Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

156

 

ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Д.Б. БОГОЯВЛЕНСКАЯ, П.Т. ТЮРИН

 

При всех достоинствах экспериментальных психологических методик, использующих абстрактный материал, у методик, построенных на материале профессиональной деятельности, есть определенное преимущество: они снимают ряд трудностей по принятию экспериментальной задачи, делают ее более естественной, упрощают вхождение в экспериментальную ситуацию.

Эти трудности особенно возрастают при проведении психологического эксперимента на профессионалах высокой квалификации. Поэтому, приступая к разработке методики исследования интеллектуальной активности в изобразительной деятельности (на выборке, состоящей из членов Союза художников СССР), необходимо было решить три задачи: 1) методика должна быть построена на «профессиональном» материале; 2) она должна имитировать естественную деятельность: 3) методика должна отвечать принципам «Креативного поля» (подробнее см. [1]).

Так как все воспринимаемое зрительно имеет формоколористические характеристики, то создание художественного образа неизменно требует установления связи между цветом, формой и значением изображаемого художником. Соподчиненность цвета, формы и содержания, взаимная обусловленность цвета и композиции, значимость и выразительность цветовых форм, объемов и т.п.— это составляющие процесса создания художественного образа.

Известно, что любой цвет может быть охарактеризован с помощью трех основных характеристик: тона, чистоты (или насыщенности), светлоты (или яркости). Чистота цвета как модельное понятие может быть распространено и на область форм, в которой оно может фигурировать как понятие чистота формы. В многообразии естественных и искусственных форм может быть выделен условный эталонный ряд форм, выполняющих функции спектральных форм. В этот эталонный ряд чистых форм нами были включены следующие формы: квадрат, треугольник, круг, трапеция, эллипс, параллелограмм и форма, напоминающая по своим очертаниям каплю. Сконструированный таким образом эталонный ряд форм может быть соотнесен со спектральным рядом цветов, причем без нарушения естественной последовательности цветов в цветовом спектре и без нарушения видимой закономерности переходов одной формы эталонного ряда в другую. Эти два ряда изменений (по цвету и форме) использовались нами как основа для адекватного экспериментального материала.

Чтобы максимально снять психологические трудности самой экспериментальной процедуры, эксперимент проводится в виде игры. Вниманию испытуемого предъявляют детскую игру, которая якобы была изобретена в Древнем Египте для успешного обучения детей жречества и знати счету. Игра так и называлась «Определи число». Она состояла в том, что детям предъявлялись карточки с изображением простых геометрических фигур. Каждая фигура означала разряд: квадрат — единицы, трапеция — десятки, треугольник — сотни, капля — тысячи, круг — миллионы. На каждой карточке располагалось разное число одинаковых фигур. Дети должны были как можно быстрее определить то число, которое дают вместе предъявляемые им карточки. Чтобы детям было интереснее, в целях привлечения их внимания к этому занятию карточки делались цветными.

Итак, испытуемому предлагалось в виде занятия для досуга проверить на себе: легко ли было ребенку таким путем определить число. Экспериментатор выступал в качестве партнера для испытуемого, который мог задать число для определения. Выигрывал тот, у кого меньше ошибок. Игра длилась двадцать минут и происходила в течение пяти встреч с испытуемым. В зависимости от отношения испытуемого к игре экспериментатор мог намеренно проигрывать ему.

В нашей методике, получившей условное название «Числа», карточки разных разрядов отличаются друг от друга как по форме, так и по цвету. Каждой форме присвоен свой цвет: основным формам соответствуют основные цвета (синий, красный, желтый), а промежуточным формам — промежуточные (составные) цвета (фиолетовый, оранжевый): квадрату — синий, трапеции — фиолетовый, треугольнику — красный, капле — оранжевый, кругу — желтый. На каждый разряд приходится по семь карточек. Числовому значению каждой карточки соответствует число фигур, на ней помещенных. Форма фигур каждого разряда

 

157

 

меняется в соответствии со значением карточки — от простой и определенной (чистой) — на карточках с наивысшим значением через пять переходов, к менее определенным, вплоть до бесформенной — на карточках с наименьшим значением. На рис. 1 дана схема изменения формы разряда треугольник от чистой до бесформенной, аморфной.

 

Рис. 1.

 

Цвет фигур каждого разряда меняется аналогично: в соответствии со значением карточки — от чистого, спектрального на карточках с наивысшими значениями через пять переходов, к менее насыщенным, менее чистым, вплоть до ахроматического цвета на карточках с наименьшим значением.

Фигуры на всех карточках одинаковой силы независимо от их разряда расположены на плоскости карточки в соответствии с одной и той же композиционной схемой. На рис. 2 показаны композиционные схемы для карточек разного значения — от 13 до 7 (звездочками указаны места размещения фигур на карточке).

 

Рис. 2.

