Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

97

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ТЕЛЕПЕРЕДАЧ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ

 

Л.С. ШКОЛЬНИК, Н.В. КОСТЕНКО, О.Т. МАНАЕВ, А. СААР

 

В программы Центрального телевидения все шире вводятся новые информационно-публицистические передачи для детей и молодежи: «До 16 и старше», «Мир и молодежь» и др. Их растущая популярность обусловлена, во-первых, остротой и актуальностью поднимаемых проблем, а во-вторых, необычной доселе на ТВ формой — здесь размышляют, спорят, действуют сами молодые. Кроме того, характерной особенностью этих телепрограмм стало их регулярное обсуждение в молодежной среде. Все это позволяет высоко оценить воспитательный потенциал данного телевизионного жанра. Однако подобная оценка отнюдь не исключает необходимости специальной работы педагогов с молодежными передачами для формирования внутреннего отношения развивающейся личности к их идеологическому и эмоциональному воздействию. Мало того, психолого-педагогическое обеспечение влияния телевизионной коммуникации выступает необходимым элементом воспитательной работы, ибо представление о механическом проецировании этого влияния на внутренний мир личности, еще бытующее у некоторых практиков, необоснованно.

Для воспитателя, классного руководителя важно на первых порах сформировать у учащихся устойчивое желание смотреть специализированные публицистические молодежные программы, постараться сделать их просмотр регулярным. Для этого целесообразно использовать материалы «Мира и молодежи», «До 16 и старше» в содержании уроков гуманитарного цикла, в дискуссиях на классных часах, в политинформациях, в диспутах и клубной работе. Этому помогает повторяемость передач на неделе. Педагог вначале самостоятельно (или с определенной группой учащихся) смотрит передачу, планирует по ней свою работу и предлагает уже всему классу (или, например, комсомольской организации) следующий просмотр.

На первый взгляд подобные рекомендации достаточно банальны, однако мы хотим подчеркнуть, что именно на этом пути решается важнейшая психологическая задача: формирование установки на определенный вид телезрелища.

Следующая задача — обеспечить адекватность восприятия телеинформации. Ведь зачастую подростки видят в «голубом окне» совсем не то и не так, как того хотели бы авторы передач. Иногда в этом повинны сами тележурналисты — не сумели преподнести материал доходчиво. В других случаях нужно просто помочь юному зрителю, сконцентрировать его внимание на тех или иных значимых моментах. Это задача педагогов, родителей.

И третье — опора на мотивы и ценностные ориентации. Подростки, юноши ориентируются при восприятии телевизионных передач, естественно, на свои уже сложившиеся мотивационную структуру и систему ценностей. Без опоры на этот фундамент, без учета и использования реального процесса

 

98

 

удовлетворения имеющихся потребностей посредством ТВ мы вряд ли сумеем сформировать новые, социально ценные потребности и ориентации. Нам представляется, что в практической деятельности педагога должен постоянно присутствовать анализ «картины» внутреннего отношения детей к получаемой ими информации. В самом деле, если педагог видит, что многие подростки относятся к молодежным программам только, например, как к развлекательной информации, то этот факт должен обусловить и способы педагогической работы в подростковых группах с непременной опорой на имеющуюся потребность. Здесь важна педагогическая «технология» сочетания «развлекательности» и «серьезности». Например, педагог Ф.Б. Горелик организует политинформации в классе с использованием «музыкальных позывных»: для каждой темы — своя песня. Фрагменты песен, в том числе сочиненных ребятами, звучат и по ходу серьезного разговора о политике [1; 190]. В нашей практике в аналогичных ситуациях использовались магнитофонные записи различных заставок молодежных телепрограмм [5].

Рассмотрим на примере, как в процессе воспитательной работы можно сформировать установку подростков на специализированную телепередачу, обеспечить адекватность ее восприятия на основе учета мотивационной структуры телезрителей-старшеклассников. В ходе психолого-педагогического эксперимента, проведенного в ряде школ Москвы (1985—1986 гг.), а также Киева, Минска и Таллина (апрель 1986 г.)1, был организован одновременный просмотр четырех телепрограмм «До 16 и старше», проведены их анализ и оценка учащимися и учителями по специально разработанной методике с применением дневников «Знатока телепрограммы».

Используя этот опыт, можно рекомендовать некоторые формы работы с передачей.

