Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

173

 

ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОДИАГНОСТИКА ИНТЕЛЛЕКТА

 

Пирьов Г. Психология и психодиагностика на интелигентността. София: Наука и изкуство, 1985. 270 с.

 

Книга известного болгарского психолога Генчо Пирьова посвящена разработке актуальных аспектов психологии интеллекта, определению, разграничению этого понятия от смежных, анализу видов интеллекта, структуры и факторов его развития.

Интеллект определяют по-разному. Однако есть общие положения, которые характеризуют своеобразие этого понятия: ориентировка в новых ситуациях, активность мыслительных (и, более широко, познавательных) процессов, а также способность осуществлять целенаправленную и устойчивую деятельность.

Имеются существенные различия в подходах к вопросу о генезисе и развитии интеллекта. Раскрывая различие между двумя основными подходами в изучении человека — идеалистическим и диалектико-материалистическим,— автор отмечает, что многие психологи западных стран признают роль социальной и культурной среды в процессе формирования и развития психики вообще и интеллектуальной сферы в частности. Таким образом, все большее преодоление не только некоторых ошибочных теоретических концепций, но и неправильных выводов о наследственной малоценности некоторых наций, рас, классов должно привести к отказу от применения методов психодиагностики и полученных результатов в целях обоснования социально реакционных концепций развития общества и организации соответствующей практики.

Необходимо продолжать все направления исследования интеллекта, в которых уже имеются положительные достижения в мировой литературе и практике. В частности, требуется более глубокое теоретическое изучение проблемы психологии интеллекта, изучение его сложной природы и его конкретных аспектов, которые являются объектами измерения. Это обеспечит прочную научную базу для более эффективного решения проблемы самого измерения и более рационального использования его результатов.

Необходимо дальнейшее изучение условий формирования и развития интеллекта человека, в частности роли социальной и культурной среды, а также воспитательных факторов в развитии интеллекта. Это потребует тесного взаимодействия психологов, социологов и педагогов.

В решении задач психодиагностики важное значение имеет активное международное сотрудничество. Эти задачи рассматриваются на международных психологических конгрессах, симпозиумах и совещаниях. Отдельные задачи, стоящие перед психологами социалистических стран, обсуждались на некоторых специальных совещаниях; с целью проведения совместных исследований и обмена опытом создана и координационная комиссия этих стран. Центр этой комиссии находится в Братиславе (ЧССР), где уже несколько лет функционирует и производственное звено психологической и дидактической диагностики. Кроме периодически выпускаемых бюллетеней был издан отдельный сборник «Психодиагностика социалистических стран», в котором представлено развитие, сегодняшнее состояние и перспективы работы по актуальным проблемам психодиагностики этих стран.

 

В.В. Рубцов

Москва