Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

178

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ

 

И. П. ВОЛКОВ

Ленинград

 

Сингуринди Э. Г. Автомобильный спорт: В 2 ч. М.: ДОСААФ. Ч. 1. 1982. 304 с; ч. II. 1986. 384 с.

 

Автомобильный спорт относится к числу наиболее сложных видов спорта, деятельность человека в котором сопряжена с преодолением непрерывных стрессовых перегрузок, принятием решений в условиях острого дефицита времени и быстро меняющихся внешних условий. Опираясь на анализ истории и современного состояния мирового и отечественного автотранспорта, Э.Г. Сингуринди в своей монографии определил и раскрыл основные направления психологической подготовки спортсменов-автогонщиков, органически увязав ее с инженерно-технической, физической и тактической сторонами подготовки. Следует подчеркнуть, что автор в своей практической тренерской работе со сборной командой СССР по авторалли явился инициатором привлечения специалистов-психологов к обучению тренерского состава и самих спортсменов к овладению психологическими знаниями и методами подготовки.

В учебнике определены основные принципы психологической подготовки (принципы сознательности, активности, всесторонности и постепенности), ее задачи и содержание. Особо подчеркивается идейно-воспитательная направленность общей психологической подготовки. Глубокое знание автором специфики автомобильного спорта проявилось в анализе и систематизации психологических барьеров, возникающих в процессе тренировок и соревнований.

Э.Г. Сингуринди дает конкретные рекомендации тренерам по воспитанию морально-волевых качеств спортсмена, обсуждает

 

179

 

функции тренера в коллективе команды.

Освещая задачи специальной психологической подготовки спортсменов, автор описывает методы саморегуляции психики, а также предлагает эффективные экспресс-методики психорегуляции, применение которых позволяет в короткие сроки снимать нервно-психические перегрузки спортсменов, воспроизводить в процессе идеомоторной тренировки ситуации, помогающие спортсмену точнее ориентироваться в реальной обстановке соревнований.

Следует отметить, что специфика автомобильного спорта состоит в вероятности возникновения аварий на трассе. Но при определенных условиях в критической ситуации у спортсменов практически всегда имеются возможности избежать аварии при правильном выборе единственного варианта управления автомобилем. В такие моменты, как отмечается в монографии, изложенная система аутогенной тренировки, проверенная автором в своей спортивной и тренерской деятельности, дает возможность мобилизовать все нервно-психические резервы. Этим указываются пути снижения травматизма в автомобильном спорте.

Важными представляются разработанные Э.Г. Сингуринди психолого-педагогические рекомендации по комплектованию экипажей спортсменов в авторалли. Автор подчеркивает значение психологической совместимости спортсменов. В качестве психодиагностических методов им использованы семантический дифференциал, составление социограмм по само- и взаимооценкам спортсменов, метод экспертной оценки.

Рецензируемая книга Э.Г. Сингуринди не имеет аналогов в литературе по психологии спорта. Учебник представляет собой законченную научно-методическую работу, открывшую новое направление в психологии и педагогике спорта. Одновременно данная монография ставит научные проблемы для дальнейших исследований и обобщений как в области инженерной психологии применительно к спортивной деятельности, так и в области социальной и педагогической психологии спортивной деятельности. Вместе с тем можно пожелать автору в дальнейших исследованиях расширить диапазон психодиагностических методов, в том числе и лабораторный эксперимент, шире использовать достижения инженерной психологии, а также включить в программу подготовки даже юных автоспортсменов элементы психологической подготовки.