156
ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ МЕТОДИКИ
ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Д.Б. БОГОЯВЛЕНСКАЯ, П.Т.
ТЮРИН
При всех достоинствах экспериментальных
психологических методик, использующих абстрактный материал, у методик,
построенных на материале профессиональной деятельности, есть определенное
преимущество: они снимают ряд трудностей по принятию экспериментальной задачи,
делают ее более естественной, упрощают вхождение в экспериментальную ситуацию.
Эти трудности особенно
возрастают при проведении психологического эксперимента на профессионалах
высокой квалификации. Поэтому, приступая к разработке методики исследования
интеллектуальной активности в изобразительной деятельности (на выборке,
состоящей из членов Союза художников СССР), необходимо было решить три задачи:
1) методика должна быть построена на «профессиональном» материале; 2) она
должна имитировать естественную деятельность: 3) методика должна отвечать
принципам «Креативного поля» (подробнее см. [1]).
Так как все воспринимаемое
зрительно имеет формоколористические характеристики,
то создание художественного образа неизменно требует установления связи между
цветом, формой и значением изображаемого художником. Соподчиненность цвета,
формы и содержания, взаимная обусловленность цвета и композиции, значимость и
выразительность цветовых форм, объемов и т.п.— это составляющие процесса
создания художественного образа.
Известно, что любой цвет
может быть охарактеризован с помощью трех основных характеристик: тона, чистоты
(или насыщенности), светлоты (или яркости). Чистота цвета как модельное понятие
может быть распространено и на область форм, в которой оно может фигурировать
как понятие чистота формы. В многообразии естественных и искусственных
форм может быть выделен условный эталонный ряд форм, выполняющих функции
спектральных форм. В этот эталонный ряд чистых форм нами были включены
следующие формы: квадрат, треугольник, круг, трапеция, эллипс, параллелограмм и
форма, напоминающая по своим очертаниям каплю. Сконструированный таким образом
эталонный ряд форм может быть соотнесен со спектральным рядом цветов, причем
без нарушения естественной последовательности цветов в цветовом спектре и без
нарушения видимой закономерности переходов одной формы эталонного ряда в
другую. Эти два ряда изменений (по цвету и форме) использовались нами как
основа для адекватного экспериментального материала.
Чтобы максимально снять
психологические трудности самой экспериментальной процедуры, эксперимент
проводится в виде игры. Вниманию испытуемого предъявляют детскую игру, которая
якобы была изобретена в Древнем Египте для успешного обучения детей жречества и
знати счету. Игра так и называлась «Определи число». Она состояла в том, что
детям предъявлялись карточки с изображением простых геометрических фигур. Каждая фигура означала разряд: квадрат — единицы, трапеция —
десятки, треугольник — сотни, капля — тысячи, круг — миллионы. На каждой
карточке располагалось разное число одинаковых фигур. Дети должны были как
можно быстрее определить то число, которое дают вместе предъявляемые им
карточки. Чтобы детям было интереснее, в целях привлечения их внимания к этому
занятию карточки делались цветными.
Итак, испытуемому
предлагалось в виде занятия для досуга проверить на себе: легко ли было ребенку
таким путем определить число. Экспериментатор выступал в качестве партнера для
испытуемого, который мог задать число для определения. Выигрывал тот, у кого
меньше ошибок. Игра длилась двадцать минут и происходила в течение пяти встреч
с испытуемым. В зависимости от отношения испытуемого к игре экспериментатор мог
намеренно проигрывать ему.
