12
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В
МОЛДАВСКОЙ ССР
Л.Г. ЖАБИЦКАЯ
В республике значительно выросли (количественно и
качественно) научно-педагогические кадры, в частности защищен ряд кандидатских
диссертаций по психологии. В подготовке психологических кадров большую роль
играет Институт общей и педагогической психологии АПН СССР: многие психологи
Молдавии прошли обучение в его аспирантуре.
Сегодня в республике
существуют такие научные психологические центры,
13
как лаборатория возрастной и педагогической
психологии НИИ педагогики МССР; кафедра детской и педагогической психологии
Бельцкого педагогического института им. Руссо; в 1985 г. открыта кафедра
педагогической психологии в Республиканском институте усовершенствования
квалификации учителей. Объединенные кафедры педагогики, психологии и
специальных методик имеются в Кишиневском, Тираспольском педагогических
институтах, в Кишиневском институте культуры, а также в Кишиневском
университете. Новым для республики является использование прикладной социальной
психологии на промышленных предприятиях.
Традиционным разделом
психологии в МССР является педагогическая психология. В связи с осуществлением
реформы школы, постепенным переходом к обучению детей в школе с шестилетнего
возраста в республике проводился эксперимент по обучению шестилеток. Научное
руководство экспериментом осуществляла лаборатория детской и педагогической
психологии НИИ педагогики МССР (руководитель А.И. Силвестру); предварительная
разработка темы «Психофизиологические аспекты обучения детей шестилетнего
возраста» была начата еще в 1981 г. Особое внимание уделялось адаптации детей к
школьной жизни. Выявлялись особенности соотношения различных показателей
психического развития шестилетних детей (тип нервной системы, степень
тревожности, школьная зрелость, предпосылки учебной деятельности, отношение к
окружающим, отношение к себе, умение общаться и т.д.). В ходе исследования
выявлялась зависимость умственной работоспособности от условий учебного режима;
влияние экспериментального обучения на развитие для школьного обучения значимых
функций и на различные стороны познавательных процессов. Результаты
исследования использовались для практических рекомендаций учителям. Они
изложены в монографии А.И. Силвестру, Р.И. Терещук «Психологический паспорт
шестилетнего ученика» (Кишинев, 1984; на молд. языке), а также в готовящейся к
печати монографии Т.Н. Дубровиной, А.И. Силвестру «Психофизиологические аспекты
обучения детей шестилетнего возраста». А.И. Силвестру под руководством М.И. Лисиной исследовал также проблему развития процессов
самопознания у детей дошкольного возраста. Результаты исследования опубликованы
в их совместной монографии «Психология самопознания у дошкольников» (Кишинев,
1983). В исследовании были раскрыты основные условия возникновения образа «я» у
дошкольника, выявлены факторы, определяющие его формирование; описаны
индивидуальные особенности представления ребенка о самом себе и установлены
причины возникновения искаженных представлений и способы их корректировки.
В русле исследований М.И. Лисиной находится
работа ее ученицы — зав. кафедрой дошкольной педагогики и психологии
Тираспольского педагогического института С.В. Корницкой. Проблема, которую она
исследует,— общение детей раннего возраста со
взрослыми и сверстниками. В кандидатской диссертации «Влияние содержания
общения ребенка со взрослым на отношение к нему
ребенка», пользуясь оригинальными методиками, С.В. Корницкая показывает, что
характер общения и отношение ребенка ко взрослому зависят от преобладающей
формы общения: непосредственно-эмоционального ситуативного (в ходе совместной
деятельности ребенка и взрослого) и внеситуативного. Общение третьего типа
побуждается мотивами, имеющими широкий познавательный характер. Основное
средство общения здесь слово. Каждая из форм общения в перечисленной
последовательности является ведущей на различных этапах детства. Постоянно
организуя и перестраивая содержание общения с ребенком «в зоне его ближайшего
развития», взрослый может сохранить с ним гармонические отношения, преодолеть
детские «кризисы». Результаты исследований Корницкой опубликованы в ряде
статей, написанных как совместно с Лисиной, так и
индивидуально
14
(Корницкая С.В. Влияние содержания общения со
взрослым на отношение к нему ребенка // Проблемы общения и воспитания. Тарту, 1974; Влияние содержания общения на отношение детей раннего
возраста к взрослым // Вопр. психол. 1873. № 4; и др.)
Над различными аспектами проблемы психологии общения детей раннего возраста и их
готовности к школе работают молдавские психологи Г.И. Капчеля, А.В. Болбочану,
А.В. Штиммер и другие.
