Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

128

 

В ПОМОЩЬ ПРАКТИЧЕСКОМУ ПСИХОЛОГУ

 

ДИАГНОСТИКА ВЗАИМОПОНИМАНИЯ В ЗНАЧИМЫХ ОТНОШЕНИЯХ

 

А. А. КРОНИК, Е. А. ХОРОШИЛОВА

 

Из миллионов случайных контактов между людьми лишь немногим суждено превратиться в прочные, жизненно необходимые отношения, которые, по словам С.Л. Рубинштейна, составляют основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. Такие отношения называют значимыми, а их участников — значимыми другими.

В данной статье будут описаны разработанные нами новые методические приемы, принципы диагностики и моделирования развивающихся значимых отношений. Эти приемы достаточно универсальны, и их можно использовать в работе даже с детьми младшего школьного возраста. Но мы ознакомимся с их возможностями на примере супружеских отношений — показательного примера переплетения жизненных путей вначале посторонних, а затем часто самых значимых друг для друга взрослых людей.

Предлагаемая методическая разработка основана на следующих теоретических положениях: 1) о двух уровнях существования межличностных отношений — реальном и желаемом, 2) о трех формах существования межличностных отношений — истинном, демонстрируемом и приписываемом, 3) о трех основных параметрах межличностных отношений — дистанции, валентности, позиции.

С разной степенью отчетливости эти положения используются во многих работах по социальной психологии и проблемам психологии семьи. Привычным стало выделение трех параметров значимых отношений [1], [6], [8], [13]—[16]. Популярным является параметр дистанции [9], особенно в исследованиях семьи, поскольку «потребность в близости — главная мотивация к формированию и упрочению супружеских отношений» [11; 71], [12]. Разделение отношений на реальные и желаемые является азбучным для психолога — тем более работающего с семьей. Особенно часто оно используется при анализе удовлетворенности супругов своими отношениями, а также выступает одним из основных в психотерапевтической практике [10], [11]. Положение о разных формах существования отношений отсутствует в явном виде в известных нам работах, хотя, по существу, оно является конкретизацией давней идеи о трех аспектах любых межличностных отношений (эмоциональном, поведенческом, когнитивном) [3], [4].

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА «ИНТРИГА»1

 

Данная методика разработана нами для оперативной диагностики особенностей

 

129

 

взаимопонимания в диаде, в частности в супружеской паре. Игра позволяет в течение 20—30 минут проследить динамику отношений (по их основным параметрам), для осуществления которой в действительности требовались часы, дни, месяцы, а может быть и годы. По итогам игры могут быть определены: степень удовлетворенности партнеров своими отношениями, доминирующие типы отношений, особенности взаимопонимания в паре. В консультативной и коррекционной работе с семьей «Интрига» может оказать существенную помощь в постановке психологического диагноза — определить характер объективных нарушений, источники неудовлетворенности отношениями. Участвовать в игре партнеры могут неоднократно, поэтому если в начале коррекционной работы «Интрига позволяет сформулировать диагноз и наметить цели, то по окончании работы — определить степень ее эффективности, увидеть, изменились ли отношения супругов. Методика имеет также психотерапевтическую нагрузку: партнеры выясняют свои отношения не только не ссорясь, но даже с доброй улыбкой. Далеко не все перечисленные возможности игры будут раскрыты ниже. В рамках статьи мы рассмотрим лишь вопросы, связанные с диагностикой особенностей взаимопонимания.

Комплект игры состоит из трех одинаковых папок: одна представляет собой игральное поле, а две принадлежат играющим. На внутренней стороне каждой папки расположены кармашки для карточек, обозначающих разные отношения. Всего имеется 360 цветных карточек размером 3×4 см, по 180 карточек для каждого игрока2. Имеются также 70 карточек с цифровыми обозначениями для подсчета результатов игры. Инструкция дается не перед началом, а по ходу самой игры в достаточно гибких формулировках, учитывающих те или иные особенности ее участников. Ниже дан текст инструкции и разобран пример игры одной из супружеских пар.