1. Формирование установки на телепрограмму. Было выявлено, что после проведения экспериментов количество учащихся, регулярно смотрящих «До 16 и старше», увеличилось почти вдвое. Иными словами, включение подростков в специальную деятельность по анализу качества телепродукции уже само по себе явилось эффективным способом формирования установки. В нашем случае старшеклассники были заинтересованы прямым участием в совершенствовании телепрограммы. Их оценки регулярно сообщались в редакцию, а после окончания эксперимента было проведено совместное с тележурналистами обсуждение. Если у учителя такой возможности нет, то реальные мотивы обращения к ТВ можно связать с конкретной проблемой, стоящей перед детским коллективом, актуальным событием в мире и т.д. Как организовать подобную деятельность? Это несложно. Ребята на какое-то время становятся «знатоками» телепрограммы. Они ведут индивидуальные дневники, где после просмотра передачи самостоятельно отвечают на три вопроса: 1. Какие фрагменты передачи понравились и почему? 2. С кем из героев и в какой ситуации хотелось бы еще раз встретиться? 3. Что пожелать авторам передачи в плане ее улучшения? Ответы затем обсуждаются в классе, и на их основе составляются ранжированные списки наиболее значимых тем, проблем, персонажей, пожеланий авторам. Кроме того, ребята выражают свой общий интерес к передаче с помощью оценки (по семибалльной шкале, крайние значения которой «совсем неинтересно» и «очень интересно»).

Далее выводится средняя оценка по всей группе «знатоков» и по мере еженедельных просмотров составляется график «Наши отметки телепередаче «До 16 и старше». График вывешивается в классе и является предметом обсуждений. Кроме того, по желанию ребят и педагогов можно проводить углубленный анализ содержания (контент-анализ) по следующим параметрам. 1. Темы: 1) учеба в школе; 2) жизнь, отношения в классе; 3) творческая работа в школе; 4) творческая

 

99

 

работа вне школы; 5) производственно-практическая работа вне школы; 6) досуг: занятия, хобби; 7) стиль жизни; 8) социально-политические вопросы; 9) наука; 10) искусство; 11) жизнь и сверстники за рубежом; 12) выбор профессии. 2. Ситуации: 1) место действия (рабочая обстановка, учебный класс, школа, группа, домашняя обстановка, вне дома и учебы, в телестудии, на специальной записи и т. д.); 2) субъект общения (одно лицо, группа, коллектив); 3) способы общения (интервью, беседа, комментарий). 3. Проблемы: 1) межгрупповые (ребята — учителя, ребята — взрослые, родители; ребята — социальные институты, общество); 2) внутригрупповые (личность — коллектив, меньшинство — большинство, девочки — мальчики, стиль жизни); 3) социально-политические и глобальные проблемы (сохранение мира, охрана окружающей среды, освоение космоса, человек как высшая ценность, обличение капитализма и др.); 4) молодежные (досуг активный или пассивный, выбор социально полезной профессии, увлечение западной эстрадой и др.); 5) степень разрешения проблем (поднята взрослыми или ребятами, кем предложены пути решения)2.

Анализируя телепрограмму по данным параметрам, можно решать различные воспитательные задачи. Актуальными являются обучение сознательному выбору телепрограмм, изменение отношения ребят к телевидению как к развлечению. И сверх того: изучение телевизионной продукции, перемещение учащихся из позиции пассивных созерцателей в позицию активных субъектов телевизионного общения (т.е. людей, личностно заинтересованных в содержании массовой информации) — вот перспективный путь формирования установки, интереса к важной информационно-публицистической телепрограмме.

