Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

25

 

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ В СОВЕТСКОЙ ГРУЗИИ

 

Ш. А. НАДИРАШВИЛИ, И. В. ИМЕДАДЗЕ

 

Психологическое знание в Грузии имеет глубокие корни и давнюю историю, однако научная психология начинает развиваться только с 1918 г., со времени основания Тбилисского университета, в котором были открыты кафедра психологии и психологическая лаборатория. Университет становится центром развития психологии в Грузии. Организатором научной психологии в Грузии был Д.Н. Узнадзе, один из основателей университета, выдающийся ученый, столетие со дня рождения которого было отмечено в 1986 г. Д.Н. Узнадзе работал директором Тбилисского педагогического института, открытого при университете. В этих учреждениях Д.Н. Узнадзе с сотрудниками и учениками развернул широкую научную и педагогическую деятельность, что позволило в 1927 г. основать Общество психологов Грузии (оно было первым психологическим обществом в Советском Союзе). Постепенно психологическая работа развернулась и в других городах Грузии.

Уже в своих первых теоретико-методологических работах (1923—1925)

 

26

 

Д.Н. Узнадзе поставил задачу построения новой конкретной психологии, которая противопоставилась бы как субъективизму и атомизму традиционной эмпирической психологии, так и механицизму бихевиористической психологии. Для этого было необходимо найти такой целостно-личностный фактор, который лежит в основе любого проявления психики и поведения. К концу 20-х гг. его поиск в этом направлении привел к введению понятия установки, а затем к созданию оригинальной общепсихологической теории установки. Ядром этой теории является положение о том, что любое содержание сознания или поведенческий акт обусловлены своеобразным целостным состоянием живого существа — установкой, которая, в сущности, представляет собой психологическую подготовку к предстоящей активности. Она предваряет ментальную и моторную активность и определяет их общую направленность и конкретные особенности реализации. Это становится возможным благодаря тому, что установка как своеобразная действительность объединяет в себе необходимые и достаточные для осуществления целесообразной активности внутренние и внешние условия. Представляя собой целостное состояние субъекта, установка как особая психологическая реальность опосредствует связь между средой и поведением, средой и сознанием и отдельными содержаниями сознания. Нахождение такого универсального опосредствующего звена позволило Д.Н. Узнадзе разорвать оковы «постулата непосредственности», в которых находилась западная психология. Эмпиризм говорил о непосредственном воздействии друг на друга содержаний сознания. Бихевиоризм исходил из допущения непосредственной связи между стимулом и реакцией. Значительно позднее А.Н. Леонтьев признал трехчленную схему анализа исходным методологическим принципом советской психологии, а один из его учеников — А.Г. Асмолов назвал задачу преодоления двухчленной схемы анализа, построенной на гипотезе непосредственности, задачей Узнадзе. Тем самым было подчеркнуто особое значение теоретических и методологических разработок Д.Н. Узнадзе для построения советской психологии.

Начиная с 1927 г. Д.Н. Узнадзе вместе с сотрудниками приступает к экспериментальному изучению установки. С самого начала этой работы были точно найдены экспериментальные факты, в которых особенно ясно просматривалось действие установки. Это были иллюзии типа иллюзий Фехнера, Шарпантье и т.д. Были найдены аналоги этих иллюзий и в других модальностях и сферах. Таковыми являются иллюзии давления, слуха, освещения, количества, иллюзия веса-объема, противоположная иллюзии Шарпантье, и т.д. Было показано, что в иллюзиях веса (Фехнер) и других сходных с ними эффект вызван предварительно созданной установкой, которая находится между стимулом и реакцией и является конститутивным фактором активности, развернутой в эксперименте. Экспериментальные факты, полученные Д.Н. Узнадзе, вошли в золотой фонд психологической науки. Ж. Пиаже назвал их эффектом Узнадзе.

