Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

62

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА И СКЛОННОСТИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Г. Д. БАБУШКИН

 

Претворение в жизнь основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы [1], а также новых правил приема в вузы требуют глубокого изучения соотношения профессионального интереса и склонности к соответствующей деятельности. Однако изучение этих двух психологических понятий во взаимосвязи не нашло достаточного разрешения в исследованиях психологов. В ряде психологических работ ([2], [4], [8], [13]) профессиональный интерес рассматривается без анализа соответствующей склонности, что, на наш взгляд, не дает возможности определить главную детерминанту его возникновения и дальнейшего развития. В основном авторы рассматривают внешние воздействия при формировании профессионального интереса и в меньшей степени изучают внутренние условия его развития.

Методологической основой при исследовании профессионального интереса является ленинская теория отражения, нашедшая свое дальнейшее развитие в работах советских психологов. В качестве отражаемого выступает внешняя среда, которая воздействует на личность лишь опосредствованно, через внутренние условия [12]. Поэтому основная задача заключается в раскрытии этих внутренних психологических условий.

С.Л. Рубинштейн писал: «Интерес порождает склонность или переходит в нее» [12; 63]. Он предполагал и возможность противоречия между склонностью и соответствующим интересом. В дальнейшем эти вопросы находили свое отражение и у других исследователей. Однако надо отметить разноречивость высказываний некоторых авторов о соотношении интереса и соответствующей склонности. Одни отмечают, что интерес предшествует развитию склонности, другие указывают, что склонность способствует развитию соответствующего интереса.

Если рассматривать интерес и склонность вообще, вне связи с профессией, то, по-видимому, можно согласиться с точкой зрения тех авторов, кто рассматривает интерес как предпосылку развития склонности. Например, интерес ребенка в детские годы к машинам может перерасти в дальнейшем в склонность к технике. Если же рассматривать соотношение профессиональной деятельности в частности к педагогической, то здесь, на наш взгляд, первичным выступает склонность, которая является необходимым — внутренним — условием для формирования профессионального интереса к этой деятельности. На сегодня является общепризнанным, что для работы педагогом необходимо иметь призвание, которое до начала профессиональной деятельности осознается человеком как склонность к этой деятельности.

Многолетние наблюдения за школьниками, занимающимися спортом, показывают, что одна и та же социальная ситуация развития (занятия в спортивной школе в течение нескольких лет) на одних оказывает воздействие и у них формируется профессиональный интерес к деятельности тренера, на других — нет и они не связывают свою жизнь с тренерской работой. Аналогичное наблюдается у студентов физкультурного вуза. Можно предположить, что склонность к педагогической деятельности является необходимой предпосылкой для формирования профессионального интереса к соответствующей деятельности. Это и стало гипотезой нашего экспериментального исследования.

 

63

 

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Склонность к педагогической деятельности существует как объективная реальность (не всегда осознаваемая субъектом), характеризующая наличие определенных знаний, умений и навыков, находящихся в единстве с соответствующими способностями. Психологическую основу такой склонности составляет устойчивая потребность субъекта к обучению и воспитанию других людей, сформировавшаяся в процессе социального опыта. Анализ профессиональной деятельности тренера и специальной литературы ([3], [6]) позволил нам определить содержание склонности к данной деятельности, включающее следующие основные компоненты: проявление стремления к работе с людьми; положительное отношение к процессу обучения и воспитания детей; стремление в оказании помощи людям; быстрота и легкость установления контактов во взаимоотношениях с людьми; проявление отзывчивости и общительности; понимание психического состояния собеседника и сопереживание ему. Исходя из содержания склонности к педагогической деятельности и взяв за основу методику Е.А. Климова [6] для выявления склонности к профессии типа «человек — человек», нами был разработан опросник, включающий 26 суждений, ответы на которые позволяют определить степень выраженности у человека склонности к педагогической деятельности, специфичной для тренера по спорту. Приводим его содержание частично.

Прочитайте каждое утверждение и оцените степень проявления их у себя одним из ответов: «да, так и есть», «не совсем так», «иногда», «пожалуй, нет», «нет».

1. Мне часто приходилось выступать перед младшими и сверстниками с беседой, в роли организатора.

2. Я чувствую себя удовлетворенным, если моя помощь оказалась полезной моим товарищам или другим людям.

3. Я легко чувствую себя в общении с младшими. <...>

24. В процессе разговора с человеком я быстро понимаю его намерения, помыслы, настроение, и мне удается их изменить.

