Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

182

 

 

3 августа 1986 г. на 85-м году жизни после тяжелой продолжительной болезни скончался один из старейших советских психологов и дефектологов, доктор психологических наук, профессор Иван Михайлович Соловьев.

И.М. Соловьев родился 2 июня 1902 г. в Пензе, в семье учителя. В 1925 г. он окончил Московский университет, а в 1929 г— аспирантуру под руководством проф. Л.С. Выготского.

Начиная с 1930 г. Иван Михайлович работал в Институте дефектологии и был одним из руководителей исследований в области психологии аномальных детей.

Опубликованное в 1935 г. исследование И.М. Соловьева о «психическом насыщении» и его особенностях у умственно отсталых детей заложило основы экспериментального подхода к изучению личности

 

183

 

аномальных детей. Исследования И.М. Соловьева и его сотрудников были посвящены также проблемам восприятия, памяти, мышления, речи и особенностям их развития у глухих и умственно отсталых детей (Вопросы психологии глухонемых и умственно отсталых детей, 1940; Вопросы воспитания и обучения глухонемых и умственно отсталых детей, 1941, и др.). Особую ценность среди работ этого времени представляет книга «Очерки психологии глухонемого ребенка» (1940, в соавт. с Л.В. Занковым), в которой систематически излагаются результаты собственных и зарубежных исследований в области психологии глухих.

В 30-е гг. Иван Михайлович осуществил обширное исследование процесса изменения представлений в зависимости от сходства и различия объектов (опубликовано в 1940 г.). Разработанная им оригинальная методика, изучение закономерностей уподобления и «подчеркивания» представлений существенно обогатили общую психологию и послужили теоретической основой многих исследований, выполненных в общей и специальной психологии.

И.М. Соловьев — участник Великой Отечественной войны. В 1941 г. он ушел добровольцем в народное ополчение. Отозванный в 1945 г. из рядов Советской Армии, И.М. Соловьев работал до 1947 г. в госпитале черепно-мозговых ранений. Результаты его исследований о патологическом изменении речевых представлений помогали находить пути восстановления речи у раненых бойцов Советской Армии.

С 1948 по 1970 г. Иван Михайлович руководил сектором по изучению психологии глухих детей, не прекращая при этом углубленных исследований в области психологии детей-олигофренов; позже работал старшим научным сотрудником и профессором-консультантом лаборатории сурдопсихологии. Вместе с другими сотрудниками им были подготовлены две книги, в которых разносторонне раскрыта сложная структура дефекта умственно отсталого ребенка, показаны возможности коррекции аномального психического развития в условиях специального обучения и воспитания (Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательных школ / Под ред. И.М. Соловьева, 1953; Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж.И. Шиф, 1965).

Значительный цикл работ И.М. Соловьева посвящен проблеме взаимодействия анализаторов при сенсорном поражении. Занимался он и разработкой общей теории узнавания объектов, выделяя в них общее, особенное и единичное и прослеживая, как совершается разноаспектное познание объектов.

Фундаментальное теоретическое значение имеет монография И.М. Соловьева «Познавательная деятельность нормальных и аномальных детей Сравнение и познание отношений» (1966). В ней раскрывается сложная динамика познания различий и сходства, его противоречивость; показаны особенности процесса познания в зависимости от общего уровня психического развития познающей личности. Выводимые закономерности основываются на обобщении многих принципов, установленных в общей, детской и специальной психологии.

В 1971 г. был опубликован коллективный труд «Психология глухих детей», обобщающий многолетние исследования И.М. Соловьева и руководимых им сотрудников. В последующие годы И.М. Соловьев продолжал исследования в области специальной психологии, обращая особое внимание на системность в развитии и функционировании всех психических процессов. Он установил многие новые зависимости, характеризующие развитие памяти у глухих и умственно отсталых детей. Даже будучи тяжело больным, Иван Михайлович продолжал исследования, не мысля своей жизни вне любимой науки.

Обобщая результаты собственных исследований, И.М. Соловьев подвергал критическому рассмотрению работы ряда зарубежных авторов (Адлера, Левина, При-брама и Галантера и др.). Он тщательно разрабатывал методологию своих исследований. В них он реализовал принципы развития психики по отношению к детям, имеющим то или иное нарушение; показал принципиальную роль воспитания и обучения в компенсаторном психическом развитии аномальных детей.

Являясь крупным ученым в области специальной психологии, И.М. Соловьев внес также вклад в сравнительное изучение психики нормальных и аномальных детей, охарактеризовал многие закономерности нормального психического развития. Работы И.М. Соловьева нашли широкий отклик среди научной психологической и дефектологической общественности в нашей стране и за рубежом. И.М. Соловьев награжден орденом Отечественной войны, многими медалями.

Светлая память о Иване Михайловиче Соловьеве, большом ученом, теоретике и экспериментаторе, сохранится у всех его коллег и учеников.