Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

142

 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ И АППАРАТУРА

 

ПРОЕКТИВНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕСТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПСИХОДИАГНОСТИКЕ

 

В.И. ЕВДОКИМОВ

 

Широкое внедрение автоматизированных систем в авиации существенно повысило требования к нервно-психической сфере летного состава. В связи с усложнением условий профессиональной деятельности возникла необходимость объективной диагностики психической адаптации пилота к экстремальным условиям труда и надежности его деятельности [3], [10]. В данной работе рассмотрен опыт применения проективного авиационного теста (ПАТ) в диагностике некоторых личностных особенностей и актуального психического состояния курсантов летных училищ.

Для определения значимой психодиагностической информации ПАТ был подвергнут процессу стандартизации, которая включала: унифицирование условий тестирования, точность предъявления стимульного материала; определение надежности и валидности теста; определение границ применения психодиагностической информации теста.

Проективный авиационный тест содержит десять сюжетных картинок на авиационные темы: 1. Одноместный боевой самолет. Полет происходит в облаках. Пилот смотрит через стекло фонаря вниз. На переднем плане часть плоскости с пушкой. 2. Крупным планом изображены глаза летчика с надетой на лицо кислородной маской, которая верхним креплением пристегнута к шлемофону. 3. На переднем плане носовая часть самолета и сидящий курсант. К самолету приставлена лестница. 4. Разрушенный самолет. Фонаря у кабины нет, часть плоскостей отделилась от самолета и лежит рядом. Самолет зарос травой и кустарником. 5. Реактивный самолет летит в облаках. 6. На картинке изображен самолет. Около него пилот-инструктор и курсант, что-то доказывающие друг другу. 7. Летящий с посадочными огнями самолет. Его контуры неотчетливы. 8. У окна за столом курсант, перед ним раскрытая книга. В окно виден пролетающий самолет. 9. В кабине самолета сидит пилот. Фонарь открыт. Техник самолета указывает пилоту на какую-то неисправность. 10. На переднем плане девушка. На заднем плане изображен уходящий к самолетам мужчина [6].

В обследовании с помощью ПАТ участвовали летчики, абитуриенты и курсанты летных училищ (всего более 500 человек). Испытуемым предлагалась следующая инструкция: «Это тест на воображение. По каждой картинке составьте рассказ. Опишите: 1) что привело к событиям, изображенным на картинке? 2) Что происходит в воображаемый момент? Кто эти люди? О чем они думают, разговаривают? 3) Каков исход ситуации? Не задумывайтесь над правильностью или неправильностью ответа. Каждый ответ вполне правильный. На описание одной картинки Вам отводится 5—7 минут, обдумайте рассказ 1—2 минуты, а затем запишите. Не забудьте поставить номер картинки».

Комплексная валидация теста осуществляется, как правило, в несколько этапов, поскольку различные типы валидности являются по отношению друг к другу взаимодополняющими [4]. На первом этапе нами определялась конструктная валидность ПАТ. С этой целью опытными пилотами-методистами, психологами, врачами были отобраны наиболее подходящие авиационные сюжеты, которые могли бы проявить профессиональные интересы испытуемых, их отношение к различным аспектам летной деятельности. В основе подбора этих сюжетов лежало предположение о том, что профессионально значимые ситуации, воплощенные в содержании тестовых картинок, будут выявлять у обследуемых такие психологические характеристики, которые существенны

 

143

 

для оценки их готовности к летной деятельности.

В качестве общей теоретической схемы интерпретации рассказов ПАТ нами принималось представление о том, что каждый рассказ может рассматриваться как модель деятельности [12], [13]. В начале оценивались психологические особенности героев рассказов, которые, как предполагалось, в наибольшей степени подобны испытуемому — разделяют его цели, мысли, чувства. Следующим этапом интерпретации рассказа являлось определение психологических характеристик окружающих героя лиц, обстоятельств и физических объектов. Особое значение имели указания на степень трудностей предполагаемого пути, способы их преодоления, сведения об отношении к будущей летной профессии. Все это служило опорными характеристиками, которые отражали мотивационно-личностные особенности испытуемых.

При анализе и интерпретации материала обследования мы сократили общее число оцениваемых характеристик и пришли к нескольким обобщенным показателям: летная мотивация, вера в успешность деятельности, активность (общая стеничность), дисциплинированность и тревожность, которые влияют на успешность профессионального обучения и деятельности. Для математической обработки данных каждый показатель оценивался по 9-балльной системе на основе заданных критериев оценок [6], [10].