 

Так как формы фигур модифицированы по степени определенности исходной формы разряда, то в целях безошибочной идентификации его в левом верхнем и правом нижнем углах каждой карточки помещены как индикаторы чистые формы соответствующего разряда уменьшенного размера. На нескольких карточках, в целях контроля полноты анализа испытуемым информативных признаков фигур, символы индикации не соответствуют действительной принадлежности к данному разряду. Например, признаки формы и цвета фигур указывают на то, что карточка относится к разряду трапеция, но на ней «фальш-метка», соответствующая разряду треугольник.

Принципы «Креативного поля» (отсутствие внешней и внутренней стимуляции; отсутствие «потолка» в анализе; длительность, неодноразовость исследования), как нами было показано [1], могут быть реализованы лишь в принципиально новой модели эксперимента, имеющей как бы двухслойную структуру. Первый поверхностный, внешний слой — это новая, но доступная для выполнения деятельность (ряд однотипных задач), позволяющая человеку проявить себя достаточно полно по различным интеллектуальным и личностным характеристикам; второй — глубинный слой, замаскированный внешним слоем и не очевидный для испытуемого. Это скрытая возможность превращения экспериментальной ситуации из объекта заданной деятельности в объект более углубленного анализа, отражающая присущий субъекту уровень развития познавательной потребности.

Внешним слоем в методике «Числа» выступает деятельность по определению числа. Оптимальным способом здесь является композиционная схема. Глубинным слоем методики служит как бы не существенная для выполнения требования взаимосвязь значений карточек и переходов форм по степени определенности. Кроме того, глубинному слою принадлежит закономерный характер последовательности трансформаций формы и цвета фигур разрядов. Это, во-первых, по горизонтали — внутри эталонных (чистых) синхронизированных рядов формы и цвета фигур: трапеция — фиолетовый — есть промежуточное состояние между квадратом — синим и треугольником — красным, и, в свою очередь, треугольник — красный — есть промежуточное состояние между трапецией — фиолетовым и каплей — оранжевым, и т.д. Во-вторых, по вертикали — внутри каждого разряда синхронные переходы цвета и формы по степени определенности — от определенной формы спектрального цвета к бесформенной форме ахроматического цвета.

Необходимо напомнить, что в методиках «Креативного поля» глубинный слой задается имплицитно. В данной же методике глубинный слой эксплицирован (различия в формах и цвете заданы), и это может играть стимулирующую роль в наведении испытуемых на поиск закономерностей в отмечаемых различиях. Эту отличительную особенность методики, проявляющуюся в повышенном фоновом уровне ориентировки к предметной стороне тестового материала, мы пытались нейтрализовать в самой процедуре эксперимента, в данном случае указывая на многообразие графических решений в древние времена, на типографские трудности в изготовлении карточек и т.д.

Поведение испытуемых во время игры

 

158

 

анализировалось на основе выявленной экспериментатором иерархии приемов, используемых испытуемыми. Отдельно фиксировались особенности ведения игры, затрачиваемое время, высказывания и т.п.

В экспериментах по разработанной методике приняли участие 135 человек1. Из них 90 профессиональных художника и 45 человек других профессий (контрольная группа). В ходе овладения игрой у испытуемых формировалась различная стратегия ее ведения. Это отражает тот факт, что разными испытуемыми выделялись признаки карточек разного уровня. Имея в виду исходные теоретические положения, лежащие в основе методик «Креативного поля», это, по-видимому, означает, что преграды, препятствующие раскрытию существенных особенностей объектов деятельности, находятся в самом субъекте деятельности, в уровне его интеллектуальной активности.

Особенности деятельности испытуемых стимульно-продуктивного уровня интеллектуальной активности (61 художник) заключаются в том, что в эксперименте ими производится учет только тех данных, которые позволяют быстро определить значения карточек. Поэтому они опираются на простейший тип связи. Для их работы характерны следующие приемы: поэлементный подсчет числа фигур на карточке, запоминание карточек, подсчет числа фигур группами. Пределом стимульно-продуктивного уровня интеллектуальной активности становится нахождение связи между числом фигур на карточках и их композиционным расположением, что является оптимальным алгоритмом определения числа. У этих испытуемых остается невыявленной внутренняя зависимость между значением карточки и изобразительными признаками фигур на карточках — формы и цвета. Параметры «значение — форма», «значение — цвет» остаются вне поля их зрения. Поведение испытуемых свидетельствует о том, что они удовлетворяются любым найденным средством, позволяющим достигнуть предусмотренного в заданной деятельности результата.

Для работы испытуемых эвристического типа интеллектуальной активности (23 испытуемых) характерно то, что после овладения наиболее оптимальным приемом определения числа по композиционной схеме они продолжают анализ свойств карт и приходят к обнаружению совместной зависимости цвета и формы фигур от числового значения карточки. Здесь возможны два варианта: 1) когда отсутствуют указания на наличие закономерной связи цвета и форм разрядов, 2) обнаруживается закономерная связь между числовым значением карточек, числом фигур на них и изменением цвета и форм фигур по степени определенности. Поиск и анализ признаков у «эвристов» осуществляется независимо от того, помогают ли обнаруживаемые особенности карточек определению их значения или нет, деятельность испытуемых направлена на установление связи различных признаков карточек с их значением: Но при этом отсутствуют глубокие обобщения и постановка вопросов, ведущих к раскрытию существа структурных зависимостей. По-видимому, этот своеобразный утилитаризм испытуемых эвристического типа и является для них препятствием в выяснении тех оснований, на которых построено предметное многообразие деятельности.

