальной психологии, в частности, им написаны «Вопросы психологии характера» (1977), «Психология руководства» (1980), «Проблемы психологии устойчивости личности» (1981), «Изучение социальной психологии коллектива» (1981), «Личность и ее структура, формирование» (1982) и др. Б. Басаров развивает концепцию о деятельностно-ценностной сущности психологии коллектива, которая экспериментально апробируется в разных условияхв семье, рабочих коллективах, среди студентов, учителей городских и сельских школ. Он руководит созданной по его инициативе научной психологической лабораторией (при кафедре педагогики и психологии ТГУ). Основная проблема исследований личность и коллектив.

В республике исследуются такие актуальные проблемы педагогической психологии, как развитие самостоятельного, творческого мышления учащихся, формирование способностей, умений, навыков анализа и обобщения изучаемых закономерностей. Большую работу в этом направлении ведут кандидаты

 

18

 

психологических наук, воспитанники МГПИ им. В.И. Ленина В.П. и Д. Абдурасуловы (кафедра психологии Туркменского госпединститута им. В.И. Ленина). На этой же кафедре ведутся исследования в области дефектологии; в частности, изучается проблема обучения и воспитания учащихся с речевыми и другими дефектами (Б. Пашалаков).

В Туркменском госпединституте им. В.И. Ленина исследования по проблеме воспитания у учащихся средней школы склонностей к педагогической дятельности проводились кандидатом психологических наук Л.А. Ковалевой; сейчас она работает в АН ТССР (Институт философии и права), исследует вопросы социальной психологии.

Разрабатываются вопросы нравственного воспитания учащихся (О.Г. Реджепов, ТГУ), вопросы психологии высшей школы (Р.А. Каюрова, ТГУ). В 1985 г. кафедра педагогики и психологии ТГУ (научная психологическая лаборатория при этой кафедре) пополнилась новым кандидатом психологических наук. Это первая туркменка-психолог, закончившая аспирантуру при Институте психологии АН СССР, Г. Имамкулиева. Она изучает влияние трудностей на мотивацию учебной деятельности студентов.

Работа в области психологии развертывается в молодых вузах республики Туркменском пединституте искусств, Ашхабадском пединституте русского языка и литературы. Начиная с 1983 г. ежегодно проводятся семинары-совещания по педагогике и психологии в Институте искусств, инициатором и организатором которых является молодой психолог этого института Ю.Б. Зайденберг, изучающий развитие и формирование музыкальных способностей.

Ученые Научно-исследовательского института педагогики Министерства просвещения ТССР ведут исследования по психологии в связи с решением своих основных задач.

Определенный вклад в психологическую науку сделал Республиканский институт усовершенствования учителей, который ведет планомерную пропаганду вопросов педагогической и социальной психологии. Сотрудниками института опубликован ряд работ, в частности Д.Г. Плаксиным: «Психология управления педагогическим коллективом» (1978), «Формирование межличностного общения» (1981), «Формирование общественного мнения в педагогическом коллективе» (1979) и др.

Психологи республики с результатами своих исследований выступают на вузовских, межвузовских и всесоюзных конференциях. На Всесоюзных научных конференциях туркменские психологи выступали в Ташкенте, Фрунзе, Костроме и др.

Особенно активное участие в научно-исследовательской работе психологи на кафедрах ТГУ и ТГПИ и других вузов проявляют в связи с реформой общеобразовательной и профессиональной школы, решениями XXVII съезда КПСС. Кафедра психологии ТГПИ на 1986—1990 гг. запланировала комплексную тему, в которую входят, в частности, задачи изучения психологических особенностей детей 6 лет, пути формирования и развития их познавательной деятельности; определение психолого-педагогических путей повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Опубликованы методические рекомендации для студентов по изучению актуальных проблем современной психологии обучения (В. Абдурасулова).

Большая работа по внедрению в жизнь основных направлений реформы школы проводится психологами Туркменского государственного университета им. А.М. Горького.

В 1984 г. при ТГУ был проведен республиканский семинар-совещание по актуальным проблемам педагогики и психологии высшей школы, частных методик преподавания в высших и средних специальных учебных заведениях. В нем принимали активное участие ученые Киева, Харькова, Еревана и других городов страны. Психологи Туркмении выступали с результатами своих исследований по проблемам возрастной, педагогической и социальной психологии, психологии высшей школы (В.П. Абдурасулова, ТГПИ им. В.И. Ленина;

 

19

 

Д.Г. Плаксин, РИУУ; Б. Басаров, ТГУ; А.А. Дубровская, ТГПИ; Зубков О.С., Туркменский институт физической культуры, З.А. Кулеба, Туркменский пединститут искусств; Л.А. Ковалева, АН ТССР).