В некоторых случаях, например для определения общей психологической готовности к полету по ПАТ, выставляли суммарную оценку. Мы предполагали, что степень выраженности мотивационно-личностных характеристик должна быть связана с уровнем успешности выполнения полетного задания. Соответственно, баллы летной мотивации, веры в успешность деятельности, дисциплинированности суммировались по всему тесту. Эта сумма представляла собой общую оценку психологической готовности к полету по ПАТ, которую можно было сопоставлять с оценкой за реально выполненный полет.

Анализ содержания и интерпретации картинок теста определил только основания выбора стимульного материала для выявления профессионально важных особенностей; чтобы установить валидность теста, необходимо было эмпирически их подтвердить. Поэтому в целях оценки соотношения мотивационно-личностных показателей, полученных при анализе рассказов ПАТ, с характеристиками личности курсантов, проявленными в процессе летного обучения, мы провели соответствующий статистический анализ.

При суммировании балльных оценок перечисленных выше характеристик по тесту оказалось, что профессиональная насыщенность мотивации у абитуриентов имела значительно большую вариабельность, нежели у курсантов и летчиков. Отмечались статистически значимые различия между мотивацией абитуриентов и курсантов (t=4,14; р<0,001). Аналогичные данные были обнаружены при оценке веры в успешность деятельности героев картинок ПАТ, активности (общей стеничности), тревожности и дисциплинированности. Выявлено, что эти характеристики (за исключением тревожности) у летчиков и курсантов IV курса были выше, чем у абитуриентов и курсантов начальных курсов обучения. Полученные данные согласуются с материалами других исследований, проведенных с помощью иных методов [2], [3], [7], [9].

В качестве внешних критериев валидации мы использовали экспертные оценки практической летной успеваемости, оценки теоретического обучения, дисциплинированности, результаты профессионального отбора, личностных опросников: стандартизированного метода исследования личности (СМИЛ), 16-факторного опросника Р. Кеттелла (16 PF), некоторых проективных методик: теста рисуночной ассоциации Розенцвейга, социально-перцептивно-интуитивного теста и оценки, полученные в ходе выполнения специальных физических упражнений.

В результате проведенного корреляционного анализа выяснилось, что данные ПАТ имели статистически значимые связи с оценками летной успеваемости (табл. 1).

Таким образом, можно заключить, что проективный авиационный тест выявляет профессионально важные личностные особенности курсантов летных училищ.

Ряд сведений, полученных с помощью ПАТ, оказались в достоверной связи с данными некоторых тестов профессионального отбора, с оценками в теоретической и физической подготовке. Так, вера в успешность деятельности по результатам ПАТ коррелировала с общей оценкой психической устойчивости, которая выводилась на основании выполнения специальных упражнений по физической подготовке (r=0,38; р<0,01), с результатами обследования с помощью аппарата ДКН (двигательная координация и напряженность), применяемого при психологическом отборе в летные училища (r=0,29—0,39; 0,05>р>0,01), с педагогическими оценками координации движений (r=0,32; р<0,01), со средним баллом аттестата (r=0,27; р<0,05).

 

144

 

Таблица 1

 

Корреляционная зависимость данных ПАТ с оценками практической летной успеваемости и оценками за выполненный полет

 

п/п

Характеристика ПАТ

Практическая летная успеваемость

 

Оценка за выполненный полет

К-корреляции

р

К-корреляции

р

1

Летная мотивация

0,50

<0,001

0,30

<0,05

2

Вера в успешность деятельности

0,44

<0,01

0,57

<0,001

3

Активность

0,36

<0,05

0,44

<0,01

4

Дисциплинированность

0,42

<0,01

0,21

>0,05

5

Тревожность

—0,21

>0,05

—0,29

<0,05

6

Общая оценка за предполагаемый полет

 

 

0,51

<0,001

 

Активность (общая стеничность) имела значимые связи с результатами аппаратурного теста ДКН (r=0,36; р<0,01), средним баллом аттестата (r=0,37; р<0,01), вступительными экзаменами (r=0,41; р<0,01), успешностью обучения по специальным навигационным предметам (r=0,34; р<0,01).

