Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

172

 

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

 

В ОБЩЕНИИ С ПЕРВОИСТОЧНИКАМИ

(О хрестоматиях по психологии, подготовленных на психологическом факультете МГУ и выпущенных изд-вом МГУ)

 

В. А. РОМЕНЕЦ

Киев

 

Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.Б. Михалевской. 1975; Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырен, В.Я. Романова. 1976; Нейрофизиологические механизмы внимания / Под ред. Е.Д. Хомской. 1979; Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. 1979; Хрестоматия по истории психологии. Период открытого кризиса (начало 10-х годов — середина 30-х годов XX в.) / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. 1980; Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: I. Работы советских авторов периода 1918—1945 гг. / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. 1980; Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: II. Работы советских психологов периода 1946—1980 гг. / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. 1981; Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. 1981; Хрестоматия по патопсихологии / Сост. и ред. Б.В. Зейгарник, А.П. Корнилов, В.В. Николаева. 1981; Психология личности: Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. 1982; Афазия и восстановительное обучение: Тексты / Под ред. Л.С. Цветковой, Ж.М. Глозман. 1983; История советской психологии труда: Тексты. (20—30-е гг. XX века) / Под ред. В.П. Зинченко, В.М. Мунипова, О.Г. Носковой. 1983; Психология эмоций: Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. 1984; Современная зарубежная социальная психология: Тексты / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. 1984; История зарубежной психологии (30-е — 60-е годы XX века): Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. 1986.

 

Практика создания хрестоматий по психологии в нашей стране имеет давнюю историю. В 1909 г. в Тифлисе вышла «Психологическая хрестоматия. Пособие при изучении психологии в средних учебных заведениях и для самообразования», составленная И. Городенским (928 с, небольшой словарь). В этом пособии были представлены главным образом классические работы мировой психологической мысли за XIX ст. В 1927 г. под ред. К.Н. Корнилова была выпущена в свет «Психологическая хрестоматия», а в 1957 г. под ред. А.В. Петровского вышла «Хрестоматия по психологии» — учебное пособие для студентов пединститутов.

Издание хрестоматий на психологическом факультете МГУ стало важным событием в психологии. За десять лет вышло 15 хрестоматий, посвященных главным образом основным разделам современной психологии, а также ее недавней истории.

Структура упомянутых пособий включает введение, общую характеристику состояния изучения того или иного вопроса психологии, вступительные замечания к каждому разделу. Даются библиографические сведения об авторе, отмечаются его основные теоретические посылки. Центральное место занимают источники, небольшие — целиком, большие — в существенных извлечениях. Иногда хрестоматия снабжена обстоятельной статьей, в которой раскрываются и систематизируются основные проблемы той или иной темы, например в пособиях по истории психологии, психологии эмоций. В хрестоматии по ощущению и восприятию имеется небольшой словарь основных терминов. Композиция каждой книги, ее компоненты, как правило, отражают требования, предъявляемые к учебным пособиям.

Идеальная структура пособия-хрестоматии должна включать материал, многообразный

 

173

 

по научным подходам, аспектам раскрытия проблемы, но представленный так, чтобы он помогал найти путь к самостоятельному творческому решению научной проблемы. Поэтому подбор текстов должен быть идейно целенаправленным, раскрывать позиции составителей хрестоматии. Тогда она сможет служить делу основательного овладения богатством науки.

Студенту нужно многое разъяснить. Поэтому роль вступительных статей, предисловий и т.п. в хрестоматиях чрезвычайно велика. Таким требованиям отвечают вступительные статьи большинства хрестоматий.

Первое пособие по истории психологии имеет хорошо разработанный научный аппарат. Составители этого пособия стремились по возможности находить небольшие, но завершенные идейно источники, избегать фрагментарности, чтобы читатель не путался в догадках, что же было интересного в тех местах, которые опущены. Дж. Уотсон представлен целостными произведениями — «Психология с точки зрения бихевиориста», статьей «Бихевиоризм» из первого издания БСЭ, З. Фрейд — завершенным циклом лекций «О психоанализе» и др. Представляются удачными развернутые и довольно обширные биобиблиографические справки о психологах 10— 30-х гг. XX столетия, справки, которые непросто найти в специальных словарях, энциклопедиях, и т.п.

