Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

99

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

 

СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО КУРСУ «ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ»

 

М.И. НИКОЛЮКИНА

 

Задачей курса «Этика и психология семейной жизни» является не только передача некоторых знаний и умений учащимся, но и воздействие на их жизненные установки, на их отношение к проблемам пола, к проблемам семьи и брака. Введение курса «Этика и психология семейной жизни» в школьную программу было вызвано запросами практики, а практика требует не просто просветить школьников по тем или иным вопросам, но именно сформировать у них определенные установки на семейную жизнь. Это тесно связано с усвоением определенной системы ценностей, и поэтому мы полагаем, что задача воздействия на мировоззрение более важна, чем задача простого информирования о семейных отношениях.

Другую задачу этого курса мы видим в том, чтобы в процессе преподавания суметь оказать воздействие на процесс личностного становления школьников. Преподавание этики и психологии семейных отношений предполагает прежде всего усвоение этических норм в целом, что является одной из сторон процесса развития личности, который в 15—16 лет протекает особенно интенсивно, и поэтому именно здесь важно правильно организовать педагогическую работу.

Решение этих двух задач делает необходимым поиск специальных нетрадиционных методов преподавания курса «Этика и психология семейной жизни» в школе. К сожалению, в системе школьного образования проблема методов еще недостаточно остро поставлена. Если использование специальных методов обучения, допустим, физической культуре является чем-то естественным и очевидным, то в рассматриваемом курсе применяются традиционные средства, которые включаются в преподавание всех других дисциплин (лекция, беседа, задания с использованием литературы). Мы же полагаем, что по своим задачам данный курс требует специальной методики.

Семейные отношения и личностное становление — явления, существующие в системе общения, и поэтому эти методы должны воздействовать прежде всего на общение, т. е. быть социально-психологическими по своей природе. В данной работе мы хотим описать некоторые способы применения социально-психологических методов в педагогической работе, которые были использованы нами в процессе преподавания курса «Этика и психология семейной жизни» в средней школе № 9 Железнодорожного района Москвы.

Семейная жизнь начинается с выбора супруга, и поэтому проблема правильного выбора является одной из первых тем курса. Правильный выбор предполагает умение понимать потребности и систему ценностей других людей, а это возможно, только если индивид до некоторой степени осознал свою собственную систему потребностей. Поэтому преподавание принципов этики и психологии семейных отношений, с нашей точки зрения, целесообразно начинать с развития у индивида некоторых навыков самопознания. Именно так и

 

100

 

строится программа курса, принятая в настоящий момент [5]. Но самопознание — процесс, заданный прежде всего через других людей. Еще К. Маркс и Ф. Энгельс писали, что человек «сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку» [1; 62]. Впоследствии эта идея получила большое развитие в психологии. «Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она представляет собой для других»,— это утверждение Л.С. Выготского [3; 196] выражает основное направление развития советской теории личности. Поэтому в преподавании курса «Этика и психология семейной жизни» нужно использовать методы, которые ориентированы на то, чтобы помочь школьнику осознать сложившийся собственный стиль общения и то, каким его видят другие в процессе этого общения. Один из путей решения данной задачи — создавать на уроке такие условия, в которых ученик может получить адекватную обратную связь от одноклассников и проанализировать ее с максимальной пользой для себя. Для этих целей мы использовали различные игровые ситуации, где средством обратной связи выступали групповые оценки и суждения других об индивиде.

Но выбор супруга — это не единственная важная тема курса. Чтобы правильно представлять себе сущность предстоящей семейной жизни, необходимо знать возникающие здесь проблемы и трудности, владеть способами их преодоления. Для этого нужно, чтобы школьники научились ставить себя на место другого, входить в его роль. Один из способов развития этого навыка — использование ролевых игр, когда на уроке в игровой форме воспроизводятся типичные проблемные ситуации семейной жизни и школьникам предлагается в игре найти способы их разрешения. Таким образом, еще одним социально-психологическим методом, применение которого, с нашей точки зрения, целесообразно при чтении курса «Этика и психология семейной жизни», является метод ролевой игры.