Показатели тревожности по ПАТ не имели статистически достоверных связей с практической летной успеваемостью (см. табл. 1). Качественный анализ полученных данных показал, что успешному овладению профессией пилота препятствуют не только высокие, но и низкие показатели тревожности; последние, по-видимому, характеризуют очень низкое эмоциональное отношение и низкую мотивацию летной деятельности. Кстати, связи между тревожностью и мотивацией по ПАТ у абитуриентов вполне достоверны (r=0,36; р<0,01), что свидетельствовало о высокой мотивации к поступлению в училище, сопровождаемой опасениями в своей неуспешности. В другом исследовании, где тревожность проявлялась в виде особого психологического состояния, были выявлены значимые связи данных тревожности по ПАТ с оценкой за конкретно выполненный полет (r=—0,29; р<0,05). Оценки тревожности по ПАТ имели также отрицательную корреляцию с оценками общей психической устойчивости (r= —0,42; р<0,01) и оценками испытаний по физической подготовленности (r= —0,33; р<0,05).

Одно из достоинств разработанной методики заключается в экспресс-прогнозе дисциплинированности. Связь между оценками дисциплинированности, данными командирами-экспертами, и показателями дисциплинированности по ПАТ определялась коэффициентом r=0,35 (р<0,01). Почти по всем профессионально важным характеристикам оценка дисциплинированности по ПАТ имела положительные достоверные связи с практической летной успеваемостью (см. табл. 1), с летной мотивацией (r=0,35; р<0,05), с общей оценкой профессионального отбора (r=0,34; р<0,01), с успехами в теоретической подготовке (r=0,29; р<0,05) [5].

При сопоставлении данных, полученных с помощью ПАТ и некоторых личностных методик, связи между ними были, как правило, небольшими. Это естественно: если бы личностные тесты тесно коррелировали между собой и один из них не обладал бы преимуществом, то это бы означало излишнее дублирование уже имеющегося теста (см. [1], [8]).

Некоторые шкалы СМИЛ имели значимую корреляционную зависимость с данными ПАТ. Для летного состава характерны высокая социальная адаптированность, общительность, жизнерадостность, способность стойко преодолевать трудные ситуации, поэтому, например, в нашем обследовании можно было фиксировать отрицательную взаимосвязь шкал социальной интроверсии СМИЛ и веры в успешность деятельности ПАТ (r=—0,34; р<0,01), шкалы депрессии СМИЛ и активности ПАТ (r=—0,29; р<0,05).

При факторном анализе результатов обследования летного состава выделилось четыре основных фактора (табл. 2).

В первый фактор с наибольшим весом вошли оценки теоретической подготовки (гуманитарные, специальные технические предметы и т.д.), подготовки на тренажере самолета, результаты вступительных экзаменов, средний балл аттестата, что дало нам основание определить его как фактор теоретической подготовки и общего развития.

Во второй фактор, со значительно большим весом вошли данные о практической летной успеваемости, высокозначимыми были

 

145

 

также показатели, характеризующие эмоциональную устойчивость, тревожность (с отрицательным знаком), веру в успешность деятельности по ПАТ и результаты обследования с помощью комплекса ДКН. К этому фактору, который мы обозначили как эмоциональная устойчивость, относились результаты педагогической оценки координации движений и отчасти общей психической устойчивости.

 

Таблица 2

Конечная матрица факторных нагрузок результатов ПАТ и других показателей

 

Показатель факторного анализа

Фактор

теоретической подготовки

эмоциональной устойчивости

летной мотивации

психологического отбора

Летная подготовка

225

542

466

90

Летная мотивация (по ПАТ)

86

295

506

—257

Вера в успешность деятельности

58

612

—8

—223

Активность (по ПАТ)

354

—257

410

—158

Тревожность (по ПАТ)

—189

—484

—32

—3

Дисциплинированность (по ПАТ)

118

31

709

342

Оценки по гуманитарным предметам

803

—60

42

—214

Оценки по специальным навигационным предметам

869

123

207

105

Средний балл аттестата

639

87

15

—263

Средний балл вступительных экзаменов

763

—13

1

—76

Общая оценка психологического отбора

259

253

102

671

Оценка тренажерной подготовки

541

342

183

139

Оценка физподготовленности

—38

—362

—406

—45

Педагогические оценки координации движений

59

533

121

246

Педагогические оценки общей психической устойчивости

264

409

184

21

Педагогические оценки внимания

—18

129

647

—23

Оценка мотивации (беседа в период профотбора)

122

17

416

15

Результаты обследования на аппарате УПО (выявление сенсомоторных реакций)

—344

124

74

591

Результаты обследования на аппарате ДКН (двигательная координация и напряженность)

—234

765

36

133

Доля фактора, %

27

21

19

18

 

Третий фактор можно назвать фактором мотивации и дисциплинированности, выявленный с помощью ПАТ. Фактор содержал практическую летную успеваемость, активность по ПАТ, педагогические оценки внимания.