2. Обеспечение адекватности восприятия. Важно обратить внимание старшеклассников на тот факт, что самостоятельные по сюжету телефрагменты могут пониматься разными людьми по-разному. Для этого можно предложить учащимся попросить своих родственников, знакомых, учителей после просмотра телепрограммы ответить на вопрос «Какую главную мысль хотел передать автор того или иного материала?» На примере различий в понимании телевизионного «текста» можно построить игру. Выбрать экспертов (из ребят или учителей) и сопоставить понимание идей передачи основной массой ребят с экспертной оценкой. В нашем опыте была учтена и сопоставлена трактовка главных идей (воспитательных целей) телефрагментов, сформулированная после специальных опросов с интерпретацией «смыслов» учителями и старшеклассниками. Оказалось, что одна и та же передача может вызывать и понимание, соответствующее замыслу автора, и частичное правильное понимание, и совершенно иное толкование. Например, фрагмент «До 16 и старше» о новой науке — архитектурной бионике был всеми старшеклассниками воспринят в соответствии с авторским замыслом «заинтересовать новым направлением в науке, рассказать об основных ее принципах». Материал же о проблемах молодежного досуга трактовался двояко: часть ребят поняла его правильно, как призыв к самостоятельности: «Надо самим придумывать, делать, создавать, не существовать, а жить в полном смысле этого слова», но многие восприняли этот сюжет как моральную проповедь: «Нам показали, что есть ребята, которым нечем заняться по вечерам, и еще у них плохой комсомольский секретарь». А вот контрпропагандистский материал о вредном влиянии буржуазных музыкальных ансамблей на советскую молодежь был воспринят в противоположность авторскому замыслу как долгожданная информация о западных музыкальных течениях; идеологический аспект отошел на второй план.

 Анализируя причины различной интерпретации публицистических телевизионных материалов в старших классах с ребятами 16—17 лет, можно,

 

100

 

на наш взгляд, говорить о том или ином уровне мастерства, гражданской состоятельности создателей передач. Разбирать позицию автора, отмечать еще встречающуюся «лакировку» действительности, стремление к сенсационности, уход от решения острых проблем. Необходимо выработать у учащихся четкое понимание того круга проблем, в котором работа средств массовой информации наиболее успешна. Здесь нами выявлено, к примеру, негативное отношение подростков к проникновению телевидения в интимные сферы жизни ребят: вопросы любви, верности, одиночества, других личностных взаимоотношений, взятые без должной деликатности, «смелой» публицистической камерой, вызывают негативную реакцию юных телезрителей.

3. Выявление мотивации и ценностных ориентации старшеклассников. Наблюдение за восприятием учащимися телевидения позволяет делать выводы о направленности их интересов, особенностях ценностно-мотивационной структуры личности. А это, в свою очередь, позволяет повышать эффективность воспитательной работы, в том числе с применением средств массовой информации. По нашим данным, в сфере молодежного ТВ наиболее значителен интерес современных подростков к любым видам эстрадной музыки, но особенно к рок-ансамблям. Привлекает значительное внимание показ взаимоотношений в классе, проблемы досуга, жизни сверстников за рубежом. Причем «отношенческие» вопросы более популярны в среде телезрителей-девушек. Мальчики же предпочитают практические сферы жизни. (Детальная характеристика обращения школьников к различным темам передачи «До 16 и старше» дана в работе [3]).

Региональные особенности также откладывают отпечаток на интересы подростков в сфере массовой коммуникации. Так, таллинская группа в нашем эксперименте проявила пониженный интерес к музыкальной проблематике телепрограмм Центрального телевидения. Это, на наш взгляд, следствие высокого развития сферы досуга и музыкальной культуры в Эстонской ССР. У минских школьников обнаружен повышенный интерес к правовой проблематике, выходящей за рамки молодежной субкультуры.

Исключительно ценную в педагогическом плане информацию можно получить, изучая отношение ребят к героям публицистической передачи. То, как оценивают подростки те или иные качества личности героев телеэкрана, может дать картину их ценностных ориентации. Определив наиболее значимых героев телепрограммы «До 16 и старше», можно затем выяснить, какие качества личности более всего привлекают учащихся. Для этого целесообразно воспользоваться списком положительных качеств, составленным на основе списка В.Е. Хмелько [4] и уточненным в соответствии с результатами опросов школьников, учителей и анализа материалов массовой информации [2; 95—100].

 

Физические и общепсихологические качества

внешний вид, красота,

здоровье, физическая развитость, выносливость,

квалифицированность, мастерство,

высокий культурный уровень, образованность,

настойчивость, упорство, твердость характера,

смелость, решительность,

самообладание, уверенность,

талантливость, интуиция,

ум, логическое мышление, находчивость, серьезность,

художественный вкус, чувство прекрасного, эмоциональность,

энергичность, энтузиазм,

чувство юмора,

внимательность, точность, аккуратность, усидчивость,

немногословность.