Путем применения оригинального экспериментального метода фиксированной установки были выявлены такие важные характеристики установки, как возбудимость, диффузность, статичность, динамичность, стабильность и многие другие. Опыты, проведенные в состоянии гипноза, выявили такой существенный признак установки, как ее бессознательность, факты иррадиации и генерализации установки подтвердили ее центральную и целостную природу. Большой вклад в выявление общих закономерностей установки внесли первые сотрудники Д.Н. Узнадзе — Э.К. Абашидзе, Н.Г. Адамашвили, Б.И. Хачапуридзе, З.И. Ходжава и др. Следует отметить, что в дальнейшем грузинские психологи разработали другие способы и методы изучения установки (Н.Л. Элиава, З.И. Ходжава, Р.Г. Натадзе, Ш.Н. Чхартишвили, А.Т. Кинцурашвили, Ш.А. Надирашвили, Д.Ш. Квавилашвили, Д.К. Дзидзигури, М.Д. Читашвили и др.). Благодаря этому наше знание

 

27

 

об эмпирических закономерностях действия установки стало еще более обширным.

Параллельно с экспериментальными проводились и публиковались обобщающие теоретико-методологические исследования, в которых анализировались наиболее важные и актуальные вопросы теории установки (Д.Н. Узнадзе, А.С. Прангишвили, З.И. Ходжава, Ш.Н. Чхартишвили, И.Т. Бжалава, Д.И. Рамишвили, В.Г. Норакидзе, А.Е. Шерозия, Ш.А. Надирашвили и др.).

Д.Н. Узнадзе был ученым исключительно большого диапазона. Он автор серьезных работ по философии, истории, педагогике, эстетике и литературной критике. Круг его интересов в области психологии был также чрезвычайно широк. Поэтому неудивительно, что в первой же руководимой им психологической лаборатории развернулась интенсивная исследовательская работа по различным проблемам психологии. В 1941 г. в связи с двадцатилетием установления Советской власти в Грузии Д.Н. Узнадзе подытожил результаты этой работы. Он выделил четыре основные проблемы, изучение которых, по его оценке, оказалось весьма результативным и привлекло внимание мировой психологической общественности:

1. Проблема восприятия и в особенности проблема соотношения содержания и предмета восприятия, которая была решена экспериментально.

2. Проблема наименования. Установлено, что наименование предметов и явлений не происходит совершенно случайно: для определенных рисунков подбирают в качестве наиболее подходящих строго определенные комплексы звуков. В дальнейшем эта закономерность была всесторонне изучена А.Г. Баиндурашвили.

3. Вопросы детского мышления. Изучались познавательные интересы, техническое мышление, развитие понятийного мышления в дошкольном и школьном возрасте.

4. Проблема установки. Ей было уделено наибольшее внимание. Именно изучение установки принесло грузинской психологической школе всеобщее признание.

В 1941 г. при основании Академии наук Грузинской ССР в ее системе был создан сектор психологии. В 1943 г. он был преобразован в Институт психологии, который до 70-х гг. оставался единственным академическим психологическим институтом в нашей стране. Поэтому грузинская психологическая школа постоянно ориентирована на решение фундаментальных научных проблем, внося значительный вклад в развитие марксистской психологии.

В институте под руководством Д.Н. Узнадзе развернулась интенсивная научная работа. Он стал центром психологических исследований. Первоначально коллектив института был немногочисленным. Несмотря на это, в нем велись углубленные исследования практически во всех отраслях психологии. Особенно плодотворной была работа в рамках концепции установки.

Линию исследований Д.Н. Узнадзе, скончавшегося в 1950 г., продолжили его ученики и единомышленники. В 50-е гг. еще больше возрос авторитет грузинской психологической школы. Этому в определенной мере способствовали дискуссии, которые велись в то время вокруг теории установки. В них приняли участие многие известные советские психологи. На поставленные вопросы грузинские психологи дали убедительные ответы. В настоящее время теория установки завоевала широкое признание среди советских и зарубежных психологов. В двухтомном издании «Психологическая наука в СССР» (1959—1960), в котором подводились итоги экспериментальных и теоретических исследований за 40 лет Советской власти, теория установки оценена как одно из ярких достижений отечественной психологии. В специальном разделе показаны достижения грузинских психологов в развитии теории установки; в издании нашли также отражение результаты исследований психологов республики в различных областях психологии.