Проблеме формирования
письменной речи у детей младшего школьного возраста посвящено экспериментальное
исследование И.П. Негурэ. Эксперимент показал, что обучение письменной речи
становится наиболее эффективным и обеспечивает успешное освоение
как техники письма, так и всех внутренних психических функций этого вида речи,
когда оно происходит в особой учебной ситуации — ситуации продуктивного
взаимодействия. Такая ситуация включает учащихся в процесс порождения социально
значимых и семантически законченных письменных текстов и выступает в качестве
системообразующего фактора становления и развития психических механизмов,
ответственных за функционирование письменной речи. Основные результаты
исследования изложены в монографии: Ляудис В.Я., Негурэ И.П. Психологические
основы формирования письменной речи у младших школьников. Кишинев, 1983.
Проблемы психологии обучения
и воспитания подростков, старших школьников и студентов разрабатываются А.И.
Гебосом, З.И. Гришановой, А.В. Затворницкой, Л.Г. Жабицкой, Э.С. Натанзон, К.Н.
Платон и другими.
Экспериментальные
исследования А.И. Гебоса обобщены в его монографии «Психология познавательной
активности» (Кишинев, 1975), в которой развивается тезис о том, что уровень,
качество усвоения знаний, умственное развитие обучаемых зависят от характера и
структуры учебной деятельности.
З.И. Гришанова исследует
структуру, содержание и пути формирования нравственных идеалов старших
школьников. В исследовании выявилось, что в старшем школьном возрасте наиболее
эффективной формой нравственного идеала, стимулирующего самовоспитание,
присвоение школьником общественно ценных нравственных качеств является так
называемый конкретизированный идеал, соединяющий в себе достоинства предыдущих
этапов развития форм идеала. Он так же эмансипирован от единичной ситуации, как
обобщенный образ, и вместе с тем обладает цельностью, эмоциональной
насыщенностью конкретного идеала. Автор исследует условия,
наиболее эффективные для педагогического руководства формированием нравственных
представлений учащихся, соответствующих социалистическим общественным идеалам,
и их реализации в поведении, в поступках (Гришанова З.И. О нравственных
идеалах старшеклассников. Кишинев, 1979; а также ряд
статей).
В последние годы в школах
республики широкое распространение получили педагогические консилиумы как
организационная форма изучения личности и коллектива класса. Педагогические
консилиумы в какой-то мере призваны восполнить отсутствие школьной
психологической службы, которая в республике еще не создана (приводятся лишь
нерегулярные консультации на базе педагогических институтов психологами и
дефектологами, работающими в специальных школах, и других учреждениях).
Основной акцент при подготовке к проведению педагогических консилиумов делается
на повышение психологической квалификации учителей. В связи с этим понятна
повышенная потребность в пособиях для самообразования, построенных как
обобщение передового опыта и как описание простейших методик для диагностики
умственного развития и особенностей личности ученика и коллектива класса.
Большую популярность приобрели в этом плане работы Э.С. Натанзон, являющиеся
результатом ее многолетних исследований. Ее научная работа включает три
взаимосвязанные
15
проблемы: психологический анализ поступков учащихся;
корректирующие приемы педагогического воздействия и профилактика правонарушений
подростков; возникновение и разрешение конфликтных ситуаций между учеником и
учителем. На основе результатов исследований был опубликован ряд пособий для
учителей, в которых классифицируются приемы педагогического воздействия; на
примерах описания конкретных педагогических ситуаций раскрывается сущность и
направленность психологического мышления при обсуждении поведения и
особенностей индивидуальности ученика; рекомендуются модели гуманистического,
творческого разрешения сложных педагогических ситуаций. Среди опубликованных
автором работ (за последние годы) можно назвать следующие: «Индивидуальный
подход к трудным учащимся» (Кишинев, 1980), «Психологический анализ поступков учащихся
и корректирующие приемы педагогического воздействия» (Москва, 1982), «Трудный
школьник и педагогический коллектив» (Москва, 1982).
Изучению литературного развития
старшеклассников посвящено многолетнее исследование Л.Г. Жабицкой. Основные
результаты опубликованы в монографии «Восприятие художественной литературы и
личность» (Кишинев, 1974). Автор рассматривает литературное развитие как
результат общего и ценностно-эстетического формирования личности, развития ее перцептивных художественных способностей. Используя
различные экспериментальные методики, автор выдвигает критерии для определения
уровня литературного развития, понимаемые как требования, предъявляемые
литературным произведением к художественному восприятию как деятельности. На
основе восприятия читателем образных деталей текста выделены и охарактеризованы
следующиe перцептивные способности:
способность адекватно тексту использовать образные детали в процессе работы
воссоздающего воображения; способность воспринимать условность образа, тропы;
способность к активному ассоциированию в соответствии с общим идейно-образным
смыслом произведения; чуткость к «эмоциям формы» как идейно-образной
выразительности деталей жизненного материала. Охарактеризованы возрастные
особенности и индивидуальные типы восприятия художественной литературы в
юности; показаны условия, необходимые для успешного литературного развития
старшеклассников.
