Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

169

 

КОРОТКО О КНИГАХ

 

УБЕЖДЕНИЕ. ВОЗДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА НА ЧЕЛОВЕКА

 

Grac J. Persuazia. Oyplivnovanie človeka človekom. Bratislava: Osveta, 1985. 386 s.

 

Монография известного чехословацкого психолога доцента Братиславского университета Яна Граца «Убеждение. Воздействие человека на человека» подводит итог многолетней работы автора над проблемами психологии убеждения. Книга состоит из трех частей: общей, специальной и прикладной.

 Первая часть (гл. IIV) посвящена характеристике психологического воздействия. Здесь рассматриваются вопросы теории и практики убеждения. Автор справедливо отмечает, что незнание сущности, специфических особенностей убеждения нередко ведет как к сужению, так и к расширению объема этого понятия (например, разъяснение следует отличать от убеждения). Я. Грац рассматривает убеждение как процесс, состояние и качество личности, но к сожалению, недостаточно подробно раскрывает эти характеристики. Много внимания уделено анализу рациональной, эмоциональной и мотивационной сторон убеждения. Основным средством убеждения справедливо считается речь, с помощью которой убеждающий кодирует информацию, а убеждаемый декодирует ее. Поэтому интересно более подробно проанализировать процессы кодирования и декодирования информации. Обоснованно признавая большое значение убеждения, автор монографии не считает его всемогущим способом психологического воздействия, выступая, таким образом, против теории «манипулирования личностью» (Б. Скинер и другие).

Специальная часть монографии (гл. VVIII) начинается с анализа участников процесса убеждения: убеждающего и убеждаемого. Думается, что методологически более верным было бы рассматривать их во взаимоотношении друг с другом. Значительное внимание уделяется такой характеристике личности, как убедительность; от нее зависит эффективность воздействия. Убедительность связывается с тремя характеристиками: искренностью, привлекательностью и силой воздействия; другие важные характеристики: авторитет убеждающего у убеждаемых, отношение к содержанию убеждения, уверенность убеждающего в достижении поставленной цели и др. оказались опущенными. Убеждаемость трактуется как предрасположенность поддаваться убеждению. Она зависит от общительности, эгоцентричности, интеллигентности, возраста, пола и других особенностей человека. К сожалению, не нашел отражения вопрос о защитных механизмах личности, в том числе о предубежденности. В отдельной главе этой части книги обсуждается проблема интенциональности воздействия, т. е. направленности убеждения на определенную цель; выделяется четыре вида такой направленности. VI глава отведена факторам убеждения. Здесь речь идет о тезисе и аргументе, о форме их выражения, об их непротиворечивости. Делается попытка объяснить влияние одного аргумента на другой. К сожалению, автор работы рассматривает участников процесса убеждения как изолированные существа, вне их связи с социальным окружением, которое в большой степени влияет на эффективность воздействия.

В прикладной части монографии описаны

 

170

 

способы, приемы и методики психологического воздействия, в частности методика представления аргументов, методика так называемых вопросительных способов убеждения, методика положительных ответов, непрямого воздействия и др. Анализируется методика проведения самоубеждения.

В заключительной (XI) главе даются советы по применению методов психологического воздействия, приводятся результаты экспериментального обучения этим методам.

При обсуждении тех или иных положений Я. Грац опирается главным образом на собственные эксперименты. Их результаты, приведенные в книге, выделены рамками. Вместе с тем широко использованы данные исследований, выполненных другими, в том числе советскими авторами. Книга хорошо иллюстрирована схемами.

Монография Я. Граца вносит существенный вклад в разработку теоретических и практических проблем психологического воздействия.

 

В.Н. Куликов

Иваново