Многие из текстов второго пособия по истории психологии впервые опубликованы на русском языке. Эта хрестоматия содержит материал, который можно использовать для идеологической борьбы на современном этапе. В этой связи во вступительной статье специально подчеркивается интерес к марксистской теории в зарубежной психологии середины XX в. В пособии упоминается важнейшее направление — историческая психология И. Мейерсона и его школа. В разделе, посвященном Ф. Мальриё, содержится ссылка на исходное произведение И. Мейерсона, однако соответствующий текст не представлен в данной хрестоматии. Речь идет не просто об одном из направлений в зарубежной психологии. В нем разрабатываются проблемы, все больше становящиеся предметом пристального внимания советских психологов. Следует полагать, что историческая психология и ряд других направлений и школ зарубежной психологии XX в. будут отражены в новых сборниках текстов по истории психологии.

Хрестоматия по психологии мышления отличается удачным подбором научного материала. Читатель не будет огорчен, если встретит в ней тексты, выходящие за рамки психологии мышления, освещающие психологию речи, творчества, «самосознания мыслителя» и даже посвященные проблеме научных революций. (По этим смежным областям психологии мышления хрестоматий еще нет, хотя существуют монографии.) Вместе с тем читатель заинтересован в том, чтобы подбор материала способствовал самостоятельному выявлению специфики мышления в отличие от интуиции и фантазии, хотя они специально в данной хрестоматии не представлены. Между тем специфику мышления, как и специфику интуиции и фантазии, удобно раскрывать в их сопоставлении. Вот почему необходимой будет хрестоматия, посвященная нерационализированным формам психического. Известно, что в самом мышлении они как «моменты» обязательно присутствуют. В этом отношении очень знаменательна статья Л. де Бройля «Роль любопытства, игр, воображения и интуиции в научном исследовании» (Л. де Бройль. По тропам науки. М., 1962), которая могла бы украсить эту хрестоматию.

В пособии по эмоциям подобраны тексты, которые знакомят читателя с классическими исследованиями, начиная с XVII в. Составители искали хрестоматийный материал не только в психологической литературе, но и в трудах по философии, в произведениях писателей-мыслителей. Переведенные фрагменты из зарубежной литературы по психологии эмоций вместе с раритетами на русском языке дают учащимся в целом достаточно полное представление о характере разработки данной проблемы в европейской психологической науке.

К сожалению, не нашли места в данной хрестоматии классические работы по психологии эмоций Ч. Дарвина, Т. Рибо, К.Д. Ушинского (идеи последнего об эмоциях (чувствах) как исходной ячейке психологического анализа, которые выражают строй не только отдельной мысли, но и всего человеческого существа), И.М. Сеченова, И.П. Павлова, И.А. Сикорского и других. Правда, этот недостаток компенсируют хорошо составленный список литературы и предисловие, написанное В.К. Вилюнасом. Автор показывает, как изучались условия возникновения эмоций, соотношение их с процессами познания, взаимосвязь с процессами мотивации, рассматривает функции эмоций, их физиологические механизмы, уделяет внимание теориям классификации. Он подводит учащихся к мысли, что современные теории эмоций

 

174

 

с разных сторон отражают эмоциональный феномен.

Выделение во вступительной статье трех принципиальных подходов в теоретическом освещении эмоций — ситуационного, мотивационного и действенного — вызывает у читателя ожидание, что будет выпущен дополнительный том, содержащий материалы о закономерностях выражения эмоций (от телесных изменений до мимических характеристик и поступков). Статья развертывает перед читателями объективную картину исторического изучения эмоций, показывает целесообразные подходы к построению их общей психологической теории.

