Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

170

 

ТЕОРИЯ АТРИБУЦИИ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Antaki С., Brewin С. (eds). Attributions and psychological change. L.: Academic Press, 1983. 250 p.

 

Монография, состоящая из работ американских и английских авторов, посвящена применению социально-психологической теории атрибуции в ряде областей практической психологии. В первой части сборника его редакторы дают краткий обзор истории исследований атрибуции и общих принципов приложения этой теории. Основная линия развития этой области, по их мнению, заключается в переходе от изучения того, как люди выносят суждения о причинах поведения, к исследованиям влияния этих каузальных суждений на последующее поведение. Именно в такой трактовке теория атрибуции приобретает прикладную направленность. Поскольку атрибуции существенно влияют на поведение, постольку их изменение является во многих случаях средством, а иногда и целью психотерапии. Заключая общую часть сборника, Р. Тотман в статье «Философские основы атрибутивной терапии» ставит «больной» вопрос об истинности — ложности атрибуций, разбирая примеры терапевтической полезности заведомо ложных атрибуций. Однако мнение автора о невозможности эмпирической проверки истинности атрибуций оставляет чувство неудовлетворенности.

Вторая часть тома посвящена приложениям теории атрибуции в психотерапии, а третья — в общей медицине. Такое неожиданное членение обусловлено, видимо, заявками атрибутивной терапии на роль особого психотерапевтического метода. Вместе с тем авторы этой части книги признают, что эффективность атрибутивной терапии остается спорной, а область ее применения ограниченной. В результате акцент и здесь делается на исследовательских, а не собственно терапевтических приложениях теории атрибуции. В главе, написанной М.А. Лейден, формулируется задача терапии атрибутивных стилей; их два: экстернализация неудачи — интернализация успеха и, наоборот, интернализация неудачи — экстернализация успеха. Разработан опросник для их измерения, обсуждается их связь с самоуважением, тревогой и другими характеристиками личности. Излагается экспериментальная программа переделки атрибутивного стиля в психотерапевтических целях. В содержательной главе Ж. Сонн и Д. Янова ставится вопрос о значении атрибуций для закрепления динамики состояния в катамнезе. Пусть в процессе психотерапии достигнуто позитивное изменение; от чего зависит, будет ли оно стабильным или исчезнет, как только ситуация клиента изменится вследствие окончания терапии? Ответ авторов, подкрепленный опытом их работы по теории ожирения, таков. Стабильность успеха терапии зависит от его атрибуции клиентом: если позитивное изменение приписывается им его собственным усилиям, оно «выживет», если — воздействию терапевта, оно исчезнет. К. Петерсон дал обзор попыток моделирования депрессивных состояний на основе экспериментов с «заученной беспомощностью» и положений теории атрибуции. Обсуждая эти хорошо известные модели, автор пытается интегрировать их с некоторыми ориентированными на терапию концепциями депрессии, в особенности выделяя здесь идеи А. Бека.

В той части монографии, которая посвящена приложениям теории атрибуции в медицине, выделяется работа К. Бревина об атрибутивных аспектах производственного травматизма. В теоретическом плане интересно проводимое автором различение понятий каузальной ответственности и моральной виновности. Специально обсуждаются терапевтические аспекты самообвинения.

 

171

 

В отличие от предшествующих исследований в этой области, вывод которых состоял в дезадаптирующей роли самообвинений, автор показывает необходимость дифференцировать этот тип атрибуции по параметру стабильности — нестабильности: если стабильные атрибуции безусловно вредны, то нестабильные (например, объяснение травмы собственной ошибкой) позитивно влияют на исход лечения. В работе Ф.Н. Уаттса анализируется значение атрибуций в общемедицинской практике. Обсуждаются атрибутивные аспекты лечения ипохондрических пациентов, больных астмой и диабетом, терапии с помощью аппарата «искусственная почка». А.Е. Ридинг рассматривает в этом ключе проблемы психологической работы с пациентами, страдающими хроническими болями.

Применению атрибутивных концепций в педагогической теории и практике посвящена последняя часть монографии. Она открывается обзором Д. Барталя, освещающим влияние поведения учителей на атрибуции учеников. Эта проблема серьезно исследуется в рамках наиболее дифференцированной модели атрибуции, разработанной Б. Вейнером и описывающей атрибутивные компоненты поведения, направленного на достижения. Дальнейший анализ и уточнение модели атрибуции достижений позволил автору следующей главы — Дж. М.Г. Вильямсу учитывать субъективную ценность поведения. Тезис автора заключается в том, что для поведения важны не столько сами атрибуции предшествующего успеха или неудачи, сколько те изменения, которые эти атрибуции вызвали в воспринимаемой трудности и ценности решения задачи.

В работе Л.А. Чейни и Д.Б. Бугенталь подводятся итоги атрибутивного анализа поведения гиперактивных детей Авторы пытаются предложить оптимальную стратегию психологической работы с такими детьми, описываемую ими в атрибутивных терминах. Ими показано, что некоторые методы психотерапии гиперактивности эффективно влияют на атрибуции детей; любопытно, что большие успехи в работе с такими детьми наблюдались у взрослых с интеральным локусом контроля. Наконец, К.Г. Роджерс обсуждает методические и практические вопросы применения теоретико-атрибутивных построений в педагогике.

Данная монография, которая иллюстрирует продуктивность вовлечения теории атрибуции в самые разные области практической психологии, является актуальным изданием.

 

А. М. Эткинд

Ленинград