В нашей методике, получившей
условное название «Числа», карточки разных разрядов отличаются друг от друга как по форме, так и по цвету. Каждой
форме присвоен свой цвет: основным формам соответствуют основные цвета (синий, красный, желтый), а промежуточным формам — промежуточные (составные) цвета
(фиолетовый, оранжевый): квадрату — синий, трапеции — фиолетовый, треугольнику
— красный, капле — оранжевый, кругу — желтый. На каждый разряд приходится
по семь карточек. Числовому значению каждой карточки соответствует число фигур,
на ней помещенных. Форма фигур каждого разряда
157
меняется в соответствии со значением карточки — от
простой и определенной (чистой) — на карточках с наивысшим значением через пять
переходов, к менее определенным, вплоть до
бесформенной — на карточках с наименьшим значением. На рис. 1 дана схема
изменения формы разряда треугольник от чистой до
бесформенной, аморфной.
Рис. 1.
Цвет фигур каждого разряда
меняется аналогично: в соответствии со значением карточки — от чистого,
спектрального на карточках с наивысшими значениями через пять переходов, к менее насыщенным, менее чистым, вплоть до ахроматического
цвета на карточках с наименьшим значением.
Фигуры на всех карточках
одинаковой силы независимо от их разряда расположены на плоскости карточки в
соответствии с одной и той же композиционной схемой. На рис. 2 показаны
композиционные схемы для карточек разного значения — от 13 до 7 (звездочками
указаны места размещения фигур на карточке).
Рис. 2.
Так как формы фигур
модифицированы по степени определенности исходной формы разряда, то в целях
безошибочной идентификации его в левом верхнем и правом нижнем углах каждой
карточки помещены как индикаторы чистые формы соответствующего разряда
уменьшенного размера. На нескольких карточках, в целях контроля полноты анализа
испытуемым информативных признаков фигур, символы индикации не соответствуют
действительной принадлежности к данному разряду. Например, признаки формы и цвета
фигур указывают на то, что карточка относится к разряду трапеция, но на ней «фальш-метка», соответствующая разряду треугольник.
Принципы «Креативного поля» (отсутствие внешней и внутренней
стимуляции; отсутствие «потолка» в анализе; длительность, неодноразовость
исследования), как нами было показано [1], могут быть реализованы лишь в
принципиально новой модели эксперимента, имеющей как бы двухслойную структуру. Первый
поверхностный, внешний слой — это новая, но доступная для выполнения
деятельность (ряд однотипных задач), позволяющая человеку проявить себя
достаточно полно по различным интеллектуальным и
личностным характеристикам; второй — глубинный слой, замаскированный
внешним слоем и не очевидный для испытуемого. Это скрытая возможность
превращения экспериментальной ситуации из объекта заданной деятельности в
объект более углубленного анализа, отражающая присущий субъекту уровень
развития познавательной потребности.
Внешним слоем в методике
«Числа» выступает деятельность по определению числа. Оптимальным способом здесь
является композиционная схема. Глубинным слоем методики служит как бы не
существенная для выполнения требования взаимосвязь значений карточек и
переходов форм по степени определенности. Кроме того, глубинному слою
принадлежит закономерный характер последовательности трансформаций формы и
цвета фигур разрядов. Это, во-первых, по горизонтали — внутри
эталонных (чистых) синхронизированных рядов формы и цвета фигур: трапеция —
фиолетовый — есть промежуточное состояние между квадратом — синим и треугольником
— красным, и, в свою очередь, треугольник — красный — есть промежуточное
состояние между трапецией — фиолетовым и каплей — оранжевым, и т.д.
Во-вторых, по вертикали — внутри каждого разряда синхронные переходы цвета и
формы по степени определенности — от определенной формы спектрального цвета к
бесформенной форме ахроматического цвета.
Необходимо напомнить, что в
методиках «Креативного поля» глубинный слой задается
имплицитно. В данной же методике глубинный слой эксплицирован (различия в
формах и цвете заданы), и это может играть стимулирующую роль в наведении
испытуемых на поиск закономерностей в отмечаемых различиях. Эту отличительную
особенность методики, проявляющуюся в повышенном фоновом уровне ориентировки к
предметной стороне тестового материала, мы пытались нейтрализовать в самой
процедуре эксперимента, в данном случае указывая на многообразие графических
решений в древние времена, на типографские трудности в изготовлении карточек и
т.д.