В хрестоматии «Современная зарубежная социальная психология» справедливо отмечается, что буржуазная социальная психология с ее крайним сциентизмом, культом математических процедур подавляет интерес к содержательной стороне исследования, переоценивает значение лабораторного эксперимента, представленного главным источником получения достоверного знания. В этом пособии дан целенаправленный анализ принципов «научного» исследования в неопозитивизме — верификации, операционализма. Убедительно показано, что буржуазная социальная психология осталась в стороне от решения больших научных проблем, выполняя определенный социальный заказ. В этой хрестоматии представлены тексты из работ американских и западноевропейских авторов, взгляды которых подвергаются тщательному разбору в книге Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской «Современная социальная психология на Западе» (М.: Изд-во МГУ, 1978). Структура сборника соответствует структуре читаемого курса. Перед каждым разделом составители дают краткую справку — критический обзор направления, что особенно необходимо для читателей, не специализирующихся по этой отрасли.

Психология внимания представлена двумя хрестоматиями — «Нейрофизиологические механизмы внимания» и «Хрестоматия по вниманию». Первая из них освещает и смежные психологические проблемы — бодрствование, сон, ожидание, сознание, практически всю психику, и даже в значительной мере восполняет отсутствие хрестоматии по проблеме мозгового субстрата психической деятельности. Читателю импонирует хрестоматия по вниманию, выполненная под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. Составители подчеркивают прежде всего учебное значение этой книги. Она содержит тексты тех первоисточников, которые обозначают собой переломные точки в истории психологии внимания или наиболее выпукло представляют ее основные современные направления.

При всем преимуществе хрестоматий, их большой возможности представлять источники присущая им фрагментарность имеет обратную сторону. Фрагмент иногда «зависает в воздухе», так что трудно понять его подлинный смысл, вырванный из контекста. Читатель хочет почувствовать пафос всего произведения, иметь представление о его полной структуре, тех разделах, которые не вошли в хрестоматию. Следует поэтому давать общую характеристику, оценку труда, из которой берутся фрагменты.

В таком большом и практически новом деле кое-где встречаются недочеты, которые, однако, не снижают высокой оценки всего многотомного издания. Составители «Хрестоматии по возрастной и педагогической психологии» стремились подобрать материал так, чтобы он выглядел весьма современно. Однако, чтоб не потерять психологический колорит эпохи, можно было бы больше подчеркнуть рефлексологическое направление. В его рамках было сделано много. Кстати, И.А. Соколянский был рефлексологом, большое количество его работ опубликовано на Украине. Не упоминаются работы, выполненные под влиянием павловского учения о высшей нервной деятельности. Не представлено наследие Г.С. Костюка этого периода — крупного исследователя проблем возрастной и педагогической психологии. Мало работ, освещающих особенности возраста как такового — подросткового, юношеского и др. В хрестоматии по вниманию встречаются неточности в истолковании нюансов теории В. Вундта, в библиографической справке о Т. Рибо нет работ «Современная английская психология» (1881) и «Современная германская психология» (1895), где основательно представлены именно те вопросы, которые обсуждаются в краткой справке о его жизни, о вкладе в научную психологию.

В отличие от всех других уже вышедших хрестоматий, составители пособия «Нейрофизиологические механизмы внимания» не дают никаких сведений об авторах. В нем встречаются статьи узкоспециальные, нехрестоматийные, а также сугубо физиологического порядка. Узкопрофильная библиография в большом количестве представлена в приводимой литературе ко всей хрестоматии — более 400 названий; многие из них помещены в специальных журналах, и их поиск занял бы значительное

 

175

 

время у учащихся. Встречаются источники, изданные в Париже в 1911, в 20—30-х гг. за рубежом. Рекомендованная литература в значительной своей части предназначена не для учащихся, а для ученых, специализирующихся в том или ином вопросе; здесь фигурируют и зарубежные диссертации.