Грузинские психологи уделяют большое внимание изучению и критическому анализу различных направлений

 

28

 

психологии, что дает возможность оценить и понять место теории установки в масштабе всей психологической науки. Эту традицию заложил сам Д.Н. Узнадзе, создав блестящие образцы критического анализа основных психологических концепций. В этом плане выделяется также фундаментальное трехтомное исследование А.Т. Бочоришвили, в котором представлены все важнейшие направления психологической мысли. Исследование Н.Г. Адамашвили посвящено концепции К. Левина, Э.К. Абашидзе — персонологии, О.И. Табидзе — бихевиоризму, А.Е. Шерозия и В.Л. Какабадзе — психоанализу, Г.И. Цинцадзе — представлениям Марбе. В работах А.С. Прангишвили осмыслена познавательная ценность понятия установки с точки зрения марксистско-ленинской философии.

В Грузии выполнено большое количество исследований, в которых с позиций теории установки анализируются и изучаются различные вопросы общей психологии. Изучены вопросы ощущения, восприятия и воображения (Д.Н. Узнадзе, Р.Г. Натадзе, З.И. Ходжава, И.Т. Бжалава, Ш.А. Надирашвили, О.И. Табидзе, Г.В. Кирия, Д.Т. Купрашвили, М.А. Роговская и др.), памяти (А.С. Прангишвили, Д.Ш. Парджанадзе, Л.Д. Квавилашвили и др.), внимания (Д.Н. Узнадзе, Г.С. Бакрадзе, А.Н. Мосиава, Ж.И. Непаридзе и др.), мышления (Д.Н. Узнадзе, Р.Г. Натадзе, Н.Л. Элиава, Д.И. Рамишвили, Ш.А. Надирашвили, М.Г. Колбая, Г.В. Дарахвелидзе, Г.А. Нижарадзе и др.), языка и речи (Д.Н. Узнадзе, А.Т. Бочоришвили, Д.И. Рамишвили, А.Г. Баиндурашвили, З.И. Ходжава, А.М. Авалишвили, Н.В. Чрелашвили, Н.В. Имедадзе, А.А. Алхазишвили, Г.Н. Мчедлишвили, Р.Т. Сакварелидзе, Р.Г. Мшвидобадзе, М.Г. Какиашвили, Т.Г. Заридзе, Р.Г. Джваршеишвили и др.), эмоций (Н.В. Имедадзе), навыка (З.И. Ходжава, Ш.А. Надирашвили, О.И. Табидзе, А.В. Григолава и др.).

Особое внимание уделено проблематике психологии деятельности, что естественно, поскольку теория установки является прежде всего общепсихологической концепцией деятельности. Начиная с трудов Д.Н. Узнадзе, в работах грузинских психологов значительное место занимают вопросы психологии потребности, мотива, воли и пр. Д.Н. Узнадзе является автором оригинальной классификации форм поведения, которая и поныне остается уникальной в психологической литературе. В основу классификации было положено различение двух классов потребностей: субстанциональных и функциональных. Выделение последних оказалось особенно плодотворным. Это позволило Д.Н. Узнадзе охарактеризовать такие формы деятельности, как игра, творчество и др., постичь природу которых чрезвычайно сложно. Д.Н. Узнадзе является автором построенной на понятии функциональной потребности теории игры, которую смело можно оценить как одну из интереснейших попыток раскрытия природы этой деятельности. Д.Н. Узнадзе принадлежит также своеобразная точка зрения на волю и ее мотивацию. Она положила начало многим исследованиям в области психологии деятельности (Ш.Н. Чхартишвили, Р.Г. Натадзе, Ш.А. Надирашвили, A.А. Алхазишвили, О.И. Табидзе, B.Л. Какабадзе, Н.В. Рогава, Р.Л. Кварцхава, Д.А. Кикнадзе, Н.И. Сарджвеладзе, Н.X. Барамидзе, И.В. Имедадзе, Д.Г. Гогуадзе и др.). Суждения, высказанные в этих работах, не всегда однозначны, что, впрочем, естественно, так как проблема мотивации — одна из самых запутанных и сложных.