25. Мне часто приходилось помогать тренеру, учителю физкультуры, и я это охотно делал.

26. Я хорошо запоминаю и долго держу в памяти знания о личностных качествах знакомых мне людей.

Обработка результатов опроса производилась следующим образом. Каждый из ответов имеет свою балльную оценку: «да, так и есть» — 5 баллов; «не совсем так» — 4 балла; «иногда» — 3 балла; «пожалуй, нет» — 2 балла; «нет» — 1 балл. Подсчитывалась общая сумма баллов при ответе на все суждения. Степень выраженности склонности к педагогической деятельности определялась по следующей градации: высокая — 110—130 баллов; средняя — 90—109 баллов; низкая — менее 90 баллов. Надежность разработанной методики выявилась путем повторного опроса одной и той же группы (30 студентов) через месяц и вычислением коэффициента корреляции между результатами двух опросов. Найденный коэффициент корреляции составил Ч=0,85, что свидетельствует о достаточной надежности опросника.

Валидность опросника выявлялась двумя способами. Первый заключался в выяснении адекватности суждений опросника и уточнении их содержания. В качестве экспертов выступали специалисты с большим стажем работы: тренеры (25 человек) и преподаватели выпускающих кафедр института физкультуры (13 человек). Второй способ заключался в определении корреляции между результатами, полученными по данному опроснику и опроснику Е.А. Климова [6], определяющего склонность к профессии типа «человек — человек». Найденные коэффициенты корреляции составили: для школьников Ч=0,67; для студентов Ч=0,70, что свидетельствует о достаточной валидности предлагаемого опросника.

Профессиональный интерес понимается как сложное личностное образование,

 

64

 

возникшее в процессе профессионального самоопределения и представляющее собой мотивированное субъективное отношение к конкретной профессиональной деятельности, осознаваемое и переживаемое личностью. В содержание профессионального интереса включаются эмоции, мотивы, интеллект и воля, проявляющиеся в отношении субъекта к выбранной профессии. Эмоциональный компонент характеризует эмоциональное отношение субъекта к выбранной профессии, удовлетворенность ее выбором; мотивационный свидетельствует о том, что послужило возникновению мотивов выбора профессии, их направленности и содержания; интеллектуальный компонент показывает, насколько правильно субъект понимает выбранную профессию, характеризует самооценку своей профессиональной подготовленности и познание профессии; волевой показывает степень проявления субъектом волевой активности при овладении профессией и в совершенствовании профессиональной деятельности.

В соответствии с содержанием профессионального интереса и особенностями педагогической деятельности тренера нами были разработаны анкеты для школьников, студентов физкультурного вуза и тренеров. Принципиально анкеты, предназначенные для того или иного контингента, не отличаются, изменяется лишь содержание некоторых вопросов и ответов. В анкетах была выбрана трехмерная шкала, отражающая различную степень устойчивости профессионального интереса: первая ступень шкалы (ей соответствовали первые ответы в каждом вопросе) свидетельствовала об устойчивом профессиональном интересе; вторая ступень (ей соответствовали вторые ответы) — о недостаточно устойчивом; третья ступень (ей соответствовали третьи ответы) свидетельствовала о неустойчивом профессиональном интересе. С помощью анкеты выявлялся характер профессионального интереса как в целом, так и его составных компонентов: эмоциональный (вопросы 1—3); мотивационный (вопросы 4—6); интеллектуальный (вопросы 7—9); волевой (вопросы 10—12). Приводим в сокращенном виде анкету для студентов.

На каждый из 12 вопросов вам необходимо дать один из предложенных ответов, который в большей степени соответствует действительности, и подчеркнуть его.

1. Нравится ли вам выбранная профессия тренера?

— Профессия очень нравится.

— Профессия скорее нравится, чем не нравится.

— Не могу сказать, время покажет.

2. Если бы вам заново пришлось выбирать профессию, выбрали бы вы вновь профессию тренера?

— Да.

— Не знаю.

— Нет. <...>

11. В какой степени вы проявляете волевую активность в овладении профессией?

— Везде и во всем заставляю себя прилагать максимум усилий, к занятиям всегда готов, зачеты и экзамены сдаю успешно.

— Проявляю усилия там, где мне это нравится, не всегда могу заставить себя подготовиться к занятию, зачету, экзамену.

— Не могу заставить себя постоянно учиться как следует, часто бываю не готов к занятиям, зачетам, экзаменам.