Знакомясь со вступительной статьей к пособию по психологии эмоций, читатель с самого начала ощущает ее исторический пафос и даже настраивается на ожидание близких и далеких исторических экскурсов. Узнав о значении выдвинутой П.К. Анохиным в начале 30-х гг. идеи саморегуляции поведения на основе сигналов об успешности протекания действия и т.д., читатель хотел бы получить информацию о том, что П.К. Анохин продолжил идею, которая имеет очень древние истоки. Она была сформулирована и Дж. Дьюи в статье, посвященной природе рефлекторного кольца (1896), и даже в очень далекой от нас по времени «Махабхарате», и т.д. Аналогичная ситуация в информационной теории бодрствования, сна, эмоций. В этом же пособии в библиографической справке А. Бергсон представлен только с «интуитивной» стороны, не отмечены его психологические идеи о творческой эволюции, психофизиологическом параллелизме и др. Нет указаний на его труды последних двадцати лет жизни. В справке о З. Фрейде не указаны работы 30-х гг., в частности его итоговое эссе «Неудовлетворенность культурой». Персоналия о К. Юнге фрагментарна, в библиографии нет его работ последних двух десятилетий.

В хрестоматиях встречаются неисправленные ошибки в названии книг, года издания, фамилии автора — преимущественно в иностранном тексте. В пособии, посвященном психологии индивидуальных различий, библиография к К. Леонгарду на немецком языке содержит шесть ошибок (с. 270), вместо «Хюбшер» напечатано «Хюбнер» (с. 199) и т.д. Датировка томов, посвященных И. Канту, в «Истории новой философии» К. Фишера также содержит ошибки.

Все, кому адресованы рецензируемые хрестоматии, ожидают дальнейших выпусков, которые будут посвящены психологии воображения, воли, творчества, интереса, сознания, подсознательного и др. психических качеств, а также учению о мозговом субстрате психических проявлений. Чтобы полнее и быстрее решить задачу обеспечения в первую очередь студентов-психологов необходимыми пособиями-хрестоматиями, можно было бы, используя опыт психологов МГУ, развернуть эту работу и в других университетских издательствах. Параллельно с изданием хрестоматий следовало бы начать выпуск психологических антологий, более полно представляющих первоисточники.

В опубликованных хрестоматиях отобраны материалы, относящиеся главным образом к изложению отдельных теоретических положений тех или иных авторов. В последующие подобные издания было бы весьма желательно включать конкретные данные, цифровые показатели, характеризующие личность и ее проявления, психические процессы и пр. Это позволило бы суммировать в каждой книге систему классических фактов, полученных в науке, и продвижение исследований в той или иной области психологии.

В заключение следовало бы сказать о художественном оформлении хрестоматий. Собранные все вместе, они мало свидетельствуют своим видом, что принадлежат одной серии. Смысловое назначение прямоугольника в верхней части обложки непонятно. Не весь набор хрестоматий, а лишь меньшая его часть имеет гриф Минвуза о допуске в качестве учебного пособия.

Завершая обсуждение 15 хрестоматий по психологии, можно с уверенностью сказать: в изучении сложных противоречий становления и современного состояния психологии все вышедшие пособия и те, которых ожидают студенты, специалисты и широкий круг читателей, помогут осмыслить настоящее положение и перспективы дальнейшего развития психологии.

 

*

 

Помимо публикуемой выше рецензии, редакция получила также отзыв на серию хрестоматий от Д.Ш. Парджанадзе (Тбилиси). В нем подчеркивается важность издания этих учебных пособий, дается высокая оценка работе составителей и редакторов хрестоматий Автор отзыва обращает внимание на необходимость скорейшего переиздания каждого тома (с учетом пожеланий, замечаний и требований времени) для совершенствования учебного процесса и воспитания новых поколений психологических кадров, указывая, в частности, на желательность включения в хрестоматию по памяти фундаментальной работы Ф. Бартлетта «Запоминание» (непереведенной и ставшей библиографической редкостью), в которой изложена его теория памяти и понятие схемы.