Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

159

 

МЕТОДИКА ИЗМЕРЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДИСТАНЦИИ

 

А.Н. АНДРЕЕВ, М.О. МДИВАНИ, Ю.Я. РЫЖОНКИН

 

Структура общения может быть представлена тремя ее взаимозависимыми сторонами коммуникативной, интерактивной и перцептивной [1], [3]. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами [2].

 

160

 

Существующие точки зрения на коммуникацию как на обмен информацией подразумевают, что прием и передача информации — единый, неразрывный процесс, являющийся единицей коммуникативного акта. На наш взгляд, для оценки качественной стороны общения необходимо расчленение единого коммуникативного акта на процессы приема и передачи информации, что позволит выяснить вклад в общение каждого из партнеров.

Несмотря на большое число методов исследования взаимоотношений в группе ([4], [5]), ощущается недостаток в средствах изучения процессов приема и передачи информации во время общения. Нашей задачей было найти и апробировать такой метод анализа неформальных коммуникаций, который позволял бы выяснить, кто из участников общения играет роль коммуникатора и реципиента.

Методика и обработка данных. Испытуемому предлагалось оценить каждого члена группы как партнера по общению при помощи «техники прямого шкалирования» [4]. В качестве тестового материала использовались две точки, расположенные на расстоянии 100 мм одна от другой, расстояние не сообщалось и не было предварительно проградуировано. Испытуемый должен был оценить интенсивность общения, проводя линию нужной ему длины от одной точки к другой. Такой прием дает возможность испытуемому установить «коммуникативную дистанцию» между собой и партнером, не перекодируя своего отношения в цифры и баллы. Для решения задачи расчленения коммуникативного акта на процессы приема и передачи информации испытуемому предлагалось дать два независимых графических ответа для каждого партнера, в первом случае оценивая коммуникацию с точки зрения коммуникатора, во втором — рецепиента.

Инструкция: 1. В жизни Вам постоянно приходится общаться друг с другом, обмениваясь информацией. При этом каждый из Вас испытывает потребность как высказаться самому, так и выслушать другого. Эти потребности выражены неодинаково, даже по отношению к одному и тому же человеку, тем более к разным людям. Перед Вами две точки. Представьте себе, что в левой точке находитесь Вы сами, а в правой — Ваш товарищ. Расстояние между точками символизирует исходную дистанцию между вами. У Вас возникло желание высказать свое мнение, свою точку зрения, оказать информационное влияние на партнера. Насколько Вы хотели бы «подойти», «приблизиться» для этого к нему? Выразите свое желание в виде отрезка определенной длины, проведя линию от себя к нему. Для этого поставьте карандаш (ручку) в левую точку и с удобной для Вас скоростью проведите отрезок прямой линии в сторону точки с указанием фамилии Вашего партнера, считая что чем длиннее линия, тем больше Вы заинтересованы в передаче ему информации.

2. Перед Вами те же две точки. Представьте себе, что Вы хотели бы выслушать мнение, точку зрения Вашего товарища. Насколько Вы хотели бы «подпустить», «приблизить» его к себе? Выразите свое желание в виде отрезка определенной длины, проводя линию от него к себе. Для этого поставьте карандаш в правую точку с указанием фамилии Вашего партнера и не спеша проведите отрезок прямой линии в сторону точки, обозначенной буквой «я», считая, что чем длиннее линия, тем больше Вы заинтересованы в получении информации.

Повторите эту процедуру для каждого члена Вашего коллектива.

Регистрируемые переменные для каждого испытуемого. Исходными величинами при расчете персональных, парных и групповых показателей являются: длина линии, проведенной от точки «я» к точке партнера (LK) и длина линии, проведенной от точки партнера к точке «я» (LP). Длина отрезков измеряется в миллиметрах, и подсчитываются следующие показатели:

1. Субъективная коммуникативная зона

 

LK + LP — 100

 

2. Сдвиг субъективной коммуникативной зоны относительно центра дистанции (LK LP)/2 может быть положительным в случае преобладания процессов передачи информации и отрицательным в случае преобладания процессов приема информации.