12. Насколько часто вы пропускаете занятия?

— Занятия не пропускаю без уважительных причин, так как на каждом занятии узнаю что-то новое и необходимое.

— Стараюсь не пропускать ни одного занятия, которые для меня интересны.

— Занятия посещаю, так как этого требуют кафедры, деканат; пропусков занятий много.

Ключ к анкете: первые ответы во всех вопросах оцениваются 3 баллами; вторые — 2 баллами; третьи — 1 баллом. Подсчитывается общая сумма баллов, характеризующая устойчивость профессионального интереса по следующей градации: 1) устойчивый профессиональный интерес — 31—36 баллов;

 

65

 

2) недостаточно устойчивый — 27—30 баллов; 3) неустойчивый — 12—26 баллов. Учитывая возможность разгадывания ключа респондентами, ответы в анкете необходимо менять местами, исключая при этом шаблонность.

Надежность анкеты профессионального интереса выявлялась путем повторного опроса одной и той же группы студентов (30 чел.) через месяц и вычислением коэффициента корреляции между результатами двух опросов, который составил Ч=0,82, что свидетельствует о достаточно высокой надежности разработанной анкеты. В определении валидности анкеты принимали участие эксперты (25 тренеров по спорту со стажем работы более 10 лет), перед которыми была поставлена задача выявить адекватность вопросов и ответов изучаемому явлению. После этого были внесены изменения в анкету.

Полагая, что при анкетном опросе возможны недостоверные сведения, особенно при именном опросе, в дополнение к этому методу мы использовали метод экспертных оценок. В группу экспертов входили три человека, хорошо знающих опрашиваемых. Каждому эксперту предлагался опросник, по содержанию аналогичный анкете, но с несколько видоизмененными вопросами и ответами. Принцип составления вопросов и ответов тот же, что и при составлении анкеты. Показатели профессионального интереса, полученные методом экспертных оценок, суммировались с показателями анкетного опроса, и находилось среднее значение.

Дополнительным методом при опросе школьников и студентов был анализ сочинений. Испытуемым предлагалось написать сочинение в течение 30—40 мин на тему «Моя профессия — тренер» по следующему плану: мое отношение к профессии тренера и чем оно вызвано; почему я выбрал профессию тренера и что мне в ней нравится; мое представление о профессии тренера и каким должен быть специалист; мои стремления в познании профессии и мои цели в будущей работе. В результате выявлялась качественная характеристика профессионального интереса. Результаты анализа сочинений наряду с результатами анкетного опроса и экспертной оценки давали дополнительные сведения о характере профессионального интереса.

Задачей настоящего исследования было выявление характера взаимосвязи профессионального интереса и склонности к педагогической деятельности на разных этапах возрастного развития личности (школьник, студент, специалист). В исследовании приняли участие 425 школьников, занимающихся спортом и выбравших профессию тренера; 630 студентов Омского института физической культуры, решивших стать тренерами; 177 тренеров по спорту с различным стажем работы. Исследование проводилось с 1980 по 1985 г.

 

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

 

Для удобства анализа экспериментального материала рассмотрим соотношение склонности и профессионального интереса у каждой из этих трех групп отдельно.

В результате анализа опроса школьников выявлено: 33,6 % с устойчивым профессиональным интересом, 62,1 % — с недостаточно устойчивым и 4,3 % — с неустойчивым профессиональным интересом. Несколько иное проявление склонности к педагогической деятельности. Высокая степень ее выраженности наблюдалась у 73,5 % опрошенных, средняя степень — у 25,1 %, низкая — у 1,4 %. Представляется, что такие высокие показатели свидетельствуют о наличии ложной, кажущейся [5] склонности у некоторых опрошенных. Ввиду недостаточной осведомленности о выбранной профессии, отсутствия «пробы сил» в ней школьникам свойственно завышать свои субъективные представления о собственных склонностях. Соотношение склонности и профессионального интереса к педагогической деятельности представлено в табл. 1. В большей мере формирование профессионального интереса обусловлено высокой и в меньшей мере средней степенью выраженности

 

66

 

склонности к выбранной профессии. У значительной части (43,7 %) школьников с высокой степенью выраженности склонности профессиональный интерес еще не сформировался. Дальнейшее его формирование предполагается в период профессиональной подготовки.