Огромная работа проделана в области дифференциальной психологии личности. Во главе систематических разработок в области характерологии стоит В.Г. Норакидзе. Существенным результатом этой работы в последние годы стала разработка так называемого клинико-биографического метода, предназначенного для изучения мотивационно-содержательного аспекта характера личности. Предлагается применять его в комплексе с методом фиксированной установки, что содержит

 

29

 

в себе большие диагностические возможности. В специальных исследованиях было показано, что данные, добытые методом фиксированной установки, высоко коррелируют с результатами, полученными при помощи других диагностических методик, таких, в частности, как тесты Айзенка, Роршаха, тематической апперцепции и т.д. (В.Г. Норакидзе, А.В. Григолава, З.С. Джапаридзе).

Теория установки и метод ее изучения были перенесены также в сферу патопсихологии (И.Т. Бжалава, К.Д. Мдивани, М.А. Сакварелидзе, Э.А. Вачнадзе, М.А. Джапаридзе, А.Л. Баркалая и др.). Исследователи исходили из того положения, что сущность психических заболеваний заключается не в нарушениях отдельных психических функций, а в изменении целостной личностной структуры. Поскольку установка — целостное состояние субъекта, то естественно, что нарушения при психопатологии должны найти свое выражение прежде всего в определенных изменениях установки. Изучение установки в патопсихологических состояниях полностью подтвердило это предположение. Таким образом, и в этой сфере были выявлены большие диагностические возможности метода фиксированной установки (И.Т. Бжалава). Последние пять лет в отделе медицинской психологии Института психологии им. Д.Н. Узнадзе АН СССР ведется широкое изучение проблемы наследственных и средовых факторов в развитии шизофрении (М.А. Сакверелидзе, К.Д. Цинцадзе).

С 60-х гг. начинают развиваться социально-психологические исследования. Следует отметить, что первое большое исследование в этом направлении было опубликовано А.С. Прангишвили еще в 1943 г. (оно было посвящено психологии паники). В настоящее время социальная психология в Грузии нашла самое широкое распространение.

Понятие социальной установки (аттитюда) давно утвердилось в зарубежной социальной психологии; естественно, что осмысление этого понятия с позиций теории установки превратилось в насущную теоретическую задачу (А.С. Прангишвили, Ш.А. Надирашвили). На базе теории Д.Н. Узнадзе было разработано понятие социальной установки. На этой основе появляется возможность раскрыть механизмы, через которые на деятельность личности воздействуют различные социальные ценности. Благодаря социальным установкам деятельность личности приобретает социальное содержание и включается в социально-исторический процесс, в котором протекает жизнь человека. В социальных установках отражены положительное или отрицательное отношение человека к тем или иным социальным явлениям, тенденция принятия или неприятия того или иного поведения, поступка, социальной нормы, обычая, идеологии. В конечном счете именно в социальных установках фиксируются убеждения человека. Поэтому понятно, сколь велико теоретическое и практическое значение выявления закономерностей формирования, действия и изменения социальных установок. В этом плане в Грузии сделано немало. В целом ряде исследований получены важные результаты (Ш.А. Надирашвили, Д.А. Чарквиани, В.А. Челидзе, М.С. Балиашвили, Т.Б. Чхеидзе, Ш.Г. Абзианидзе и др.). Изучение изменения социальных установок в различных экспериментальных ситуациях во многом способствовало пониманию фундаментальных механизмов действия установки. Кроме того, изучались многие другие социально-психологические феномены: ролевые конфликты (М.Л. Гомелаури), межличностные отношения (М.И. Харшиладзе), конформизм (Г.А. Маградзе), соревнование (М.И. Кекелия).

