113
ИЗБЫТОЧНАЯ МАССА ТЕЛА И
ОБРАЗ ФИЗИЧЕСКОГО «Я»
Е.С. КРЕСЛАВСКИЙ
Избыточная масса тела и ожирение, деформируя
внешность, изменяя походку, мимику, пластику тела и другие экспрессивные
характеристики, достаточно часто приводят к формированию таких особенностей,
как комплекс физической неполноценности, который в большей степени зависит от
условий формирования образа физического «я», чем от осознания факта ожирения. В
нашем исследовании мы попытались проследить некоторые психологические условия
формирования комплекса физической неполноценности и особенностей образа
физического «я» при ожирении, а также влияние этих особенностей на поведение
больных.
Как показано в ряде
исследований, образ физического «я» имеет различное происхождение и сложную
структуру [8]. Так, В. Шонфельд
выделяет следующие составляющие образа тела: 1) актуальное субъективное
восприятие тела, как внешности, так и способности к функционированию; 2) интернализованные психологические факторы, являющиеся
результатом собственного эмоционального опыта индивида, так же как и искажения
концепции тела, проявляющиеся в соматических иллюзиях: 3) социологические
факторы, связанные с тем, как родители и общество реагируют на индивида;
4) идеальный образ тела, заключающийся в установках по отношению к телу, в свою
очередь, связанных с ощущениями, восприятиями, сравнениями и идентификациями
собственного тела с телами других людей [10]. Иными словами, психологические
механизмы и условия формирования образа физического «я» определяются как
социальными детерминантами, так и самоощущениями индивида [3], [7], [8], [12].
И. С. Кон выделяет, например, следующие механизмы: усвоение оценок других
людей, социальное сравнение и самоатрибуция [4].
Внешность, походка, мимика,
пластика тела — вся совокупность экспрессивных характеристик наружности
человека в разных социопсихологических измерениях
несет специфические смысловые нагрузки. В акте социальной перцепции наружность
воспринимаемого субъекта выступает для воспринимающего не только как объект
восприятия, но и как объект оценивания. В акте интроспекции собственная
наружность предстает перед индивидом в двух планах: как осознание своей
«тождественности» [8] и как «социальный объект» [3], «я-для-другого»
[1]. Наружность человека выступает для воспринимающего как некий знак, текст,
несущий определенную информацию о свойствах воспринимаемого субъекта. Эта
информация во многом определяет отношение воспринимающего к объекту восприятия
[2], [9]. «Считывание» информации происходит в соответствии с установками,
диспозициями, ценностными ориентациями субъекта восприятия,
индивидуализированными в процессе развития символами, представлениями и
образами, в которых культура воспринимает, оценивает, осмысливает и нормирует
наружность и здоровье индивида и которые можно обозначить как телесный
символизм (по аналогии с предложенным И.С. Коном [5] понятием возрастного
символизма). Символы, представления и образы, лежащие в основе телесного
символизма, противоречивы и не являются упорядоченной системой взглядов даже в
рамках одной культуры. Многообразие и противоречивость телесного символизма
обусловлены историческим путем развития каждого общества.
В современную эпоху
происходит формирование новых символических
114
значений ожирения как символа нездоровья, обусловленное новейшими данными кардиологии и
эндокринологии. Это подтверждают и психологические исследования [17]. Например,
когда детям 10—12 лет предлагались изображения нормального ребенка, ребенка с
ампутированным предплечьем, с искаженными чертами лица, страдающего ожирением,
то почти все сочли наиболее привлекательным нормального ребенка, а наименее
привлекательным — с ожирением. Такой же тип предпочтений был зафиксирован и у
студентов [16]; при изучении привлекательности лиц различной конституции
обнаружилось, что наиболее непривлекательным является эндоморфный
тип [3].
Таким образом, лица с
избыточной массой тела в современной культуре сталкиваются со вполне
определенными оценками и отношениями окружающих. Но как они сами относятся к
своей наружности? В обследовании приняли участие 130 женщин 26— 50 лет,
страдающих алиментарно-конституциональной формой ожирения II—IV
степени, а также 15 детей 8—12 лет с ожирением II—III степени. Были
проанализированы жалобы больных, истории болезни, поведение больных в
стационаре, результаты клинической беседы, проведенной по специально
разработанной программе, для выявления образа физического «я», а также данные
исследования уровня тревожности больных с помощью шкалы самооценки Спилбергера — Ханина [11].
