175
ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ
Н. М. КОРЯК, |
Л. А. ПЕТРОВСКАЯ |
Новосибирск |
Москва |
Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое
обучение. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. 168 с.
Активное социально-психологическое
обучение — новая быстроразвивающаяся область практической психологии.
Актуальность разработки и внедрения различных форм такого обучения тесно
связана с происходящими в последнее время изменениями в общественной практике —
прежде всего с возрастанием роли человеческого фактора и, соответственно,
усилением значимости компетентного общения. Рецензируемая работа Ю.Н.
Емельянова — одна из немногих в отечественной психологии монографий,
посвященных указанной проблематике. Автору удалось синтезировать
теоретико-методологический и эмпирический материалы, относящиеся к практике
применения активных групповых методов социально-психологической подготовки.
Этой цели служат анализ современного состояния рассматриваемой области и
осмысление накопленного автором собственного опыта практической групповой
работы. В книге обсуждается широкий круг вопросов, существенных для развития
новой области, причем некоторые из них поставлены в отечественной
психологической литературе впервые (например, о роли невербальных средств
общения в развитии коммуникативной компетентности, о подготовке
психологов-инструкторов активного социально-психологического обучения и т.д.).
В изложении удачно использован богатый иллюстративный материал.
В первой главе описана
история возникновения и развития лабораторных средств обучения общению (методов
групповой дискуссии, игровых методов и тренинга сензитивности) в контексте тех
или иных психологических представлений. Приведенная классификация методов
вызывает сомнение с точки зрения выбранного автором основания. Дело в том, что
тренинг сензитивности как форма групповой работы является по существу особой
разновидностью дискуссии и может включать ролевые игры определенной
направленности. Поэтому вряд ли целесообразно выделение указанного метода
наряду с групповой дискуссией и игрой.
Оценивая результативность
активных групповых методов, автор дает развернутую критику двух основных
методологических подходов к обучению общению. «Оба подхода — как поведенческий,
направленный на дрессуру социальных умений, так и личностно-развивающий со
свойственными ему гуманистическими декларациями — обнаруживают,— утверждает
автор,—необоснованный оптимизм в решении такой многофакторной проблемы, какой
является оптимизация человеческого общения.
176
Социально-психологическое обучение — сложнейшая
задача, и любые педагогические притязания, чтобы быть реалистичными, должны
быть более скромными» (с. 54)
Свой подход к определению
целей и задач активного социально-психологического обучения автор определяет
как альтернативный двум описанными выше. «Ключевые способы повышения
коммуникативной компетентности,— пишет он,— нужно искать не в шлифовке
поведенческих умений и не в рискованных попытках личностной реконструкции, а на
путях активного осознания индивидом естественных межличностных ситуаций и
самого себя как участника этих деятельностных ситуаций, на путях развития
социально-психологического воображения, позволяющего видеть мир с точки зрения
других людей» (с. 56). Вместе с тем, несмотря на полное отмежевание от личностно-развивающего
подхода, Ю.Н. Емельянову не удалось обойтись без категории личностного развития
при описании эффектов тренинга. И это не случайно. На наш взгляд,
реалистичность в оценке возможностей методов активной социально-психологической
подготовки, к которой призывает автор, заключается не в полном отказе от
постановки задач на личностное развитие, а в теоретическом осмыслении как
возможностей, так и границ развивающего воздействия этих методов на личность.
Такая позиция в данном вопросе представляется более продуктивной.
Во второй главе представлены
теоретические предпосылки разработки методов повышения коммуникативной
компетентности. Ю.Н. Емельянов ввел и обосновал ряд новых понятий, среди них —
понятие межличностной ситуации. Он выделяет девять ее параметров, рефлексивный
анализ и оценка которых позволяют увидеть ситуацию как бы изнутри, с позиции ее
участника, а не стороннего наблюдателя Обучение участников тренинга анализу их
личного участия и вклада в межличностные ситуации, возникающие в группе,— одна
из наиболее важных и сложных задач Предложенная схема анализа ситуации может
служить одним из методических средств, облегчающих решение данной задачи.
В целом опыт автора по
осмыслению понятийного аппарата этой области обнаруживает, что здесь пока не
достигнута достаточная четкость (например, в определении базовой категории
«коммуникативная компетентность»), не всегда прослежена взаимосвязь понятий
(например, коммуникативной компетентности и социального интеллекта). Развитие
новой области, естественно, предполагает введение новых терминов, и автор
проделал большую и нужную работу по составлению словаря этих терминов. Однако,
несмотря на доходчивость изложения, в целом остается впечатление
перегруженности книги излишне усложненными терминами, оборотами,
аббревиатурами.
Особый интерес представляют
три последующие главы книги, где описывается разработанная автором новая
организационно-дидактическая форма — учебно-тренировочная группа и приводятся
элементы программ обучения, предназначенных для подготовки руководителей
трудовых коллективов и инструкторов учебно-тренировочных групп широкого
профиля. Ю.Н. Емельянов формулирует принцип строгого соответствия результатов
обучающего воздействия тем требованиям, которые предъявляются к кадрам
специалистов того или иного профиля и уровня. На наш взгляд, многие неудачи
применения активной социально-психологической подготовки вызваны игнорированием
этого принципа. Созданные автором программы социально-психологического обучения
руководителей и подготовки инструкторов являются удачным примером реализации
данного принципа на практике.
Рецензируемая работа,
несомненно, углубляет представления об активном социально-психологическом
обучении и заслуживает внимания широкого круга специалистов, включая
психотерапевтов и педагогов. Психологов, работающих в области активных методов
социально-психологической подготовки, книга Ю.Н. Емельянова подводит к
следующему этапу в осмыслении проблем этой области — поиску ответа на вопрос
«почему», т.е. анализу механизмов психологического воздействия групповой
работы.