Но здесь встает вопрос о профессиональной подготовке преподавателя этого курса. В идеальном варианте занятия должен вести профессиональный психолог, но в настоящее время школа не обеспечена такими кадрами, поэтому более реальным является сотрудничество психолога и учителя (например, в рамках специальной психологической службы при отделе народного образования). Однако в большинстве случаев учитель ведет занятия один, что часто приводит к формальному исполнению обязанностей. Это вызывает большие трудности, так как решение задач данного курса и применение социально-психологических методов требует специальной подготовки. Лучше всего, если эта подготовка получена в процессе профессионального обучения, но может быть достаточным и просто прослушанный курс по социальной психологии и использованию социально-психологических методов в практике преподавания.

Остановимся более подробно на описании техники применения социально-психологических методов.

 

1. МЕТОД ГРУППОВЫХ ОЦЕНОК (ГО)

 

А. В условиях сотрудничества учителя и психолога. При планировании урока выделяется тема занятия, в соответствии с которой выбирается основание для ГО. На предшествующем уроке все оценивают друг друга по этому основанию, и к занятию по данной теме для каждого учащегося выводится средняя оценка его всеми одноклассниками. Урок по теме начинается с того, что каждому ученику индивидуально сообщается средняя оценка его другими; каждый получает бланк, где она написана, а затем уже раскрываются основные понятия и обсуждаются основные проблемы данного урока.

Б. В условиях, когда учитель работает один. Также выделяется основная тема и выбирается основание для ГО. Урок по теме начинается с того, что все школьники рассаживаются по кругу

 

101

 

лицом друг к другу1. Каждый получает один бланк (чистый лист с написанной сверху фамилией одного из одноклассников, сидящих в кругу). На бланке ученик пишет свою оценку по данному основанию того одноклассника, фамилия которого написана сверху, и после этого, загнув бланк так, чтобы его запись не была видна, передает своему соседу. После того как все бланки обойдут один круг, учитель собирает их и отдает каждому бланк с его фамилией. Таким образом, ученик имеет возможность сам вывести среднюю оценку себя другими и оценить разброс суждений.

Что дает такая организация занятий? Во-первых, при правильном выборе основания для ГО каждый ученик начинает воспринимать последующее обсуждение проблемы не как некоторое абстрактное знание, а как уже отнесенное к себе лично. Это существенно повышает усвоение материала. Во-вторых, только через такое отнесение данного знания к самому себе возможна перестройка уже имеющихся жизненных установок и формирование новых. В-третьих, получение «обратной связи» от одноклассников ГО по данному основанию играет свою роль в процессе личностного становления, а при соблюдении определенных условий и специальной организации работы психолога в школе может выполнить и психокоррекционную задачу.

Однако при использовании этого метода должен быть соблюден ряд условий. Следует так организовать работу, чтобы максимально повысить адекватность ГО и не создавать ситуацию, травмирующую психику ученика. Для этого должна быть гарантирована полная анонимность оценок, каждый должен быть уверен, что никто не узнает ни того, как он оценил других, ни того, как другие оценили его. В инструкции можно указать, что получаемая обратная связь — это «личное дело каждого, повод для размышлений над самим собой», что задача проводимых перед лекционной частью урока практических занятий — «помочь лучше познать себя, увидеть себя глазами других людей, осознать какие-то новые проблемы своего бытия среди других» и т.д. Кроме того, можно напомнить, что чем серьезнее каждый отнесется к этой работе, тем более адекватную обратную связь получит он сам.

Следующим важным моментом является то, что в ходе занятий необходимо осуществлять специальные мероприятия, позволяющие снимать возможные травмирующие эффекты ГО, особенно если она носит негативный характер. Одним из таких мероприятий может стать специально включаемый в план урока и предлагаемый школьникам способ интерпретации полученного результата. Ученик обычно воспринимает результат как успех или неудачу, так как мнение одноклассников о себе в этом возрасте является значимым. Поэтому в поиске наиболее адекватного способа интерпретации можно опираться на данные, накопленные в рамках традиции исследований атрибуции успеха и неудачи [6; 552]. Наиболее эффективной интерпретацией является приписывание неудачам внутренних нестабильных причин (например, недостаток усилий), наименее эффективной — объяснение неудач внешними причинами или недостатком способностей (уровень трудности задачи и невезение). Иными словами, нужно так организовать последующее обсуждение темы, чтобы ученики сами склонились к мнению, что возможные неудачи в общении с другими — это не какой-то «приговор» для них, не нечто, данное независимо от их действий, а результат их конкретного поведения в группе, вполне подвластный изменению. При этом можно апеллировать к художественной литературе, к информации из прессы, к житейским историям — главное, чтобы с помощью ярких и живых примеров

 

102

 

убедить школьников в том, что в их силах добиться желаемых результатов.

