Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

174

 

УЧЕБНИК ПО ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ

 

Oerter R., Montada L. (Hgs ) Entwicklungspsychologie. Ein Lehrbuch. Munchen: Urban & Schwarzenberg, 1982. 918 S.

 

Более чем через 20 лет психологи ФРГ решили повторить опыт коллективного создания учебника по психологии развития. В 1959 г. в серии учебников по психологии вышел том «Психология развития»1. После этого в ФРГ2 и Австрии3 вышло несколько учебников по психологии развития, написанных видными психологами. Интересный учебник «Общая психология развития» вышел в ГДР4.

В рецензируемом издании прежде всего бросается в глаза новый и довольно объемный раздел прикладных проблем психологии развития. Всего в книге пять разделов.

В первом разделе формулируются представления о предмете и задачах психологии развития, дается краткий очерк ее истории, производится классификация различных концепций психологии развития. Авторы выделяют четыре типа концепций: эндодетерминистские, экзодетерминистские, конструктивистские (к ним они относят, например, концепцию Пиаже) и интерактивистские (сюда они отнесли, в частности, концепцию развития психики, разрабатываемую советскими психологами). В этом же разделе дается общее описание некоторых «старых тем» психологии развития, например «развитие как взаимодействие среды и организма», «созревание или социализация», «континуарносгь или дисконтинуарность развития» и др. Однако здесь же намечаются и новые темы для разработок: «психическое развитие с точки зрения концепции целостного жизненного пути», «критические события жизни и их преодоление как детерминанты развития» и др. Более подробно эти темы обсуждаются в главах следующих разделов книги.

Во втором разделе психическое развитие рассматривается сквозь призму последовательных периодов человеческой жизни. Отдельные главы посвящены младенчеству, детству, юности, взрослости и старости. Как указывают авторы, цель этого раздела — показать «взаимосвязи различных находящихся в развитии психических функций, специфику возрастных феноменов и проблем, а также специфику отношений между индивидом и его средой в каждом возрасте» (с. V).

В третьем разделе авторы, отдавая дань функциональному расчленению психики человека, описывают основные факты и теории онтогенетического развития умственных операций, языка и речи, памяти, мотивационных процессов, процессов управления действием, моральных суждений и навыков.

Прикладные проблемы психологии развития обсуждаются в четвертом разделе Авторы подчеркивают, что «перспективы приложения психологии развития отражаются на структуре и собственно исследовательских интересах этой области психологии как науки» (с. VI). Отдельные главы этого раздела посвящены способам формирования психических функций у детей в возрасте от 0 до 3 лет (компенсаторные программы и пр.), проблемам дошкольного воспитания, проблемам взаимоотношений родителей и детей в подростковом и юношеском возрастах, критическим событиям жизни как точкам приложения практической психологии развития к проблемам людей зрелого и старческого возраста.

В этот же раздел авторы поместили специальную главу, в которой формулируются и разъясняются основные требования к современным исследованиям и разработкам в психологии развития. Эти требования можно резюмировать так: 1) в психологии развития в настоящее время необходимы знания об изменениях, а не о различиях между стадиями развития; 2) нужна дифференциальная психология развития, которая бы прослеживала процесс развития не на основе усредненных данных по большим группам испытуемых, а разрабатывала бы средства и приемы изучения специфики развития каждого отдельного индивида; 3) нужны знания условий и источников развития, полученные в формирующих, а не только в описательных исследованиях; 4) современная психология развития должна строиться с учетом экологической валидности ее данных; 5) ретроспективная ориентация психологии развития должна смениться на перспективную; 6) исследования по психологии развития должны решительно отказаться от схем, ограничивающихся обсуждением влияния «отдельных единичных переменных» на развитие, в пользу «мультифакторных исследований».

Последний раздел книги содержит краткий очерк исследовательских методов психологии развития.

Заканчивается книга обширным списком литературы и предметным указателем.

В новом учебнике авторам удалось равномерно и достаточно глубоко представить

 

175

 

практически все отрасли современной психологии развития, многие ее проблемы и точки роста. Примечателен акцент, который сделан в книге по сравнению с имеющимися учебниками, на расширение возрастной проблематики за счет включения в анализ зрелого и старческого возраста, на прикладных проблемах психологии развития и на ее методическом арсенале. Особо хочется отметить высказываемое в книге требование смелее переходить от описательных исследований закономерностей психического развития к формирующим. По сути дела, это требование является повторением мысли Л.С. Выготского: «Нас должен интересовать... не готовый результат, не итог, или продукт, развития, а самый процесс возникновения или установления высшей формы...» (Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М., 1983. С. 100). Как показывает история психологии развития, чтобы зафиксировать процесс развития в его внешнем, «феноменологическом» виде, годятся и описательные, срезовые методы в их простых (поперечные и продольные срезы) или усложненных (системный подход) формах. Но каузально-динамический механизм психического развития может быть раскрыт только в формирующих исследованиях. К признанию этого подходят и многие ученые в ФРГ.

Рецензируемый учебник — заметное явление среди современной психологической литературы.

 

А.Г. Лидерс

Москва



1 Thomae H. (Hg.). Handbuch der Psychologie. Bd. 3. Entwicklungspsychologie. Göttingen: Hogrefe, 1959. 900 S.

2 Oerter R. Moderne Entwicklungspsychologie. Donau: Auer, 1967. 552 S.; Trautner H. Lehrbuch der Entwicklungspsychologie. Bd. 1. Göttingen: Hogrefe, 1978. 558 S.

3 Schenk-Danzinger L. Entwicklungspsychologie. 6. Aufl., Wien: Ost Bundesverlag, 1972. 360 S.

4 Schmidt H. -D. Allgemeine Entwicklungspsychologie. Berlin: DVdW, 1969. 485 S.