Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

5

 

К 70-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОГО ОКТЯБРЯ

 

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ В ЛИТОВСКОЙ ССР

 

С.П. КРЯГЖДЕ

 

Заметно ускорившееся развитие психологической науки и практики в Литве за последнее двадцатилетие обусловлено рядом объективных и субъективных факторов. К ним относятся стремительный скачок вперед науки и культуры республики, заметный технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве. Интенсивный путь развития, на который стали промышленность и сельское хозяйство Литвы, породил заказы таким областям психологии, как психология труда и профессиональная ориентация. В связи со всеобщим средним образованием повысились требования к педагогическому мастерству педагогов всех уровней. Все более существенное значение в деле образования приобретают проблемы дошкольного воспитания. Повысилась роль изучения психологического климата, стиля руководства, проблемы преодоления конфликтов, психотерапии.

Возникшие объективные потребности в психологических исследованиях и прикладных подходах потребовали незамедлительного решения этих вопросов. В связи с чем в 1969 г. по инициативе А. Гучаса в Вильнюсском государственном университете им. В. Капсукаса началась подготовка психологов. К настоящему времени этим учебным заведением их выпущено около трехсот. Квалифицированные специалисты-психологи значительной своей частью включались в практическую работу на промышленных предприятиях, в медицинских учреждениях и в консультационных службах.

Выход психологии в практику не мог не отразиться и на исследованиях. Особенно тесную связь с практикой имели исследования, которые проводились по заказу соответствующих ведомств или производственных организаций. Решение практических задач, руководство зарождающейся прикладной психологией требовали от психологов, занимающихся исследовательской работой, более целенаправленного, системного и зачастую межпредметного подхода в изучении теоретических вопросов.

В последнее двадцатилетие не только увеличилось количество психологов, но и значительно улучшилось качество их работы, ощутимее стали ее результаты. Исследования стали более комплексными, усилился системный подход, увеличилась продуктивность. За указанный период было опубликовано около 30 монографий и тематических сборников, около 500 статей, более 20 учебных пособий.

Рамки статьи не позволяют дать подробную характеристику всех решаемых в республике вопросов, поэтому ограничимся изложением только главных проблем и идей, содержащихся в исследованиях литовских психологов, по основным отраслям психологической науки и практики.

 

*

 

Общая психология. В последние 15 лет в Вильнюсском государственном университете продолжались начатые ранее (под руководством А. Гучаса)

 

6

 

исследования познавательных процессов. Ключевое положение в этой тематике занимает проблема формирования образа на разных уровнях психического отражения.

В своих более ранних исследованиях (1958) А. Гучас показал, что последовательность перебора свойств заданного образа напоминает фазы микрогенеза перцептивных образов. Продолжение исследований фазности становления образов привело автора к заключению о возможности сопоставления формирования образа в микро- и онтогенезе (1972).

В экспериментах В. Мартишюса (1985) изучался порядок обработки глобальной и локальной информации в визуальных стимулах. Р. Кочюнас исследовал перцептивную асимметрию (1984). Т. Йовайша продолжил начатые Ю. Лапе еще в 60-е гг. исследования по осязательному восприятию. Психологическим проблемам восприятия пространства и времени посвящены также работы Т. Йовайши, Ю. Лапе (1985). А. Багдонас выдвигает и обосновывает гипотезу о полиморфности континуума субъективного времени (1985). Э. Римкуте и Н. Липейкайте исследовали (1982) влияние содержания образного материала на его запоминание. Эффективность воспроизведения изображенных в сюжетных рисунках объектов зависит не от их положения в изобразительном пространстве, а от понимания испытуемыми общего смысла картины, роли отдельных ее компонентов.

Университетские психологи исследовали и другие проблемы общей психологии: влияние временного и пространственного фактора на различительную чувствительность (Ю. Лапе), внимание (А. Багдонас, В. Чяпас), проявления центрации мышления (В. Навицкас), оптические иллюзии (В. Мартишюс) и т.д.

Продолжались исследования влияния целостных характеристик формы на восприятие и опознавание изображений (Э. Бартусявичюс, В. Ванагас, О. Гурчинене), по моделированию функций зрительного анализатора (Д. Кирвялис, В. Ванагас).