В четвертый фактор, названный нами фактором психологического отбора, результаты ПАТ вошли с минимальными весами. Следовательно, выявляемые с помощью ПАТ характеристики личности, показывающие статистически значимую связь с практической летной успеваемостью, имеют самостоятельное значение для прогноза летного обучения.

Качественный анализ рассказов ПАТ показал, что в ряде случаев может быть получена информация, которую невозможно извлечь с помощью других методов. Она представляет собой значимые переживания, нерешенные проблемы, конфликтные ситуации на службе и в быту, которые могут отрицательно влиять на успешность профессиональной деятельности.

Таким образом, можно полагать, что установлена значимая профессиональная валидность сконструированного проективного авиационного теста (ПАТ), что подтверждается разными видами валидации теста.

Для определения надежности теста нами было применено несколько методических приемов. При повторном тестировании курсантов

 

146

 

через месяц были выявлены достаточно высокие для проективного тестирования интеркорреляционные связи профессионально значимых характеристик личности (r=0,32—0,48).

При оценке тем рассказов у абитуриентов и курсантов оказалось, что их рассказы, независимо от драматичности сюжета картинок ПАТ, равновероятно отражают и благополучные и неблагополучные в профессиональном отношении исходы. Так, в первом сюжете рассказы испытуемых содержали описание успешного полета (42 %), воздушного боя (22 %), трудного полета (25 %) и другие темы (11 %). Это в определенной степени указывает на гомогенность теста.

Для более строгого определения внутренней согласованности теста нами были выявлены коэффициенты корреляции — между психологическими характеристиками (летной мотивации, веры в успешность деятельности, активности, дисциплинированности и тревожности по отдельным сюжетам. Коэффициент надежности определялся по формуле Спирмена—Брауна

 

где r — коэффициент корреляции отдельных картинок теста [8]; его реальное значение находилось в пределах от 0,20 до 0,53.

Исходя из изложенного, можно предполагать, что ПАТ с достаточной степенью надежности измеряет изучаемые профессиональные характеристики личности. Установленные нами коэффициенты надежности согласуются с результатами определения надежности тематических апперцепционных тестов [1] и др.

В целом же созданный нами проективный авиационный тест (ПАТ) может служить одним из эффективных средств определения некоторых личностных характеристик, значимых в летной деятельности.

 

1. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 т. Т. 1. М., 1982. 320 с.

2. Баннов Е. В., Лозинский В. С. Сравнительный анализ особенностей личности курсантов-летчиков 1—4 курсов // Косм. биология и авиакосм. медицина. 1981. Т. 15. № 4. С. 91—94.

3. Бодров В. А., Лукьянова Н. Ф. Личностные особенности пилотов и профессиональная эффективность // Психол. журн. 1981. Т. 2. № 2. С. 51—65.

4. Гильбух Ю. З. Актуальные проблемы валидации психологических тестов // Вопр. психол. 1978. № 5. С. 108—118.

5. Евдокимов В. И. Об экспресс-прогнозе дисциплинированности курсантов-летчиков проективными тестами // Косм. биология и авиакосм. медицина. 1985. Т. 19. № 2. С. 20—23.

6. Евдокимов В. И. Проективный авиационный тест. Кировоград: КВЛУ МГА, 1986. 68 с.

7. Ковалев В. И. К проблеме мотивов // Психол. журн. 1981. Т. 2. № 1. С. 29—44.

8. Кулагин Б. В. Основы профессиональной психодиагностики. М., 1984. 216 с.

9. Лукьянова Н. Ф. Некоторые особенности личности курсантов-летчиков с различным уровнем летной успеваемости // Косм. биология и авиакосм. Медицина. 1977. Т. 11 № 1. С. 73—77.

10. Марищук В. Л., Кузнецов О. Н., Евдокимов В. И. Опыт прогнозирования успешности летного обучения курсантов // Военно-медицинский журн. 1984. № 5. С. 45—47.

11. Психологический отбор летчиков и космонавтов. М., 1984. 264 с.

12. Реньге В. Э. Методика тематического апперцепционного теста (ТАТ) // Психология общения. Рига, 1979. С. 33—66.

13. Соколова Е. Т. Проективные методы исследования. М., 1980. 174 с.

 

Поступила в редакцию 3.VI 1985 г.