Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

172

 

ВНИМАНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ

 

Bouma H., Bouwhuis D. G. (eds). Attention and performance. X. Hillsdale: Lawrence Erlbaum Associates, 1984. xxvi + 582 p.

 

Психологи, входящие в исполнительный совет Международного научного общества «Внимание и исполнение», продолжают регулярно выпускать авторитетные и широко цитируемые тома под одноименным названием (см. рецензии на них: Вопр. психол. 1976. № 3. С. 163—166; 1976. № 5. С. 159— 161; 1981. № 3. С. 167—168; 1984. № 2. С. 158—159). Рецензируемый том, десятый по счету, содержит материалы десятого международного симпозиума, проведенного по теме «Контроль языковых процессов». Название сборника является весьма условным: авторы 32 статей в большинстве случаев говорят о своих любимых научных предметах.

Как обычно, в большей части статей излагаются конкретные результаты экспериментальных исследований или же (в семи статьях) даются обзоры работ определенного экспериментального направления. Исключение составляют две статьи, значимость которых весьма высока: вводная статья А. Сандерса, по существу основателя научного движения, которое привело к образованию общества «Внимание и исполнение», и лекции М. Познера на тему «Компоненты зрительного ориентирования».

В юбилейной статье А. Сандерса «Десять симпозиумов внимания и исполнения: некоторые темы и направления» чувствуются серьезные нотки разочарования тем, что в докладах симпозиума утрачены согласованность проблематики, направленность на одни и те же фундаментальные вопросы и в значительной мере свежесть идей. Оптимистические ожидания сближения разных моделей внимания и исполнительской деятельности не сбылись. Правда, невзирая на все это, возрос профессиональный уровень работ (докладов). Сложившуюся ситуацию А. Сандерс объясняет, во-первых, дискредитацией «маленьких простых парадигм» (например, психологического рефрактерного периода, традиционных тестов реакции выбора, кратковременной памяти и др.), не способных объяснить относительно более экологически валидные навыки чтения, письма, речи, управления кораблями, автомобилями, движением летательных аппаратов; во-вторых, заменой интереса к исследованию общей управляющей функции внимания интересом к исследованию самого объекта управления (т.е. навыков как таковых); в-третьих, появлением прикладных заказов моделирования более сложной деятельности (например, при общении с ЭВМ). Чтобы решить дилемму точных, но далеких от жизни «маленьких простых парадигм» и жизненных, но прогностически слабых — как с практической, так и с экспериментальной точки зрения — «сложных» парадигм, А. Сандерс предлагает одновременно использовать эти две альтернативные экспериментальные стратегии применительно к одной и той же проблеме. Совпадение результатов разных подходов должно указать на перспективные модели. Но главное, по мнению А. Сандерса,— это сохранение внимания в качестве основной, метауровневой проблемы.

В статье М. Познера приводятся результаты обширного исследования фасилитативных и тормозных компонентов зрительного пространственного внимания, обсуждаются их нейронные корреляты.

Большинство остальных статей трудно стыкуются как с идеями А. Сандерса, так и с тематикой доклада М. Познера. Эти статьи разделены между следующими разделами сборника: «Моторный контроль и переработка языковой информации»; «Слуховое и зрительное распознавание слов»; «Перцептивная память и рабочая память»; «Возрастное развитие речи». Как видно, рецензируемый сборник представляет наибольший интерес для тех специалистов, которые занимаются проблемами обучения.

Среди работ, имеющих прикладное значение, можно выделить исследования Ларошеля (рабочие движения опытной машинистки), Карда (зрительный поиск компьютерных меню-команд), Кэмпбелл и Додд (зрительное восприятие речи), Вагенаара и др. (сравнительная эффективность памяти при моно- и бисенсорном предъявлении), Борнстейна и Ради (влияние поведения матери на обучение младенцев речи), Крейка и Рабиновича (возрастные различия усвоения и использования вербальной информации). С точки зрения теории важными представляются обзоры Шаффера (моторное программирование языковых действий) и Рейнера (избирательность зрительного восприятия при чтении, рассматривании картин и зрительном поиске), очень интересная статья Маркуса (компьютерное моделирование распознавания речи), обзоры Колтхарта (сенсорная память), Мьюхорта и др. (экспериментальное доказательство существования двух раздельных буферных блоков сенсорной памяти), Коуин и Фолкнер (природа возрастных различий памяти на текст) и, наконец, поучительная и доказательная статья Рэбита о необходимости экспериментального расчленения

 

173

 

механизмов переработки информации, подверженных и не подверженных влияниям со стороны фактора (зрелого) возраста.

Из всех десяти сборников «Внимания и исполнения» данный том меньше других связан с проблемами внимания, и одновременно он является самым разрозненным в теоретическом отношении. Высокий профессиональный уровень всех статей, очень качественное оформление, традиционная групповая фотография, приведенный остроумный гимн ассоциации и другие приятные мелочи не могут изменить впечатления от книги как от большого, роскошного и гипертрофированного тома научного журнала по экспериментальной психологии.

 

Т.К. Бахман

Тарту