Поведение испытуемых во
время игры
158
анализировалось на основе выявленной
экспериментатором иерархии приемов, используемых испытуемыми. Отдельно
фиксировались особенности ведения игры, затрачиваемое время, высказывания и
т.п.
В экспериментах по
разработанной методике приняли участие 135 человек1.
Из них 90 профессиональных художника и 45 человек других профессий (контрольная
группа). В ходе овладения игрой у испытуемых формировалась различная стратегия
ее ведения. Это отражает тот факт, что разными испытуемыми выделялись признаки
карточек разного уровня. Имея в виду исходные теоретические положения, лежащие
в основе методик «Креативного поля», это,
по-видимому, означает, что преграды, препятствующие раскрытию существенных
особенностей объектов деятельности, находятся в самом субъекте деятельности, в
уровне его интеллектуальной активности.
Особенности деятельности
испытуемых стимульно-продуктивного
уровня интеллектуальной активности (61 художник) заключаются в том, что в
эксперименте ими производится учет только тех данных, которые позволяют быстро
определить значения карточек. Поэтому они опираются на простейший тип связи.
Для их работы характерны следующие приемы: поэлементный подсчет числа фигур на
карточке, запоминание карточек, подсчет числа фигур группами. Пределом стимульно-продуктивного уровня интеллектуальной активности
становится нахождение связи между числом фигур на карточках и их композиционным
расположением, что является оптимальным алгоритмом определения числа. У этих
испытуемых остается невыявленной внутренняя
зависимость между значением карточки и изобразительными признаками фигур на
карточках — формы и цвета. Параметры «значение — форма», «значение — цвет»
остаются вне поля их зрения. Поведение испытуемых свидетельствует о том, что
они удовлетворяются любым найденным средством, позволяющим достигнуть
предусмотренного в заданной деятельности результата.
Для работы испытуемых эвристического типа интеллектуальной
активности (23 испытуемых) характерно то, что после овладения наиболее
оптимальным приемом определения числа по композиционной схеме они продолжают
анализ свойств карт и приходят к обнаружению совместной зависимости цвета и
формы фигур от числового значения карточки. Здесь возможны два варианта: 1)
когда отсутствуют указания на наличие закономерной связи цвета и форм разрядов,
2) обнаруживается закономерная связь между числовым значением карточек, числом
фигур на них и изменением цвета и форм фигур по степени определенности. Поиск и
анализ признаков у «эвристов» осуществляется
независимо от того, помогают ли обнаруживаемые особенности карточек определению
их значения или нет, деятельность испытуемых направлена на установление связи
различных признаков карточек с их значением: Но при этом отсутствуют глубокие
обобщения и постановка вопросов, ведущих к раскрытию существа структурных зависимостей.
По-видимому, этот своеобразный утилитаризм испытуемых эвристического типа и
является для них препятствием в выяснении тех оснований, на которых построено
предметное многообразие деятельности.
Креативный уровень интеллектуальной
активности испытуемых (6 человек) характеризуется следующими особенностями:
испытуемые в ходе игры перестают относиться к карточкам как к объектам игры,
карточки становятся для них изобразительными образами, в которых нечто
происходит с формой и цветом фигур. Испытуемые активно обсуждали обнаруживаемые
признаки карточек с профессиональной позиции художника, обсуждая особенности их
цветового строя, анализировали характеристики рисунков, различные аспекты
взаимодействия форм, причем рассуждения сопровождали указанием на особенности
данного экспериментального материала и ссылкой на свой художественный опыт. В
целом для испытуемых креативного типа характерна
глубокая вовлеченность в исследование того нового, что они обнаружили во время
игры. Обнаруженная ими система взаимосвязи цвета, формы и количества фигур на
карточках — это вполне самостоятельная формоколористическая
система, которая может быть обозначена числом. Связь изменений формы и цвета с
количеством фигур на карточке — это те структурные зависимости, которые так или
иначе работают на определение числа, что и делает указанные взаимосвязи ситуативно
прагматическими, укладывающимися в задачу эксперимента. Выход испытуемых
на креативный уровень интеллектуальной активности
однозначно констатируется тогда, когда от изучения зависимостей «цвет — форма —
число» они переходят к изучению зависимостей, не имеющих отношения только к
определению числа. Например, «основная форма — основной цвет» и т.д., «основная
159
цветовая форма окружена переходными цветовыми
формами» и т.д. Раскрытие перечисленных особенностей экспериментального
материала и активная работа с ним, как правило, сопровождается творческим
продуцированием вариантов методики, такие испытуемые становятся как бы ее со-творцами.
