Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

108

 

ТЕМАТИЧЕСКИЕ СООБЩЕНИЯ И ПУБЛИКАЦИИ

 

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

С.Я. БАТЫШЕВ

 

Расширение профиля профессиональной подготовки рабочих кадров — это объективная тенденция развития современного общества, и ее необходимо учитывать в практической работе по совершенствованию квалификации рабочих кадров.

В числе основных требований к рабочим кадрам — владение профессиональным мастерством и мобильность, т.е. способность быстро осваивать технические новшества и новые виды техники. Развитие такой способности зависит от уровня общего и политехнического образования работника, от его специальной подготовки.

По данным социологов и экономистов, в настоящее время примерно для рабочих по 90 % специальностей в черной металлургии и по 80 % специальностей в машиностроении необходимы общее образование в объеме средней школы и профессиональная подготовка на уровне средних профтехучилищ.

На предшествующих этапах своего развития профессиональная школа решала различные задачи. Неизменным оставался принцип связи профессиональной подготовки с задачами коммунистического строительства в зависимости от потребностей общества и развития техники.

В соответствии с реформой школы различные типы профессионально-технических училищ в 1984 г. реорганизованы в единый тип учебного заведения —«среднее профессионально-техническое училище» — с соответствующими отделениями по профессиям, формам и срокам обучения в зависимости от уровня образования поступающих. Осуществляется подготовка не только рабочих высокой квалификации, но и подсобных рабочих. В средних профтехучилищах созданы отделения со сроком обучения 1—2 года для подготовки рабочих по несложным профессиям, вечерние отделения для повышения квалификации. Предусматривается уже в ближайшие годы примерно вдвое увеличить прием учащихся из выпускников неполной средней школы, расширить подготовку рабочих по новым профессиям, передать в систему профтехобразования все профтехучилища, находящиеся в ведении различных министерств.

В течение одной-двух пятилеток всеобщее среднее образование молодежи дополнится всеобщим профессиональным образованием.

В среднем профтехучилище обеспечивается органическое соединение в одном учебном заведении профессиональной подготовки и общего среднего образования. Овладение профессией и основами наук составляет единый учебно-воспитательный процесс: общеобразовательные предметы служат базой для изучения общетехнических и специальных предметов, а последние дополняют и углубляют их, учащиеся применяют полученные знания на практике. Рабочие, окончившие средние профтехучилища, трудятся на 5—6 % производительнее тех, кто приобрел профессию непосредственно на производстве. Молодые рабочие, получившие наряду с

 

109

 

профессией и среднее образование, почти в три раза быстрее повышают квалификацию, активнее участвуют в техническом и организационном совершенствовании производства; у них формируется любовь к профессии, они лучше закрепляются на производстве.

В последние годы увеличивается число средних профтехучилищ, в которых созданы необходимые условия по овладению современными рабочими профессиями. Выросли высококвалифицированные кадры преподавателей и мастеров производственного обучения. Вместе с тем в их деятельности имеются упущения и нерешенные вопросы. Медленно решаются вопросы подготовки рабочих из числа окончивших среднюю образовательную школу; большое число учащихся готовятся по узкопрофильным специальностям; недостаточна взаимосвязь общеобразовательной подготовки с профессиональной. Учебные планы и программы не в полной мере отражают научно-технические достижения и требуемый уровень современного производства. Некоторые предметы перегружены устаревшими и второстепенными материалами, не обеспечивается единство обучения и воспитания, низок уровень преподавания общественных дисциплин.

Серьезным недостатком является слабое использование опыта новаторов производства. Поэтому выпускники профтехучилищ долгое время приспосабливаются к новым условиям труда на предприятиях, работают с низкой производительностью. Сущность необходимых изменений состоит в том, чтобы в каждом профтехучилище разрабатывался годовой план работы по изучению и обобщению передовых методов труда как составная часть перспективного плана по совершенствованию учебно-воспитательного процесса среднего профтехучилища.

Внедрение научной организации учебно-воспитательного процесса (НОУВП) в средних профтехучилищах предполагает выявление и использование наиболее эффективных форм и методов организации учебного процесса. Практическая работа в этой области должна осуществляться в соответствии с разработанными научными рекомендациями. В передовых профтехучилищах накоплен значительный опыт в деле научной организации учебно-воспитательного процесса, в частности комплексного применения технических средств обучения: тренажеров, электрифицированных и динамических плакатов, инструкционно-технологических карт, программированных устройств, ЭВМ, действующих моделей, телевидения, учебного кино, звукозаписи и др. Специфические особенности организации учебно-воспитательного процесса в училищах заключаются прежде всего в том, что на основе прогнозирования создается новая система учебной работы, модель нового типа учебного процесса. Это постепенный переход от словесного объяснения к плоскостному плакату — макету — действующей модели — динамическому плакату — электрифицированному плакату — диафильму — действующему станку и проверке знаний с применением программированных контролирующих устройств. Следует и далее разрабатывать перспективные модели учебно-воспитательного процесса.

