Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

179

 

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

 

О VII СЪЕЗДЕ ОБЩЕСТВА ПСИХОЛОГОВ СССР

 

В августе 1988 г. в Москве состоится VII съезд Общества психологов СССР. Перед съездом ставятся задачи:

обсудить актуальные вопросы психологии и ее вклад в решение задач экономического, политического, социального, духовного развития нашей страны, поставленных решениями XXVII съезда КПСС и последующих Пленумов ЦК КПСС;

подвести итоги развития советской психологической науки;

наметить перспективы ее развития.

Предлагаются следующие основные направления работы съезда:

 

I. Методология и история психологии

 

Диалектика и логика развития психологического познания. Система категорий и принципов психологии. Взаимосвязь теории, метода и факта в психологическом исследовании. Уровни психической организации. Деятельность, общение, поведение. Структура и динамика сознания, его перестройка в условиях научно-технической революции. Междисциплинарные исследования в психологии. Научная школа как форма коллективного творчества. Роль дискуссий в развитии психологической науки. Вклад отечественной психологии в развитие мировой науки. Проблемы периодизации всеобщей истории психологии.

 

II. Теоретические и экспериментальные проблемы психологии в современных условиях

 

Развитие психики человека в норме и патологии. Биологические основы развития психики. Мозг и психика. Проблема индивидуальности. Психология познания и новые информационные технологии. Актуальные проблемы психофизики Психические процессы. Психология творчества. Эксперимент, теория, практика. Экспериментальная психология: состояние, проблемы, задачи.

 

III. Экономическая психология и психология хозяйственного управления

 

Рост психологических факторов в экономике в новых условиях хозяйствования. Психологическое обеспечение нововведений в хозяйственной деятельности. Психологические исследования путей укрепления социалистической собственности. Психологическая перестройка в сфере распределительных отношений. Психологическое обеспечение планирования и управления в новых условиях хозяйствования. Психологическая перестройка хозяйственных кадров в свете современных требований. Экономическая эффективность психологических исследований: критерии оценки и пути повышения. Предмет, методы, состояние и перспективы экономической психологии.

 

IV. Социально-психологические проблемы ускорения социального развития общества в условиях перестройки

 

Социально-психологические проблемы трудового коллектива в условиях перестройки. Социально-психологическое обеспечение экономических, социальных и организационных экспериментов. Социальная психология общения. Совместная деятельность: социально-психологический аспект. Социально-психологические проблемы управления социальным развитием. Социально-психологическое обеспечение работы с кадрами. Ценностные ориентации, установки, социальная регуляция поведения. Личность в группе. Социальная психология больших групп на современном этапе перестройки общества (классы, слои, нации и др.). Межгрупповые отношения.

 

180

 

Деятельность общественных организаций, общественное самоуправление. Социально-психологические аспекты советского образа жизни. Методы, методики и процедура социально-психологического исследования. Роль социально-психологической службы в ускорении социального и экономического развития общества.

 

V. Психологические проблемы повышения эффективности идеологической деятельности в условиях перестройки

 

Психологическое обеспечение идеологической деятельности (пропаганды, агитации, партийно-политической работы). Психологические механизмы повышения эффективности средств массовой информации Реклама, мода. Политическая психология. Психологические проблемы формирования политического сознания, патриотического и интернационального воспитания. Включенность личности и групп в политическую и общественную жизнь. Психологические аспекты международных отношений и внешней политики. Психологические исследования массовых социальных явлений: общественных настроений, общественного мнения. Психологические проблемы религиозности. Массовые социальные движения. Психологические проблемы борьбы за безъядерный мир и выживание человечества.

 

VI. Активизация личности в системе общественных отношений

 

Психологические проблемы социального и нравственного развития личности. Пути и формы повышения социальной активности личности. Личность в системе труда, управления, общественных норм и институтов. Социализация личности. Формирование активной жизненной позиции Самовоспитание личности. Жизненный путь личности. Проблемы психологической культуры современного человека. Активизация мотивационной сферы личности в условиях ускорения. Возвышение потребностей. Психология способностей. Личность, характер, воля. Сознание и самосознание. Личность и психические процессы. Медико-биологические проблемы всестороннего развития личности (темперамент, задатки и др.). Психологические проблемы отклоняющегося поведения. Методы и методики изучения личности.