У обследованных нами
взрослых больных отношение к своей наружности и здоровью выражено неодинаково.
Первая группа (44 чел.) включает в себя больных, которые чрезвычайно озабочены
своей наружностью и в значительно меньшей степени состоянием здоровья. Проблемы
наружности, изменения ее, питания занимают одно из ведущих мест в их жизни.
Именно с ними они связывают все свои радости и огорчения, от их решения зависит
ощущение ими полноты бытия и счастья. Все больные этой группы заболели
ожирением до 16 лет. Среди условий, способствовавших формированию гипералиментации у них, можно выделить в основном факторы
воспитания: гиперопека, национальные и культурные
пищевые традиции в семье и др. Психическое состояние этих больных можно оценить
как тревожно-депрессивное на невротическом уровне реагирования. Основным
содержанием тревоги и депрессии были неудовлетворенность своей наружностью,
нарушение общения с другими людьми, чувство отвергнутости,
чувство вины перед собой за невозможность изменить свои пищевые стереотипы. Они
старались реже бывать в общественных местах (в гостях, театрах, кино, на
пляже), предпринимали многочисленные, в основном безуспешные, попытки снизить
массу тела, значительно ограничивая себя в пище. У шести больных этой группы в
прошлом отмечались суицидные тенденции. С детства они страдали от насмешек
своих одноклассников и ощущали свою неспособность выполнить присущую их
возрасту деятельность. Характерно высказывание 10-летнего сына больной, также
страдавшего ожирением: «Хотелось бы быть худым. Я тогда бы быстро бегал, а то
ребята говорят «побежали», а я всегда в конце». У больных этой группы, несмотря
на значительные в ряде случаев социальные достижения, была выявлена крайне
низкая степень самоуважения.
Ниже приведены некоторые
характерные высказывания больных этой группы, дающие представление об образе
физического «я» у них. В. И., 30 л., ожирение III ст.: «Надоело быть такой
некрасивой. В зеркало почти не смотрю, пугаюсь. Женщина должна быть если не
стройная, то хотя бы не такая, как я. Стесняюсь ездить в гости». Н.П., 24 г.,
ожирение II ст.: «Посторонние люди всегда замечают твою
полноту. Не очень приятно их слушать. Обзывают. Мужу не нравится». Г.Я., 46 л.,
ожирение IV ст.: «Полнота — это страшное уродство». О.К., 29
л., ожирение III ст.: «Совсем некрасивая стала, толстая. Ужасно
некрасиво, ничего не надеть. За троллейбусом стыдно бежать — все трясется».
115
Г.П., 25 л., ожирение III ст.: «Не хочется из дому
выходить. Специально пошла на тяжелую работу. Вес как будто давит на меня
тяжелым грузом».
Так как при клиническом
обследовании больных в структуре психопатологического синдрома была выявлена
тревога, мы попытались оценить ее выраженность и динамику до и после лечения. В
первой группе больных были выявлены высокие значения личностной
тревожности и низкие — реактивной тревожности при поступлении в клинику,
соответственно, в конце курса лечения отмечалось повышение уровня реактивной и
некоторое снижение личностной тревожности (см. табл.). Эти на первый взгляд
парадоксальные результаты могут быть объяснены следующим образом. Высокий уровень
личностной тревожности при поступлении в клинику является проявлением невротизирующей озабоченности своей наружностью, в то же
время низкая реактивная тревожность связана с удовлетворением начинающимся
лечением. Изменение наружности, наблюдающееся в конце лечения, объясняет
тенденцию к снижению уровня личностной тревожности. Повышение же реактивной
тревожности в этот период можно связать с невозможностью быстрой адаптации к
новому состоянию и отчасти к недостаточностью снижения
массы тела по сравнению с желаемым.