«Если Вы со своим товарищем или подругой, мужем или женой хотите узнать, насколько хорошо понимаете друг друга, предлагаем Вам психологическую игру. Для игры Вам понадобятся папки с карточками-символами различных отношений (рис. 1). Одни карточки обозначают отношения мужчины (темная фигурка) к женщине (светлая), другие — женщины к мужчине. Эти карточки — своеобразный язык отношений, которым Вы будете пользоваться в игре. Язык несложен:

1. Наклон левой фигурки показывает знак отношения к партнеру:

положительное отношение (симпатия), если левая фигурка наклонена к правой (g, d, a);

отрицательное отношение (антипатия), если левая фигурка наклонена в противоположную сторону (i, f, с);

нейтральное отношение, если левая фигурка стоит прямо (h, e, b).

2. Величина фигурок отражает мнение субъекта (левой фигурки) о позициях превосходства в общении:

собственное превосходство над партнером (доминирование, отношение свысока), если левая фигурка больше правой (i, h, g);

признание превосходства партнера над собой (подчиненность, отношение снизу вверх), если левая фигурка меньше правой (с, b, а);

отношения на равных, если обе фигурки одинаковы по величине (f, e, d). Каждая из девяти карточек фиксирует то или иное отношение к партнеру: с чувством собственного превосходства — отрицательное (i), нейтральное (h) или положительное (g); с чувством равенства — отрицательное (f), нейтральное (е) или положительное (d); с чувством превосходства партнера — отрицательное (с), нейтральное (b) или положительное (а).

Вы усвоили эти символы симпатий — антипатий, доминирований? Если «да» — дополним их третьим измерением.

3. Фигурки на карточках могут быть

 

130

 

ближе или дальше друг от друга в зависимости от психологической дистанции:

партнер оценивается близким, отношения с ним накоротке (фигурки почти соприкасаются);

партнер неблизок, отношение к нему отстраненное (фигурки далеки друг от друга).

 

Рис. 1. Расположение карточек для игры в папке каждого из партнеров

 

К примеру, симпатизировать партнеру, относиться к нему нейтрально или отрицательно, на равных или не на равных можно при любой дистанции: близкой (мы) или далекой (я, он). Разным дистанциям соответствует та или иная половина карточки: длинной дистанции — верхняя половина, короткой — нижняя. Далекие отношения обозначаются неподчеркнутой буквой (а, b, с...), близкие — подчеркнутой (а, b, с...)».

Вот и весь язык — репертуар отношений, необходимый участникам игры:

слева — кто (субъект отношения),

справа — к кому (партнер);

наклон левой фигурки — знак отношения к партнеру («—», «0», «+»);

размер левой фигурки — позиция в отношении (сверху, равенство, снизу);

расстояние между фигурками — дистанция (близкие или далекие отношения).

В одном кармашке 10 одинаковых карточек, каждая из которых имеет лицевую и оборотную сторону. На лицевой стороне изображены различные типы отношений: в комплекте мужа все карточки имеют темную оборотную сторону, в комплекте жены — светлую. В игре можно использовать различные наборы карточек. Если участники — мужчина и женщина, используются карточки с изображением мужской фигурки слева и женской справа, а также карточки с женской фигуркой слева и мужской справа. Если играют мужчины — обе фигурки мужские, для женщин — обе женские.

 

131

 

«Итак, вы решили сыграть, у каждого из вас папка с одинаковыми наборами карточек (см. рис. 1). Решите, за кем первый ход. Кто первым хотел бы выразить свое отношение к партнеру в данный момент?3(В описанном ниже примере первый ход решил сделать мужчина).

Первый ход. Выберите одну карточку (с темной левой фигуркой), которая соответствует Вашему внутреннему чувству к партнеру4. Не показывайте ее никому, а положите в левый верхний кармашек игрального поля так, чтобы выбранное Вами изображение оказалось над кармашком, оборотной стороной карточки вверх.

