173
ПСИХОЛОГИЯ И
ПСИХОДИАГНОСТИКА ИНТЕЛЛЕКТА
Пирьов Г. Психология и
психодиагностика на интелигентността. София: Наука и изкуство, 1985. 270 с.
Книга известного болгарского психолога Генчо Пирьова посвящена
разработке актуальных аспектов психологии интеллекта, определению,
разграничению этого понятия от смежных, анализу видов интеллекта, структуры и
факторов его развития.
Интеллект определяют
по-разному. Однако есть общие положения, которые характеризуют своеобразие
этого понятия: ориентировка в новых ситуациях, активность мыслительных (и,
более широко, познавательных) процессов, а также способность осуществлять
целенаправленную и устойчивую деятельность.
Имеются существенные
различия в подходах к вопросу о генезисе и развитии интеллекта. Раскрывая
различие между двумя основными подходами в изучении человека — идеалистическим
и диалектико-материалистическим,— автор отмечает, что многие психологи западных
стран признают роль социальной и культурной среды в процессе формирования и
развития психики вообще и интеллектуальной сферы в частности. Таким образом, все большее преодоление не только некоторых
ошибочных теоретических концепций, но и неправильных выводов о наследственной малоценности некоторых наций, рас, классов должно привести
к отказу от применения методов психодиагностики и полученных результатов в
целях обоснования социально реакционных концепций развития общества и
организации соответствующей практики.
Необходимо продолжать все
направления исследования интеллекта, в которых уже имеются положительные
достижения в мировой литературе и практике. В частности, требуется более
глубокое теоретическое изучение проблемы психологии интеллекта, изучение его
сложной природы и его конкретных аспектов, которые являются объектами
измерения. Это обеспечит прочную научную базу для более эффективного решения
проблемы самого измерения и более рационального использования его результатов.
Необходимо дальнейшее
изучение условий формирования и развития интеллекта человека, в частности роли
социальной и культурной среды, а также воспитательных факторов в развитии
интеллекта. Это потребует тесного взаимодействия психологов, социологов и
педагогов.
В решении задач
психодиагностики важное значение имеет активное
международное сотрудничество. Эти задачи рассматриваются на международных
психологических конгрессах, симпозиумах и совещаниях. Отдельные задачи, стоящие
перед психологами социалистических стран, обсуждались на некоторых специальных
совещаниях; с целью проведения совместных исследований и обмена опытом создана
и координационная комиссия этих стран. Центр этой комиссии находится в
Братиславе (ЧССР), где уже несколько лет функционирует и производственное звено
психологической и дидактической диагностики. Кроме периодически выпускаемых
бюллетеней был издан отдельный сборник «Психодиагностика социалистических
стран», в котором представлено развитие, сегодняшнее состояние и перспективы
работы по актуальным проблемам психодиагностики этих стран.
В.В. Рубцов
Москва