Проблемы психологии
искусства разрабатываются преподавателями Кишиневского института культуры. Так,
в монографии В.Д. Остраменского «Восприятие музыки как педагогическая проблема»
(Киев, 1975) раскрываются особенности музыкальных представлений, мышления и
чувств, возникающих при слушании музыки. Автор показывает, как различные
музыкальные формы и различное содержание музыки требуют от слушателя
активизации различных компонентов его перцептивных умений и способностей;
раскрываются пути педагогического руководства развитием культуры эстетического
восприятия музыки. Полученные результаты используются автором в собственной педагогической
деятельности, а также при составлении программ и методических пособий для
чтения курсов по психологии восприятия музыки в консерваториях и других учебных
заведениях, готовящих специалистов по различным музыкальным специальностям.
Проблема выявления
преподавателем музыкальных способностей студента в процессе педагогического
общения с ним исследуется С.И. Торичной. Найдены некоторые пути повышения у
преподавателей уровня социально-перцептивных умений в педагогическом общении. Результаты исследования опубликованы в ряде статей (Процесс
обучения социально-перцептивным умениям преподавателей
музыкально-педагогических факультетов // Вопросы психологии общения и познания
людьми друг друга. Краснодар, 1981; и др.).
Структура
литературно-творческой одаренности (как проблема психологии искусства)
исследуется Л.Г. Жабицкой методом анализа литературной деятельности писателей.
Показана роль личности и ее познавательно-коммуникативной
16
направленности как
системообразующего фактора в литературно-творческой одаренности (О критериях
диагностики литературной одаренности // Художественное творчество. Л., 1983; Чтение и творчество // Великие читатели. М., 1986).
Ряд психологов Молдавии
занимается проблемами общей психологии и психофизиологии.
П.С. Желеско исследовал
психологическую природу отрицания как операции мышления в отличие от
традиционного изучения его как философской, формально-логической,
лингвистической или психопатологической проблемы. Полученные данные позволили
сделать вывод: отрицание — это операция мышления, осуществляемая с помощью
средств языка и направленная на обозначение неопределенности объекта в рамках
данной познавательной задачи и в то же время служащая уменьшению этой
неопределенности путем ограничения объекта. Итоги работы опубликованы в
совместной монографии: Желеско П. С., Роговин М. С. Исследование
отрицания в практической и познавательной деятельности. Кишинев, 1985.
Исследованием процессов
целеобразования занимается Р.Р. Бибрих. Было изучено целеобразование в учебной
деятельности студентов в период адаптации к вузу; конкретные особенности
целесообразования в условиях доминирования познавательной, узкосоциальной и
других видов мотивации. Получены конкретные свидетельства того, что развитие
мотивов и формирование новых целей учебной деятельности — это тесно
взаимосвязанные и взаимовлияющие друг на друга процессы. (Результаты
исследования опубликованы в виде тезисов сообщений на научных конференциях).
Проблемы психофизиологии
изучались молдавскими психологами А.А. Болбочану и М.В. Делеу, прошедшими
аспирантуру Института общей и педагогической психологии АПН СССР и защитившими
кандидатские диссертации. Диссертация А.А. Болбочану «Исследование силы нервной
системы в возрастном аспекте» выполнена в русле концепции свойств нервной
системы Б.М. Теплова — В.Д. Небылицына. Была установлена парциальность этого
свойства у детей 9—10 лет, существование в этом возрасте независимых
характеристик ЭЭГ проекционных и регуляторных областей мозга, наличие тесной
корреляционной связи индивидуальных показателей двигательной активности с
параметрами ЭЭГ лобной зоны. Оказалось, что способность к длительному
умственному напряжению у детей этого возраста связана с параметром силы нервной
системы. Результаты опубликованы в ряде статей (в том числе в журнале «Вопросы
психологии». 1979. № 3).
М.В. Делеу изучала психосоматические особенности адаптации к вузу у
студентов-первокурсников Исследование завершилось защитой кандидатской
диссертации «Психологические особенности студентов-первокурсников с разной
силой нервной системы и эндокринные показатели нервно-психического напряжения в
процессе обучения».
