Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

12

 

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В МОЛДАВСКОЙ ССР

 

Л.Г. ЖАБИЦКАЯ

 

В республике значительно выросли (количественно и качественно) научно-педагогические кадры, в частности защищен ряд кандидатских диссертаций по психологии. В подготовке психологических кадров большую роль играет Институт общей и педагогической психологии АПН СССР: многие психологи Молдавии прошли обучение в его аспирантуре.

Сегодня в республике существуют такие научные психологические центры,

 

13

 

как лаборатория возрастной и педагогической психологии НИИ педагогики МССР; кафедра детской и педагогической психологии Бельцкого педагогического института им. Руссо; в 1985 г. открыта кафедра педагогической психологии в Республиканском институте усовершенствования квалификации учителей. Объединенные кафедры педагогики, психологии и специальных методик имеются в Кишиневском, Тираспольском педагогических институтах, в Кишиневском институте культуры, а также в Кишиневском университете. Новым для республики является использование прикладной социальной психологии на промышленных предприятиях.

Традиционным разделом психологии в МССР является педагогическая психология. В связи с осуществлением реформы школы, постепенным переходом к обучению детей в школе с шестилетнего возраста в республике проводился эксперимент по обучению шестилеток. Научное руководство экспериментом осуществляла лаборатория детской и педагогической психологии НИИ педагогики МССР (руководитель А.И. Силвестру); предварительная разработка темы «Психофизиологические аспекты обучения детей шестилетнего возраста» была начата еще в 1981 г. Особое внимание уделялось адаптации детей к школьной жизни. Выявлялись особенности соотношения различных показателей психического развития шестилетних детей (тип нервной системы, степень тревожности, школьная зрелость, предпосылки учебной деятельности, отношение к окружающим, отношение к себе, умение общаться и т.д.). В ходе исследования выявлялась зависимость умственной работоспособности от условий учебного режима; влияние экспериментального обучения на развитие для школьного обучения значимых функций и на различные стороны познавательных процессов. Результаты исследования использовались для практических рекомендаций учителям. Они изложены в монографии А.И. Силвестру, Р.И. Терещук «Психологический паспорт шестилетнего ученика» (Кишинев, 1984; на молд. языке), а также в готовящейся к печати монографии Т.Н. Дубровиной, А.И. Силвестру «Психофизиологические аспекты обучения детей шестилетнего возраста». А.И. Силвестру под руководством М.И. Лисиной исследовал также проблему развития процессов самопознания у детей дошкольного возраста. Результаты исследования опубликованы в их совместной монографии «Психология самопознания у дошкольников» (Кишинев, 1983). В исследовании были раскрыты основные условия возникновения образа «я» у дошкольника, выявлены факторы, определяющие его формирование; описаны индивидуальные особенности представления ребенка о самом себе и установлены причины возникновения искаженных представлений и способы их корректировки.

 В русле исследований М.И. Лисиной находится работа ее ученицы — зав. кафедрой дошкольной педагогики и психологии Тираспольского педагогического института С.В. Корницкой. Проблема, которую она исследует,— общение детей раннего возраста со взрослыми и сверстниками. В кандидатской диссертации «Влияние содержания общения ребенка со взрослым на отношение к нему ребенка», пользуясь оригинальными методиками, С.В. Корницкая показывает, что характер общения и отношение ребенка ко взрослому зависят от преобладающей формы общения: непосредственно-эмоционального ситуативного (в ходе совместной деятельности ребенка и взрослого) и внеситуативного. Общение третьего типа побуждается мотивами, имеющими широкий познавательный характер. Основное средство общения здесь слово. Каждая из форм общения в перечисленной последовательности является ведущей на различных этапах детства. Постоянно организуя и перестраивая содержание общения с ребенком «в зоне его ближайшего развития», взрослый может сохранить с ним гармонические отношения, преодолеть детские «кризисы». Результаты исследований Корницкой опубликованы в ряде статей, написанных как совместно с Лисиной, так и индивидуально

 

14

 

(Корницкая С.В. Влияние содержания общения со взрослым на отношение к нему ребенка // Проблемы общения и воспитания. Тарту, 1974; Влияние содержания общения на отношение детей раннего возраста к взрослым // Вопр. психол. 1873. № 4; и др.)

Над различными аспектами проблемы психологии общения детей раннего возраста и их готовности к школе работают молдавские психологи Г.И. Капчеля, А.В. Болбочану, А.В. Штиммер и другие.

