159
МЕТОДИКА ИЗМЕРЕНИЯ
КОММУНИКАТИВНОЙ ДИСТАНЦИИ
А.Н. АНДРЕЕВ, М.О. МДИВАНИ,
Ю.Я. РЫЖОНКИН
Структура общения может быть представлена тремя ее
взаимозависимыми сторонами коммуникативной, интерактивной и перцептивной [1],
[3]. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между
общающимися индивидами [2].
160
Существующие точки зрения на коммуникацию как на
обмен информацией подразумевают, что прием и передача информации — единый,
неразрывный процесс, являющийся единицей коммуникативного акта. На наш взгляд,
для оценки качественной стороны общения необходимо расчленение единого
коммуникативного акта на процессы приема и передачи информации, что позволит
выяснить вклад в общение каждого из партнеров.
Несмотря на большое число
методов исследования взаимоотношений в группе ([4], [5]), ощущается недостаток
в средствах изучения процессов приема и передачи информации во время общения.
Нашей задачей было найти и апробировать такой метод анализа неформальных
коммуникаций, который позволял бы выяснить, кто из участников общения играет
роль коммуникатора и реципиента.
Методика и обработка данных.
Испытуемому
предлагалось оценить каждого члена группы как партнера по общению при помощи
«техники прямого шкалирования» [4]. В качестве тестового материала использовались
две точки, расположенные на расстоянии 100 мм одна от другой, расстояние не
сообщалось и не было предварительно проградуировано. Испытуемый должен был
оценить интенсивность общения, проводя линию нужной ему длины от одной точки к
другой. Такой прием дает возможность испытуемому установить «коммуникативную
дистанцию» между собой и партнером, не перекодируя своего отношения в цифры и
баллы. Для решения задачи расчленения коммуникативного акта на процессы приема
и передачи информации испытуемому предлагалось дать два независимых графических
ответа для каждого партнера, в первом случае оценивая коммуникацию с точки
зрения коммуникатора, во втором — рецепиента.
Инструкция: 1. В жизни Вам постоянно
приходится общаться друг с другом, обмениваясь информацией. При этом каждый из
Вас испытывает потребность как высказаться самому, так и выслушать другого. Эти
потребности выражены неодинаково, даже по отношению к одному и тому же
человеку, тем более к разным людям. Перед Вами две точки. Представьте себе, что
в левой точке находитесь Вы сами, а в правой — Ваш товарищ. Расстояние между
точками символизирует исходную дистанцию между вами. У Вас возникло желание
высказать свое мнение, свою точку зрения, оказать информационное влияние на
партнера. Насколько Вы хотели бы «подойти», «приблизиться» для этого к нему?
Выразите свое желание в виде отрезка определенной длины, проведя линию от себя
к нему. Для этого поставьте карандаш (ручку) в левую точку и с удобной для Вас
скоростью проведите отрезок прямой линии в сторону точки с указанием фамилии
Вашего партнера, считая что чем длиннее линия, тем больше Вы заинтересованы в
передаче ему информации.
2. Перед Вами те же две
точки. Представьте себе, что Вы хотели бы выслушать мнение, точку зрения Вашего
товарища. Насколько Вы хотели бы «подпустить», «приблизить» его к себе?
Выразите свое желание в виде отрезка определенной длины, проводя линию от него
к себе. Для этого поставьте карандаш в правую точку с указанием фамилии Вашего
партнера и не спеша проведите отрезок прямой линии в сторону точки,
обозначенной буквой «я», считая, что чем длиннее линия, тем больше Вы
заинтересованы в получении информации.
Повторите эту процедуру для
каждого члена Вашего коллектива.
Регистрируемые переменные
для каждого испытуемого. Исходными величинами при расчете персональных, парных и групповых
показателей являются: длина линии, проведенной от точки «я» к точке партнера (LK) и длина линии, проведенной от точки партнера к точке «я» (LP). Длина отрезков измеряется в миллиметрах, и подсчитываются следующие
показатели:
1. Субъективная
коммуникативная зона
LK + LP — 100
2. Сдвиг субъективной
коммуникативной зоны относительно центра дистанции (LK — LP)/2 может
быть положительным в случае преобладания процессов передачи информации и
отрицательным в случае преобладания процессов приема информации.