Формируются принципы по разработке личностной модели рабочего высокой квалификации. Это — целеустремленность в будущее; учет текущих и перспективных социальных потребностей рабочего; учет социального опыта учащихся, активности; воспитание в деятельности. При этом учитывается многофакторность воспитательных воздействий, предполагающая выяснение особенностей региона: специфики состава учащихся и преподавателей, их условий жизни и учебы; характера учебно-воспитательного процесса; взаимодействия СПТУ с базовым предприятием и т.д. Сопоставляя модель рабочего высокой квалификации с фактически сложившейся моделью, можно определить масштабы и содержание профессионального обучения и воспитания работающей молодежи. Для создания личностной модели передового рабочего необходимо изучить личностные качества рабочих, способности, черты характера, особенности развития разных форм мышления, объем знаний, навыков

 

110

 

и умений и др. Основой такой модели является: психологическое изучение труда передовых рабочих и новаторов производства; выяснение структуры их познавательной, общественно-политической и профессиональной деятельности, ее внутреннего строения и опосредовании; определение объема знаний, навыков и умений, которые они применяют в своей работе; установление условий, в которых всесторонне развивалась данная личность, проявлялись ее способности, воспитывались профессионально важные личностные качества, являющиеся ядром полноценной подготовки молодой смены рабочего класса; определение степени выраженности профессионально важных психофизиологических и социально-психологических качеств личности на основании данных педагогических наблюдений, анамнеза, педагогического эксперимента.

Необходимо выявить индивидуальные профессиональные особенности личности учащихся СПТУ и проследить их развитие; сделать выводы о профориентации учащихся и подборе профессий, соответствующих их способностям; осуществить дифференцированный подход в воспитании всесторонне развитой личности; произвести подбор учащихся с целью комплектования ученических производственных бригад с учетом их психологической совместимости.

Такие социально-психологические качества, как чувство коллективизма, взаимопомощь, дисциплинированность, требовательность к себе и другим, превращаются в обязательное условие формирования профессиональных способностей рабочих и служат показателем квалификационного уровня.

Реформой школы предусматривается установление единых требований к содержанию профессионального образования для получения рабочей профессии: будь то школа, среднее профтехучилище, среднее специальное учебное заведение, институт или предприятие.

Известно, что в настоящее время главным и определяющим фактором в квалификационной структуре рабочих является тарифный разряд. Он служит мерилом в оплате труда рабочих с точки зрения его сложности. Изучение этого вопроса на предприятиях машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности выявляет, однако, ряд недостатков этого фактора.

А между тем уже давно назрела необходимость распределить знания, умения и навыки по уровням квалификации (начальная ступень, средняя, высшая), которые были бы едиными и полными для каждой профессии независимо от того, где рабочие получили профессионально-техническую подготовку — в училище, школе, техникуме или на производстве. В связи с этим возникают задачи: усовершенствовать учебный план, его структуру и выяснить целесообразность изучения установленного набора учебных предметов, их распределение по курсам, время на их изучение; определить содержание учебных предметов, их влияние на формирование профессионального мастерства.

Весь процесс обучения рабочих высокой квалификации расчленяется на две стадии: основную и специальную. На основной стадии обучения, занимающей по объему около 85 % всего учебного времени (в зависимости от изучаемых профессий), закладывается фундамент обучения, проводится широкая профессионально-политехническая подготовка. Здесь учащиеся приобретают наиболее типичные знания, навыки и умения, характерные для всех отраслей промышленности. Эта часть программы может оставаться постоянной 10—15 лет и должна разрабатываться централизованно и применяться во всех средних профтехучилищах как обязательная при изучении определенных групп профессий. На специальной стадии обучения учащиеся на базе общепрофессиональной политехнической подготовки приобретают знания, навыки и умения применительно к изучению конкретной специальности и выполнению конкретных видов работ. Здесь уже в центре внимания стоят расчеты материалов, режима и ритма работы, мощности и производительности технических средств, с которыми учащиеся встречаются в своей практической деятельности.