Деловые качества:

деловитость, практичность,

дисциплинированность,

любовь к профессии, профессиональная гордость, призвание,

принципиальность,

общительность, контактность,

оперативность,

оптимизм,

творческое отношение к делу, инициативность, самостоятельность,

трудолюбие, исполнительность, добросовестное выполнение обязанностей,

умение руководить, организаторские способности.

Моральные качества:

вежливость, тактичность, деликатность,

высокая моральная оценка (вообще),

доброта, гуманизм,

любовь к семье, детям,

 

101

 

ответственность, чувство долга;

самокритичность;

скромность, простота,

справедливость;

требовательность, строгость, критичность,

честолюбие;

честность, порядочность;

чувство собственного достоинства;

чувство товарищества, коллективизм.

 

Представляет интерес сопоставить значимые положительные качества героев телепрограммы в оценках учителей (выявлены в специальном опросе) и учащихся. Расхождение этих оценок указывает как на ценностно-ориентационное своеобразие подростковой группы, так и на возможное направление совершенствования воспитательной работы в школе. Такая работа была проделана в апреле 1986 г. Оценки значимых положительных качеств героев телепрограммы «До 16 и старше» 105 старшеклассников Москвы, Киева, Минска и Таллина, а также экспертные оценки 10 учителей были проранжированы. Это дало возможность выстроить упорядоченные ряды этих качеств по степени убывания их значимости.

Для педагогов этот ряд был таким:

1) творческое отношение к делу, инициативность, самостоятельность;

2) квалифицированность, мастерство; настойчивость, упорство, твердость характера; любовь к профессии, профессиональная гордость, призвание,

3) смелость, решительность; ум, логическое мышление, находчивость, серьезность, энергичность, энтузиазм,

4) трудолюбие, исполнительность, добросовестность;

5) ответственность, чувство долга.

 

У старшеклассников этот ряд был иным:

1) квалифицированность, мастерство;

2) внешний вид, красота; талантливость; художественный вкус, эмоциональность,

3) высокий культурный уровень, образованность;

4) любовь к профессии, призвание,

5) ум, логическое мышление,

6) высокая моральная оценка, доброта, гуманизм, скромность, простота; честность, порядочность;

7) энергичность, энтузиазм; принципиальность;

8) настойчивость; творческое отношение к делу, инициативность.

 

Как видим, такие ведущие личностные качества, как «творческое отношение к делу», «инициативность», оказались на диаметрально противоположных позициях у педагогов и учащихся. Выявленная тенденция может быть частным случаем нашего эксперимента, однако для тех конкретных школ, где он проводился, это сигнал к обсуждению состояния ценностных ориентации старшеклассников и выработке педагогической тактики их корректировки.

Работая в школе с регулярной информационно-публицистической телепрограммой, педагог может ставить разнообразные воспитательные цели и решать целый комплекс задач. Во-первых, привлекая актуальную телевизионную проблематику, можно активизировать мышление учащихся. Во-вторых, используя телепублицистику, можно ставить и решать морально-нравственные, идейно-патриотические и другие воспитательные задачи. В-третьих, разбирая телепередачи, опытный педагог формирует «субъектность» воспитанников, развивает их активную жизненную позицию по отношению к массовой информации и ее содержанию. В-четвертых, наблюдая за спецификой восприятия телевидения учащимися, можно обогащать свое представление об уровне и направленности развития их личности.

 

1. Горелик Ф. Б. Воспитывая гражданина, формируя мировоззрение. М., 1986. 207 с.

2. Костенко Н. В., Оссовский В. Л. Ценности профессиональной деятельности (опыт социологического исследования кино). Киев, 1986. 150 с.

3. Собкин В. С., Толстых А. В. Воспитательные возможности телевидения // Сов. педагогика. 1984. № 12. С. 29—36.

4. Хмелько В. Е. Номинальная шкала качеств личности (опыт построения базового тезауруса) // Социол. исслед. 1981. № 2. С. 128— 129.

5. Школьник Л. С. Средства массовой информации в школьной аудитории // Сов. педагогика. 1984. № 8. С. 19—23.

 

Поступила в редакцию 3. III  1987 г.



1 Выражаем признательность за помощь в сборе материалов сотруднице Гостелерадио ЭССР Э. Орг.

2 Предлагаемые категории могут быть изменены или уточнены в зависимости от цели воспитательной работы.