Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

187

 

ИЗ РЕДАКЦИОННОЙ ПОЧТЫ

 

АНАЛИЗ ОБЩИХ УЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

 

Главным критерием качества обучения становится усвоение учащимися основных умений и навыков, намеченных программами. Минпросом СССР рекомендована для опытной проверки Программа развития общих учебных умений и навыков школьников, разработанная Н.А. Лошкаревой. Однако методика оценки качества обучения еще ждет своей разработки. Школа нуждается в таких методиках, которые не требовали бы специальной подготовки учителя и внеурочного времени, органично вплетались бы в структуру урока и в то же время давали объективные показатели степени усвоения умений и навыков.

Одним из способов оценки качества обучения мы считаем проверку умения учащихся составлять план ответа и выделять главное в учебном материале. Срез по анализу сформированности данного умения проводится на уроке (7—12 мин) со всеми учащимися одновременно и включает два задания: 1) составить и записать план устного ответа на один из вопросов по материалу прошлого урока (вопросы дает учитель); 2) просмотреть данный вопрос в учебнике и внести в план необходимые поправки. Задание 2 позволяет судить также о навыке беглого чтения и навыке самоконтроля в учебной деятельности.

Изложенная методика была апробирована в одном из районов Киргизской ССР. В опыте участвовали 660 учащихся IIIX классов.

Анализ работы показал, что составление плана не стало привычным приемом работы школьников. Ни в одном из составленных планов не разделены главные и второстепенные сведения. Многие планы старшеклассников показывают несформированность умения оперировать теоретическим материалом для объяснения конкретных фактов. Просмотр материала по учебнику (даже длительный) не помогает учащимся улучшать план ответа. О навыках беглого чтения в таких случаях говорить не приходится.

Средние показатели срезов свидетельствовали о некотором прогрессе в усвоении общеучебных навыков от младших классов к старшим: в IIIIV — 58 %, в VVII — 74 %, в VIIIX — 82 %. Однако остается огромная разница в показателях параллельных классов, что говорит о слабой постановке методического контроля за усвоением общеучебных навыков.

Приемы развития общих учебных умений и навыков школьников и способы их проверки целесообразно пропагандировать через методические объединения, а в школах нужно иметь график контроля за усвоением таких навыков.

 

Н.Н. Палагина

г. Фрунзе

 

От редакции. Выделенное автором умение, безусловно, важно для совершенствования самостоятельной работы учащихся, однако реализация этого умения при усвоении знаний требует дальнейшей разработки, в частности с учетом содержания материала и целей его усвоения, а также форм и методов организации занятий. Эти вопросы находятся в центре внимания психологов (см., например, Якиманская И.С. Значение учебно-методической литературы в развитии умственной активности учащихся // Роль учебной литературы в формировании общих учебных умений и навыков школьников. М., 1984. 207 с).