Второй ход. Теперь Вы должны проявить свое чувство к партнеру — продемонстрировать то или иное отношение. Для этого выберите еще одну карточку с темной левой фигуркой. Эта карточка — демонстрация Вашего внешнего поведения с партнером. Она может быть той же, что и первая, а может и отличаться от нее, если демонстрируемое отношение не совпадает с реальным. Выбранную карточку положите рядом, справа от первой, лицевой стороной вверх — ведь это внешнее проявление Ваших чувств, Ваши слова, действия в адрес партнера, то, что Вы считаете возможным и необходимым ему выразить, и он, конечно же, должен их слышать и видеть».

После двух первых ходов игральное поле в нашем примере выглядело так:

 

Истинное отношение мужа к жене

Демонстрируемое отношение мужа к жене

 

Третий ход — в игру включается второй участник (в нашем примере — жена).

«Как Вы думаете, какую первую карточку выбрал Ваш партнер, какое отношение изображено на ее лицевой стороне? Совпадает оно с демонстрируемым или нет? Попробуйте догадаться о реальном отношении. Выберите одну из карточек с темной левой фигуркой — ту, которая соответствует, на Ваш взгляд, реальному отношению к Вам в данный момент. Не открывайте пока никому своих мыслей и положите карточку правее двух предыдущих так, чтобы выбранное Вами изображение оказалось над кармашком, оборотной стороной карточки вверх».

 

Истинное отношение мужа к жене

Демонстрируемое отношение мужа к жене

Приписываемое женой отношение к ней со стороны мужа

 

Следующие — четвертый и пятый ходы — ответные. «Какими чувствами откликнулось женское сердце на подобное отношение? Теплотой или прохладой, высокомерием или кротостью, отстраненной или более короткой дистанцией? Выберите наиболее подходящую карточку со светлой левой фигуркой — это будет Ваше истинное реальное отношение, Ваш встречный внутренний отклик на поведение партнера и свои мысли о его отношении. Положите выбранную карточку, не показывая партнеру изображения на ней, в первый слева кармашек второй строки».

 

132

 

 

 

Ответное истинное отношение жены к мужу

 

 

 

«Выберите также карточку (со светлой левой фигуркой), которая помогла бы Вам выразить свое отношение к мужу. Она должна соответствовать Вашему внешнему поведению, демонстрируемому отношению к партнеру. Эта карточка-демонстрация может быть той же, что и истинное отношение, но может отличаться от Вашего реального чувства».

После пятого хода игровое поле стало следующим:

 

 

Истинное отношение жены к мужу

Демонстрируемое отношение жены к мужу

 

 

Шестой ход. «Вновь слово за мужчиной. Попробуйте отгадать, к чему привело Ваше поведение в игре, какой реальный отклик вызвало оно в душе Вашей партнерши, какие истинные чувства скрываются за тем, что она продемонстрировала? Соответствующую карточку (левая фигурка — светлая) положите во второй строке справа от ее карточки, спрятав лицевую сторону»:

 

Истинное отношение жены к мужу

Демонстрируемое отношение жены к мужу

Приписываемое мужем отношение к нему со стороны жены

 

«Интересно узнать, кто оказался точнее? Подождите до конца игры: осталось заполнить еще 6 подобных строк, четверть партии уже позади».

Седьмой и восьмой ходы — ответные чувства мужчины. «Выберите две карточки, одна из которых соответствует Вашему внутреннему ответному чувству, а вторая — Вашей демонстрации. Положите их в третью строку».

Девятым ходом женщина вновь отгадывает чувства мужчины. Десятым и одиннадцатым — обозначает свои ответные чувства. И так далее... Игра продолжается до тех пор, пока не будут заполнены минимум восемь строк5 игрового поля.

Игра закончена. На левой половине игрового поля — восемь строк по три карточки в каждой. В первом столбце изображения скрыты, это внутренние чувства партнеров друг к другу. Второй столбец наглядно показывает, в каких внешних формах проявляются эти чувства. Третий — содержит неизвестную пока информацию о том, как отражаются чувства в представлениях партнеров. Отношения остаются все еще не выясненными.