В марте 1986 г. по инициативе кафедры педагогики и психологии ТГУ и при ее участии была проведена научная конференция профессорско-преподавательского состава, посвященная реализации решений XXVII съезда КПСС, в которой приняли активное участие психологи (Б. Басаров, О.Г. Реджепов, Р.А. Каюрова и другие исследователи) .

В свете решений XXVII съезда КПСС и XXIII съезда КПТ, рекомендаций Всесоюзного совещания заведующих кафедрами общественных наук (декабрь 1986 г.) в ТГУ была проведена конференция «Коммунистическое воспитание студенческой молодежи». Психологи поделились результатами своих исследований по некоторым проблемам высшей школы (Р.А. Каюрова, О.Г. Реджепов).

Вместе с преподавателями и под их руководством все больше включаются в научно-исследовательскую работу студенты.

 

Р.А. Каюрова

 

УЗБЕКСКАЯ ССР

 

Психологи Узбекистана за 70 лет Советской власти провели определенную работу и внесли свой посильный вклад в развитие психологической науки. В трех университетах, 16 педагогических вузах, Узбекском НИИ педагогических наук, Узбекском институте физической культуры. Узбекском институте культуры, в педагогических училищах трудится большой отряд психологов. В республиканском отделении Общества психологов объединены около 180 психологов. В республике работают один доктор и 68 кандидатов психологических наук.

Ведутся исследования проблем общей, возрастной, педагогической и детской психологии, психологии труда и других отраслей психологической науки. Особенно интенсивно ведутся научные исследования за последнее десятилетие.

В последнее время развернуты научные работы на хоздоговорных началах. Так, Бухарский госпединститут им. С. Орджоникидзе (рук. Л.П. Хохлова) ведет работу по изучению социально-психологических проблем взаимоотношений руководителей и подчиненных в трудовом коллективе на ткацкой фабрике № 1 Бухарского текстильного комбината. Психологами разработаны практические рекомендации по совершенствованию работы с людьми, по созданию нормального психологического климата в коллективе, заботливого отношения к молодым рабочим с учетом их индивидуальных психологических особенностей. Интересная работа, направленная на получение результатов, способствующих улучшению организации трудовой деятельности, повышению работоспособности, ведется научной лабораторией «Психофизиология эмоций» в Самаркандском госпединституте им. С. Айни (зав. кафедрой психологии С. Мусинов).

Начаты исследования на хоздоговорных началах в Ташкентском государственном педагогическом институте им. А. Низами и Ташкентском государственном педагогическом институте иностранных языков им. Ф. Энгельса, Ташкентском государственном университете им. В.И. Ленина.

На ряде крупных предприятий промышленности Узбекистана создана психологическая служба, кабинеты и лаборатории по профориентации и профотбору.

Большую роль в решении задач коммунистического воспитания подрастающего поколения в Узбекистане играет овладение русским языком. Возрастание социальной значимости русского языка как языка межнационального общения народов СССР, как важного фактора всестороннего развития личности, воспитания подрастающего поколения в духе интернационализма, советского патриотизма и нерушимой дружбы пародов настоятельно требует дальнейшего улучшения постановки работы по изучению русского языка. В

 

20

 

последние годы психологи республики ведут большую работу направленную на улучшение обучения русскому языку в дошкольных учреждениях, школах и вузах.

Фундаментальное исследование психологии первоначального усвоения русского языка каракалпакскими школьниками выполнил А.Б. Бекбасов. Проблемы усвоения русского языка узбекскими школьниками изучает А. Азимов. Формирование у учащихся узбекской школы способов преодоления синтаксических ошибок в их русской речи исследовал Э. Авлияев. Психологический анализ пунктуационных ошибок учащихся при усвоении русского языка в национальной школе изучает X. Шодиев.

Исследования этих проблем занимают центральное место в работе Проблемной лаборатории по изучению русского языка в дошкольных учреждениях и начальной школе детьми-узбеками при Ташкентском государственном педагогическом институте им. А. Низами (научный руководитель чл.-кор. АПН СССР доктор филологических наук, профессор М.А. Аскарова). Психологи принимают самое активное участие в работе этой лаборатории.

Над изучением особенностей формирования профессиональных качеств учителя русского языка в национальной школе работают Т.В. Верещагина, учителя узбекского языка и литературы в педвузе М. Абдулажанова.

Весьма актуальными являются также вопросы психологии усвоения родного (узбекского) языка.

Психологию усвоения орфографии узбекского языка исследовал А. Аскаров, особенности дифференциации грамматических категорий существительного и прилагательного при изучении узбекского языка Т. Юсупджанов.

В свете Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы особенно актуальными стали проблемы педагогической и возрастной психологии. По этим отраслям психологии выполнен ряд исследований: «Психологические основы обучения» (М.Г. Давлетшин), «Роль воспроизведения в умственном развитии учащихся» (В.П. Иванова) и др. Проблемы развития пространственных представлений изучаются А. Амановым, X. Гафуровой, М. Дадажановым. Проблемы активизации учащихся в процессе обучения исследуют С.М. Юлдашева (об особенностях проявления и развития самооценки подростков в учебной деятельности), М. Мамаджанов (о функциях самооценки в формировании познавательной  деятельности школьника).