Креативный уровень интеллектуальной активности испытуемых (6 человек) характеризуется следующими особенностями: испытуемые в ходе игры перестают относиться к карточкам как к объектам игры, карточки становятся для них изобразительными образами, в которых нечто происходит с формой и цветом фигур. Испытуемые активно обсуждали обнаруживаемые признаки карточек с профессиональной позиции художника, обсуждая особенности их цветового строя, анализировали характеристики рисунков, различные аспекты взаимодействия форм, причем рассуждения сопровождали указанием на особенности данного экспериментального материала и ссылкой на свой художественный опыт. В целом для испытуемых креативного типа характерна глубокая вовлеченность в исследование того нового, что они обнаружили во время игры. Обнаруженная ими система взаимосвязи цвета, формы и количества фигур на карточках — это вполне самостоятельная формоколористическая система, которая может быть обозначена числом. Связь изменений формы и цвета с количеством фигур на карточке — это те структурные зависимости, которые так или иначе работают на определение числа, что и делает указанные взаимосвязи ситуативно прагматическими, укладывающимися в задачу эксперимента. Выход испытуемых на креативный уровень интеллектуальной активности однозначно констатируется тогда, когда от изучения зависимостей «цвет — форма — число» они переходят к изучению зависимостей, не имеющих отношения только к определению числа. Например, «основная форма — основной цвет» и т.д., «основная

 

159

 

цветовая форма окружена переходными цветовыми формами» и т.д. Раскрытие перечисленных особенностей экспериментального материала и активная работа с ним, как правило, сопровождается творческим продуцированием вариантов методики, такие испытуемые становятся как бы ее со-творцами.

Параллельно экспериментам с методикой «Числа» для определения ее диагностических возможностей использовалась основная методика «Креативного поля» («Цилиндрические шахматы»), в работе с которой приняло участие 69 испытуемых-художников и 45 испытуемых других профессий (остальные испытуемые-художники (21 человек) от работы с методикой «Цилиндрические шахматы» отказались).

Сравнительный анализ результатов экспериментов по двум методикам («Числа» и «Цилиндрические шахматы») показал, что в 69 экспериментах с испытуемыми-художниками (согласившихся на участие в эксперименте по обоим методикам) отмечается совпадение в 63 случаях — 91,3 % и 43 совпадения в контрольной группе — 95,2 %. Это означает высокую степень корреляции в распределении по уровням интеллектуальной активности результатов использования основной методики «Цилиндрические шахматы» и методики «Числа».

В шести случаях нами было зафиксировано несовпадение результатов в определении уровней активности по двум методикам у художников и в двух случаях в контрольной группе. По методике «Числа» результаты выше в сравнении с результатами по «Цилиндрическим шахматам». Небольшой процент расхождений результатов, очевидно, отражает то обстоятельство, что нам не удалось полностью нейтрализовать стимулирующее действие эксплицитно представленного изменения в цвете и форме экспериментального материала. Однако в группе художников расхождение по методикам несколько выше, чем в контрольной группе (различие статистически недостоверно и требует подтверждения наметившейся тенденции на большей выборке). Это, возможно, указывает на то, что для художников данный стимул более значим. В проявлении повышенного внимания и интереса к нюансам цвета и формы как профессионально обусловленных качеств открывается определенная перспектива использования данной методики при исследовании художественных способностей.

Первая апробация новой методики подтвердила правомерность нашего замысла поскольку нюансировка цвета и формы неизменно связана для художников с профессионально значимым аспектом их деятельности, так как и относительная простота предлагаемой в эксперименте игры, это, по видимому, способствует более легкому принятию и вхождению в экспериментальную ситуацию, по отношению к которой испытуемые-художники проявляют меньше предвзятой настороженности как к лабораторному инструменту. Эксперименты по методике «Числа» показали, что особенности методики, созданной с использованием элементов деятельности непосредственно связанных с практикой художников, позволяют в какой-то степени более рельефно увидеть специфическую фактуру, особенности функционирования соответствующего уровня интеллектуальной активности при выполнении деятельности, имеющей ту или иную профессиональную специфику.

Кроме прямого инструментального и практического значения данная методика имеет и чисто теоретическое значение, поскольку подтверждает наше утверждение, что метод «Креативного поля» как система принципов может быть реализован в разных методиках на любом материале [1]. Вместе с тем созданная методика позволяет, как мы видели, расширить цикл исследований надежности методик «Креативного поля» в качестве диагностических.

 

1. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. РГУ, 1983. 172 с.

 

Поступила в редакцию 4.XII 1985 г.



1 В исследовании применялись и другие модификации разработанной методики.