Проблеме формирования письменной речи у детей младшего школьного возраста посвящено экспериментальное исследование И.П. Негурэ. Эксперимент показал, что обучение письменной речи становится наиболее эффективным и обеспечивает успешное освоение как техники письма, так и всех внутренних психических функций этого вида речи, когда оно происходит в особой учебной ситуации — ситуации продуктивного взаимодействия. Такая ситуация включает учащихся в процесс порождения социально значимых и семантически законченных письменных текстов и выступает в качестве системообразующего фактора становления и развития психических механизмов, ответственных за функционирование письменной речи. Основные результаты исследования изложены в монографии: Ляудис В.Я., Негурэ И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. Кишинев, 1983.

Проблемы психологии обучения и воспитания подростков, старших школьников и студентов разрабатываются А.И. Гебосом, З.И. Гришановой, А.В. Затворницкой, Л.Г. Жабицкой, Э.С. Натанзон, К.Н. Платон и другими.

Экспериментальные исследования А.И. Гебоса обобщены в его монографии «Психология познавательной активности» (Кишинев, 1975), в которой развивается тезис о том, что уровень, качество усвоения знаний, умственное развитие обучаемых зависят от характера и структуры учебной деятельности.

З.И. Гришанова исследует структуру, содержание и пути формирования нравственных идеалов старших школьников. В исследовании выявилось, что в старшем школьном возрасте наиболее эффективной формой нравственного идеала, стимулирующего самовоспитание, присвоение школьником общественно ценных нравственных качеств является так называемый конкретизированный идеал, соединяющий в себе достоинства предыдущих этапов развития форм идеала. Он так же эмансипирован от единичной ситуации, как обобщенный образ, и вместе с тем обладает цельностью, эмоциональной насыщенностью конкретного идеала. Автор исследует условия, наиболее эффективные для педагогического руководства формированием нравственных представлений учащихся, соответствующих социалистическим общественным идеалам, и их реализации в поведении, в поступках (Гришанова З.И. О нравственных идеалах старшеклассников. Кишинев, 1979; а также ряд статей).

В последние годы в школах республики широкое распространение получили педагогические консилиумы как организационная форма изучения личности и коллектива класса. Педагогические консилиумы в какой-то мере призваны восполнить отсутствие школьной психологической службы, которая в республике еще не создана (приводятся лишь нерегулярные консультации на базе педагогических институтов психологами и дефектологами, работающими в специальных школах, и других учреждениях). Основной акцент при подготовке к проведению педагогических консилиумов делается на повышение психологической квалификации учителей. В связи с этим понятна повышенная потребность в пособиях для самообразования, построенных как обобщение передового опыта и как описание простейших методик для диагностики умственного развития и особенностей личности ученика и коллектива класса. Большую популярность приобрели в этом плане работы Э.С. Натанзон, являющиеся результатом ее многолетних исследований. Ее научная работа включает три взаимосвязанные

 

15

 

проблемы: психологический анализ поступков учащихся; корректирующие приемы педагогического воздействия и профилактика правонарушений подростков; возникновение и разрешение конфликтных ситуаций между учеником и учителем. На основе результатов исследований был опубликован ряд пособий для учителей, в которых классифицируются приемы педагогического воздействия; на примерах описания конкретных педагогических ситуаций раскрывается сущность и направленность психологического мышления при обсуждении поведения и особенностей индивидуальности ученика; рекомендуются модели гуманистического, творческого разрешения сложных педагогических ситуаций. Среди опубликованных автором работ (за последние годы) можно назвать следующие: «Индивидуальный подход к трудным учащимся» (Кишинев, 1980), «Психологический анализ поступков учащихся и корректирующие приемы педагогического воздействия» (Москва, 1982), «Трудный школьник и педагогический коллектив» (Москва, 1982).

 Изучению литературного развития старшеклассников посвящено многолетнее исследование Л.Г. Жабицкой. Основные результаты опубликованы в монографии «Восприятие художественной литературы и личность» (Кишинев, 1974). Автор рассматривает литературное развитие как результат общего и ценностно-эстетического формирования личности, развития ее перцептивных художественных способностей. Используя различные экспериментальные методики, автор выдвигает критерии для определения уровня литературного развития, понимаемые как требования, предъявляемые литературным произведением к художественному восприятию как деятельности. На основе восприятия читателем образных деталей текста выделены и охарактеризованы следующиe перцептивные способности: способность адекватно тексту использовать образные детали в процессе работы воссоздающего воображения; способность воспринимать условность образа, тропы; способность к активному ассоциированию в соответствии с общим идейно-образным смыслом произведения; чуткость к «эмоциям формы» как идейно-образной выразительности деталей жизненного материала. Охарактеризованы возрастные особенности и индивидуальные типы восприятия художественной литературы в юности; показаны условия, необходимые для успешного литературного развития старшеклассников.

