Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

182

 

ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ

 

Л.А. РАДЗИХОВСКИЙ

Москва

 

8—9 октября 1986 г. лаборатория психического развития и воспитания в подростковом и юношеском возрасте НИИ ОПП АПН СССР (зав. лабораторией Д. И. Фельдштейн) проводила научную сессию «Психолого-педагогические проблемы развития ответственной социальной позиции в подростковом и юношеском возрастах». В работе сессии принимали участие сотрудники института, а также приглашенные со всей страны заведующие и сотрудники кафедр психологии университетов и педагогических институтов, директора и преподаватели общеобразовательных школ и ПТУ.

Настоящая сессия, шестая по счету, проходила в условиях перестройки работы школы в соответствии с ее реформой. В выступлениях А.М. Матюшшна и И.В. Дубровиной, в докладе Д.И. Фельдштейна шла речь о том, что одним из важнейших направлений всей педагогической работы в настоящих условиях является воспитание у учащихся ответственной социальной позиции. Особенно остро стоит эта задача перед учителями, которые работают с подростками.

Вообще говоря, задача воспитания ответственной социальной позиции являлась для нашей школы важнейшей всегда. Однако, как об этом прямо говорили Э.А. Сидорова (Арзамас), И.А. Мелихова (Одесса), В.К. Кузьменков (Славянск), В.Т. Дорохина (Ворошиловград), эта работа часто ведется лишь на словах. Эксперименты, обследования, проведенные докладчиками, сам их живой педагогический опыт ясно показывают: ни голыми призывами, ни лекциями, ни мероприятиями, в которые формальным образом «вовлекаются» подростки, нельзя сформировать настоящую, т. е. действенную, стимулирующую человека к действиям, ответственную социальную позицию. Более того, у подростков таким образом часто воспитывается нечто прямо обратное — «квазиответственная» социальная позиция, когда человек научается всячески избегать реальной ответственности, ни в коем случае не брать ее на себя, но при этом прикрываться «правильными» словами. Таким образом — и это со всей ясностью было высказано на сессии (А.П. Сидельновский, Ставрополь; О.А. Рудей, Нижний Тагил; Л.В. Тарабакина, г. Горький; Е.В. Джевахишвили, Тбилиси; С.И. Равикович, Ворошиловград; И.Г. Гозман, Славянск; М.В. Савчин, Дрогобыч; О.Е. Федоров, Петрозаводск) — необходимы качественно новые методы формирования ответственной социальной позиции, чувства социальной ответственности у подростков и юношей.

 Чувство социальной ответственности подростка (юноши) проявляется во многом: и в желании заниматься общественно полезной деятельностью и общественной работой, и в активной борьбе с антиобщественным поведением, и в ускорении процесса личностного и профессионального самоопределения (преодоление часто встречающегося инфантилизма), но главное — в глубоком эмоциональном ощущении своей принадлежности к обществу, в глубоко личном принятии его ценностей и идеалов. Эти аспекты чувства социальной ответственности

 

183

 

были исследованы Г.У. Малейко (Минск), В.Н. Федорчуком (Каменец-Подольский), Т.Л. Мироновой (Улан-Удэ), Д.В. Вилькеевым (Казань), В.Э. Пахальяном (Лесосибирск), Н.С. Антонюк (Винница), О.А. Чуваковой (Караганда), А.Б. Вачнадзе (Чернигов), В.П. Баженовой (Талды-Курган), Т.И. Пащуковой (Кировоград).

Главная задача сессии состояла в коллективном поиске новых путей формирования чувства социальной ответственности. И здесь на первый план выдвинулись такие понятия, как самостоятельность, выбор, принятие решения, внутренний конфликт, внутренний диалог. В самих по себе этих понятиях нет, разумеется, чего-то принципиально нового. Новым — точнее, ориентирующим на поиск нового — является ясное понимание их решающей роли, когда речь идет о формировании чувства ответственности. Это чувство рождается — как чувство, не как слова — только в деятельности, притом деятельности, связанной с важным, личностно значимым для человека выбором. И главное — этот выбор нельзя (с самыми лучшими намерениями) навязывать человеку, подростку извне. Выбор будет значимым, а его результаты устойчивыми только в том случае, если человек осуществил его сам, свободно. Только в результате такого выбора формируются глубокие убеждения, подлинно ответственная социальная позиция. Интеллектуальным путем, ведущим к такому выбору, является внутренний диалог (который также принимает в разном возрасте разные формы, поэтому большой — и, к сожалению, распространенной — ошибкой является представлять внутренний диалог подростка по образцу внутреннего диалога взрослого человека), обязательно завершающийся принятием определенной позиции. Внешним путем является участие в совместной деятельности, притом построенной таким образом, чтобы человек видел, что его роль в этой деятельности важна, что от него реально зависят другие. На особенностях формирования чувства социальной ответственности, связанных с ситуациями выбора, диалога, совместной общественно полезной деятельности останавливались Л.А. Радзиховский, В.В. Барцалкина, О.В. Лишин, В.Н. Лозоцева, М.Р. Гинзбург, И.П. Шахова (НИИ ОПП АПН СССР), В.Ф. Моргун (Полтава), С.Н. Тидор (Петрозаводск), Н.И. Борисова (Новосибирск), Л.И. Панкова (Пенза), Б.С. Волков (Москва), Л.М. Кацук (Тамбов), В.А. Ким (Джамбул).

На сессии речь шла о процессах воспитания. Однако из выступлений участников следовал еще один важный вывод: принятие позиции социальной ответственности, связанный с этим внутренний диалог и самостоятельность имеют колоссальное значение и для обучения, для интеллектуального развития творческой, не «боящейся» самостоятельно думать личности.