«Согласны ли вы «открыть карты», узнать, какие мысли и чувства таятся на их лицевой стороне? Что ж, давайте

 

133

 

№ хода

Истинное отношение

Демонстрируе-мое отношение

Приписываемое отношение

 

Проница-тельность

Откровен-ность

Доверие

1-2-3

 

+3

+1

+1

4-5-6

 

+1

+1

+3

7-8-9

 

0

+3

0

10-11-12

 

-1

-1

+1

13-14-15

 

-1

+3

-1

16-17-18

 

+3

+2

+2

19-20-21

 

+1

+2

+2

22-23-24

 

+2

+3

+2

Счет (муж-жена)

5:3

9:5

2:8

 

 

Рис. 2. Расположение карточек сыгранной партии на игровом поле и их анализ

 

вместе посмотрим на картину ваших отношений (рис. 2):

Словно на книжной странице (слева направо и сверху вниз), в ней запечатлена последовательность ваших ходов: hhhе—е..., по которой легко восстановить реальную игру чувств, действий, мыслей. Чтобы вам легче ориентироваться в пока еще не привычной записи, проследим вместе ход за ходом и расставим акценты».

 

КОММЕНТАРИЙ К ПАРТИИ

 

В комментарии использованы представления о типологии значимых отношений, в соответствии с которыми можно выделить восемь основных типов: мы с Вами свои, мы с Вами чужие, мы с тобой свои, мы с тобой чужие, Вы мне свой, Вы мне чужой, ты мне свой, ты мне чужой. Терминами «свой», «чужой» обозначена валентность отношения, «Вы», «ты» — позиция, «мы» — близкая дистанция (подробнее см. [8]),

В начале игры муж искренне продемонстрировал позицию превосходства на несколько большей, чем в действительности,

 

134

 

дистанции (ход 1h—2h). Жена оказалась проницательной (3h) и приняла предложенный нейтрально-отдаленный стиль поведения, не согласившись лишь с превосходством мужа (4е—5е). Ее партнер был доверчив (6е), покладист — отказался от чувства собственного превосходства (7е — 8е), но убедить жену в своей искренности все же не смог — она осталась при своем мнении о неравенстве отношений (9h). Однако, оценив мнимую стойкость мужа и поддавшись чувству «мы свои...» (10d), ей захотелось его уважить (11b), возможно, в надежде на теплый отклик. Не тут-то было: думая, что все наоборот, что его «принизили» (12h), муж демонстративно занял «пьедестал отстраненности» (13h— 14h), с которого начал игру. После этого выяснение позиций (Вы или ты?) отошло на второй план. На новом витке отношения стали развиваться вокруг оси «свои — чужие» на более короткой дистанции («мы»).

Увидев прежнюю отстраненность мужа и приняв ее за проявление недовольства (15f), жена решила дополнить внешнее признание его достоинств искренним выражением своих близких и теплых чувств. «Мы с Вами свои» — таков был ключевой ход «Интриги» (16d—17а). Хотя партнер не принял на веру, что с ним «на Вы» (18d), но после такой явной демонстрации высокой значимости нелегко сохранить отстраненность. «Мы с тобой свои» — почувствовал, видимо, он (19g) и, предугадывая желания жены, отблагодарил ее привязанностью на равных (20d). Поскольку это случилось впервые, она не всему поверила (21е) и возвратилась к исходному, своему самому первому, нейтрально-близкому отношению (22е —23е). Что подумал муж — вы видите сами (24h).

Любой комментарий, наш в том числе, весьма приблизительно способен отразить все нюансы реального процесса. Только сами участники этого процесса способны услышать его истинное звучание. Партия, на примере которой мы познакомились с «Интригой», длилась 20 минут. Ее описание потребовало много слов. Ее герои не сказали друг другу ни слова, но, просмотрев внимательно последовательность своих чувств, действий, мыслей, воскликнули: «Теперь все понятно!».