К наиболее весомым работам по общей психологии следует отнести докторскую диссертацию и монографию по психологии формирования многоязычия, выполненную в Шяуляйском педагогическом институте А. Яцикявичюсом (1970). Сотрудниками этого же института выполнены исследования по психологии эмоций. Й. Пацявичюс исследовал «Состояние индивидуально-типичных характеристик эмоциональности с особенностями саморегуляции деятельности» (1984) и доказал, что эмоционально отрицательному типу присуща более эффективная саморегуляция, чем эмоционально положительному, а также то, что оценка собственной деятельности тесно связана с эмоциональными свойствами человека. А. Кепалайте проанализировала связи между знаком эмоциональности и свойствами интеллекта в аспекте функциональной асимметрии (1982).

Вопросам возрастной и педагогической психологии посвящены исследования психологов, работающих в Научно-исследовательском институте педагогики Минпроса Литовской ССР. В большом цикле публикаций Р. Аугиса (1984 и др.), изучающего особенности волевой регуляции младших школьников в условиях психологической напряженности, выявлена связь между уровнем напряженности и редукцией ее психологических механизмов (низкому уровню психической напряженности соответствует ее волевая редукция, высокому — индукция при помощи механизмов импульсивной активности и защиты). Г. Хоментаускас (1983 и др.) отражает исследования межличностных отношений в диагностическом рисунке семьи. Установлены психологические закономерности отношения ребенка с конкретным человеком. А. Валантинасом выявлена связь формирования эмпатии и усвоения нравственных норм, а также изучена роль стиля воспитания в семье в формировании эмпатических переживаний детей. Вопросы мышления учащихся исследуют В. Йонинене (выявлены стадии образного мышления младших школьников и особенности перехода к понятийному мышлению, 1984) и О. Монкявичене (раскрыты

 

7

 

закономерности замедлившегося развития мышления подростков, выработана методика его диагностики и представлены рекомендации для его коррекции (1985 и др.). Исследования Г. Навайтиса посвящены вопросам подготовки учащихся к семейной жизни (1981, 1983, 1985 и др.).

Исследования на кафедре психологии ВГПИ ведутся в тесном сочетании планов общей, возрастной и педагогической психологии, теоретического, экспериментального и прикладного аспектов исследований. Это отражено в разработке проблемы развития познавательных процессов: исследуются их общие механизмы, возрастная динамика (в детском, подростковом и юношеском возрастах) и оптимальные педагогические условия их развития.

Последние 20 лет (1966—1986) исследования по этой проблеме делятся на два этапа: 1-й этап (первое десятилетие) — исследования развития отдельных познавательных процессов и их компонентов (М. Гарбачяускене, А. Кульвичене, В. Дзикарене, А. Пенкаускас, А. Джевечка); 2-й этап (второе десятилетие) —: исследования их целостных характеристик и общих закономерностей развития (М. Гарбачяускенене, Б. Григайте, В. Йонинене, А. Кульвичене, В. Дзикарене).

На кафедре психологии Вильнюсского государственного университета ряд работ посвящен детской педагогической психологии. В книге «Детская психология» (1981), например, А. Гучас на основе собственных наблюдений и экспериментов, а также на основе литературных данных излагает развитие психических процессов, генетическую последовательность перехода с одной фазы развития на другую. Представлен богатый материал о развитии речи дошкольника (словарный состав, грамматические формы и др.). Например, показано, что, подражая сложным грамматическим формам речи взрослого, ребенок вместе с тем усваивает и развивает более сложные формы мышления. На статистически обработанных данных наблюдения в книге показана роль родителей и учителя в становлении личности учащегося.

Большое внимание уделяется возможностям диагностики и формирования общих и специальных способностей школьников и студентов. Предположения Г. Микшите (Буткене) (1974) о существовании значимой взаимосвязи между склонностями старшеклассника к определенной области науки и определенным отношением в развитии его специальных способностей неоднократно (1976, 1979) подтверждены его экспериментальным исследованием (испытуемые — учащиеся с ограниченной сенсорикой, а также студенты). В них показано, как конкретно, используя графически построенные профили специальных способностей, можно применять методику Р. Амтгауера в целях профконсультации и профориентации (1987). Г. Буткене, Р. Ягутите, Д. Гракаускайте и др. (1978—1985 гг.) проведено лонгитюдное экспериментальное исследование интеллектуальной активности учащихся всех возрастных групп и ее динамики. Установлено, что это свойство (интеллектуальная активность) мало прогрессирует: чаще всего оно остается постоянным (43%) или понижается (35 %). Это говорит о том, что, школьное обучение (до реформы школы) мало содействовало формированию интеллектуальной активности учащихся.

