Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

176

 

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

 

Г. А. КОВАЛЕВ

Москва

 

Генетические проблемы социальной психологии: Сб. статей / Под ред. Я.Л. Коломинского, . Минск: изд-во «Университетское», 1985. 208 с.

           

До недавнего времени в отечественной психологии психологическая структура личности определялась прежде всего структурой и характером ее предметно-практической деятельности; социальный же контекст, задающий нормативы и координаты организации этой деятельности, учитывался явно недостаточно. В этом отношении рецензируемый сборник, без сомнения, является шагом вперед в постижении природы и детерминации человеческой психики и закономерностей ее развития. Содержание книги представляет собой яркий пример и итог многолетнего плодотворного творческого сотрудничества двух научных коллективов: Научно-исследовательского института общей и педагогической психологии АПН СССР (Москва) и Минского государственного пединститута имени А.М. Горького.

Сборник состоит из трех глав и предисловия. Логика организации его содержания преследовала цель создать картину, отражающую основные составляющие и детерминанты развития человека на ранних стадиях онтогенеза в условиях общественных отношений и общения. Все это, по мнению редакторов сборника, должно составлять основной предмет новой отрасли психологии, обозначенной ими как генетическая социальная психология. В предисловии делается попытка обосновать эту новую научную дисциплину, задаются основные направления разработок в этой области. В качестве предмета генетической социальной психологии выделяются «возрастные закономерности развития, деятельности и отношений личности в процессе непосредственного и опосредованного общения» (с. 5). Исследования концентрируются вокруг следующих проблем: онтогенез человека, начиная с момента появления общения на ранних стадиях онтогенеза до геронтологических аспектов, развитие общностей контактных и неконтактных групп и коллективов, в рамках которых реализуется и развивается межличностное общение; возрастные закономерности влияния межличностных взаимодействий на формирование личности, возрастные закономерности взаимодействия личности с широкой социальной средой в процессе опосредованного общения.

Первая глава посвящена теоретическим проблемам генетической социальной психологии. На основе междисциплинарного анализа по проблеме происхождения и генезиса различных форм и уровней социальной организации жизнедеятельности Я.Л. Коломинский доказывает положение об историческом происхождении малой группы как первичной и универсальной системы непосредственного общения как в фило-, так и в онтогенезе. Подчеркивается мысль, что «уже на уровне животного мира возникает... самостоятельная потребность в общении ... и структурная единица сообщества, которая на стадии человека становится малой группой» (с. 14).

Во второй части сборника изложены важные для возрастной и педагогической психологии проблемы зарождения и развития самого феномена общения в системах «взрослый — ребенок» и «ребенок — ребенок». Теоретическая канва данной части основывается на положениях, сформулированных главным образом в трудах М.И. Лисиной. Подготовка и редакция данной части книги, как и выходящая в скором времени в издательстве «Педагогика» монография, являются научным завещанием этого замечательного советского психолога. Главу отличает характерная для всех работ М.И. Лисиной строгая логическая последовательность организации материала, теоретическая глубина и оригинальность проведения экспериментальных процедур, а также четкость и обоснованность изложения научных выводов

Развитию форм общения со взрослыми у детей первого полугодия жизни посвящена статья С.С. Харина; автор выделяет три этапа развития контактов младенца со взрослым и две стадии этих контактов — реактивную и активную. В статье М.И. Лисиной и Л.М. Царегородцевой раскрывается психологическое содержание контактов между младенцами, где наиболее ярко проявляются два критерия наличия коммуникативной потребности — это внимание и аффективное отношение к другому ребенку. Логическим продолжением данной статьи

 

177

 

является работа Л.Н. Галигузовой и Т.М. Землянухиной, которые в экспериментальном исследовании подтвердили свою гипотезу о влиянии интенсивности и характера общения детей от года до трех лет со взрослыми на сроки появления, темп развития и уровень протекания их общения со сверстниками. Показано, что оптимальным путем влияния взрослого на развитие общения детей со сверстниками является организация личностных контактов между детьми на фоне их предметной деятельности. Одна из наиболее трудных и важных психологических проблем — это изучение истоков и причин предпринимаемой индивидом деятельности, т.е. потребностей и мотивов личности. В статье М.И. Лисиной и Р.А. Смирновой представлены данные, что в основе организации деятельности общения детей-дошкольников как со сверстниками, так и со взрослыми лежат потребность в доброжелательном внимании и личностные мотивы. По мере развития ребенка в этом возрасте общение, которое, в свою очередь, тесно переплетено с совместной предметно-практической деятельностью, все более углубляется и приобретает все более внеситуативный и избирательный характер. Завершает этот раздел сборника статья А.Г. Рузской и А.Э. Рейнстейн, в которой освещаются отличительные особенности и прослеживается генезис форм речевого общения со взрослыми и сверстниками детей в возрасте от двух до семи лет.

