168
КОРОТКО О КНИГАХ
КНИГА О ПЕРЕЖИВАНИИ ГОРЯ
Tatelbaum J. The courage to grief: Creative living, recovery and growth through
grief N.Y.: Lippincott & Crowell, 1980. XII + 177 p.
Книга Джуди Тэйтелбаум
рассчитана на широкий круг читателей. Замысел автора в том, чтобы помочь
читателю пережить почти неизбежное в жизни каждого горе с большим мужеством и
без грубых психологических ошибок.
Книга состоит из четырех
частей и двух приложений. Первая часть начинается с раздела, в котором кратко
сформулированы все основные мысли монографии: 1) горе — комплексный феномен,
охватывающий эмоциональную и соматическую сферы, а также сферу повседневной
деятельности и общения, где горе создает трудности адаптации, изоляцию, утрату
работоспособности и т.д.; 2) пережить горе — значит не только испытать
соответствующие эмоции, но и преодолеть их; 3) чтобы пережить горе, необходимо
прочувствовать, выразить и принять все эмоции, которые оно вызывает; 4) хотя
горе болезненно, это нормальное и неизбежное жизненное переживание. Горе
преодолимо, более того, оно дает возможность личностного роста.
Во второй
части книги горе рассматривается как процесс, состоящий из нескольких фаз: 1)
шок; «Не верю!» — первая реакция на весть о смерти; 2) «страдание и
дезорганизация»; в этой наиболее болезненной фазе сознание и чувства поглощены
переработкой воспоминаний об умершем, испытываются подавленность, чувства
одиночества и вины; возможны головокружения, головные боли, утомляемость,
нарушения сна и сексуальной функции; 3) «остаточные толчки и реорганизация»;
эта фаза наступает через несколько месяцев, когда жизнь постепенно входит в
свою колею, мысли об умершем перестают быть главным, на чем сосредоточено
сознание.
Таково «здоровое» горе. Специальный отдел книги отведен описанию форм, причин и симптомов
сдерживаемого горя, прежде всего так называемого отсутствующего горя, сходного
с ним «отрицания» горя (порождаемого неправильным представлением о мужестве,
будто бы состоящем в сдерживании боли и внешних проявлений страдания), наконец,
«отсроченного» горя (которое характеризуется откладыванием переживания утраты
на какое-то время, чаще всего в силу необходимости опекать в этот период
другого, беспомощного человека. Не менее болезненна противоположная
сдерживанию форма — «хроническое» горе. Его причины могут
быть разными: это и ошибочное представление, будто бы особо длительная скорбь
показывает силу нашей любви к умершему, и страх перед новой жизнью, которая
кажется тяжелее и опаснее, чем уже ставшее привычным горе, и чувство вины.
Этот раздел книги, пожалуй, наиболее интересен для психотерапевта и
клинического психолога.
Обращаясь к вопросу о
переживании горя детьми, Дж. Тэйтелбаум высказывает
мнение, что взрослые должны разделить горе с ребенком, ибо он все равно узнает правду и будет страдать в изоляции. Помощь ребенку в
переживании горя состоит не в том, чтобы скрыть от него реальность, отослав его
на время из дому или придумав легенду об отъезде умершего, а в том, чтобы
рассказать ему правду, предоставив ему возможность (но
не заставляя) участвовать во всех принятых ритуалах и принимая все
эмоциональные и поведенческие проявления горя ребенка. Вкратце описываются фазы
детского горя и зависимость переживания горя от возраста.
Третья часть книги,
посвященная процессу восстановления, начинается с обсуждения помощи другим в
горе. К условиям восстановления автор относит, в частности, наличие некоторых
черт характера: терпения, стойкости, мужества, чувства юмора и др. Предлагаются
приемы самовнушения, направленные на усиление в себе этих черт.
В четвертой части книги
описывается заключительный акт переживания горя — его завершение. Приводится
ряд клинических примеров. После завершения человек чувствует себя свободным,
ожившим, энергичным, он становится способен помнить и любить умершего без боли
и скорби.
Если не считать двух
приложений: а) Билля о правах умирающего и б) практических советов относительно
дел и распоряжений, которые требуется сделать сразу после смерти близкого,—
книга завершается, так сказать, профилактическим разделом. Смысл описываемых
здесь психологических упражнений состоит в принятии смерти вообще и в частности
смерти нас самих и наших близких как жизненной реальности. В этой части книги
можно найти ряд приемов, которые с успехом могут быть использованы в
психотерапевтической работе, причем не только
169
для коррекции отклонений, вызванных неудачным
переживанием горя.
Книга написана живо,
искренне, с большой эмоциональной включенностью автора. Если бы этот труд был
академическим по своим целям, он заслужил бы упрек за избыток повторов и
недостаток новизны. Но Дж. Тэйтелбаум не претендует
ни на какие теоретические и методические откровения. Для профессионального
психолога рецензируемая книга интересна как типичный образец определенного ряда
работ, которые являются не праздной популяризацией психологических знаний, а
своего рода информационным дополнением к системе психологических служб.
Ф.Е. Василюк
Симферополь