3. Средняя субъективная
коммуникативная зона
где n — количество членов группы.
4. Средний сдвиг
субъективной коммуникативной зоны
.
161
Регистрируемые переменные
для каждой пары коммуникантов:
1. Реальная коммуникативная
зона LK+L'P—100,
где L'—длина линии, которую партнер провел от точки, обозначенной фамилией
данного испытуемого, к точке «я».
2. Сдвиг реальной
коммуникативной зоны (LK — L'P)/2
Регистрируемые параметры для
группы:
1. Средняя реальная
коммуникативная зона в группе
2. Средний сдвиг реальной
коммуникативной зоны в группе
Апробация методики
проводилась на школьниках старших классов, студентах вуза и спортсменах ДЮСШ. В
экспериментах приняли участие 150 человек. Анализ результатов позволил выделить
три уровня описания коммуникативных процессов в группе.
Персональный уровень. Каждый испытуемый по
отношению к остальным членам группы характеризуется величиной средней
субъективной коммуникативной зоны и ее сдвигом относительно центра дистанции.
Субъективная коммуникативная зона характеризует уровень информационной
активности испытуемого как субъекта и объекта общения. Она может быть
положительной или отрицательной в зависимости от величины показателей LK и LP. Если субъективная коммуникативная зона
характеризует интенсивность информационной активности испытуемого
безотносительно того, какую роль он выполняет в процессе общения, то сдвиг
субъективной коммуникативной зоны указывает на соотношение процессов приема и
передачи информации в информационном взаимодействии. Сдвиг коммуникативной зоны
может служить показателем индивидуального коммуникативного баланса или
оптимального уровня информационной активности, который предполагает
«удовлетворение потребности как в получении определенного количества новой
информации, так и потребности в том, чтобы передавать часть информации другим»
[6; 213].
Межперсональный уровень. Величина реальной
коммуникативной зоны характеризует степень интенсивности информационной
активности двух взаимодействующих партнеров. Высокие значения реальной
коммуникативной зоны говорят о том, что один партнер хочет получить от другого
информацию, а другой согласен ее дать. Малые значения реальной коммуникативной
зоны отражают обратную ситуацию между партнерами. Сдвиг реальной коммуникативной
зоны указывает на уровень адекватности информационной активности между
партнерами, один из которых выступает в роли лидера данного процесса, а другой
— в роли ведомого. Степень взаимного принятия этих ролей со стороны участников
общения образует структуру зависимости между ними по типу «лидер — ведомый»
коммуникативного процесса.
Групповой уровень. Средние групповые значения
реальной коммуникативной зоны и ее сдвига позволяют дать характеристику
коммуникативных процессов в группе в целом. Если величина средней реальной
коммуникативной зоны свидетельствует об уровне информационной активности членов
группы, то ее сдвиг позволяет некоторым образом судить о сплоченности. Если
преобладают процессы приема информации, это свидетельствует об открытости
членов группы для информационных воздействий. Тем не менее такой группе не
хватает лидирующего ядра. В обратном случае наблюдается разобщенность членов
группы, влекущая за собой трудности в координации групповой активности.
Очевидно, что единство группы должно выразиться в паритетности отношений при
высокой интенсивности коммуникационных процессов.
Предложенный метод открывает
новые перспективы в исследовании коммуникационной структуры малых групп.
Относительно простая процедура исследования позволяет использовать данный метод
в практической работе школьного психолога.
1. Андреева
Г. М. Социальная психология М., 1980. С. 79—137.
2. Гибш
Г., Форверг М. Введение в марксистскую социальную психологию. М., 1972. С.
240— 267.
3. Ломов
Б. Ф. Общение как проблема в психологии // Методологические проблемы
социальной психологии / Под
ред. Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1975. С. 124—136.
4.
Методология и методы социальной психологии / Отв.ред. Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1977. С. 24—44; С. 126—136.
5. Морено
Я. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. М., 1958. С.
41—82.
6. Парыгин
В. Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971. 213 с.
Поступила в редакцию 4.XI
1985 г.