Таблица 1

 

Соотношение профессионального интереса и склонности к педагогической деятельности у школьников-спортсменов (%)

 

Степень выраженности склонности

Профессиональный интерес

устойчивый

недостаточно устойчивый

неустойчивый

Высокая

Средняя

Низкая

27

6,6

0

43,7

17,4

1

2,8

1,1

0,4

 

При анализе сочинений «Моя профессия — тренер» у школьников встречаются высказывания о том, что желание стать тренером возникло после того, как их тренер поручил провести им занятия с младшей группой. Было бы неправильно считать, что профессиональный интерес возник у них только в результате такого внешнего воздействия, как поручение провести занятия. Не всякая профессиональная деятельность привлекает к себе внимание человека, «а та, которая встречает внутренний отклик» [9; 45]. Этим внутренним откликом и является соответствующая склонность, сформированная у человека в процессе социального опыта еще до того, как начинается овладение выбранной профессией. В период профессиональной подготовки у человека на базе развитой склонности профессиональный интерес укрепляется.

Определение коэффициента ассоциации по Юлу выявило несущественную связь (Ч=0,24) между профессиональным интересом и склонностью. Это свидетельствует о том, что профессиональный интерес у школьников может проявляться и при низко выраженной склонности к соответствующей деятельности и, наоборот, при высокой степени выраженности склонности профессиональный интерес может быть еще не сформирован ввиду недостаточности внешних воздействий. В исследовании В.Ф. Сахарова [14] показана весьма высокая связь между интересом и соответствующей склонностью: у школьников VIII класса такая связь наблюдалась в 68 % случаев, у девятиклассников — в 54 % случаев, у десятиклассников — в 75 % случаев. Такое различие можно объяснить спецификой объекта профессионального интереса и исследуемым контингентом.

Анализ результатов диагностики склонности к педагогической деятельности у студентов показал, что большая часть из них на всех курсах имеет высокую степень выраженности склонности, что свидетельствует об осознанном выборе профессии. Однако среди опрошенных на всех курсах немало студентов со средней (от 27 до 32 %) и низкой (от 6 до 17 %) степенью выраженности данного качества. Причем число таких студентов к выпускному курсу не сокращается. Логично предположить, что у них развита склонность к другим типам профессий. Опрос, в котором приняли участие 70 студентов I и II курсов, по методике Е.А. Климова [6] показал, что в этой группе 67 человек имеют выраженную склонность к профессиям типа «человек — техника», «человек — природа», «человек — знаковая система», «человек — художественные образы», что свидетельствует о недостаточной работе по профессиональной ориентации со школьниками, занимающимися спортом, и об их ошибочном выборе профессии типа «человек — человек».

Процесс профессиональной подготовки в вузе не оказывает существенного влияния на развитие у студентов склонности к педагогической деятельности. Наблюдается лишь незначительное снижение к IV курсу числа студентов с низкой степенью выраженности склонности (с 10 до 6 %) и незначительное повышение со средней степенью (с 28 до 32 %). Это подтверждается данными повторного опроса тех же студентов через год. Из 46 человек у 44 склонность осталась на прежнем

 

67

 

уровне развития. Таким образом, мы полагаем, что склонность к педагогической деятельности формируется до поступления в вуз, а возможно, и до начала обучения в школе. Для уточнения этого положения нужны специальные исследования, что выходит за рамки настоящей статьи. Учебно-воспитательный процесс физкультурного вуза не влияет на возникновение у студентов склонности к педагогической деятельности и ее дальнейшее развитие, что указывает на необходимость диагностики склонности у абитуриентов и поиска новых путей и средств для ее развития у студентов.

Склонность к какой-либо деятельности развивается в единстве с соответствующими способностями [5], в данном случае с педагогическими. Выбор профессии тренера по спорту не всегда связан с осознанием и наличием у субъекта педагогических способностей, о чем свидетельствуют высказывания школьников и студентов. Как правило, выбор профессиональной деятельности тренера в этом случае не основывается на ее содержании. В результате студенты не стремятся к развитию педагогических способностей, и связанная с ними соответствующая склонность не находит своего развития. Естественно полагать, что развитие склонности к педагогической деятельности у студентов, а в равной степени и у специалистов — тренеров, будет возможным в случае, когда выбор профессии тренера обусловлен привлекательностью процессуальной стороны его деятельности и достигаемыми в ней результатами. Это уже составляет одну из задач профессиональной ориентации школьников и студентов.

