Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

181

 

 

16 июня 1986 г. скончалась заслуженный деятель науки РСФСР, действительный член АПН СССР, профессор, доктор психологических наук коммунист Татьяна Александровна Власова.

Т.А. Власова родилась в 1905 г. в Буинске ТатАССР в крестьянской семье и начала свою трудовую деятельность с 1922 г. учителем и воспитателем в школах. После окончания II МГУ она в 1929 г. была введена в состав комиссии по организации первого в стране научного центра по дефектологии — Экспериментально-дефектологического института Наркомпроса РСФСР, впоследствии ставшего Научно-исследовательским институтом дефектологии АПН СССР. С того времени жизнь Татьяны Александровны неразрывно связана с этим институтом, где она заведовала клинико-диагностическим отделением, была заместителем директора и директором. Научную работу она продолжала и когда с 1945 по 1963 г. находилась на ответственной партийной работе в аппарате ЦК КПСС.

Научная деятельность Т.А. Власовой всегда направлялась на решение наиболее острых и малоразработанных вопросов специальной психологии и дефектологии в целом. Ее трудам присущи глубина теоретического анализа и страстность в обсуждении научных вопросов, особо значимых для практики.

Исследования, проведенные Татьяной Александровной и осуществленные под ее руководством, психологически обосновывают дифференцированное обучение и воспитание аномальных детей.

В ее монографии «О влиянии нарушения слуха на развитие ребенка» раскрыты дифференциально-диагностические критерии, позволяющие отграничить внешне сходные проявления аномального развития у разных по своей природе и динамике развития детей-олигофренов и детей с рано возникшей тугоухостью при первичной сохранности интеллекта (последние неправомерно направлялись в школы для умственно отсталых детей). Результаты этого исследования имели важное значение для устранения недостатков в отборе детей и комплектовании вспомогательных школ, для обоснования нового типа школ для слабослышащих детей, который в дальнейшем получил полное развитие среди других специальных школ.

Изучение состава учащихся вспомогательных школ и систематически неуспевающих учеников младших классов массовой школы привели Т.А. Власову и коллектив ее сотрудников к разработке чрезвычайно актуальной проблемы об отграничении умственно отсталых детей от неуспевающих школьников с задержкой психического развития. Были установлены критерии диагностики задержки психического развития у детей, найдены специальные условия учебно-воспитательной работы, позволяющие преодолевать затруднения в обучении и давать этим детям, в отличие от умственно отсталых, восьмилетнее и среднее образование.

Весьма плодотворным является начатое под руководством Т.А. Власовой экспериментальное психолого-педагогическое и аудиологическое изучение состояния и возможностей развития остаточной слуховой функции у глухих детей. Его результаты стали важной предпосылкой к интенсификации развития глухих детей в процессе обучения, дающей возможность сокращения срока учебы в специальной школе и получения глухими среднего образования в рамках детской школы.

Много сил Татьяна Александровна отдала изучению закономерностей развития других категорий аномальных детей, например детей с нарушениями речи и зрения, что способствовало совершенствованию отбора учащихся и развитию сети специальных школ.

Т.А Власовой принадлежит заслуга организации исследований по научному обоснованию системы дошкольного воспитания и обучения аномальных детей, имеющего особо важное значение для ранней коррекции и компенсации дефектов.

Большой вклад Т.А. Власова внесла в проблему преодоления неуспеваемости учащихся массовой школы. Так, монография «Учителю о детях с отклонениями в развитии» (в соавт. с М.С. Певзнер), вышедшая двумя изданиями, вооружает учителя знаниями о различных видах нарушений в развитии детей, которыми обусловлены затруднения в учебе, и показывает пути индивидуального подхода к этим детям.

Т.А. Власова представляла дефектологию на международных конгрессах и конференциях по дефектологии и психологии и на всесоюзных съездах Общества психологов, где она неоднократно возглавляла работу специальных секций и тематических заседаний.

Возглавляемый Т.А. Власовой институт

 

182

 

в 1979 г. был удостоен ордена «Знак Почета».

Заслуги Т.А. Власовой отмечены орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, «Знак Почета», медалями. Она награждена медалями Крупской, Макаренко, Гогебашвили, значками Отличника народного просвещения ряда союзных республик; трижды ей присуждались премии Академии педагогических наук СССР.

Светлая память о Татьяне Александровне Власовой, талантливом ученом и организаторе, человеке большой душевной доброты, отзывчивости, преданности делу, навсегда сохранится в сердцах всех знавших ее.