Со времени зарождения научной психологии в Грузии исследователи уделяли исключительно большое внимание вопросам детской, возрастной и педагогической психологии. Работа в этом направлении приобрела очень широкий размах, охватив почти всю проблематику этих дисциплин. Отметим лишь самые главные моменты. Несмотря на то, что исследования касались широкого диапазона вопросов, в том числе и теоретических проблем кардинального

 

30

 

значения, они с самого начала имели ярко выраженную практическую направленность. Например, еще в 1946—1948 гг. в связи с переходом на школьное обучение детей с семилетнего возраста Д.Н. Узнадзе поставил вопрос о школьном возрасте и готовности к школьному обучению. С этой точки зрения его сотрудниками были проведены многочисленные исследования по выявлению психологических особенностей детей этого возраста. Позднее, с начала 70-х гг. в отделе педагогической психологии Института психологии АН ГССР была развернута интенсивная исследовательская работа в связи со школьным обучением шестилеток (Я.В. Котетишвили, А.А. Алхазишвили, Т.Л. Мусеридзе, И.В. Имедадзе, И.К. Кечакмадзе, М.Г. Маградзе, О.Л. Девидзе). В настоящее время школьная реформа сделала эту проблему очень актуальной. Грузинские психологи имеют немалый опыт ее изучения, поскольку массовое обучение шестилетних детей ведется в республике уже 17 лет. Этот опыт обобщен в монографии Ш.Н. Чхартишвили в 1980 г. Однако исследования в этом направлении продолжают развиваться и сегодня. Всестороннюю и комплексную работу по изучению психологических вопросов организации и содержания обучения в начальных классах в Институте психологии АН ГССР ведет коллектив под руководством Я.В. Котетишвили. Эта работа в последние годы принесла практический результат. На основе анализа существующих программ и учебников был создан оригинальный учебник по математике для шестилетних детей. Группой сотрудников института во главе с А.А. Алхазишвили была также разработана методика обучения детей 6— 7 лет второму языку в неучебной деятельности.

Большой материал накоплен в области изучения онтогенетического развития различных психических функций: понятийного мышления (Д.Н. Узнадзе, Р.Г. Натадзе), обобщения (Ш.А. Надирашвили), речи (Н.В. Чрелашвили, З.К. Габашвили, Г.Н. Мчедлишвили), памяти (Е.Д. Кежерадзе), восприятия (Т.А. Гогичайшвили), эстетического восприятия (Ф.С. Хундадзе), воли (Ш.Н. Чхартишвили, Н.В. Рогава и др.), самосознания (Н.Г. Адамашвили). Онтогенетическое исследование установки было предпринято Б.И. Хачапуридзе.

Разработаны многие теоретические проблемы возрастной и педагогической психологии. Кроме теории игры, о которой уже было сказано, Д.Н. Узнадзе принадлежит очень интересная попытка возрастной периодизации. Она построена на понятии возрастной среды, эвристичность которого, думается, еще не оценена должным образом в отечественной психологии. Ему же принадлежит оригинальная точка зрения на учение как на самостоятельную и переходную от игры к труду форму деятельности. Работа в области теории учебной деятельности была продолжена и после Д.Н. Узнадзе. Стадии учебной деятельности были рассмотрены А.С. Прангишвили; Ш.Н. Чхартишвили обосновал представление об учении как о деятельности двойственной природы с элементами импульсивной и волевой мотивации. А.А. Алхазишвили предложил типологию форм учения. Что касается проблемы воспитания, то здесь прежде всего следует выделить монографию Ш.Н. Чхартишвили «Социальная психология воспитания». В настоящее время вопросы психологии воспитания разрабатываются Ш.А. Надирашвили, Н.В. Рогава, Ф.В. Гобечия и др.

