Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

186

 

К ИТОГАМ ВСЕСОЮЗНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ И ТВОРЧЕСТВА УЧИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

 

А.Б. ОРЛОВ, В.Г. ЩУР

Москва

 

18—19 декабря 1986 г. в Москве состоялась организованная Министерством просвещения СССР и АПН СССР Всесоюзная научно-практическая конференция «Развитие инициативы и творчества учителей в условиях реформы общеобразовательной школы». Главной задачей конференции было подведение итогов развернувшейся по всей стране дискуссии по проблемам анализа, обобщения и распространения передового и новаторского опыта учителей.

Как известно, данная дискуссия была порождена двумя обстоятельствами. С одной стороны, реализация принятой XXVII съездом стратегической линии партии на ускорение социально-экономического развития страны и проведение в жизнь установок на смелый и критический анализ проблем и препятствий в деле ускорения выявили множество нерешенных проблем в области образования. Несмотря на более чем двухлетний период осуществления реформы общеобразовательной школы положение дел в массовой школе все еще остается фактически без изменений, что порождает неудовлетворенность и разочарование школьной перестройкой в широких учительских массах. Отсутствие реальных изменений в работе школы, четких разъяснений и директив со стороны руководящих органов народного образования дезорганизует рядового учителя. С другой стороны, движение учителей-новаторов, усиленно поддерживаемое средствами массовой информации, несет в учительскую массу оригинальные методы организации обучения и воспитания. Вместе с тем новаторский опыт все еще в недостаточной степени проанализирован и изучен (прежде всего с точки зрения его отдаленных последствий для развития учащихся, системы народного образования и социально-экономического развития страны в целом), чтобы рекомендовать его к массовому распространению и повсеместному использованию. Таким образом, сложилось и существует в настоящее время объективное противоречие между апробированной (но неудовлетворительной в современных условиях) традиционной практикой школьного образования и не апробированной в достаточной степени (но обнаруживающей высокую эффективность новаторской практикой обучения и воспитания школьников.

В ходе развернувшейся в последнее время на экранах телевизоров, на страницах газет и журналов дискуссии о судьбах школьной реформы, о путях дальнейшего развития среднего образования в нашей стране выдвигались многочисленные и разнообразные «за» и «против» как традиционной, так и новаторской практики обучения и воспитания. Всесоюзная конференция «Развитие инициативы и творчества учителей в условиях реформы общеобразовательной школы» была призвана сконцентрировать обсуждение на наиболее важных, приоритетных направлениях и подвести некоторый итог (пусть предварительный и промежуточный) всесоюзной дискуссии.

Анализ четырех основных докладов и более чем 30 выступлений участников конференции, а также нескольких десятков фиксированных выступлений в прениях показывает, что работа конференции осуществлялась по трем взаимосвязанным направлениям. 1) Анализ передового и новаторского опыта: материалы докладов и выступлений В.Д. Шадрикова, Ю.К. Бабанского, З.А. Мальковой, В.М. Монахова, М.П. Щетинина, Я.С. Турбовского, Л.М. Фридмана и др. 2) Обобщение передового новаторского опыта: материалы докладов и выступлений Н.Н. Захаровой, А.А. Захаренко, В.Ф. Шаталова, В.А. Караковского, И.П. Волкова, С.Н. Лысенковой, Е.Н. Ильина и др. 3) Распространение передового и новаторского опыта: материалы докладов и выступлений В.С. Хелемендика, Д.Д. Зуева, В.Ф. Матвеева, Т.М. Афанасьевой, Н.П. Гузика и др.

Каковы же общие итоги конференции? Прежде всего конференция отразила объективно существующие противоречия между традиционной и новаторской практикой. Это противоречие осознавалось участниками в разнообразных формах. Как антитезы наука — практика, теория — эмпирия, авторитаризм — гуманизм, старая педагогика — новая педагогика, и даже как большая работа многомиллионной армии советских учителей — конъюнктурная компания группы карьеристов от педагогики.

 

187

 

Во-вторых, конференция, хотя и не разрешила данного противоречия, но еще четче обозначила его и дала своей работой общую положительную оценку передовому и новаторскому движению учителей

В-третьих, конференция показала, что магистральная линия развития педагогической науки и практики в области среднего образования — воспитывающее обучение: обучение учащихся совокупности знаний, умений и навыков, долгое время рассматривавшееся в системе народного образования в качестве конечной цели, в современных условиях может существовать лишь как средство воспитания гармонично развитой личности ребенка. Все, что в традиционном обучении мешает достижению этой цели, должно быть незамедлительно перестроено.

В-четвертых, конференция показала, что основная область научных разработок педагогики и психологии должна быть смещена с формулирования общих теоретических положений (принципов, закономерностей, компонентов и т.п.) на операционализацию наработанного теоретического знания. Педагогика и педагогическая психология должны быть практическими науками, системами эффективных практических средств, способов, методов и приемов воспитывающего обучения.

И, наконец, в-пятых, конференция достаточно единодушно продемонстрировала, что лишь совместные усилия всех заинтересованных сторон могут обеспечить равноправный союз науки и практики, традиций и новаций, так, чтобы педагог-практик мог использовать научную педагогику и психологию.

Резюмируя, можно сказать так: конференция привела к более четкому обозначению всех существующих в настоящее время позиций и благодаря этому дала косвенные ответы на вопросы об основном противоречии современной ситуации в области школьного образования, об общей социальной оценке движения учителей-новаторов, о главной цели современного среднего образования, о наиболее продуктивных, перспективных линиях развития психолого-педагогической науки и о необходимости союза педагогической науки и практики.