3. Средняя субъективная коммуникативная зона

 

 

где n — количество членов группы.

4. Средний сдвиг субъективной коммуникативной зоны

 

.

 

161

 

Регистрируемые переменные для каждой пары коммуникантов:

1. Реальная коммуникативная зона LK+L'P—100, где L'—длина линии, которую партнер провел от точки, обозначенной фамилией данного испытуемого, к точке «я».

2. Сдвиг реальной коммуникативной зоны (LK L'P)/2

Регистрируемые параметры для группы:

1. Средняя реальная коммуникативная зона в группе

 

2. Средний сдвиг реальной коммуникативной зоны в группе

 

 

Апробация методики проводилась на школьниках старших классов, студентах вуза и спортсменах ДЮСШ. В экспериментах приняли участие 150 человек. Анализ результатов позволил выделить три уровня описания коммуникативных процессов в группе.

Персональный уровень. Каждый испытуемый по отношению к остальным членам группы характеризуется величиной средней субъективной коммуникативной зоны и ее сдвигом относительно центра дистанции. Субъективная коммуникативная зона характеризует уровень информационной активности испытуемого как субъекта и объекта общения. Она может быть положительной или отрицательной в зависимости от величины показателей LK и LP. Если субъективная коммуникативная зона характеризует интенсивность информационной активности испытуемого безотносительно того, какую роль он выполняет в процессе общения, то сдвиг субъективной коммуникативной зоны указывает на соотношение процессов приема и передачи информации в информационном взаимодействии. Сдвиг коммуникативной зоны может служить показателем индивидуального коммуникативного баланса или оптимального уровня информационной активности, который предполагает «удовлетворение потребности как в получении определенного количества новой информации, так и потребности в том, чтобы передавать часть информации другим» [6; 213].

Межперсональный уровень. Величина реальной коммуникативной зоны характеризует степень интенсивности информационной активности двух взаимодействующих партнеров. Высокие значения реальной коммуникативной зоны говорят о том, что один партнер хочет получить от другого информацию, а другой согласен ее дать. Малые значения реальной коммуникативной зоны отражают обратную ситуацию между партнерами. Сдвиг реальной коммуникативной зоны указывает на уровень адекватности информационной активности между партнерами, один из которых выступает в роли лидера данного процесса, а другой — в роли ведомого. Степень взаимного принятия этих ролей со стороны участников общения образует структуру зависимости между ними по типу «лидер — ведомый» коммуникативного процесса.

Групповой уровень. Средние групповые значения реальной коммуникативной зоны и ее сдвига позволяют дать характеристику коммуникативных процессов в группе в целом. Если величина средней реальной коммуникативной зоны свидетельствует об уровне информационной активности членов группы, то ее сдвиг позволяет некоторым образом судить о сплоченности. Если преобладают процессы приема информации, это свидетельствует об открытости членов группы для информационных воздействий. Тем не менее такой группе не хватает лидирующего ядра. В обратном случае наблюдается разобщенность членов группы, влекущая за собой трудности в координации групповой активности. Очевидно, что единство группы должно выразиться в паритетности отношений при высокой интенсивности коммуникационных процессов.

Предложенный метод открывает новые перспективы в исследовании коммуникационной структуры малых групп. Относительно простая процедура исследования позволяет использовать данный метод в практической работе школьного психолога.

 

1. Андреева Г. М. Социальная психология М., 1980. С. 79—137.

2. Гибш Г., Форверг М. Введение в марксистскую социальную психологию. М., 1972. С. 240— 267.

3. Ломов Б. Ф. Общение как проблема в психологии // Методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1975. С. 124—136.

4. Методология и методы социальной психологии / Отв.ред. Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1977. С. 24—44; С. 126—136.

5. Морено Я. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. М., 1958. С. 41—82.

6. Парыгин В. Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971. 213 с.

 

Поступила в редакцию 4.XI 1985 г.