Рассмотрим влияние характера склонности на формирование профессионального интереса у студентов в процессе учебы. Сравнительный анализ проявления склонности к педагогической деятельности и профессионального интереса у студентов I курса показывает, что высокую степень выраженности склонности имеют 62 %, а сформированный профессиональный интерес — 43 %. К IV курсу наблюдается выравнивание числа студентов с высокой склонностью (62 %) и с устойчивым профессиональным интересом (60 %), а также со средней степенью выраженности склонности (32 %) и с недостаточно устойчивым профессиональным интересом (31 %). Таким образом, к концу обучения в вузе уровень сформированности профессионального интереса соответствует уровню развития склонности.

 

Таблица 2

 

Соотношение профессионального интереса и склонности к педагогической деятельности у студентов (%)

 

Характер профессионального интереса

Степень выраженности склонности

высокая

средняя

низкая

Устойчивый

 

 

 

Курсы I

29

18

4

II

30

20

5

III

35

15

2

IV

43

11

2

Недостаточно устойчивый

 

 

 

Курсы I

14

16

5

II

14

16

2

III

15

18

3

IV

16

19

3

Неустойчивый

 

 

 

Курсы I

2

4

3

II

2

9

2

III

2

3

5

IV

1

1

4

 

Сравнивая результаты проявления склонности и профессионального интереса у студентов IIV курсов (табл. 2), следует отметить, что формированию устойчивого профессионального интереса в большей мере способствует высокая степень выраженности склонности (с 29 % на I курсе до 43 % на IV). Средняя и низкая степень не способствует этому. Наоборот, наблюдается тенденция снижения к IV курсу числа студентов с устойчивым профессиональным интересом, имеющих среднюю и низкую степень выраженности склонности к педагогической деятельности. В этом случае у них происходит осознание своей

 

68

 

склонности к выбранной профессии и интерес к ней ослабевает

В то же время на IV курсе 16 % студентов с недостаточно устойчивым профессиональным интересом имеют высокую степень склонности, а 19 % — среднюю степень. Это свидетельствует о недостаточном влиянии учебно-воспитательного процесса на формирование профессионального интереса у студентов и указывает на необходимость поиска дополнительных путей и средств его формирования

Таким образом, устойчивый профессиональный интерес формируется в значительной мере у студентов, имеющих высокую степень выраженности склонности к соответствующей деятельности Подтверждением этому являются вычисленные коэффициенты ассоциации, которые составили для студентов I курса Ч=0,29, II — Ч=0,16, III — Ч=0,4, IV — Ч=0,57. Следовательно, подтверждается предположение о том, что склонность к педагогической деятельности является необходимым внутренним условием для формирования профессионального интереса к деятельности тренера.

 

Таблица 3

 

Соотношение профессионального интереса и склонности к педагогической деятельности у тренеров (%)

 

Характер профессионального интереса

Степень выраженности склонности

высокая

средняя

низкая

Устойчивый

 

 

 

Стаж работы (лет)

 

 

 

до 5

21

15

3,7

6—10

33,3

12,2

0

11 — 15

32

7,1

0

16—20

40

7

0

свыше 20

33

11

0

Недостаточно устойчивый

 

 

 

Стаж работы

 

 

 

до 5

10,3

28

3,7

6—10

10,5

35

2

11 — 15

7,1

25

7,1

16—20

13,7

29,3

0

свыше 20

22

17

0

Неустойчивый

 

 

 

Стаж работы

 

 

 

до 5

2,5

12,3

2,5

6—10

0

3,5

3,5

11 — 15

3,6

17,1

0

16—20

0

10

0

свыше 20

11

6

0

 

Рассматривая соотношение склонности к педагогической деятельности и профессионального интереса у тренеров (табл. 3), следует отметить сходство полученных результатов с исследованием студентов (табл. 2). Устойчивый профессиональный интерес у тренеров в большей мере связан с высокой степенью выраженности склонности и в меньшей мере со средней. По мере увеличения стажа работы (до 20 лет) наблюдается увеличение специалистов с устойчивым профессиональным интересом, имеющих высокую степень выраженности склонности к педагогической деятельности, и снижение — со средней и низкой степенью склонности. Следовательно, профессиональный интерес формируется у специалистов, имеющих выраженную склонность к выбранной профессии. Недостаточно устойчивый профессиональный интерес характерен для специалистов, имеющих среднюю степень выраженности склонности, и в меньшей мере — высокую степень. Неустойчивому профессиональному интересу соответствует в основном средняя степень выраженности склонности. После 20-летнего стажа работы наблюдается незначительное снижение числа тренеров с устойчивым профессиональным интересом и увеличение — с недостаточно устойчивым и неустойчивым интересом, имеющих высокую степень выраженности склонности. Это можно объяснить разочарованием в работе и потерей интереса к ней у тренеров, не достигших поставленных ранее профессиональных целей (подготовка выдающихся спортсменов).