Низкая интеллектуальная активность учащихся, в свою очередь, усложняет успешное применение активных методов обучения. Среди причин низкой мотивации учения и низкой интеллектуальной активности Г. Буткене выделяет неадекватное оценивание знаний и способностей школьников (1983).

Психологи ВГУ исследуют проблемы воспитания личности школьников и студентов. Проводится исследование по вопросам диагностики и особенностей самооценки (З. Василяускайте, 1984; Й. Грудзинскас, 1986; А. Валицкас, 1986). Ведутся исследования каузальной атрибуции (А. Суславичюс, 1984). Исследуется атрибуция успеха — неудачи. Специальные исследования каузальной атрибуции проводятся на учащихся-правонарушителях (А. Суславичюс, 1986). Начата экспериментально-исследовательская работа с помощью

 

8

 

оригинальных методик Р. Хоментаускене. Она посвящена выяснению особенностей отношения ребенка с родителями (1982). Р. Хоментаускене решает проблему диагностики гиперактивности детей с учетом оценки ребенком семейных отношений (1986).

Исследовательская работа Е. Ванагене касается вопросов трудового обучения. Изучается рабочая поза человека во взаимосвязи с характером деятельности и утомляемостью (1981, 1985).

На кафедре психологии ВГУ стандартизированы и адаптированы некоторые психодиагностические методики для оценивания личностных особенностей и отдельных способностей детей. Под руководством А. Пошкене адаптирована методика (тест БюлерГетзер) для установления психического развития младенцев и детей трехлетнего возраста, методика Векслера для детей дошкольного возраста (Хунт и Ужугирене).

Установлены (Е. Римкуте и Д. Гегжнене, 1983) новые нормы теста Равена для всех возрастных групп с 6 до 18 лет. Под руководством Е. Римкуте идет работа по адаптации теста творческих способностей Торренса и теста интеллектуальных способностей. Адаптируются методика Айзенка для установления определенных личностных особенностей и графологический тест для общего оценивания личности. Составлены нормы вербальных ассоциаций старшеклассников по списку KentRozanot (E. Римкуте и И. Вайшвилайте). Начата стандартизация методики Н-Т-Р для детей и взрослых (Д. Гайлене, Е. Римкуте).

Сотрудниками лаборатории специальной психологии ВГУ создана комплексная методика для выявления детей-дизлектиков в литовской популяции. Создан тест диагностики эффективности чтения (ТОЭЧ-1), определены нормы чтения учеников и студентов (А. Багдонас, В. Чепанските, 1986).

Подготовлены и стандартизированы методики для изучения объема краткосрочной памяти (А. Багдонас, Д. Бикульчюте, 1987), литовский вариант теста переключения внимания, методика определения интернальности-экстернальности (шкала У-Е) и др.

В Шяуляйском педагогическом институте исследовались особенности восприятия рисунка (И. Сабене), процесс формирования профессиональной направленности студенток факультета дошкольной педагогики и психологии (С. Гудялис, 1980). В настоящее время кафедра работает над комплексной межкафедральной темой «Дифференциация обучения в начальных классах».

Начало и дальнейшее развитие инженерной психологии и психологии труда связаны с кафедрой психологии Вильнюсского государственного университета. Первую кандидатскую диссертацию под руководством А. Гучаса защитил А. Пянкаускас (1965). В ней изложены результаты изучения эффективности восприятия зрительных раздражителей в зависимости от плотности их расположения на панели. В дальнейшем Э. Римкуте исследовала психологические закономерности перцептивного визуального поиска (1968, 1972). Результаты исследования имеют значение для конструирования сложных пультов управления. Т. Иовайша и. Г. Маляцкас исследовали деятельность пилота спортивного планера. Рекомендации авторов учтены при конструировании кабины планера.

Исследовались вопросы применения функциональной музыки на производстве (К. Зельчюте, Г. Шалавеювене), вопросы оборудования и эффективности кабинетов релаксации на предприятиях различного профиля (Й. Грудзинскас, А. Багдонас, А. Алексене).