 

111

 

Эта часть программы занимает по объему около 15 % всего учебного времени, подвержена более быстрому изменению под воздействием научно-технического прогресса (3— 5 лет), поэтому она должна разрабатываться на местах органами профтехобразования применительно к условиям данного производства, где учащиеся проходят производственную практику и потом будут работать после окончания среднего профтехучилища.

Проблема обучения рабочих высокой квалификации должна рассматриваться вместе с проблемой взаимосвязи общеобразовательных предметов с профессиональной подготовкой учащихся. Это самое слабое место в работе учебных заведений. Педагоги, как правило, не знают основных идей, содержащихся в родственных предметах, при изложении смежных вопросов мало интересуются содержанием других предметов; слабо знают программы и сроки изучения смежного учебного материала. Это свидетельствует о том, что общеобразовательная и профессионально-техническая подготовка не представляют собой еще единого взаимосвязанного процесса. В таких условиях работа каждого педагога не является частью единого процесса обучения, каждый из них работает сам по себе. Для преодоления этих недостатков необходимо, чтобы педагоги знали основные направления взаимосвязи общеобразовательной и профессионально-технической подготовки, разработанные в профессиональной педагогике, особенности обучения и воспитания учащихся по профессиям, умели решать задачи на базе взаимосвязанных предметов. В этом мы видим дальнейшее развитие политехнического образования.

Для преподавателей общетехнических и специальных предметов необходимо предусматривать создание учебных комплексов, состоящих из учебной программы, учебников, методики, дидактических средств для учащихся, перечня ТСО и перечня оборудования по оснащению учебного кабинета. Учебники должны не только давать знания в готовом виде, но и нацеливать учащихся на творческую поисковую активность. Преподаватель же, пользуясь ими, должен совершенно ясно представлять себе весь ход учебного процесса. Верный критерий оценки учебников — хорошие результаты при работе с ними среднего преподавателя.

Реформой предусматривается возможность осуществления производственного обучения и производственной практики учащихся средних профтехучилищ на предприятиях в составе лучших бригад и звеньев под руководством передовиков и новаторов производства, ветеранов труда и опытных наставников. Необходимо перенести в бригады центр тяжести в профессиональной подготовке учащихся, где складывается определенная система внутриколлективных отношений, воспитывающая сознание необходимости подчинять свои интересы коллективу. Особое внимание необходимо уделять организации обучения коллективному труду, формированию чрезвычайно важных для современного производства навыков социального общения, обеспечению опережающего характера воспитательной работы, повышению темпа воспитательной работы, усилению влияния трудовых коллективов на воспитание учащейся молодежи.

Необходимо разработать классификацию профессий с максимальным объединением однородных специальностей, с учетом потребностей механизированного и автоматизированного производства, подготовить методику определения экономической эффективности совмещения профессий.

Важным условием повышения качества учебной работы профтехучилищ является их специализация. В настоящее время сложилось положение, при котором в большинстве профтехучилищ осуществляется подготовка рабочих по 8—10 и даже по 15 разнопрофильным профессиям: от поваров и кондитеров до металлургов и горняков. Отсутствие специализации не дает возможности создать в училище хорошую учебно-материальную базу по принципу: каждой профессии — мастерская, каждому предмету — кабинет. Все это в конечном счете отрицательно сказывается

 

112

 

на качестве обучения учащихся, та как преподаватели общеобразовательных предметов не знают особенностей подготовки рабочих по многочисленным разнородным профессиям, не могут обеспечить их профессиональную направленность, осуществлять межпредметные связи, решать задачи производственного содержания.

В развитии нашего общества наступил такой период, когда формирование научного мировоззрения, овладение основами марксизма-ленинизма, глубокое понимание политики партии, преодоление пережитков прошлого стали жизненной необходимостью. Просто хорошо обучать учащихся профессии мастерству теперь уже недостаточно. Сущность партийности в обучении и воспитании состоит в том, чтобы каждый урок теоретического и производственного обучения был связан с практическим участием в коммунистическом строительстве, раскрывал перед учащимися производственные и жизненные перспективы, воспитывал у них ответственность перед народом за свои трудовые, общественные и личные поступки, идейную убежденность и патриотизм.

Как показывает изучение опыта работы профтехучилищ, некоторые инженерно-педагогические работники не могут связать обучение и воспитание в целостный динамический процесс: они или не вычленяют воспитательные задачи обучения, а следовательно, не реализуют их, или не перебрасывают необходимого педагогического «мостика» от воспитания на уроке к воспитанию во внеурочное время.