Проблемы психологии искусства разрабатываются преподавателями Кишиневского института культуры. Так, в монографии В.Д. Остраменского «Восприятие музыки как педагогическая проблема» (Киев, 1975) раскрываются особенности музыкальных представлений, мышления и чувств, возникающих при слушании музыки. Автор показывает, как различные музыкальные формы и различное содержание музыки требуют от слушателя активизации различных компонентов его перцептивных умений и способностей; раскрываются пути педагогического руководства развитием культуры эстетического восприятия музыки. Полученные результаты используются автором в собственной педагогической деятельности, а также при составлении программ и методических пособий для чтения курсов по психологии восприятия музыки в консерваториях и других учебных заведениях, готовящих специалистов по различным музыкальным специальностям.

Проблема выявления преподавателем музыкальных способностей студента в процессе педагогического общения с ним исследуется С.И. Торичной. Найдены некоторые пути повышения у преподавателей уровня социально-перцептивных умений в педагогическом общении. Результаты исследования опубликованы в ряде статей (Процесс обучения социально-перцептивным умениям преподавателей музыкально-педагогических факультетов // Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга. Краснодар, 1981; и др.).

Структура литературно-творческой одаренности (как проблема психологии искусства) исследуется Л.Г. Жабицкой методом анализа литературной деятельности писателей. Показана роль личности и ее познавательно-коммуникативной

 

16

 

направленности как системообразующего фактора в литературно-творческой одаренности (О критериях диагностики литературной одаренности // Художественное творчество. Л., 1983; Чтение и творчество // Великие читатели. М., 1986).

Ряд психологов Молдавии занимается проблемами общей психологии и психофизиологии.

П.С. Желеско исследовал психологическую природу отрицания как операции мышления в отличие от традиционного изучения его как философской, формально-логической, лингвистической или психопатологической проблемы. Полученные данные позволили сделать вывод: отрицание — это операция мышления, осуществляемая с помощью средств языка и направленная на обозначение неопределенности объекта в рамках данной познавательной задачи и в то же время служащая уменьшению этой неопределенности путем ограничения объекта. Итоги работы опубликованы в совместной монографии: Желеско П. С., Роговин М. С. Исследование отрицания в практической и познавательной деятельности. Кишинев, 1985.

Исследованием процессов целеобразования занимается Р.Р. Бибрих. Было изучено целеобразование в учебной деятельности студентов в период адаптации к вузу; конкретные особенности целесообразования в условиях доминирования познавательной, узкосоциальной и других видов мотивации. Получены конкретные свидетельства того, что развитие мотивов и формирование новых целей учебной деятельности — это тесно взаимосвязанные и взаимовлияющие друг на друга процессы. (Результаты исследования опубликованы в виде тезисов сообщений на научных конференциях).

Проблемы психофизиологии изучались молдавскими психологами А.А. Болбочану и М.В. Делеу, прошедшими аспирантуру Института общей и педагогической психологии АПН СССР и защитившими кандидатские диссертации. Диссертация А.А. Болбочану «Исследование силы нервной системы в возрастном аспекте» выполнена в русле концепции свойств нервной системы Б.М. Теплова — В.Д. Небылицына. Была установлена парциальность этого свойства у детей 9—10 лет, существование в этом возрасте независимых характеристик ЭЭГ проекционных и регуляторных областей мозга, наличие тесной корреляционной связи индивидуальных показателей двигательной активности с параметрами ЭЭГ лобной зоны. Оказалось, что способность к длительному умственному напряжению у детей этого возраста связана с параметром силы нервной системы. Результаты опубликованы в ряде статей (в том числе в журнале «Вопросы психологии». 1979. № 3).

М.В. Делеу изучала психосоматические особенности адаптации к вузу у студентов-первокурсников Исследование завершилось защитой кандидатской диссертации «Психологические особенности студентов-первокурсников с разной силой нервной системы и эндокринные показатели нервно-психического напряжения в процессе обучения».