Ю. Лапе разработал методические принципы для изучения профессий в целях составления профессиограмм. Им подготовлен и издан оригинальный учебник психологии труда (1981).

Следует особо отметить, что значительная часть психологов, выпускников Вильнюсского университета (больше 100 человек), работают на промышленных предприятиях, выполняя функции исследователей и профессиональных консультантов. Они проводят работу по профессиональной ориентации, исследованию профессиональной пригодности,

 

9

 

работу по организации адаптации кадров и участвуют в проблемах улучшения психологического микроклимата, межличностных отношений, стиля руководства, режима труда, оборудования рабочих мест и др. Все они объединены в отделении промышленной психологии в рамках Общества психологов, которое организует обмен опытом, создает условия для повышения психологической квалификации.

Психологические проблемы профессиональной ориентации. Уже первые исследования по профессиональной ориентации, которые начались в 70-е гг., имели межпредметный системный характер и были тесно связаны с практикой. Исследования координировались организованным в 1968 г. Институтом профессиональной ориентации (НПО) при Министерстве высшего и среднего специального образования Литовской ССР на общественных началах. Кроме социологических, экономических, педагогических и медицинских проблем профессиональной ориентации в тесном контакте изучались также ее социально-психологические, психофизиологические и педагогические проблемы. Были изучены спрос и предложение на различные массовые профессии, одновременно фиксировалась их динамика. Рекомендации, составленные на основании этих исследований предоставлялись штатным профориентационным службам — городским и районным профориентационным кабинетам, ответственным представителям средств массовых коммуникаций и профориентационным кабинетам средних общеобразовательных и различного ранга профессиональных школ, работающим на общественных началах. Одновременно велось изучение эффекта внедряемых рекомендаций. На базе критического анализа национальных профориентационных систем и их психологических основ были созданы республиканские профориентационные системы средних общеобразовательных и высших школ. Их обоснование представлено в докторской диссертации и монографиях Л. Йовайши (1970, 1975, 1981). Главными принципами указанных профориентационных систем являются их перманентный и формирующий характер. Психологические механизмы спонтанного и целенаправленного формирования профессиональной направленности (подростков и старших школьников, студентов, рабочих, учителей) представлены в докторской диссертации и монографии С. Крягжде (1981). Сущность данных механизмов раскрывается в представленной автором инструментальной концепции формирования профессиональной направленности. Направленность начинается с ситуационной увлеченности. В дальнейшем она переходит в деятельное состояние, поддерживающееся внутренней, мало осознанной, в основном эмоциональной, стимуляцией, и на завершающемся этапе становится глубоко интегрированным личностным свойством, стимуляция которого в основном определяется ценностными ориентациями личности. Указанные внутренние состояния (уровни профессиональной направленности) предполагают соответствующую внешнюю стимуляцию. На базе вышеуказанной инструментальной концепции были выявлены характеристики уровней профессиональной направленности и психологические механизмы их дальнейшего формирования у старших школьников (Г. Холопова, 1974), у молодых рабочих (Й. Чябялис, 1983), у учащихся ПТУ (В. Римкявичене, 1985). На базе той же концепции разрабатываются психологические основы профориентационного собеседования с поступающими в педвузы, а также изучается дальнейшая оптимальная адаптация уже зачисленных в вуз студентов в исследованиях Р. Кабашинскене, А. Крягжде (1985, 1986), изучается адаптация молодых людей в условиях школы (Ю. Навайтене и Л. Куткене).

Психологи кафедр Вильнюсского госпединститута и госуниверситета являются инициаторами и главными организаторами профориентационных служб как в своих вузах, так и (через институт профессиональной ориентации) в других вузах и средних специальных учебных заведениях республики. Они активно помогают разработанными методическими рекомендациями,

 

10

 

подготовкой и переподготовкой кадров профориентационным службам СПТУ и средних общеобразовательных школ. Научные и практические достижения систематически обобщаются на тематических научных и научно-методических конференциях.

В ведущихся исследованиях, запланированных на двенадцатую пятилетку, главное внимание уделено разработке активных методов формирования профессиональной направленности и других профессиональных качеств, существенных для отбора, адаптации.