С нашей точки зрения, в содержании программ обучения в настоящее время слабо представлены вопросы формирования мировоззренческих идей, нравственных категорий (коллективизм, патриотизм, гражданственность, сознательная дисциплина, коммунистическое отношение к труду и т.д.). Необходимо, чтобы мировоззренческие идеи были четко сформулированы по каждой теме урока каждого предмета.

 Действующая программа производственного обучения ориентирует мастеров на обучение учащихся умению работать только индивидуально и на организацию только индивидуального труда, что ведет к принижению социальной стороны производственного обучения. В результате даже труд, основанный на современной технике, оказывается чрезвычайно обедненным в общественном и нравственном отношении.

 Программа не предусматривает формирования очень важных для современного производства навыков социального общения. Программа производственного обучения должна содержать не только учебные, но и воспитательные цели курса.

Виды деятельности должны отражать целеустремленную жизнь коллектива ПТУ. Часть их может быть органически связана с обучением, а другая часть — с жизнедеятельностью коллектива училища, его связями с семьей, предприятием, общественными организациями.

 Для успешной адаптации выпускников СПТУ недостаточно подготовить их к профессиональной деятельности, вооружить их необходимыми навыками и умениями. Нужна еще и их психологическая подготовка к самостоятельной работе, которая учеными рассматривается как важная ступень их социальной и профессиональной зрелости. Это — активизация всех способностей и качеств личности, социального опыта, приобретенных в процессе обучения и индивидуального развития для достижения успеха в определенной сфере труда.

Перед психологами в области профтехобразования возникают задачи, связанные с разработкой проблемы отношения личности к труду, следует провести углубленные исследования психологических особенностей способностей учащихся для целей профессионального отбора и профконсультации; возникает также необходимость в разработке методики изучения и формирования навыков, что позволит рационально и целесообразно управлять некоторыми сторонами сенсомоторики, применяя различные способы обучения и их комбинацию; необходимо разработать методику, которая могла бы быть использована для выявления степени сформированности пространственных представлений;

 

113

 

важнейшей задачей также является изучение индивидуальных способностей учащихся.

В процессе совместной работы в ученических и рабочих бригадах рождаются объединяющие ее членов связи и отношения делового и функционального характера, отношения ответственной зависимости. От их наличия в первую очередь зависит единство коллектива как социальной целостности.

Формирование отношений в коллективе приобретает исключительную важность в условиях современного производства, где все большее распространение получают коллективные формы организации труда, а именно работа комплексных бригад на один наряд.

На июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС была отмечена решающая роль педагога в формировании гражданских качеств молодого поколения, в первую очередь в передаче ему таких знаний, которые должны служить человечеству. Педагог — активный боец идеологического фронта. Лучших преподавателей и мастеров отличает прежде всего теоретический, преобразовательный характер их деятельности.

К сожалению, приходится отмечать, что в существующей системе повышения квалификации инженерно-педагогических кадров преобладают пассивные методы работы: лекции, рассказы, демонстрации и др. Такой просветительский характер обучения немало дает в смысле ознакомления, но он не обеспечивает выработки навыков и умений работы. Нередко педагоги знают, что нужно делать, но не знают, как это делать. Нетрудно рассказать о проблемном обучении, использовании технических средств, активизации работы с учащимися и т.д., но задача состоит в том, чтобы научить все это делать, выработать навыки и умения. Основное внимание следует уделить активным формам работы. Лекции должны сопровождаться показом, демонстрацией, а затем дополняться самостоятельной работой педагогов: составлением тематических планов, решением задач, разработкой дидактических материалов, изучением способов использования технических средств и др. Другая сторона вопроса заключается в том, чтобы преподаватели знали основы техники той отрасли, для которой проводится подготовка квалифицированных рабочих. Сегодня это является совершенно необходимым условием повышения качества обучения. Третьей стороной этого вопроса является организация творческого подхода к своей работе как одной из важнейших форм повышения квалификации преподавателей и мастеров. Вот почему сейчас находит распространение новая форма работы с педагогическими кадрами — школа творческого актива, когда творческий труд преподавателя или мастера организуется как часть творческого труда педагогического коллектива. Задача заключается в том, чтобы педагогический коллектив училища всегда имел тему (задание) творческой работы, а каждый преподаватель разрабатывал и осуществлял соответствующую часть этой темы.