Начата работа по изучению особенностей обучения 6-летних детей. Интересное исследование психологического значения оценок воспитателя в обучении детей 6-летнего возраста завершает Ш. Дусмухамедова.

Психологические аспекты профориентационной работы среди молодежи являются одним из главных направлений психологических исследований в Узбекистане. Вокруг этой проблемы сосредоточены усилия коллективов преподавателей и аспирантов ряда педвузов республики. Изданы посвященные ей монографии: «Психология технических способностей школьников» (М.Г. Давлетшин), «Способности и их диагностика» (М.Г. Давлетшин, А.Г. Ковалев, В.А. Крутецкий), выпущены методические пособия: «Профориентационная работа с учащимися в школе» (Ф.А. Темуров), «Организация и содержание кабинетов и уголков профориентации» (Л.А. Прилук).

По проблемам профессиональной подготовки и профориентации защищен ряд кандидатских диссертаций: «Организация профориентационной работы в сельских школах и ее эффективность (на примере механизатора хлопководства)» (Н. Баймурадов), «Формирование литературных способностей учащихся при Изучении родной (узбекской) литературы» (М. Турсунова), «Формирование адекватных представлений у студентов о будущей профессии учителя физической культуры» (Т. Хамракулов).

В республике складывается своя школа психологии профессиональной подготовки и профориентации. Проводится

 

21

 

изучение и описание объективных особенностей специфичных для узбекской республики профессий и составление на этой основе профессиограмм систем профессионально важных качеств и свойств, необходимых для этих профессий. Исследования по этой проблеме будут проводиться и в дальнейшем.

Ведутся исследования проблем инженерной, дифференциальной, социальной психологии, психологии спорта, истории психологии.

Психологическое исследование особенностей деятельности механика-водителя хлопкоуборочной машины изучил Ж. Сатыбалдиев. Им подготовлена к печати монография «Психология водителя хлопкоуборочной машины». Результаты данного исследования внедряются в практику и используются конструкторами при совершенствовании хлопкоуборочной техники.

Над проблемой психологии принятия решений в экстремальных условиях работает А.З. Гафаров.

Проблемы дифференциальной психологии, имеющие большое значение для совершенствования обучения в школе, исследует Б. Кадыров.

По дифференциальной психодиагностике задержки психического развития выполнил работу Г.Б. Шаумаров.

В области специальной психологии защитили диссертации и продолжают работать Л. Ибраимова, Г.Г. Запрягаев.

Выполнены работы по психологии спорта, посвященные психологической структуре специализированных восприятии в отдельных видах спорта (З.Г. Гаппаров), психическим состояниям студентов в процессе повышения спортивного мастерства (Рифкат Гайнутдинов); исследовалось влияние занятий физической культурой и спортом на формирование профессиональных качеств будущего учителя (Рамиль Гайнутдинов).

Несколько работ выполнено по зоопсихологии. Методологическими основами зоопсихологии занимался З.Р. Душебаев. Экспериментальное исследование роли обобщения при решении животными задач на идентификацию объектов восприятия, пространственных отношений у животных провели В.Г. Щепоткин, С.В. Чернов.

Проводятся исследования проблем психологии семьи (Г.Б. Шаумаров, Ю.А. Якубов), проблем мотивации в деятельности (А.А. Файзуллаев, А.К. Саитова), формирования мировоззрения молодежи (И. Махмутов).

За последние годы проведены исследования по истории психологии: о психологических воззрениях мыслителей Востока (М. Вахидов), о психологических взглядах Абу Али Ибн Сины (С. Рахимов), о психологических взглядах русских революционеров-демократов на развитие мышления детей (П.П. Зимин).

Выполнены первые работы по нейропсихологии, например исследовано тактильное чувство формы при очаговых поражениях теменных долей мозга (Н.Р. Бабаджанова).

На кафедрах психологии Ташкентского государственного университета им. В.И. Ленина и Ташкентского государственного педагогического института им. А. Низами обучаются аспиранты, исследующие различные проблемы общей, возрастной и педагогической психологии, детской и социальной психологии.

Большое место занимает издание психологической литературы на узбекском языке (оригинальной и переводной). Изданы «Детская психология» М. Вахидова, «Возрастная и педагогическая психология» под ред. М.Г. Давлетшина. Издан русско-узбекский словарь психологических терминов. Ежегодно выпускаются сборники научных трудов кафедр Ташкентского государственного педагогического института им. Низами, Ташкентского государственного университета и Узбекского научно-исследовательского института педагогических наук.

Стало традицией проведение республиканских научных конференций и симпозиумов, посвященных важным проблемам, в частности в последнее времяреформе школы.

 

М. Г. Давлетшин