 

VII. Психология и научно-технический прогресс

 

Психологические проблемы научно-технического прогресса. Интеллектуальный труд в условиях НТП. Критерии эффективности и качества труда. Эргономическое и инженерно-психологическое обеспечение проектирования и функционирования социотехнических систем. Психологические аспекты информатики. Психологические проблемы эргономики. Функциональные состояния в трудовой деятельности. Стресс и экстремальные состояния в трудовой деятельности. Тренажеры, обучение и адаптация. Психологические проблемы компьютеризации. Профотбор, профориентация и профподготовка. Достижения НТП как средства физического и умственного развития человека.

 

VIII. Воспитание, обучение, психическое развитие

 

Методологические проблемы возрастной и педагогической психологии. Взаимосвязь воспитания, обучения и психического развития. Периодизация психического развития. Психодиагностика психического развития. Общие проблемы развития личности в разные возрастные периоды. Развитие мотивационно-потребностной сферы, способностей. Нравственное, эстетическое, умственное и физическое развитие личности. Психофизиологические проблемы возрастного развития. Психологические проблемы воспитания, трудового, профессионального обучения и профессиональной ориентации молодежи. Проблемы социализации подрастающего поколения. Социально-психологические проблемы обучения и воспитания. Психологические проблемы непрерывного образования. Психология детского, юношеского возраста Психология взрослого человека. Психологическое обеспечение реформы общеобразовательной школы. Психологические проблемы перестройки высшей школы. Психологические основы педагогической деятельности. Личность педагога.

 

IX. Психологическое обеспечение психического и физического здоровья человека

 

Психологические проблемы здорового образа жизни. Проблемы нейропсихологии и патопсихологии. Медицинская психология Психологические проблемы дефектологии. Психологические проблемы физической культуры, спорта, туризма. Роль эмоций в психическом и физическом здоровье. Гармоничное сочетание умственного и физического труда как фактор здоровья. Психологические последствия стресса, умственных и физических перегрузок Психологические проблемы рационального питания. Психологическое обеспечение борьбы

 

181

 

с пьянством, алкоголизмом и наркоманией.

 

X. Научные основы практической психологии

 

Методологические проблемы взаимосвязи психологической теории и практики; опыт и трудности внедрения психологии в практику. Методология и методы прикладной и практической психологии (диагностика, прогнозирование, управление и коррекция). Психометрика: проблемы и методы автоматизации и повышения надежности психологических измерений. Опыт решения практических задач (проблемы организации структуры; функции и эффективность практической работы психологов). Организация прикладных исследований и разработок, правовое и ресурсное обеспечение работы психолога. Этика и деонтология практического психолога. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для практической работы.

 

Работа съезда будет проходить в следующих формах: пленарные заседания, симпозиумы, тематические заседания, вечерние лекции, «круглые столы», заседания рабочих групп, диспуты.

К съезду предполагается опубликовать тезисы докладов. Принимаются тезисы индивидуальных членов и представителей коллективных членов Общества психологов СССР. Тезисы должны содержать новую информацию: идеи, факты, методики и т. д.

Требования к оформлению тезисов: печатать на листах белой бумаги размером 210X297, размер рамки 170X240, на листе — 38 строк, в строке — 60—62 знака; первую строчку печатать без спуска, фамилию автора — перед названием тезисов, посередине, инициалы пишутся перед фамилией, без указания дополнительных сведений об авторе; если авторов несколько, фамилии пишутся в строчку; название писать большими буквами, между фамилией и названием — два интервала, между названием и текстом — пропуск в три интервала; страница должна быть полной, материалы отредактированы, тщательно выверены, вычитаны, грамматические ошибки абсолютно исключены.

Автор несет полную ответственность за публикуемый материал.

Тезисы доклада в трех экземплярах на одной машинописной странице через 1,5 интервала должны соответствовать требованиям для печатания на ротапринте.

Оргкомитет оставляет за собой право не печатать тезисы в случае их несоответствия предложенной тематике съезда и требованиям к оформлению.

Вместе с тезисами необходимо выслать два экземпляра акта экспертизы, справку об авторе с указанием ф. и. о., места работы, должности, ученой степени и звания, адреса, телефона, направления работы съезда (пометить карандашом в правом верхнем углу тезисов римской цифрой № направления), вида демонстрационных материалов. К тезисам следует обязательно приложить справку о членстве в Обществе, или они должны быть посланы через отделение Общества.

Тезисы высылать не позднее 10 сентября 1987 г. по адресу: 129366, Москва, ул. Ярославская, 13. Оргкомитету съезда. Тел. для справок 282-45-03, 282-72-12, 283-07-21.

 

Оргкомитет съезда