Третья часть сборника посвящена развитию межличностного общения в дошкольном возрасте; она отражает итоги работ сотрудников Минского пединститута, проделанных под руководством Я.Л. Коломинского. В статье Е.С. Слепович представлен анализ некоторых особенностей общения дошкольников с задержкой психического развития, отмечается значительная редукция потребности в общении этих детей как со взрослыми, так и со сверстниками. А. М. Счастная провела сравнительное изучение межличностного взаимодействия детей шестилетнего возраста в условиях школы и подготовительных групп детских садов. Выявилось, что из-за трудности адаптации к новым условиям совместной деятельности и взаимоотношений с другими людьми дети из подготовительных классов испытывают значительно большие трудности в общении со своими товарищами, чем их сверстники из детских садов. В работе Т.В. Сенько доказывается гипотеза, что положение старших дошкольников в группе сверстников находится в положительной взаимозависимости с успешностью их индивидуальной познавательной деятельности. Специальному изучению специфических особенностей и генезиса групп дошкольников посвящена статья Н.А. Цыркун, в которой, в частности, выявилось, что становление группы дошкольников имеет зоны актуального и ближайшего развития и обусловлено социально-психологической ситуацией осуществления совместной деятельности. Интересный фактический материал о восприятии и отношении детей к своему ближайшему социальному окружению, полученный на основе анализа детских рисунков, представлен в сообщении Е.А. Панько. Обнаружились индивидуальные и половые различия при изображении дошкольниками значимых лиц, была прослежена возрастная динамика детского рисунка, которая идет в направлении более полного и глубокого изображения внутреннего мира человека, особенностей его деятельности и выполняемых функций. В работе В.П. Жизневского изучалось влияние различных форм организации совместной деятельности «параллельных» и «последовательных» форм в группах дошкольников на межличностное общение. Отмечается, что при обеих формах организации групповой деятельности более 50 % всех обращений детей друг к другу составляют оценочные суждения, которые носят в основном отрицательный характер. В исследовании выявлена также значимая положительная связь между уровнем межличностных взаимоотношений в группах дошкольников и положительными самооценками детей. В заключительной статье Я.Л. Коломинский и М.X. Мелтсас дают обзор зарубежных работ по проблеме особенностей полоролевого развития ребенка в дошкольном возрасте.

Рецензируемая книга содержит интересный материал, принципиально важный для понимания механизмов социальной обусловленности психического и ценный для более глубокого проникновения в закономерности формирования личностного склада ребенка в условиях общения и совместной деятельности в ближайшем для него социальном окружении. В этой связи научное и практическое значение книги сомнений не вызывает.

Вместе с тем ряд моментов в содержании сборника кажется нам по меньшей мере дискуссионным. Речь идет прежде всего о методологических вопросах. Редакторами сборника недвусмысленно сделана заявка на создание новой отрасли психологического знания — «генетической социальной психологии», которая, по их мнению, должна изучать в комплексе филогенетические

 

178

 

истоки и онтогенетические аспекты социального становления личности в условиях общения и совместной деятельности с другими людьми. Соглашаясь в принципе с позицией авторов о закономерном характере дифференциации науки в ходе ее развития и считая вполне вероятными перспективы создания подобной отрасли социально-психологического знания, отметим, что для окончательного ее оформления в самостоятельную область следует в дальнейшем четко проработать многие принципиальные вопросы, которые в данном изложении остались за пределами анализа.

Главные из них — это прежде всего системная взаимосвязь (учитывая «диалогическую» природу психики в целом) генетической социальной психологии как самостоятельной научной отрасли с другими смежными областями психологического знания, в частности общей, возрастной, педагогической, социальной психологией. В более четком обозначении нуждается и предмет новой дисциплины, по поводу которого, как видно из содержания рукописи, имеются определенные разногласия между авторами сборника. Так, если группа М.И. Лисиной делает акцент скорее на межличностном общении ребенка с другими людьми и изучает психологические следствия этого общения (воздействия на личность ребенка), то группа Я.Л. Коломинского в качестве системообразующей категории выдвигает прежде всего малую контактную группу «как универсальную систему непосредственного межличностного общения». Некоторое смысловое несоответствие заключено, с нашей точки зрения, и в словосочетании «генетическая социальная психология». Семантически более точным и приемлемым обозначением для данной научной области, по нашему мнению, могут стать понятия «социальная психология развития» или «возрастная социальная психология».

Отмеченные методологические недоработки, вероятно неизбежные при становлении любой новой научной отрасли, могут быть вполне устранены в последующих публикациях этого творческого авторского коллектива.