Вместе с тем комментарий психолога крайне важен. Он позволяет осознать, что за разрозненными ходами скрыта определенная логика развития отношений; убедиться в том, что чувства, действия и мысли даже в игре не всегда совпадают друг с другом; обратить внимание партнеров на их типичные реакции в адрес друг друга. Проинтерпретировать партию можно попросить и самих игроков — это неплохой способ научиться лучше понимать смысл происходящего на игровом поле.

После комментария можно приступить к подсчету очков — в любой игре, как известно, кто-то оказывается более искусным. Счет определяется по трем компонентам взаимопонимания: по проницательности, откровенности, доверию. Определяется также суммарный балл — показатель уровня взаимопонимания партнеров.

 

ИЗМЕРЕНИЯ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ

 

Для ознакомления с правилами определения счета рассмотрим вначале, как вычисляется степень сходства любых двух карточек — символов отношений. Если они одинаковы, их сходство равно +3 баллам (+1 за дистанцию, +1 за валентность, +1 за позицию). Если по всем трем параметрам карточки противоположны, их сходство равно соответственно —3 баллам. Таким образом, показатель сходства карточек подсчитывается как сумма баллов по каждому из трех параметров.

Если дистанция на одной и другой карточке совпадает, начисляется + 1 очко, если дистанции разные — —1.

Сходство по валентности равняется:

+ 1 — за совпадение (положительное отношение — положительное, нейтральное — нейтральное, отрицательное — отрицательное);

— 1 — если валентность прямо противоположна (положительная — отрицательная, отрицательная — положительная);

0 — во всех остальных случаях, когда

 

135

 

нет ни полного совпадения, ни противоположности (положительное — нейтральное, нейтральное — положительное и т.д.).

Аналогично при сравнении позиций:

+ 1 — за полное их совпадение (сверху — сверху, на равных — на равных, снизу — снизу);

— 1 — если позиции прямо противоположны (снизу — сверху, сверху — снизу);

0 — в остальных случаях (сверху — на равных, на равных — снизу и т.д.).

Итак, степень сходства любых двух карточек может изменяться в диапазоне от —3 до +3 баллов. Как теперь узнать победителя нашего «межличностного многоборья»?

 

Проницательность

 

Указывает, насколько адекватно партнеры осознают чувства друг друга. Проницательность характеризует познающего с точки зрения его способности понять чувства партнера, а познаваемого — с точки зрения «прозрачности», доступности его чувств для понимания другим человеком.

1. Сравните первый ход игры (чувство одного партнера) с третьим (мысли другого). Как видим, жена отгадала чувства мужа по всем трем параметрам: дистанции, валентности, позиции. За это она получает +3 очка. Мужа эта ситуация характеризует как ясного, доступного для понимания жены.

2. Аналогично в каждой следующей строке партии сравните первый столбец с третьим и оцените степень их сходства.

3. Подсчитайте суммарный показатель сходства первого и третьего столбцов отдельно для четных строк — это будет проницательность начинавшего игру и (или) «прозрачность» чувств партнера.

4. Подсчитайте суммарный показатель сходства первого и третьего столбцов в нечетных строках — это проницательность второго игрока и(или) «прозрачность» первого. (Проницательнее оказался муж — 5:3 в его пользу; «прозрачнее» были чувства у жены — 5:3 в ее пользу.)

 

Откровенность

 

Сопоставление демонстрируемых отношений с истинными позволяет увидеть, насколько открыто, искренне выражают партнеры свои чувства. Здесь, как и в предыдущем случае, можно выделить два аспекта. В первом откровенность характеризует самого субъекта, его склонность к спонтанному выражению своих чувств; во втором — партнера, его способность вызвать на откровенность.

1. Сравните первый ход игры со вторым. Чувство и демонстрация различаются лишь дистанцией. Следовательно, за откровенность муж получает + 1: в проявлениях позиции и валентности он был искренен (+ 2), а короткую дистанцию скрыл (— 1). В этих же баллах можно оценить способность жены расположить мужа к бесхитростному выражению своего чувства.

2. Аналогичным образом в каждой следующей строке сравните первый столбец партии со вторым и оцените степень их сходства.