Чтобы обеспечить высокие результаты обучения, следует интенсифицировать научно-техническую модернизацию системы повышения квалификации и разработать такие научные рекомендации, которые на деле способствовали бы повышению уровня учебно-воспитательного процесса. Для этого необходимо: все формы переподготовки и повышения квалификации свести в единую взаимодействующую систему, определив четкое место каждой из них в общей системе; для определения содержания обучения разработать профессиограммы для всех категорий инженерно-педагогических кадров; придать практическую значимость содержанию повышения квалификации (содержание должно моделировать производственную деятельность обучаемого).

Предстоит значительно модернизировать и систему подготовки и повышения квалификации рабочих непосредственно на производстве. В настоящее время сложилось положение, при котором между подготовкой рабочих кадров и повышением квалификации отсутствует преемственная связь. Уровень квалификации одних и тех же профессиональных групп рабочих на предприятиях различен в настоящее время

 

114

 

потому, что обучение осуществляется на основе разных квалификационных требований, систем обучения, учебных планов и программ. Получается, что у нас имеются токари рязанские, киевские, тамбовские и т.д.

Для преодоления такого положения дел необходимо в качестве исходной взять единую профессионально-квалификационную характеристику, обязательную для всех дневных и вечерних профтехучилищ, общеобразовательных школ, учебно-производственных комбинатов, предприятий, которая учитывала бы в большей степени требования учебных программ и те изменения, которые происходят в профессионально-квалификационном составе рабочих. В условиях промышленного предприятия или колхоза процесс формирования высококвалифицированных рабочих можно ускорить, если организовать обучение на научной основе (см. с. 110).

Такой опыт, одобренный недавно в Академии педагогических наук СССР, имеется в ряде отраслей промышленности: авиационной, судостроении, автомобильной и др. При таком подходе к обучению всем работающим на предприятии, особенно при переквалификации, предоставляется возможность получить законченное профессионально-техническое образование в сфере материального производства. В случае перехода рабочего на другое предприятие ему предоставляется возможность продолжать обучение на соответствующей ступени. Такой подход к обучению рабочих сферы материального производства позволит создать на каждом предприятии резерв рабочих нужной квалификации.

В целях совершенствования профессионально-технического обучения рабочих, по нашему мнению, необходимо развернуть хоздоговорные отношения между предприятиями и профтехучилищами на организацию теоретического обучения рабочих, получающих профессиональную подготовку на производстве. Целесообразно подготовку и повышение квалификации рабочих для небольших предприятий сосредоточить на крупных предприятиях или создать для группы предприятий вечерние профтехучилища и вечерние отделения дневных профтехучилищ.

Городские и сельские профтехучилища, их филиалы, вечерние отделения дневных училищ необходимо превратить в настоящие учебные центры по обучению и переобучению рабочих. Это создаст условия для лучшей теоретической подготовки по избранным специальностям, для приведения их общетехнических и специальных знаний в соответствие с требованиями технического прогресса и научит рабочего теоретически осмысливать выполненную работу.

Практика работы средних профтехучилищ со всеми ее трудностями, успехами, неудачами настойчиво убеждает: нельзя успешно вести дело обучения и воспитания, не проникая с помощью теории в глубь педагогических явлений, в их своеобразную природу, в механизм процессов. Проводимая научно-исследовательская работа по профпедагогике (разработка теорий, издание книг и монографий) позволяет сегодня в известной мере устранять противоречия между возросшими требованиями социалистического производства и нынешним уровнем подготовки рабочих кадров.

К сожалению, в организации и проведении научно-исследовательской работы по профессионально-технической подготовке имеют место и недостатки, и нерешенные вопросы. Прежде всего следует указать на медленный темп разработки методологических проблем воспитания, его общих закономерностей, принципов и методов. Обращает на себя внимание отсутствие аналитических, проблемных работ, посвященных глубокому и творческому рассмотрению учебно-воспитательного процесса; практически мало работ проблемного характера, освещающих тенденции развития учебного процесса.

В распоряжении инженерно-педагогических работников профтехучилищ очень мало фундаментальных обобщающих работ по актуальным проблемам коммунистического воспитания будущих рабочих, содержания образования в средних профтехучилищах, организации учебно-воспитательного процесса

 

115

 

на основе взаимосвязи общего среднего и профессионально-технического образования, по методикам преподавания предметов на межпредметной основе и др.

Жизнь требует скорейшего устранения слабых звеньев в педагогической теории и практике, дальнейшего повышения эффективности научно-педагогических исследований. Настало время улучшить всю систему организации научных исследований, сделать ее гибкой и мобильной, продумать формы объединения научных организаций, объединить усилия по совместной творческой работе.

 

Поступила в редакцию 16.XII 1985 г.