Работа молдавских промышленных и социальных психологов носит научно-прикладной характер. Около десяти лет существует отраслевая социально-психологическая служба Министерства мебельной и деревообрабатывающей промышленности МССР, руководителем которой является В.Я. Квитко. Основные направления научно-исследовательской и практической работы службы: социально-психологические проблемы управления; социально-психологический климат трудовых и управленческих коллективов; психология личности руководителя; динамика работоспособности рабочих. В деятельности службы реализуется комплексный подход к кадровой работе (В.Я. Квитко, Л.Б. Полингер, А.А. Молдавская). Разработана и внедрена автоматизированная система аттестации кадров. Регулярно проводится социально-психологическая аттестация руководящих кадров и ИТР предприятий и организаций отрасли; даются рекомендации по выдвижению резерва руководителей. Разработана и действует психодиагностическая

 

17

 

система оценки личности руководителей. Ведутся занятия по программе социально-психологического тренинга с управленческим персоналом предприятий отрасли и аппаратом министерства, а также с лицами, зачисленными в резерв для выдвижения. Результаты исследований и анализ практического опыта работы службы изложены в целом ряде публикаций: (Тарасенко В.М., Квитко В. Я. Механизация: не только плюсы // Экономика и организация промышленного производства. 1980. № 6; Квитко В. Я., Тарасенко В. М. Мы работаем вместе... Кишинев, 1981; Квитко В. Я., Полингер Л. Б. Социально-психологическая аттестация руководящих кадров // Роль психологических факторов в интенсификации экономики: Тезисы докладов Всесоюзного научного симпозиума. Ч. 1. М., 1984; и др.). Аналогичными проблемами занимается в своей практической работе инженер-психолог Кишиневского тракторного завода Н.Г. Галеев.

Социальный психолог М.Л. Горовец, работая в качестве социолога Кишиневской швейной фабрики, специализировалась в социально-психологических вопросах управления профессиональными женскими коллективами и в вопросах коммунистического воспитания молодежи. Ею разработана комплексная система адаптивной подготовки новичков и трудового коллектива, экспонировавшаяся в 1983 г. на ВДНХ МССР и получившая диплом Почета. Система внедрена, на некоторых предприятиях легкой, местной и мебельной промышленности. Она построена на выводах исследования М.Л. Горовец, согласно которым в процессе адаптации новичка главная его трудность — поддержание личного статуса. При этом наибольшей опасностью новичку представляется «выход на коллектив». Для быстрейшей его адаптации и снятия эмоционального напряжения стимулируется профессиональная самостоятельность и инициатива новичков, организуется своеобразная идентификация задач коллектива и индивидуума. Все силы новичка концентрируются на решении коллективной задачи, которая становится для него лично значимой. Результаты исследований М.Л. Горовец опубликованы ею в ряде статей в сборниках и коллективных монографиях (Разработка системы внедрения адаптивной подготовки новичков и трудового коллектива // Структура инновационного процесса: Труды семинара. М., ВНИИ системных исследований. 1983; Адаптивная подготовка учащихся ТУ // Пути повышения качества подготовки рабочих кадров. Кишинев, 1983; и др.).

Исследованиями по социальной психологии и по психологии труда занимаются также инженеры Центра НОТ Молдглавэнерго, имеющие специальное психологическое образование: Н.П. Золотова, В.И. Подшивалкина, Т.М. Кузьмина. Их проблематика: критерии психологического подбора на электроопасные специальности; критерии профессиональной пригодности оперативно-диспетчерского персонала; организация системы профессионального подбора оперативно-диспетчерского персонала (функционирующей в Молдглавэнерго с 1982 г.) и др. Результаты исследований опубликованы в виде тезисов сообщений на различных конференциях.

Таким образом, тематика исследований расширилась, появились новые для Молдавии отрасли психологии. Усилились прикладные аспекты исследований, их выход в практику.

Вместе с тем для научной работы психологов характерно многотемье, раздробленность научных сил, отсутствие крупных научных коллективов. И, как следствие, организационная разобщенность.

Психологи Молдавии в своей научной работе ориентируются как на главные научные центры страны (Москва, Ленинград, Киев), так и на научные центры своей республики, которым, однако, еще предстоит многое сделать, чтобы существенно повысилась их роль в «притяжении» научных сил.

В целом необходимо отметить рост квалификации психологов, повышение уровня научных исследований, усиление практической направленности и значимости их исследований.

 

Поступила в редакцию 11.V 1986 г.