 

II. ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ

 

а) «Ассоциации». Школьники садятся по кругу и, глядя друг на друга, записывают свои ассоциации, которые возникают у них по поводу сидящих напротив одноклассников. Техника проведения игры такая же, как и при использовании метода ГО без участия психолога.

Инструкция: «Мы предлагаем поиграть в игру «ассоциация». В данном случае ассоциация — это некоторое впечатление, которое возникает у Вас по поводу каждого из Ваших одноклассников. Это ни в коем случае не оценочное суждение (кто-то хороший — плохой), а именно впечатление (кто он). Таким впечатлением может быть некоторый цвет, образ, предмет, литературный персонаж и т.д. Пожалуйста, на каждом бланке запишите свою ассоциацию по поводу того одноклассника, фамилия которого написана сверху. Заполненный бланк загните так, чтобы не было видно Вашу запись, и передайте по кругу. Пожалуйста, помните, что речь идет не об оценке, а именно о впечатлении. Старайтесь записывать первую мысль, которая приходит Вам в голову. При этом будьте внимательны, так как чем серьезнее каждый отнесется к выполнению задания, тем более полезной для него самого будет эта игра. В конце игры Вы получите бланк с Вашей фамилией и сможете увидеть, какие ассоциации вызываете Вы сами у Ваших одноклассников.

б) «Дом». Методика проведения та же, но дается другая инструкция: «Мы предлагаем Вам поиграть в игру «Дом». Здесь понятие «дом» включает не только некоторую обстановку, но и членов семьи, которые могут в нем жить, и предметы обихода, и растения, и животных, которые могут в нем находиться. Пожалуйста, глядя на сидящих перед Вами одноклассников, подумайте, с кем или с чем в доме он для Вас ассоциируется...»

Подобных игровых ситуаций можно придумать много в зависимости от темы урока. Так, игру «ассоциация» можно дать как иллюстрацию к теме «Общение», игру «Дом» — к темам по семье. Мы полагаем, что использование подобных игр наиболее эффективно в начале курса. Самостоятельно придумывая игровые ситуации, учитель может использовать некоторые элементы социально-психологического тренинга общения (см. об этом 4), сюжеты из художественной литературы, собственную интуицию и опыт.

 

III. РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

 

Использование ролевых игр наиболее эффективно тогда, когда в курсе начинаются темы собственно семейных отношений. Их можно применять для того, чтобы попытаться научить школьников вставать в позицию партнера по общению, «входить в его роль» и видеть ситуацию его глазами. Особенно полезным это может быть при анализе семейных конфликтов. Так, например, рассматривая тему отношений детей и родителей, можно вместе с учениками выбрать трудную проблему, вызывающую конфликты, и предложить разыграть ее прямо на уроке, где одни будут играть роли родителей, а другие — детей. Потом можно предложить им поменяться ролями и, наконец, всем вместе обсудить ход игры и ролевые позиции всех участников. Таким образом можно рассматривать и другие, менее конфликтные проблемы, как, например, распределение семейного бюджета, ситуации знакомства, быта, досуга и т.д.

 

1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23.

2. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1980. 416 с.

3. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М., 1960. 500 с.

4. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982. 168 с.

5. Этика и психология семейной жизни: Пособие для учителя. М., 1984. 255 с.

6. Heckhausen H. Motivation und Handeln. Berlin, Heidelberg, N.Y.: Springer Vlg. 1980. 785 S.

 

Поступила в редакцию 5.V 1986 г.



1 При проведении занятий очень важным является пространственное расположение школьников. Социальные психологи еще в начале этого века исследовали влияние пространственного расположения на различные психические процессы, в том числе и на эффективность деятельности [2; 232], и показали его большую значимость. Поэтому и в данном курсе, с нашей точки зрения, можно использовать нетрадиционное расположение учеников, особенно учитывая нетрадиционность задач курса.