178
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
СПОРТСМЕНОВ
И. П. ВОЛКОВ
Ленинград
Сингуринди Э. Г. Автомобильный спорт: В 2 ч. М.: ДОСААФ. Ч. 1.
1982. 304 с; ч. II. 1986. 384 с.
Автомобильный спорт относится к числу наиболее
сложных видов спорта, деятельность человека в котором сопряжена с преодолением
непрерывных стрессовых перегрузок, принятием решений в условиях острого
дефицита времени и быстро меняющихся внешних условий. Опираясь на анализ
истории и современного состояния мирового и отечественного автотранспорта, Э.Г.
Сингуринди в своей монографии определил и раскрыл основные направления
психологической подготовки спортсменов-автогонщиков, органически увязав ее с
инженерно-технической, физической и тактической сторонами подготовки. Следует
подчеркнуть, что автор в своей практической тренерской работе со сборной
командой СССР по авторалли явился инициатором привлечения
специалистов-психологов к обучению тренерского состава и самих спортсменов к
овладению психологическими знаниями и методами подготовки.
В учебнике определены
основные принципы психологической подготовки (принципы сознательности,
активности, всесторонности и постепенности), ее задачи и содержание. Особо
подчеркивается идейно-воспитательная направленность общей психологической
подготовки. Глубокое знание автором специфики автомобильного спорта проявилось
в анализе и систематизации психологических барьеров, возникающих в процессе
тренировок и соревнований.
Э.Г. Сингуринди дает
конкретные рекомендации тренерам по воспитанию морально-волевых качеств спортсмена, обсуждает
179
функции тренера в коллективе команды.
Освещая задачи специальной
психологической подготовки спортсменов, автор описывает методы саморегуляции
психики, а также предлагает эффективные экспресс-методики психорегуляции,
применение которых позволяет в короткие сроки снимать нервно-психические
перегрузки спортсменов, воспроизводить в процессе идеомоторной тренировки
ситуации, помогающие спортсмену точнее ориентироваться в реальной обстановке
соревнований.
Следует отметить, что
специфика автомобильного спорта состоит в вероятности возникновения аварий на
трассе. Но при определенных условиях в критической ситуации у спортсменов
практически всегда имеются возможности избежать аварии при правильном выборе
единственного варианта управления автомобилем. В такие моменты, как отмечается
в монографии, изложенная система аутогенной тренировки, проверенная автором в
своей спортивной и тренерской деятельности, дает возможность мобилизовать все
нервно-психические резервы. Этим указываются пути снижения травматизма в
автомобильном спорте.
Важными представляются
разработанные Э.Г. Сингуринди психолого-педагогические рекомендации по
комплектованию экипажей спортсменов в авторалли. Автор подчеркивает значение
психологической совместимости спортсменов. В качестве психодиагностических
методов им использованы семантический дифференциал, составление социограмм по
само- и взаимооценкам спортсменов, метод экспертной
оценки.
Рецензируемая книга Э.Г.
Сингуринди не имеет аналогов в литературе по психологии спорта. Учебник представляет
собой законченную научно-методическую работу, открывшую новое направление в
психологии и педагогике спорта. Одновременно данная монография ставит научные
проблемы для дальнейших исследований и обобщений как в области инженерной
психологии применительно к спортивной деятельности, так и в области социальной
и педагогической психологии спортивной деятельности. Вместе с тем можно
пожелать автору в дальнейших исследованиях расширить диапазон
психодиагностических методов, в том числе и лабораторный эксперимент, шире
использовать достижения инженерной психологии, а также включить в программу
подготовки даже юных автоспортсменов элементы психологической подготовки.