О взаимосвязи профессионального интереса и склонности у специалистов свидетельствуют вычисленные коэффициенты ассоциации, которые составили для тренеров со стажем до 5 лет — Ч=0,57, от 6 до 10 лет — Ч=0,81, от 11 до 15 лет — Ч=0,9, от 16 до 20 лет — Ч=0,75, свыше 20 лет — Ч=0,45. Увеличение коэффициента ассоциации по мере увеличения стажа

 

69

 

работы свидетельствует о том, что профессиональный интерес формируется у специалистов, имеющих выраженную склонность к соответствующей деятельности. К 20-летнему стажу работы и дальше наблюдается ослабление взаимосвязи между профессиональным интересом и склонностью. Подобное явление можно объяснить снижением интереса к своей работе у специалистов, проработавших довольно длительное время и не получивших удовлетворения от результатов работы. Общим для таких специалистов является недостаточная эффективность их профессиональной деятельности, которая не подкрепляет профессиональный интерес и он угасает. Об этом свидетельствует довольно низкий уровень проявления у них интеллектуального и волевого компонентов профессионального интереса.

Таким образом, исследование показало слабую связь профессионального интереса и склонности к педагогической деятельности у школьников, выбравших профессию тренера. У значительной части школьников (43,7 %) при высокой степени выраженности склонности профессиональный интерес еще не сформировался, что свидетельствует о недостаточном влиянии внешних воздействий на личность. В то же время встречаются школьники, у которых сформирован профессиональный интерес к деятельности тренера, но недостаточно выражена склонность к соответствующей деятельности. Подобное отмечается при исследовании студентов физкультурного вуза и тренеров по спорту. Проведенное исследование подтвердило высказанное предположение о том, что склонность к педагогической деятельности является необходимым внутренним условием для возникновения и дальнейшего формирования профессионального интереса к соответствующей деятельности.

На начальном этапе формирования профессионального интереса (школьные годы) склонность к педагогической деятельности представляет собой внутренний личностный фактор, который не играет ведущей роли в возникновении у школьников профессионального интереса к деятельности тренера. Главную роль здесь играют внешние факторы. На этапе вузовского обучения и в период работы специалиста роль склонности к педагогической деятельности в формировании профессионального интереса повышается и занимает ведущее место.

Представленные в статье методики для диагностики профессионального интереса и склонности к педагогической деятельности могут применяться на приемных экзаменах в физкультурных вузах. Для использования методик в других вузах необходимо изменить содержание некоторых вопросов и ответов применительно к конкретной профессиональной деятельности.

 

1. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. М., 1984. 112 с.

2. Додонов Б. И. О сущности интересов и подходе к их изучению // Сов. педагог. 1971. № 9. С. 72—81.

3. Закотнова Л. И. О склонности к педагогической деятельности // Формирование творческой активности личности ученика и студента. Омск, 1978. С. 134—137.

4. Йовайша Л. Основы подготовки учащихся к выбору профессии: Автореф. доктор. дис. Вильнюс, 1970. 382 с.

5. Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. Т. II. Способности. Л., 1960. С. 72.

6. Климов Е. А. Путь в профессию. Л., 1974. 190 с.

7. Климов Е. А. Как выбирать профессию. М., 1984. 159 с.

8. Крегжде С. П. Психология формирования профессиональных интересов: Докт. дис. Вильнюс, 1982. 343 с.

9. Лейтес Н. С. Об изучении проблемы склонностей в русле идей Б.М. Теплова // Вопр. психол. 1976. № 5. С. 45. С. 45 – 54.

10. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 304 с.

11. Платонов К. К. Система психологии и теория отражения. М., 1982. 304 с.

12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: Учебное пособие. Изд. 2-е. М., 1946. 703 с.

13. Сахаров В. Ф. О формировании интереса к педагогической деятельности // Сов. педагог. 1970. № 5. С. 56-64.

14. Сахаров В. Ф. Педагогические основы системы профессиональной ориентации учащихся: Автореф. докт. дис. М., 1985. 34 с.

 

Поступила в редакцию 21.I 1986 г.