Вторая группа (58 чел.) включает
больных, для которых проблема наружности, в отличие от первой группы, отходит
на задний план. Для них ожирение в первую очередь связано с различными
нарушениями органов и систем. Они предъявляют много обоснованных жалоб по
поводу своего соматического состояния. Некоторая обеспокоенность своим внешним
видом у них также имеет место, но проблема здоровья как бы заслоняет ее, и,
если бы ожирение не приводило к изменению самочувствия, они не предпринимали бы
никаких усилий по изменению своего пищевого поведения. Основными факторами,
способствовавшими формированию гипералиментации в
этой группе больных, были различные психические травмы [6]. Психическое
состояние их можно оценить как тревожно-ипохондрическое на невротическом уровне
реагирования. Основным содержанием тревоги было беспокойство за свое здоровье и
различные невротические проблемы. «Моя внешность меня не очень интересует, кому
надо я нравлюсь. Ожирение стало беспокоить меня в последние годы, когда ухудшилось
самочувствие. Если бы не это, то я никогда не отказала бы себе в удовольствии
вкусно поесть»,— говорит больная 42 л. с ожирением II cт.
Таблица
Средние показатели уровня
реактивной и личностной тревожности обследованных больных до и после лечения
Группа |
До лечения |
После лечения |
|||
тревожность |
|||||
реактивная |
личностная |
реактивная |
личностная |
||
Первая Вторая Третья |
42,88±0,59* 54,24±0,32* 39,26±1,26 |
56,1±0,45* 49,27±0,59* 42,21±0,51 |
57,72±0,56 47,84±0,45 40,92±0,43 |
53,02±0,38 52,60±0,50 42,07±0,41 |
|
Примечание. * Различия значимы при p<0,001.
Исследование уровня
тревожности (см. табл.) показало наличие у больных этой группы высокого уровня
реактивной тревожности при поступлении в клинику, связанного с ее необычными
условиями, отрывом от семьи, ожиданиями улучшения самочувствия. Достаточно
высокий уровень личностной тревожности при поступлении, как и у больных первой
группы, является следствием их психического состояния. Снижение уровня
реактивной тревожности в конце курса лечения связано с адаптацией больных и улучшением
их соматического состояния. Выявленная тенденция повышения
116
уровня личностной тревожности в конце лечения,
возможно, является реакцией больных на изменение пищевого поведения и
наружности, которые до поступления в клинику являлись своеобразной формой
психологической защиты [6].
Третья группа (28 чел.) включает в
себя больных, для которых проблемы наружности, здоровья, питания не являются
личностными проблемами и не играют особой роли в их жизни. Поступление их в
клинику было связано с желанием родственников и близких, обеспокоенных
состоянием здоровья больных или неудовлетворенных их внешним видом. В этой
группе были больные, страдающие ожирением как с
детства, так и заболевшие во взрослом возрасте. Среди факторов,
способствовавших формированию гипералиментации, были
национальные и культурные пищевые традиции: культурные символы упитанности и
хорошего аппетита как признаки здоровья; представления о большой массе тела и
определенном пищевом поведении как признаки солидности, престижа, социального
благополучия. Эмоциональных нарушений у больных этой группы выявлено не было.
Установки на лечение во всех
трех группах различны. Больные первой группы борются за свою внешность, второй
группы — за здоровье, тогда как больные третьей группы не видят в лечении
смысла.
Как сказывается образ
физического «я» страдающих ожирением родителей на формирование физического «я»
их детей? Предварительные данные показывают отсутствие линейной связи между
ними; физическое «я» детей зависит скорее от особенностей преломления образа
физического «я» родителя в структуре семейных отношений. Так, девушка 19 лет с
ожирением II ст., находившаяся на лечении по настоянию матери
одновременно с ней, говорит: «С детства меня всегда окружали полные люди, я
помню детство как обстановку любви и покоя. Я смотрю на маму
и думаю: какая это красивая и здоровая женщина. Я
всегда хотела быть похожей на нее». Мальчик 11 лет с ожирением III ст.,
растущий в семье, где отношение к нему матери с ожирением IV ст.
характеризуется как порицающая гипоопека
и ребенком больше занимается отец (ярко астенического телосложения), говорит:
«Она скоро сама в дверь не пролезет и хочет, чтобы я был такой же».