3. Подсчитайте суммарный показатель сходства первого и второго столбцов отдельно для нечетных строк — это будет откровенность начинавшего игру и(или) способность его партнера вызвать эту откровенность.

4. Подсчитайте суммарный показатель сходства первого и второго столбцов в четных строках — это откровенность второго игрока и(или) способность первого расположить к ней. (Муж оказался более откровенным — 9:5 в его пользу. А может быть, жена располагала к большей откровенности — 9:5 в ее пользу?)

 

Доверие

 

Эта составляющая взаимопонимания указывает, с одной стороны, на то, в какой мере партнеры доверчивы к внешним проявлениям чувств и убеждены в откровенности друг друга, а с другой стороны — насколько они сами способны внушить доверие к своему поведению, вызвать в партнере определенные мысли по поводу чувств, скрываемых за этим поведением.

 

136

 

1. Сравните второй ход игры (демонстрация) с третьим (мысли партнера). Их сходство оценивается в +1 балл. Жена, поверив позиции превосходства (+ 1) и нейтральному отношению (+1) мужа, оказалась недоверчива к дистанции (—1). Эта же ситуация, с точки зрения мужа, имеет другой оттенок: он внушил доверие к своей позиции и нейтралитету, но не смог убедить ее в своей отстраненности.

2. Аналогично в каждой следующей строке сравните второй столбец партии с третьим и оцените степень их сходства.

3. Подсчитайте суммарный показатель сходства второго и третьего столбцов отдельно для нечетных строк — это показатель способности внушить доверие партнеру со стороны начавшего игру и(или) показатель доверчивости партнера.

4. Подсчитайте суммарный показатель сходства второго и третьего столбцов в четных строках — это доверчивость начавшего игру и (или) способность внушить доверие его партнера. (Жене удалось существенно превзойти мужа в способности внушать доверие — счет 8:2 в ее пользу. Но зато муж в той же мере оказался доверчивее — счет 8:2 в его пользу.)

 

КТО ПОБЕДИТЕЛЬ?

 

Общая сумма баллов, которую набирает каждый участник игры, может быть понята двояко. Человека с высоким суммарным баллом по проницательности, способности внушить доверие и вызвать партнера на откровенность можно назвать «знатоком» отношений. Он легко распознает чувства партнера, предупреждает его мысли, умеет вызвать определенные действия в свой адрес. По этим критериям общий счет 20:12 в пользу жены (табл. 1).

 

Таблица 1

 

«Знаток» отношений

Он

Она

Проницательный

Вызывает на откровенность

Внушает доверие

5

5

2

3

9

8

Общая сумма баллов

12

20

 

Таблица 2

 

«Славный малый»

Он

Она

Ясный, «прозрачный»

Откровенный

Доверчивый

3

9

8

5

5

2

Общая сумма баллов

20

12

 

Но если один — «знаток», то его партнер одновременно доверчив, откровенен, ясен и доступен познанию, короче говоря — «славный малый». По этим критериям итог игры противоположный — 20:12 в пользу мужа (табл. 2).

Так кто же грамотнее строит отношения со значимыми для себя людьми: «знаток» или «славный малый»? Какой стиль значимого общения предпочтительнее, дает больше шансов сохранить это общение надолго? Кто из двух наших персонажей в конце концов более счастлив?

Не станем повторять хорошо известные многочисленные аргументы в пользу каждого из них. Диалог «знатока» со «славным малым» — это по существу вечный этический спор между всеведением и наивностью, рациональным и иррациональным началами в человеческих отношениях. Но, независимо от итогов этого спора, существует самое общее количество баллов, которое характеризует пару в целом. В партии из восьми строк (24 хода) каждый участник может получить от —36 до +36 очков. Чем больше очков набирает пара, тем выше взаимопонимание партнеров независимо от того, нравятся им их отношения или нет. В итоге победителями или побежденными оказываются оба, но для этого придется сыграть еще раз и определить, выше стал суммарный балл или ниже.

 

1. Борецкий М. И., Кроник А. А. Опыт анализа некоторых сторон социально-психологической атмосферы античной литературной басни // Вестн. древней истории. 1978 № 3. С. 157—168.