Медицинская психология. Она представлена исследованиями лаборатории медицинской психологии и социологических исследований НИИ физиологии и патологии сердечно-сосудистой системы им. З. Янушкевичюса Минздрава Литовской ССР, основанной в 1973 г. с целью изучения психологических аспектов профилактики ишемической болезни сердца (зав. лабораторией А. Гоштаутас). Лаборатория участвовала в разработке и выполнении научно-исследовательских программ по профилактике ишемической болезни сердца и других хронических неинфекционных болезней. Работы лаборатории внедрены в практическое здравоохранение Литовской ССР в системе профилактики ишемической болезни сердца и реабилитации больных инфарктом миокарда.

В настоящей пятилетке лабораторией выполняется тема по изучению личностных отношений населения к здоровью, профилактике, к прекращению курения, употреблению алкоголя и другим вредным привычкам, связанным со стилем жизни, а также по изучению психо-коррекционных методов в системе профилактики основных хронических неинфекционных болезней и всеобщей диспансеризации населения.

В республике расширяются научные медико-психологические разработки. Можно отметить работы в области психологических особенностей кардиологических и кардиохирургических больных, а также психологических основ реабилитации этих больных (А. Гоштаутас, М. Ругявичюс, А. Кучинскас, Е. Лауринайтис и др.), исследования динамики мыслительных процессов при шизофрении (Д. Гайлене), психологических проблем семьи и молодежи (Г. Навайтис, Г. Хоментаускас, Р. Жяльвис). Психологами республики начаты исследования психологических аспектов ревматических болезней (Р. Кочюнас, Р. Беляускайте, Р. Саргаутите), исследования по психосоматическим соотношениям.

Заметно развивается медико-психологическая служба в республике. Она является наиболее организованной и развитой частью общей психологической службы. Практическое сотрудничество врачей и психологов началось после первого выпуска психологов Вильнюсским университетом (1974). Сначала они работали только в психиатрических учреждениях, позже их стали привлекать к работе и с другими больными. В настоящее время в психиатрических и соматических больницах и клиниках, а также в поликлиниках республики работает около 80 квалифицированных медицинских психологов. Около 30 медицинских психологов наряду с психологическим образованием получили специальную психотерапевтическую квалификацию в системе институтов усовершенствования врачей.

Важной частью медико-психологической службы в республике являются кабинеты семейной консультации, действующие во всех больших городах республики.

В 1983 г. при Вильнюсской республиканской психоневрологической больнице организована анонимная психолого-психотерапевтическая консультация («Телефон доверия»). Наряду с краткосрочной психологической помощью по телефону (свыше 3000 консультаций в год) здесь организуются специальные группы, в которых предоставляется психологическая помощь людям, нуждающимся в более длительной коррекции психического состояния.

С 1979 г. стали ежегодными семинары медицинских психологов. С 1983 г. после учреждения секции медицинских психологов Литовского отделения Общества психологов СССР они организуются этой секцией совместно с Министерством

 

11

 

здравоохранения. Основные цели семинаров: 1) углубление теоретической подготовки в области медицинской психологии и психотерапии; 2) ознакомление с различными техническими приемами психотерапевтического воздействия, приобретение практических навыков психологического консультирования в разных областях; 3) коррекция некоторых личностных особенностей и стереотипов межличностных отношений психологов с целью улучшения их профессиональной компетенции.

В Литовской ССР ведется большая психопрофилактическая работа. В рамках общества «Знание» квалифицированные психологи читают лекции по предупреждению невротических расстройств, по психологии кризисных ситуаций, психологическим проблемам семейных отношений. Ведется большая работа по обучению населения методикам аутогенной тренировки. Ежегодно в газетах и журналах республики появляется несколько десятков статей, распространяющих психологические и психогигиенические знания среди населения.

Специальная психология. Психологические исследования аномальных людей сконцентрированы в отраслевой научно-исследовательской лаборатории специальной психологии (создана в 1973 г.), финансируемой Литовским обществом слепых (ЛОС), в Вильнюсском университете.

Проведено большое количество исследований познавательных процессов слепых и слабовидящих (а также глухих и умственно отсталых). Выявлена роль внимания в компенсации как частичных нарушений, так и полной потери зрения (А. Багдонас, Г. Гинтелене).

Серия работ посвящена изучению личности и эмоциональной сферы инвалидов по зрению (А. Суславичюс, А. Багдонас, Ж. Биеляускас, Р. Пранскявичюте, Р. Бандзявичене).