Параллельно экспериментам с
методикой «Числа» для определения ее диагностических возможностей
использовалась основная методика «Креативного поля»
(«Цилиндрические шахматы»), в работе с которой приняло
участие 69 испытуемых-художников и 45 испытуемых других профессий (остальные
испытуемые-художники (21 человек) от работы с методикой «Цилиндрические
шахматы» отказались).
Сравнительный анализ
результатов экспериментов по двум методикам («Числа» и «Цилиндрические
шахматы») показал, что в 69 экспериментах с испытуемыми-художниками
(согласившихся на участие в эксперименте по обоим
методикам) отмечается совпадение в 63 случаях — 91,3 % и 43 совпадения в
контрольной группе — 95,2 %. Это означает высокую степень корреляции в
распределении по уровням интеллектуальной активности результатов использования
основной методики «Цилиндрические шахматы» и методики «Числа».
В шести случаях нами было
зафиксировано несовпадение результатов в определении уровней активности по двум
методикам у художников и в двух случаях в контрольной группе. По методике
«Числа» результаты выше в сравнении с результатами по «Цилиндрическим
шахматам». Небольшой процент расхождений результатов, очевидно, отражает то
обстоятельство, что нам не удалось полностью нейтрализовать стимулирующее
действие эксплицитно представленного изменения в цвете и форме
экспериментального материала. Однако в группе художников расхождение по
методикам несколько выше, чем в контрольной группе (различие статистически
недостоверно и требует подтверждения наметившейся тенденции на большей
выборке). Это, возможно, указывает на то, что для художников данный стимул
более значим. В проявлении повышенного внимания и интереса к нюансам цвета и
формы как профессионально обусловленных качеств открывается определенная
перспектива использования данной методики при исследовании художественных
способностей.
Первая апробация новой
методики подтвердила правомерность нашего замысла
поскольку нюансировка цвета и формы неизменно связана для художников с
профессионально значимым аспектом их деятельности, так как и относительная
простота предлагаемой в эксперименте игры, это, по видимому, способствует более
легкому принятию и вхождению в экспериментальную ситуацию, по отношению к
которой испытуемые-художники проявляют меньше предвзятой настороженности как к
лабораторному инструменту. Эксперименты по методике «Числа»
показали, что особенности методики, созданной с использованием элементов
деятельности непосредственно связанных с практикой художников, позволяют в
какой-то степени более рельефно увидеть специфическую фактуру, особенности функционирования
соответствующего уровня интеллектуальной активности при выполнении
деятельности, имеющей ту или иную профессиональную специфику.
Кроме прямого
инструментального и практического значения данная методика имеет и чисто
теоретическое значение, поскольку подтверждает наше утверждение, что метод «Креативного поля» как система принципов может быть
реализован в разных методиках на любом материале [1]. Вместе с тем созданная
методика позволяет, как мы видели, расширить цикл исследований надежности
методик «Креативного поля» в качестве
диагностических.
1. Богоявленская
Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. РГУ, 1983. 172
с.
Поступила в редакцию 4.XII
1985 г.