 

137

 

2. Кроник А. А. Методика экспериментального исследования взаимопонимания в диаде // Психол. журн. 1985. Т. 6. № 5.  С. 124—130.

3. Обозов Н. Н. Межличностные отношения. Л., 1979. 152 с.

4. Ольшанский В. Б. Межличностные отношения // Социальная психология: Краткий очерк / Под общ. ред. Г.П. Предвечного, Ю.А. Шерковина. М.: Политидат, 1975. С. 196—243.

5. Словарь литературоведческих терминов. М., 1974. 510 с.

6. Столин В. В. Самосознание личности. М., 1983. 286 с.

7. Толковый словарь русского языка. Т. 1. М., 1935. 1565 с.

8. Хорошилова Е. А. Феномен субъективной значимости другого человека: Автореф. канд. дис. М., 1984. 25 с.

9. Bogardus Е. 5. Social distance. Los Angeles, 1959. 104 P.

10. Eysenck H. J., James A., Wakefield J. Psychological factors as predictors of marital satisfaction // Adv. Behav. Res. Ther. 1981. V. 3. P 151 — 192

11. Feldman L. B. Marital conflict and marital intimacy: An integrative psychodynamic-behavioral-systemic model // Fam. Proc. 1979. V. 18. P. 69—78.

12. Ishizuka G. Causes of anxiety and depression in marriage // Psychiatric Annals. 1979. V 96. P. 23—35

13. Leary T. Interpersonal diagnosis of personality. N.Y.: Ronald, 1957. 518 p.

14. Mittleman B. The concurrent analysis of marital couples // Psychoanal. Quart. 1948. V. 17. P. 182—197.

15. Schlosberg H. Three dimensions of emotion // Psychol. Rev. 1954. V. 61. N 2. P. 81—88.

16. Wish M., Deutsch M. Kaplan S. Perceived dimensions of interpersonal relations // J. Pers. and Soc. Psychol. 1976. V. 33. N 4. P. 409—420.

 

Поступила в редакцию 9.VII 1985 г.



1 Название игры происходит от литературоведческого термина «интрига» — «завязка, основная ситуация драмы или романа, вокруг которой развивается действие» [7; 1220]. См. также: «Интрига» — (фр. intrigue от лат. intrico — запутываю) — способ организации действия в драматическом, реже эпическом произведении при помощи сложных перипетий. Интрига либо создается сознательными усилиями одной из противоборствующих сторон, либо возникает в результате случайного стечения обстоятельств. Она способствует развитию драматического действия, раскрытию характеров действующих лиц» [5; 109].

Сама игра развивает идеи анализа процесса взаимопонимания, изложенные в [2].

2 В оригинальном комплекте отношения мужчины к женщине символизируются фигурками зеленого цвета, а отношения женщины к мужчине — красного. По техническим причинам зеленый цвет (мужской) заменен в статье на черный, а красный цвет (женский) — на белый.

3 Могут быть разные варианты первого хода; отношение к партнеру в данный момент, в последнее время, в той или иной конкретной реальной ситуации, при первом знакомстве, отношение, произвольно заданное психологом, и т.п.

4 В дальнейшем мы будем часто называть это внутреннее чувство истинным отношением. Мы понимаем, конечно, что в ходе игры, как и в реальном общении, человек далеко не всегда осознает свои истинные чувства. Кроме того, он может сознательно, из осторожности маскировать их даже при условии, что карточка остается нераскрытой. Для того чтобы снять излишнюю осторожность, стимулировать раскованность, спонтанность, необходимо подчеркнуть в самом начале и напомнить по ходу игры, что это — игра и ее участники могут рисковать, лукавить — словом, играть.

5 Нет принципиальных ограничений на длину партии. Как и реальные отношения, символический обмен чувствами, мыслями и действиями может затянуться надолго. Вместе с тем опыт практической работы с «Интригой» показывает, что 8—10 строк (24—30 ходов) партий вполне достаточно для получения необходимого психологического материала.