186
К ИТОГАМ ВСЕСОЮЗНОЙ
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ И ТВОРЧЕСТВА УЧИТЕЛЕЙ В
УСЛОВИЯХ РЕФОРМЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ»
А.Б. ОРЛОВ, В.Г. ЩУР
Москва
18—19 декабря 1986 г. в Москве состоялась
организованная Министерством просвещения СССР и АПН СССР Всесоюзная
научно-практическая конференция «Развитие инициативы и творчества учителей в
условиях реформы общеобразовательной школы». Главной задачей конференции было
подведение итогов развернувшейся по всей стране дискуссии по проблемам анализа,
обобщения и распространения передового и новаторского опыта учителей.
Как известно, данная
дискуссия была порождена двумя обстоятельствами. С одной стороны, реализация
принятой XXVII съездом стратегической линии партии на ускорение
социально-экономического развития страны и проведение в жизнь установок на
смелый и критический анализ проблем и препятствий в деле ускорения выявили
множество нерешенных проблем в области образования. Несмотря на более чем
двухлетний период осуществления реформы общеобразовательной школы положение дел
в массовой школе все еще остается фактически без изменений, что порождает
неудовлетворенность и разочарование школьной перестройкой в широких учительских
массах. Отсутствие реальных изменений в работе школы, четких разъяснений и
директив со стороны руководящих органов народного образования дезорганизует
рядового учителя. С другой стороны, движение учителей-новаторов, усиленно
поддерживаемое средствами массовой информации, несет в учительскую массу
оригинальные методы организации обучения и воспитания. Вместе с тем новаторский
опыт все еще в недостаточной степени проанализирован и изучен (прежде всего с точки зрения его отдаленных последствий для развития
учащихся, системы народного образования и социально-экономического развития
страны в целом), чтобы рекомендовать его к массовому распространению и
повсеместному использованию. Таким образом, сложилось и
существует в настоящее время объективное противоречие между апробированной (но
неудовлетворительной в современных условиях) традиционной практикой школьного
образования и не апробированной в достаточной степени (но обнаруживающей
высокую эффективность новаторской практикой обучения и воспитания школьников.
В ходе
развернувшейся в последнее время на экранах телевизоров, на страницах газет и
журналов дискуссии о судьбах школьной реформы, о путях дальнейшего развития
среднего образования в нашей стране выдвигались многочисленные и разнообразные
«за» и «против» как традиционной, так и новаторской практики обучения и
воспитания.
Всесоюзная конференция «Развитие инициативы и творчества учителей в условиях
реформы общеобразовательной школы» была призвана сконцентрировать обсуждение на
наиболее важных, приоритетных направлениях и подвести некоторый итог (пусть
предварительный и промежуточный) всесоюзной дискуссии.
Анализ
четырех основных докладов и более чем 30 выступлений участников конференции, а
также нескольких десятков фиксированных выступлений в прениях показывает, что
работа конференции осуществлялась по трем взаимосвязанным направлениям. 1) Анализ
передового и новаторского опыта: материалы докладов и выступлений В.Д. Шадрикова, Ю.К. Бабанского, З.А.
Мальковой, В.М. Монахова, М.П. Щетинина, Я.С. Турбовского, Л.М. Фридмана и др. 2) Обобщение
передового новаторского опыта: материалы докладов и выступлений Н.Н.
Захаровой, А.А. Захаренко, В.Ф. Шаталова, В.А. Караковского, И.П. Волкова, С.Н. Лысенковой,
Е.Н. Ильина и др. 3) Распространение передового и новаторского
опыта: материалы докладов и выступлений В.С. Хелемендика,
Д.Д. Зуева, В.Ф. Матвеева, Т.М. Афанасьевой, Н.П. Гузика
и др.
Каковы же общие итоги
конференции? Прежде всего конференция отразила
объективно существующие противоречия между традиционной и новаторской
практикой. Это противоречие осознавалось участниками в разнообразных формах.
Как антитезы наука — практика, теория — эмпирия, авторитаризм — гуманизм,
старая педагогика — новая педагогика, и даже как большая работа многомиллионной
армии советских учителей — конъюнктурная компания группы карьеристов от
педагогики.
187
Во-вторых, конференция, хотя
и не разрешила данного противоречия, но еще четче обозначила его и дала своей
работой общую положительную оценку передовому и новаторскому движению учителей
В-третьих, конференция
показала, что магистральная линия развития педагогической науки и практики в
области среднего образования — воспитывающее обучение: обучение учащихся
совокупности знаний, умений и навыков, долгое время
рассматривавшееся в системе народного образования в качестве конечной цели, в
современных условиях может существовать лишь как средство воспитания гармонично
развитой личности ребенка. Все, что в традиционном обучении мешает достижению
этой цели, должно быть незамедлительно перестроено.
В-четвертых, конференция
показала, что основная область научных разработок педагогики и психологии
должна быть смещена с формулирования общих теоретических положений (принципов,
закономерностей, компонентов и т.п.) на операционализацию
наработанного теоретического знания. Педагогика и педагогическая психология
должны быть практическими науками, системами эффективных практических средств,
способов, методов и приемов воспитывающего обучения.
И, наконец, в-пятых,
конференция достаточно единодушно продемонстрировала, что лишь совместные
усилия всех заинтересованных сторон могут обеспечить равноправный союз науки и
практики, традиций и новаций, так, чтобы педагог-практик мог использовать
научную педагогику и психологию.
Резюмируя,
можно сказать так: конференция привела к более четкому обозначению всех
существующих в настоящее время позиций и благодаря этому дала косвенные ответы
на вопросы об основном противоречии современной ситуации в области школьного
образования, об общей социальной оценке движения учителей-новаторов, о главной
цели современного среднего образования, о наиболее продуктивных, перспективных
линиях развития психолого-педагогической науки и о необходимости союза
педагогической науки и практики.