Плодотворная работа осуществляется в области профориентации (М.И. Зарандия, Н.С. Насрашвили). Нельзя не отметить исследования по дефектологии, успешно проводимые на протяжении многих лет (В.Г. Норакидзе, М.Г. Колбая, Е.А. Герсамия, М.М. Шенгелия).

Много работ выполнено в области психологии труда и инженерной психологии. Большой интерес представляют исследования, в которых изучались сенсомоторные, информационные, конструктивно-технические способности и возможности человека, их глубинные психологические основания. Эти работы имеют и чисто практическую ценность (Г.Н. Кечхуашвили, Ш.А. Надирашвили,

 

31

 

Г.В. Кирия, О.А. Берекашвили, Г.М. Мерабишвили, З.И. Бигвава, Т.А. Нониашвили, Т.Ш. Иосебидзе, Ю.В. Филипашвили, Г.А. Горошидзе и др.).

Велась и ведется работа в таких областях психологии, как сравнительная психология (Д.И. Рамишвили, Н.Г. Адамашвили, Н.В. Чрелашвили, Д.О. Берекашвили), психология спорта (В.Г. Норакидзе, Г. Самсонадзе), психология творчества (Д.Н. Узнадзе, Р.Г. Натадзе, Г.Н. Кечхуашвили, В.Г. Норакидзе, Д.И. Рамишвили, Д. Долидзе и др.). Очень большое внимание уделяется созданию оригинальных учебников по психологии на грузинском языке. На сегодняшний день существуют несколько учебников по общей психологии (Д.Н. Узнадзе, A.Т. Бочоришвили и Ш.Н. Чхартишвили, Р.Г. Натадзе), «Детская психология» (Д.Н. Узнадзе), двухтомник с тем же названием под редакцией B.Г. Норакидзе, «Педагогическая психология» (ред. Ш. Н. Чхартишвили), «Социальная психология» (Ш.А. Надирашвили), «Психология спорта» (В.Г. Норакидзе), «Инженерная психология» (Г.Н. Кечхуашвили), «Психология установки» (Ш.А. Надирашвили).

Исследования Д.Н. Узнадзе, а также работы его сотрудников хорошо известны в нашей стране и за рубежом. Статьи Д.Н. Узнадзе часто печатались в иностранных журналах. В 1966 г. в США на английском языке вышла монография Д.Н. Узнадзе «Психология установки». Один выпуск периодического сборника «Советская психология», издающегося в США, был полностью посвящен работам по психологии установки. Доклады грузинских психологов были представлены на VIII, IX, XV, XVI и XX Международных психологических конгрессах (Д.Н. Узнадзе, Р.Г. Натадзе, А.С. Прангишвили, Н.В. Имедадзе), а на XVIII и XXII Международных психологических конгрессах грузинские психологи руководили симпозиумами по проблеме установки, на которых были широко представлены успехи грузинской психологической школы. Труды грузинских психологов изданы в ГДР, Польше, Венгрии, Болгарии, Англии, Франции, Италии, ФРГ, Канаде. В Канаде, в университете Калгари, плодотворно работает группа психологов, исследования которых полностью строятся на теории установки. В 1978 г. в Тбилиси состоялся международный симпозиум, посвященный проблеме бессознательного. По материалам симпозиума издана четырехтомная коллективная монография. Теория установки в ней выступила как серьезная концепция о бессознательном психическом. В 1973 г. издан сборник, посвященный 85-летию со дня рождения Д.Н. Узнадзе, объединивший исследования многих ведущих советских и зарубежных психологов. Это издание полностью отобразило современное состояние исследований по психологии установки.

