174
УЧЕБНИК ПО ПСИХОЛОГИИ
РАЗВИТИЯ
Oerter
R., Montada L. (Hgs ) Entwicklungspsychologie. Ein Lehrbuch.
Munchen: Urban & Schwarzenberg, 1982. 918 S.
Более чем через 20 лет психологи ФРГ решили
повторить опыт коллективного создания учебника по психологии развития. В 1959
г. в серии учебников по психологии вышел том «Психология развития»1. После этого в ФРГ2
и Австрии3 вышло несколько учебников по психологии
развития, написанных видными психологами. Интересный учебник «Общая психология
развития» вышел в ГДР4.
В рецензируемом издании
прежде всего бросается в глаза новый и довольно объемный раздел прикладных
проблем психологии развития. Всего в книге пять разделов.
В первом разделе
формулируются представления о предмете и задачах психологии развития, дается краткий
очерк ее истории, производится классификация различных концепций психологии
развития. Авторы выделяют четыре типа концепций: эндодетерминистские,
экзодетерминистские, конструктивистские (к ним они
относят, например, концепцию Пиаже) и интерактивистские
(сюда они отнесли, в частности, концепцию развития психики, разрабатываемую
советскими психологами). В этом же разделе дается общее описание некоторых
«старых тем» психологии развития, например «развитие как взаимодействие среды и
организма», «созревание или социализация», «континуарносгь
или дисконтинуарность развития» и др. Однако здесь же
намечаются и новые темы для разработок: «психическое развитие с точки зрения
концепции целостного жизненного пути», «критические события жизни и их
преодоление как детерминанты развития» и др. Более подробно эти темы
обсуждаются в главах следующих разделов книги.
Во втором разделе
психическое развитие рассматривается сквозь призму последовательных периодов
человеческой жизни. Отдельные главы посвящены младенчеству, детству, юности,
взрослости и старости. Как указывают авторы, цель этого раздела — показать
«взаимосвязи различных находящихся в развитии психических функций, специфику
возрастных феноменов и проблем, а также специфику отношений между индивидом и
его средой в каждом возрасте» (с. V).
В третьем разделе авторы,
отдавая дань функциональному расчленению психики человека, описывают основные
факты и теории онтогенетического развития умственных операций, языка и речи,
памяти, мотивационных процессов, процессов управления действием, моральных
суждений и навыков.
Прикладные проблемы
психологии развития обсуждаются в четвертом разделе Авторы подчеркивают, что
«перспективы приложения психологии развития отражаются на структуре и
собственно исследовательских интересах этой области психологии как науки» (с. VI).
Отдельные главы этого раздела посвящены способам формирования психических
функций у детей в возрасте от 0 до 3 лет (компенсаторные программы и пр.),
проблемам дошкольного воспитания, проблемам взаимоотношений родителей и детей в
подростковом и юношеском возрастах, критическим событиям жизни как точкам
приложения практической психологии развития к проблемам людей зрелого и
старческого возраста.
В этот же раздел авторы
поместили специальную главу, в которой формулируются и разъясняются основные
требования к современным исследованиям и разработкам в психологии развития. Эти
требования можно резюмировать так: 1) в психологии развития в настоящее время
необходимы знания об изменениях, а не о различиях между стадиями развития; 2)
нужна дифференциальная психология развития, которая бы прослеживала процесс
развития не на основе усредненных данных по большим группам испытуемых, а
разрабатывала бы средства и приемы изучения специфики развития каждого
отдельного индивида; 3) нужны знания условий и источников развития, полученные
в формирующих, а не только в описательных исследованиях; 4) современная
психология развития должна строиться с учетом экологической валидности
ее данных; 5) ретроспективная ориентация психологии развития должна смениться
на перспективную; 6) исследования по психологии развития должны решительно
отказаться от схем, ограничивающихся обсуждением влияния «отдельных единичных
переменных» на развитие, в пользу «мультифакторных исследований».
Последний раздел книги
содержит краткий очерк исследовательских методов психологии развития.
Заканчивается книга обширным
списком литературы и предметным указателем.
В новом учебнике авторам
удалось равномерно и достаточно глубоко представить
175
практически все отрасли современной психологии
развития, многие ее проблемы и точки роста. Примечателен акцент, который сделан
в книге по сравнению с имеющимися учебниками, на расширение возрастной
проблематики за счет включения в анализ зрелого и старческого возраста, на
прикладных проблемах психологии развития и на ее методическом арсенале. Особо
хочется отметить высказываемое в книге требование смелее переходить от
описательных исследований закономерностей психического развития к формирующим.
По сути дела, это требование является повторением мысли Л.С. Выготского: «Нас должен интересовать... не готовый
результат, не итог, или продукт, развития, а самый процесс возникновения или
установления высшей формы...» (Выготский
Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М., 1983. С. 100). Как показывает история
психологии развития, чтобы зафиксировать процесс развития в его внешнем,
«феноменологическом» виде, годятся и описательные, срезовые
методы в их простых (поперечные и продольные срезы) или усложненных (системный
подход) формах. Но каузально-динамический механизм психического развития может
быть раскрыт только в формирующих исследованиях. К признанию этого подходят и
многие ученые в ФРГ.
Рецензируемый учебник —
заметное явление среди современной психологической литературы.
А.Г. Лидерс
Москва
1 Thomae H. (Hg.). Handbuch der Psychologie. Bd. 3.
Entwicklungspsychologie. Göttingen: Hogrefe, 1959. 900 S.
2 Oerter R. Moderne Entwicklungspsychologie. Donau: Auer, 1967.
552 S.; Trautner H. Lehrbuch der Entwicklungspsychologie. Bd. 1. Göttingen:
Hogrefe, 1978. 558 S.
3 Schenk-Danzinger L. Entwicklungspsychologie. 6.
Aufl., Wien: Ost Bundesverlag, 1972. 360 S.
4 Schmidt H. -D. Allgemeine Entwicklungspsychologie.