Разработана комплексная методика выявления психологических особенностей плохо и хорошо читающих учеников. В лаборатории созданы и стандартизированы методики изучения переключения внимания, объема краткосрочной памяти, экстернальности-интернальности, диагностики эффективности чтения (ТДЭЧ-1).

Большая доля проводимых лабораторией работ приходится на прикладные исследования. Изучались особенности трудовой деятельности лиц с нарушенным зрением. Были предложены: объективный показатель оценки монотонности труда (А. Багдонас с соавт., 1977), комплекс мероприятий по борьбе с монотонностью, рекомендации по организации отдыха, а также по устройству комнат активного и пассивного отдыха на учебно-производственных комбинатах ЛОС. В лабораторию входят несколько кабинетов профессиональной ориентации и психологической консультации, созданных при всех УПК ЛОС. Назначение кабинетов состоит в оказании психологической помощи новоослепшим и теряющим зрение; исследовании и контроле психологического микроклимата в первичных коллективах; консультировании руководителей по вопросам управления и организации труда; консультировании по личным вопросам и психокоррекции; просветительной работе и повышении психологической культуры.

Совместно с другими службами ЛОС лаборатория создала и с 1979 г. внедрила систему аттестации рабочих мест и рациональности трудоустройства инвалидов по зрению (А. Багдонас, Т. Йовайша, Г. Гинтилене).

Ежегодно (начиная с 1977 г.) в издательстве Общества выходит сборник научно-исследовательских работ, проведенных лабораторией.

Другим центром, в котором ведутся исследования по специальной психологии, является Шяуляйский педагогический институт. В нем также готовятся кадры дефектологов для всей республики. Его сотрудники Э. Пуошлене (Замбацевичене), Р. Каффеманас и Юодрайтис изучали вопросы специальных способностей и особенности психических процессов умственно отсталых учащихся. А. Алишаускас обобщил особенности памяти глухих. Г. Морозова изучала особенности восприятия слабовидящих, глухих и умственно отсталых учащихся. В. Зайкаускас исследовал

 

12

 

особенности воображения слепых. Долголетние исследования мышления и деятельности олигофренов отражены в многочисленных публикациях В. Карвялиса. При кафедре дефектологии с 1970 г. действует ведомственная лаборатория научных исследований по специальной педагогике, в которой изучается значительная часть вышеупомянутых проблем психологии.

Психология спорта. Многолетние исследования мотивации спортивной деятельности велись Ю. Палаймой (Литовский институт физической культуры в г. Каунасе). Особое внимание было сосредоточено на мотивах состязаний: выявлено их многообразие, установлены группы, раскрыта иерархическая структура мотивов спортсмена. По особенностям мотивов установлены типы спортсмена: коллективиста и индивидуалиста. Впервые в советской психологии спорта Ю. Палайма начал исследовать наиболее характерную и значимую социогенетическую потребность добиваться наивысшего результата. При помощи модифицированных и собственных методик (ТАТ, различные вопросники и др.) делались попытки выявить различия свойств личности у представителей различных видов спорта, роль спортивного мастерства и мотивации в проявлении активности во время состязаний. Ю. Палаймой были созданы оригинальные методики для выявления сравнительной силы морального мотива, уровня притязаний, боеспособность при победе и поражении во время состязаний с целью выделить соответствующие типы. Результаты исследований Ю. Палаймы отражены в многочисленных публикациях как в нашей стране, так и за рубежом. Автор упомянутых исследований по хоздоговору провел исследования личности баскетболистов каунасской команды «Жальгирис» и представил рекомендации тренерам.

 

*

 

Представленный обзор развития психологических исследований в Литовской ССР позволяет оценить их как достаточно плодотворные, особенно если учесть широкое внедрение результатов в практику (производственную, медицинскую, педагогическую). Тем самым создаются перспективные предпосылки дальнейшей интенсификации и экстенсификации психологических исследований и практики, которые должны внести в период перестройки серьезный вклад в народное хозяйство республики, в организацию производственных и личных взаимоотношений, здорового образа жизни, повышения эффективности материального производства и духовного творчества, улучшения процессов воспитания и обучения во всех звеньях и на всех его этапах.

 

Поступила в редакцию 15.Х 1986 г.