Таким образом, чем в более
раннем возрасте возникает ожирение, тем более целостен образ физического «я»,
каков бы он ни был по содержанию. Именно этим можно объяснить отмеченное нами
повышение уровня реактивной тревожности после лечения у лиц, страдающих
ожирением с детства, и описываемые рядом авторов [15] депрессивные реакции на
снижение массы тела. Повышение уровня реактивной тревожности способствует
возникновению искаженного восприятия своего тела [14]. Формируется порочный
круг. Больному трудно остановиться в «погоне за худобой», что иногда приводит к
формированию личностного типа «толстый худой» — никогда
не удовлетворенного своей наружностью, объективно с нормальным телосложением,
человека с самосознанием толстого [13].
Существует и обратный тип
«худого толстого» — у больных с ожирением, развившимся во взрослом возрасте.
Благодаря сложившемуся в предшествующей жизни целостному образу нормального или
худого ожирение воспринимается как внешний формальный
признак расстройства здоровья. Достаточно его сбросить, как неудачное платье,
для того, чтобы снова почувствовать себя здоровым.
В заключение отметим, что
образ физического «я» у больных ожирением зависит от соотношения возраста и
начала заболевания, типа семейных отношений и преломленных в сознании семьи
образцов телесного символизма; в частности, от типа семейных отношений зависит сензитивность к возрастно-половым стандартам оценки
телесного облика здоровыми сверстниками.
1. Бахтин
М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. 424 с.
117
2. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека
человеком. М., 1982. 200 с.
3. Кон И.
С. Открытие «Я». М., 1978. 367 с.
4. Кон И.
С. Категория «Я» в психологии // Психол. журн. 1981. Т. 2. № 3. С. 25—38.
5. Кон И.
С. Этнография детства. Историографический очерк // Этнография детства.
Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и
Юго-Восточной Азии. М., 1983. С. 9—50.
6. Креславский Е. С. Психосоциальные аспекты
ожирения // Социально-гигиенические аспекты ожирения. Л., 1981. С. 31—38.
7. Лисина М. И., Силвестру
А. И. Психология самопознания у дошкольников. Кишинев, 1983. 112 с.
8. Мерлин В. С. Проблемы экспериментальной
психологии личности. Пермь, 1970. Т. 77. С. 103—156.
9. Панферов
В. Н. О роли внешности в регуляции отношений // Человек и общество. Л.,
1968. Вып. III. С. 235—240.
10. Столин В. В. Самосознание личности. М., 1983.
284 с.
11. Ханин
Ю. Л. Краткое руководство к применению шкалы
реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера.
Л., 1976. 18 с.
12. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в
психологии М., 1977. 144 с.
13. Bruch H. The importance of overweight. N.Y., 1957.
14. Cappon D.,
Banks K. Distorted body perception in obesity // J. Nerv.
Ment.
Dis. 1968. V.146. N6. P. 465—467.
15. Grinker J., Heirsch J., Levin B. The affective responses of obese
patients to weight reduction: A differentiation based on age of onset obesity
// Psychosom. Med. 1973. V.35.
16. Matthews W., Westie С. A preferred method for obtaining rankings: Reactions
to physical handicaps // Am. Sociol Rev. 1966. N 33. P. 851.
17.
Поступила в редакцию 2.IV
1984 г.
НОВЫЕ КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА
«ПЕДАГОГИКА»
(ноябрь, 1986 г.)
Дуранов М. Е. Атеистическое воспитание
школьников: Вопросы теории и практики 128 с. 62 000 экз. 50 к.
Кабалевский Д. Б. Педагогические размышления: Избранные статьи и доклады. 192 с. (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР). 50 000 экз. 1
р.
Кантеров И. Я. Клерикализм — идеология
духовного насилия. 192 с: ил. (Империализм: события, факты, документы). 53 000
экз. 50 к.
Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения.
144 с. 11 000 экз. 55 к.
Литература по педагогическим
наукам и народному образованию. Вып. 4 (141). 1985
г.: Текущий библиогр. указ. / Гос.
науч. пед. б-ка им. К. Д.
Ушинского АПН СССР. 112 с. И 000 экз. 45 к.
Производительный труд
школьников / Под ред. В.А. Полякова. 120 с. (Б-ка
учителя и воспитателя). 75 000 экз. 25 к.