Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

175

 

ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ

 

Н. М. КОРЯК,

Л. А. ПЕТРОВСКАЯ

Новосибирск

Москва

 

Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. 168 с.

 

Активное социально-психологическое обучение — новая быстроразвивающаяся область практической психологии. Актуальность разработки и внедрения различных форм такого обучения тесно связана с происходящими в последнее время изменениями в общественной практике — прежде всего с возрастанием роли человеческого фактора и, соответственно, усилением значимости компетентного общения. Рецензируемая работа Ю.Н. Емельянова — одна из немногих в отечественной психологии монографий, посвященных указанной проблематике. Автору удалось синтезировать теоретико-методологический и эмпирический материалы, относящиеся к практике применения активных групповых методов социально-психологической подготовки. Этой цели служат анализ современного состояния рассматриваемой области и осмысление накопленного автором собственного опыта практической групповой работы. В книге обсуждается широкий круг вопросов, существенных для развития новой области, причем некоторые из них поставлены в отечественной психологической литературе впервые (например, о роли невербальных средств общения в развитии коммуникативной компетентности, о подготовке психологов-инструкторов активного социально-психологического обучения и т.д.). В изложении удачно использован богатый иллюстративный материал.

В первой главе описана история возникновения и развития лабораторных средств обучения общению (методов групповой дискуссии, игровых методов и тренинга сензитивности) в контексте тех или иных психологических представлений. Приведенная классификация методов вызывает сомнение с точки зрения выбранного автором основания. Дело в том, что тренинг сензитивности как форма групповой работы является по существу особой разновидностью дискуссии и может включать ролевые игры определенной направленности. Поэтому вряд ли целесообразно выделение указанного метода наряду с групповой дискуссией и игрой.

Оценивая результативность активных групповых методов, автор дает развернутую критику двух основных методологических подходов к обучению общению. «Оба подхода — как поведенческий, направленный на дрессуру социальных умений, так и личностно-развивающий со свойственными ему гуманистическими декларациями — обнаруживают,— утверждает автор,—необоснованный оптимизм в решении такой многофакторной проблемы, какой является оптимизация человеческого общения.

 

176

 

Социально-психологическое обучение — сложнейшая задача, и любые педагогические притязания, чтобы быть реалистичными, должны быть более скромными» (с. 54)

Свой подход к определению целей и задач активного социально-психологического обучения автор определяет как альтернативный двум описанными выше. «Ключевые способы повышения коммуникативной компетентности,— пишет он,— нужно искать не в шлифовке поведенческих умений и не в рискованных попытках личностной реконструкции, а на путях активного осознания индивидом естественных межличностных ситуаций и самого себя как участника этих деятельностных ситуаций, на путях развития социально-психологического воображения, позволяющего видеть мир с точки зрения других людей» (с. 56). Вместе с тем, несмотря на полное отмежевание от личностно-развивающего подхода, Ю.Н. Емельянову не удалось обойтись без категории личностного развития при описании эффектов тренинга. И это не случайно. На наш взгляд, реалистичность в оценке возможностей методов активной социально-психологической подготовки, к которой призывает автор, заключается не в полном отказе от постановки задач на личностное развитие, а в теоретическом осмыслении как возможностей, так и границ развивающего воздействия этих методов на личность. Такая позиция в данном вопросе представляется более продуктивной.

Во второй главе представлены теоретические предпосылки разработки методов повышения коммуникативной компетентности. Ю.Н. Емельянов ввел и обосновал ряд новых понятий, среди них — понятие межличностной ситуации. Он выделяет девять ее параметров, рефлексивный анализ и оценка которых позволяют увидеть ситуацию как бы изнутри, с позиции ее участника, а не стороннего наблюдателя Обучение участников тренинга анализу их личного участия и вклада в межличностные ситуации, возникающие в группе,— одна из наиболее важных и сложных задач Предложенная схема анализа ситуации может служить одним из методических средств, облегчающих решение данной задачи.

В целом опыт автора по осмыслению понятийного аппарата этой области обнаруживает, что здесь пока не достигнута достаточная четкость (например, в определении базовой категории «коммуникативная компетентность»), не всегда прослежена взаимосвязь понятий (например, коммуникативной компетентности и социального интеллекта). Развитие новой области, естественно, предполагает введение новых терминов, и автор проделал большую и нужную работу по составлению словаря этих терминов. Однако, несмотря на доходчивость изложения, в целом остается впечатление перегруженности книги излишне усложненными терминами, оборотами, аббревиатурами.

Особый интерес представляют три последующие главы книги, где описывается разработанная автором новая организационно-дидактическая форма — учебно-тренировочная группа и приводятся элементы программ обучения, предназначенных для подготовки руководителей трудовых коллективов и инструкторов учебно-тренировочных групп широкого профиля. Ю.Н. Емельянов формулирует принцип строгого соответствия результатов обучающего воздействия тем требованиям, которые предъявляются к кадрам специалистов того или иного профиля и уровня. На наш взгляд, многие неудачи применения активной социально-психологической подготовки вызваны игнорированием этого принципа. Созданные автором программы социально-психологического обучения руководителей и подготовки инструкторов являются удачным примером реализации данного принципа на практике.

Рецензируемая работа, несомненно, углубляет представления об активном социально-психологическом обучении и заслуживает внимания широкого круга специалистов, включая психотерапевтов и педагогов. Психологов, работающих в области активных методов социально-психологической подготовки, книга Ю.Н. Емельянова подводит к следующему этапу в осмыслении проблем этой области — поиску ответа на вопрос «почему», т.е. анализу механизмов психологического воздействия групповой работы.