Психологи республики постоянно участвуют в работе съездов психологов СССР. Один из них, в 1971 г., был проведен в Тбилиси. Из проведенных в Тбилиси конференций следует отметить Всесоюзную конференцию, посвященную социогенным потребностям (1974). Этой проблеме были посвящены два больших сборника под редакцией Ш.Н. Чхартишвили. Несколько конференций и соответствующих сборников были посвящены широкому кругу вопросов медицинской, инженерной психологии, психологии труда, эргономики, проблемам деятельности, принятия решения и др. (Тбилиси, Боржоми, Телави). В 1984 г. в г. Цхинвали состоялась первая встреча психологов Грузии. Она была посвящена психологическим вопросам формирования нового человека. Подобные встречи станут традиционными.

Традиционно проводятся конференции психологов Закавказья, в которых грузинские психологи принимают самое активное участие. Всего состоялось девять конференций, три из них в Тбилиси. Грузинские психологи успешно выступают на различных конференциях и симпозиумах во многих городах Советского Союза. Их работы постоянно печатаются в различных тематических сборниках и центральных журналах. Большое количество статей печатается

 

32

 

в периодических изданиях республики («Вестник АН ГССР. Серия философии и психологии», «Школа и жизнь» и др.). Научная продукция Института психологии АН ГССР отражена в сборниках трудов: «Психология» — 16 томов; «Исследования по экспериментальной психологии установки» — 5 томов; «Психологические исследования» — 2 тома.

В настоящее время в Грузинской ССР есть все условия для того, чтобы психологические исследования приобрели еще больший размах. Существует сильное ведущее научное учреждение — Институт психологии АН ГССР, который носит имя его основателя — Д.Н. Узнадзе. В 1950—1984 гг. институт возглавлял вице-президент АН ГССР академик А.С. Прангишвили. С 1984 г. институтом руководит проф. Ш.А. Надирашвили. Сегодня в институте плодотворно трудится более 160 сотрудников. Это сильный коллектив, способный решать серьезные задачи.

Заметно расширилось отделение психологии на факультете философии и психологии Тбилисского государственного университета. Здесь функционируют четыре кафедры — общей, инженерной, социальной и педагогической психологии. Кафедры психологии работают во многих пединститутах республики (Тбилисские пединститут им. Пушкина, пединститут иностранных языков, институт физкультуры, Кутаисский, Сухумский, Батумский, Цхинвальский, Телавский пединституты). Наряду с фундаментальными проблемами психологи Грузии решают и прикладные. Применение психологического знания в общественной практике — важная научная задача. В этом направлении успешно работает коллектив психологов Тбилисского филиала Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики; соответствующая ориентация наметилась и в исследованиях Института психологии АН ГССР. Все больше психологов-практиков работают непосредственно на производстве, в учреждениях, в школах, в клиниках. Ведется интенсивный поиск организационной структуры психологической службы, налаживание которой для психологов республики является важнейшей практической задачей.

Психологическая наука в Грузинской ССР, как можно видеть, достигла определенных успехов, например в деле установления закономерностей психической активности человека. Однако эти достижения психологии не в полной мере отвечают тем требованиям, которые предъявляются в настоящее время психологической науке.

Все еще остаются недостаточно изученными закономерности человеческих взаимоотношений, взаимодействия и социальной активности. Изучение их крайне необходимо для дальнейшей разработки фундаментальных вопросов и в особенности для решения психологических проблем социальных процессов.

Кроме этого психологической наукой все еще не установлены прочные связи с педагогикой, психофизиологией и философскими дисциплинами, изучающими проблемы ценностей, данные которых необходимы психологии для решения теоретических и практических задач.

Основным недостатком нашей науки остается слабая связь с практикой. Несмотря на то, что за последние годы развернулась интенсивная работа в направлении изучения и решения психологических проблем, стоящих перед школой, медицинскими учреждениями и производством, наша работа еще не достигла уровня, позволяющего психологии стать наукой, данные которой с необходимостью должны быть использованы работающим в этом направлении персоналом.

Для преодоления указанных недостатков психологам необходимо интенсифицировать свою работу.

 

Поступила в редакцию 7.V 1986 г.