Работа молдавских
промышленных и социальных психологов носит научно-прикладной характер. Около
десяти лет существует отраслевая социально-психологическая служба Министерства
мебельной и деревообрабатывающей промышленности МССР, руководителем которой
является В.Я. Квитко. Основные направления научно-исследовательской и
практической работы службы: социально-психологические проблемы управления;
социально-психологический климат трудовых и управленческих коллективов;
психология личности руководителя; динамика работоспособности рабочих. В
деятельности службы реализуется комплексный подход к кадровой работе (В.Я.
Квитко, Л.Б. Полингер, А.А. Молдавская). Разработана и
внедрена автоматизированная система аттестации кадров. Регулярно проводится
социально-психологическая аттестация руководящих кадров и ИТР предприятий и
организаций отрасли; даются рекомендации по выдвижению резерва руководителей.
Разработана и действует психодиагностическая
17
система оценки личности руководителей. Ведутся
занятия по программе социально-психологического тренинга с управленческим
персоналом предприятий отрасли и аппаратом министерства, а также с лицами,
зачисленными в резерв для выдвижения. Результаты исследований и анализ
практического опыта работы службы изложены в целом ряде публикаций: (Тарасенко В.М., Квитко В. Я. Механизация: не только плюсы // Экономика и организация
промышленного производства. 1980. № 6; Квитко В. Я., Тарасенко В. М. Мы
работаем вместе... Кишинев, 1981; Квитко В. Я., Полингер Л. Б. Социально-психологическая
аттестация руководящих кадров // Роль психологических факторов в интенсификации
экономики: Тезисы докладов Всесоюзного научного симпозиума. Ч. 1. М., 1984; и др.). Аналогичными проблемами
занимается в своей практической работе инженер-психолог Кишиневского
тракторного завода Н.Г. Галеев.
Социальный психолог М.Л.
Горовец, работая в качестве социолога Кишиневской швейной фабрики,
специализировалась в социально-психологических вопросах управления
профессиональными женскими коллективами и в вопросах коммунистического
воспитания молодежи. Ею разработана комплексная система адаптивной подготовки
новичков и трудового коллектива, экспонировавшаяся в 1983 г. на ВДНХ МССР и
получившая диплом Почета. Система внедрена, на некоторых предприятиях легкой,
местной и мебельной промышленности. Она построена на выводах исследования М.Л.
Горовец, согласно которым в процессе адаптации новичка главная его трудность —
поддержание личного статуса. При этом наибольшей опасностью новичку
представляется «выход на коллектив». Для быстрейшей его адаптации и снятия
эмоционального напряжения стимулируется профессиональная самостоятельность и
инициатива новичков, организуется своеобразная идентификация задач коллектива и
индивидуума. Все силы новичка концентрируются на решении коллективной задачи,
которая становится для него лично значимой. Результаты
исследований М.Л. Горовец опубликованы ею в ряде статей в сборниках и
коллективных монографиях (Разработка системы внедрения адаптивной подготовки
новичков и трудового коллектива // Структура инновационного процесса:
Труды семинара. М., ВНИИ системных исследований. 1983; Адаптивная подготовка
учащихся ТУ // Пути повышения качества подготовки рабочих кадров. Кишинев, 1983; и др.).
Исследованиями по социальной
психологии и по психологии труда занимаются также инженеры Центра НОТ
Молдглавэнерго, имеющие специальное психологическое образование: Н.П. Золотова,
В.И. Подшивалкина, Т.М. Кузьмина. Их проблематика: критерии психологического
подбора на электроопасные специальности; критерии профессиональной пригодности
оперативно-диспетчерского персонала; организация системы профессионального
подбора оперативно-диспетчерского персонала (функционирующей в Молдглавэнерго с
1982 г.) и др. Результаты исследований опубликованы в виде тезисов сообщений на
различных конференциях.
Таким образом, тематика
исследований расширилась, появились новые для Молдавии отрасли психологии.
Усилились прикладные аспекты исследований, их выход в практику.
Вместе с тем для научной
работы психологов характерно многотемье, раздробленность научных сил,
отсутствие крупных научных коллективов. И, как следствие, организационная
разобщенность.
Психологи Молдавии в своей
научной работе ориентируются как на главные научные центры страны (Москва,
Ленинград, Киев), так и на научные центры своей республики, которым, однако,
еще предстоит многое сделать, чтобы существенно повысилась их роль в
«притяжении» научных сил.
В целом необходимо отметить
рост квалификации психологов, повышение уровня научных исследований, усиление
практической направленности и значимости их исследований.
Поступила в редакцию 11.V
1986 г.